Курсовая работа по дисциплине
«Теория и методика обучения физической культуре»
Выполнил студент группы 3.083.1.15
Скидан Вячеслав Николаевич ___________________________
подпись, дата
Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль: Физическая культура
Форма обучения: заочная
Научный руководитель: декан факультета физической культуры к.б.н. доцент Турыгин Сергей Павлович
__________________
подпись
__________________
оценка
«___» ____________ 20__ г.
Новосибирск 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…….…..……….…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫРАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫКАК ВАЖНЕЙШЕЕ КАЧЕСТВО, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИЕМОВ ИГРЫВ МИНИ-ФУТБОЛ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ13-14 ЛЕТ …………… …………………………………….……...….5
1.1. Быстрота как физическое качество…………………………………….…........5
1.2. Возрастные особенности юношей 13-14 лет.……………………...…….…….7
1.3. Развитие быстроты в футболе……...................................…………….......…11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ …………………21
2.1. Организация исследования……………………………………………....……21
2.2. Методы исследования……………………………………………………...….22
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…………26
3.1. Результаты и анализ исследования ……..…………………………................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………...……….……………………. 31
ВВЕДЕНИЕ
Высокий рост спортивных достижений и существенное омоложение современного спорта является характерными чертами современного мира.
В теории и практике накоплен определенный опыт физической подготовки обучающихся 13-14 лет. Но в связи с тем, что современное поколение детей имеет серьезные проблемы со здоровьем, ввиду большого количества времени проведенного за компьютером, а также из-за недостаточного физического развития, возникает проблемная ситуация, суть которой состоит в поиске и разработке новых технологий, обучения (методы, средства, способы).
Подготовка и воспитание обучающихся - это направленный и долгий процесс, результат которого определяется целым рядом факторов. Одним из важных факторов является формирование и развитие быстроты, поиск наиболее действенных и эффективных способов, средств, методов, с помощью которых за наименьший промежуток времени можно добиться наивысшего результата. На сегодняшний день актуальным является обнаружение и формирование взаимосвязи прироста отдельных качеств на фоне позитивного переноса в развитии одного качества на остальные.
В данной работе мы рассмотрим, развитие быстроты у обучающихся 13-14 лет во внеурочной деятельности по мини-футболу.
Выбор темы для рассмотрения и разработки не случаен, так как важнейшим фактором в мини-футболе, как и в любом другом спорте является такая способность как быстрота движений. На наш взгляд, невозможно добиться каких-либо спортивных достижений без развития быстроты и движений.
В настоящее время вопрос о подготовке обучающихся является одним из наиболее актуальных в построении внеурочной деятельности и от рационального решения вопроса будет зависеть процесс становления технического мастерства, уровень развития специальных физических качеств и дальнейший рост спортивно-технических результатов.
Объект исследования:уровень развития быстроты обучающихся 13-14 лет, занимающихся мини-футболом во внеурочной деятельности.
Предмет исследования:быстрота, как важнейшее качество, определяющее эффективность приемов игры в мини-футбол обучающихся 13-14 лет во внеурочной деятельности.
Цель исследования:экспериментально проверить развитиебыстроты при занятиях мини-футболом у обучающихся 13-14 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Определить особенности развития развитиебыстроты при занятиях мини-футболом у обучающихся 13-14 лет.
3. Дать анализ полученным результатам.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что занятия мини-футболом повлияют на развитие быстроты у обучающихся 13-14 лет, занимающихся мини-футболом.
1.1. Быстрота как физическое качество.
Для характеристики физических качеств у спортсмена, непосредственно определяющих его скоростные способности, использовался в основном обобщающий термин «быстрота». Быстрота - это комплекс морфофункциональных свойств человека, непосредственно определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательных реакций. [14]
В последние десятилетия все чаще стали употреблять термин «скоростные способности». Это объясняется тем, что исследования конкретных форм проявления быстроты обнаруживают их существенные различия. [33]
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. [11]
Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией.
Сложные двигательные реакции - реакция на движущийся объект (мяч) или реакция выбора, когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации (встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (футбол)). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте - это реакции «выбора». Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар по мячу), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений - это число движений в единицу времени.
В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физически качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее. [32]
Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах и т.д., а не элементарные формы ее проявления.
Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и Д-Р-[33]
На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют:
1. частота нервно-мышечной импульсации
2. скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления
3. темп чередования этих фаз
4. степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.
Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5-6с.
Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости. [20]
В играх есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств — быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.
Быстрота движений обуславливается в первую очередь соответствующей деятельностью коры головного мозга и подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц.
По Холодову Ж.К. быстрота определяется:
1. путем измерения скорости движения в ответ на определенный сигнал реакциометрами различной конструкции;
2. по количеству движений за установленное время незагруженной конечностью или туловищем в границах определенной амплитуды;
3. по времени преодоления установленного расстояния (например, бега на 20, 30 м);
4. по скорости выполнения однократного движения в сложном действии.
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:
1. состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека;
2. морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);
3. способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное.
С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз [28]:
1. возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;
2. передачи возбуждения в центральную нервную систему;
3. перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;
4. проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;
5. возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.
Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.
Показатели скорости в естественных условиях зависят от развиваемого ускорения, а оно определяется силой мышц, и массой тела, или его звеньев, длиной рычага, общей длиной тела и т.д.
Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа.
По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60— 88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%). [35]
Методы развития быстроты. В основе методики развития быстроты лежит повторность воздействия упражнений, выполняемых с околопредельной и предельной быстротой.
К основным методам развития быстроты относят:
1. - повторный метод;
2. - повторно-прогрессирующий
3. - игровой метод;
4. - соревновательный метод.
Повторный метод является основой в воспитании быстроты, поскольку любое упражнение на быстроту требует многократного повторения. Различают следующие разновидности повторного метода для развития быстроты:
1. повторное выполнение упражнений с околопредельной быстротой;
2. повторное выполнение упражнений с предельной быстротой;
3. повторное выполнение упражнений с быстротой, превышающей предельную (на день тренировки) в облегченных условиях;
4. повторное выполнение упражнений в условиях, затрудняющих проявление быстроты;
5. повторные упражнения, выполняемые в облегченных и затрудненных условиях в течение одного занятия.
Повторно-прогрессирующий метод заключается в последующем увеличении объема в серии повторений(20-30-40м).
Игровой и соревновательный применяются в виде различных эстафет, подвижных и спортивных игр.
В развитии быстроты двигательной реакции применяются следующие приемы:
1. выработка умения постоянно удерживать объект в поле зрения
2. практиковать постепенное повышение внезапности появления объекта
3. уменьшать дистанцию между занимающимся и объектом
4. повышать скорость движения объекта
5. вырабатывать умение предугадывать вероятное перемещение объекта
Требования при развитии быстроты:
1) Применяемое упражнение должно всегда выполняться с максимально возможной скоростью
2) Продолжительность упражнения должна быть такой, чтобы скорость к концу повторения не снижалась
3) Оптимальная продолжительность однократной нагрузки 8- 10 сек. Число повторений лимитируется началом снижения скорости, вызванным нарастающим утомлением.
4) Интервалы отдыха должны быть полными, повторить попытку без снижения скорости
5) В структуре одного занятия упражнения на развитие способностей целесообразно планировать в начале части после хорошей разминке.
6) В рамках недельного цикла скоростные тренировки должны проводиться не менее трех раз.
Мощная скоростная работа вызывает различные травмы (растяжения, разрывы связок). В связи с этим подобные нагрузки возможны только после общей и специальной разминки, включающие упражнения на гибкость. [14]
Следует отметить, что быстроту и скоростно-силовые качества необходимо развивать в фазе суперкомпенсации. Во время работы над развитием скоростных качеств, длительность интервалов отдыха должна определяться частотой сердечных сокращений — при ЧСС, равной 110-125 уд/мин, необходимо начинать выполнение следующего упражнения (повторения). Во время выполнения упражнений скоростной направленности (интенсивность 96-100%) ЧСС у спортсменов может достигать значительных величин — 170-180 уд/мин, а во время выполнения упражнений скоростно- силового характера (интенсивностью 95-100%) — до 160 уд/мин. [11]
Средства развития скоростных способностей. Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы:[32]
1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей.
2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей.
3. Упражнения сопряженного воздействия. В спортивной практике для развития быстроты отдельных движений применяются те же упражнения, что и для развития взрывной силы, но без отягощения или с таким отягощением, которое не снижает скорости движении. Кроме этого используются такие упражнения, которые выполняют с неполным размахом, с максимальной скоростью и с резкой остановкой движений, а также старты и спурты.
Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений, бег под уклон.
Развитие быстроты движений. Внешнее проявление быстроты движений выражается скоростью двигательных актов и всегда подкрепляется не только скоростными, но и другими способностями (силовыми, координационными, выносливостью и др.).
Основными средствами воспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью:
1) собственно скоростные упражнения;
2) общеподготовительные упражнения;
3) специально подготовительные упражнения.
Собственно скоростные упражнения характеризуются небольшой продолжительностью (до 15—20 с) и анаэробным элактатным энергообеспечением. Они выполняются с небольшой величиной внешних отягощений или при отсутствии их (так как внешние проявления максимумов силы и скорости связаны обратно пропорционально).
В качестве общеподготовительных упражнений наиболее широко в физическом воспитании и спорте используются спринтерские упражнения, прыжковые упражнения, игры с выраженными моментами ускорений (например, баскетбол по обычным и упрощенным правилам, мини-футбол и т.п.).
При выборе специально подготовительных упражнений с особой тщательностью следует соблюдать правила структурного подобия. В большинстве случаев они представляют собой «части» или целостные формы соревновательных упражнений, преобразованных таким образом, чтобы можно было превысить скорость по отношению к достигнутой соревновательной.
При использовании в целях воспитания быстроты движения специально подготовительных упражнений с отягощениями вес отягощения должны быть в пределах до 15—20% от максимума. Целостные формы соревновательных упражнений используются в качестве средств воспитания быстроты главным образом в видах спорта с ярко выраженными скоростными признаками (спринтерские виды). После достижения определенных успехов в развитии скоростных способностей дальнейшее улучшение результатов может и не проявиться, несмотря на систематичность занятий. Такая задержка в росте результатов определяется как «скоростной барьер». Причина этого явления кроется в образовании достаточно устойчивых условно- рефлекторных связей между техникой упражнения и проявляющимися при этом усилиями. Чтобы этого не случилось, необходимо включать в занятия упражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях, и использовать, следующие методические подходы и приемы[20]:
1. Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение.
Самый распространенный способ облегчения условий проявления быстроты в упражнениях, отягощенных весом спортивного снаряда или снаряжения, уменьшение величины отягощения, что позволяет выполнять движения с повышенной скоростью и в обычных условиях.
2. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений.
Скорость движений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнения движений с отягощениями (например, выпрыгивание с грузом перед прыжком в высоту, толчок утяжеленного ядра перед толчком обычного и т.п.). Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохранении двигательной установки и других следовых процессах, интенсифицирующих последующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться время движений, возрастать степень ускорений и мощность производимой работы.
3. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером- партнером и др.).