Семья художника Амедео Модильяни.




Амедео Модильяни. В чем уникальность художника.

Подпись Амедео Модильяни.

«Счастье – это ангел с печальным лицом» Амедео Модильяни.

Амедео Модильяни (Amedeo Clemente Modigliani) – представитель экспрессионизма, художник, биография которого сравнима с романом. Творчество великого творца, ничего не делавшего напоказ, невозможно уложить в рамки одного художественного направления, искусствоведы рассматривают творчество Модильяни отдельно от основных течений того времени. Этот непризнанный гений умер в страшной нищете, а сейчас за его картины на аукционах выкладывают целые состояния. Имя скандального художника, о котором один из коллег сказал, что «самобытный живописец был звездным мальчиком, и для него не существовала реальность», окутано легендами.

Вырос Амедео в Италии, там же он занимался изучением античного искусства и увлекся живописью. Рисованию он учился во флорентийской, а затем в венецианской академии художеств. Переехав в 1906 в столицу Франции, попал под влияние работ Пабло Пикассо, Тулуз-Лотрека, Поля Сезанна. Модильяни любил старых мастеров, прекрасно знал современную живопись, но кубизм, импрессионизм, футуризм и прочие «измы» не оказали на его творчество никакого влияния. Но в результате выработал собственный, уникальный стиль, отличительной чертой которого стал богатый, плотный цвет. Биография Амедео Модильяни (1884-1920) похожа на роман о классическом гении. Жизнь короткая, как вспышка. Ранняя смерть. Оглушительная посмертная слава, которая настигла его буквально в день похорон. Цена картин, которые художник оставлял в счёт уплаты за обед в кафе, в одночасье достигает десятков миллионов долларов! На двух аукционах «Сотбис» в 2010 году две картины Модильяни были проданы за 60,6 и 68,9 млн. долларов США, а в 2015 году «Лежащая обнажённая» была продана на аукционе «Кристис» за 170,4 млн. долларов США. Амедео Модильяни - один из самых дорогих художников мира. Аналитики даже ввели термин «синдром Модильяни», описывающий увеличение стоимости произведений того или иного автора в зависимости от сюжета, изображенного на картине. Хороший тон - увлекаться «непонятным» искусством. Такое искусство появляется там и тогда, где зритель с услужливой подачи масс-медиа готов принимать на веру любой артефакт. Это дорогой кайф принадлежности к преуспевающей замкнутой касте.

Семья художника Амедео Модильяни.

Амедео Модильяни был четвертым, самым красивым и самым любимым ребенком Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Благополучное еврейское семейство проживало в итальянском городке Ливорно близ Тосканы. Правда, к его рождению благополучной семья быть перестала. Амадео (дословно любимый богом) появился на свет Божий в тот момент, когда в родительский дом явились чиновники забирать описанное за долги имущество. Но по счастью в итальянских законах существовала странная статья, запрещавшая конфисковать кровать роженицы, поэтому домочадцы навалили на мать и дитя гору семейных пожитков. Мать увидела в этом событии дурное предзнаменование для новорожденного, и оказалась права, нужда и бедствия впоследствии ходили за Амадео по пятам всю его недолгую жизнь. Мальчик рос хрупким и болезненным. Мать в нем души не чаяла. А отец… Отец оказался слаб, и не сумел взять себя в руки и с новыми силами приняться за дело. Детей на ноги поставила сама Евгения – да-да, в те времена, когда женщине очень непросто было зарабатывать деньги, Евгении Гарсен это удалось. Она открыла частную школу, которая вскоре стала очень популярна. До конца жизни Модильяни с большим трепетом говорил о матери. А об отце – почти никогда не упоминал. Роль главного мужчины в его детстве выпала на долю деда по материнской линии. Он и привил мальчику любовь к искусству. У маленького Амедео – плеврит, затем брюшной тиф. По легенде, в горячечном бреду он без конца говорил об увиденных в музеях картинах и твердил, что хочет рисовать. Впрочем, по другим данным, рисованием он начал заниматься еще раньше, не в столь драматических обстоятельствах. Как бы то ни было, четырнадцати лет, оставив школу, он пошел учиться в художественную студию Гульельмо Микели. Амедео был любимым ребенком, и Евгения ведет подробный дневник, куда с рождения записывает все важное о жизни малыша Дэдо.
Не вполне ясно, в каком возрасте стал проявляться талант Амадео. Но когда ему исполнилось 11 лет, внимательная, чуткая и обожавшая сына Евгения записывает в дневнике: «Характер у мальчика всё ещё не сформировался и мне трудно сказать, что я о нём думаю. Он ведет себя как балованное дитя, но не скажешь, что он лишен ума и способностей. Нам придется подождать, чтобы увидеть, что же скрывается внутри этого кокона. Быть может, художник?». Амадео унаследовал не только красоту матери, но и ее неукротимую тягу к духовной свободе и творчеству. «Желание рисовать было огромным», пишет его мать в своем дневнике «он ничего не хочет знать, кроме живописи, занимается ее с утра до вечера каждый день, и его пылкая увлеченность удивляет и покоряет меня». Он получил блестящее домашнее образование и в последствии не раз поражал своих друзей эрудицией и свободным владением европейскими языками.

Здоровье художника было слабым, он постоянно болел и даже был две недели при смерти, перенеся тяжелейшую форму тифа, а в 1900 он заболевает чахоткой. Чтобы поправить его здоровье, мать увезла мальчика на зиму на юг. Рим, Неаполь, Капри – Модильяни делал наброски, писал и ухлестывал за девушками. Вернувшись, Модильяни подался во Флоренцию, где поступил в Свободную школу живописи обнаженной натуры, оттуда – в Венецианский Институт изящных искусств.

Творчество.

Амедео с ранней юности мнил себя художником — он немного учился живописи во Флоренции и Венеции, в Париж же приехал для того, чтобы познакомиться с новым искусством и, разумеется, стать знаменитым. Редко кто из начинающих художников был так уверен в своем таланте, как этот итальянский красавчик. Оказалось, что для того чтобы быть художником в Париже, надо не столько уметь рисовать, сколько быть способным вести совершенно особенную жизнь. Жалкий сарай из деревянных досок и листов жести — таким было первое жилище Амедео. Стены, завешанные рисунками и набросками, из мебели два найденных на улице плетеных кресла со сломанными ножками. Постелью служило брошенное в углу тряпье, столом перевернутый ящик. Амедео с энтузиазмом обустраивался в новой квартире, в конце концов главное, что он теперь в Париже, а совсем скоро станет знаменит и тогда подыщет себе что-нибудь поприличнее, а эту лачугу превратят в музей. Иногда ему приходилось даже ночевать на парижском вокзале Сен-Лазар. Современники всегда отмечали что Модильяни, даже в периоды самой непроглядной нищеты, сохранял привычки аристократа. Особенно всех удивляла редчайшая для той поры привычка - ежедневно мыться в тазу. С этим тазом он никогда не расставался, таская его с собой в бесконечных скитаниях из мастерской в мастерскую. Весной 1909 живописец переехал в ателье, расположенное на Монпарнасе. Впрочем, Монпарнас кишел такими же, как он, непризнанными гениями, съезжавшимися сюда со всего света. Условия жизни Модильяни были для Монпарнаса в общем-то обычными. Находящаяся неподалеку мастерская Пикассо, например, являла собой зрелище ненамного шикарнее. В Ливорно Амедео привык общаться с чистенькими благовоспитанными юношами из хороших семей, тут же пришлось водить знакомство с весьма странной публикой: парижская художественная богема состояла по большей части из алкаголиков, наркоманов, альфонсов, религиозных фанатиков всех направлений, каббалистов, мистиков и просто сумасшедших. Яростные споры об искусстве, начинавшиеся обыкновенно в мастерской Пикассо, переносились в знаменитое кафе «Ротонда», где энтузиазм спорщиков подогревался лошадиными дозами алкоголя и гашиша. Как-то в канун Рождества Модильяни нарядился Санта-Клаусом и у входа в кафе «Ротонда» бесплатно раздавал пастилки с гашишем. Не подозревая об наличии «секретной начинки», посетители кафе с удовольствием глотали их. Тем вечером опьяненная богема едва не разнесла «Ротонду»: представители высших творческих кругов Парижа били лампы, обливали потолок и стены виски.

Знаменитая «Ротонда», завсегдатаем которой был Амедео Модильяни.

Вначале он пил, чтобы преодолеть свою застенчивость. Позже – чтобы скрасить разочарование. У него было много приятелей, но вряд ли кого-то можно было назвать его другом. Многие из тех, с кем вместе они скитались по дешевым ночлежкам, стали богатыми и знаменитыми. Во время проживания в Париже Модильяни испытывал большие финансовые трудности: хотя его мать регулярно посылала ему деньги, их не хватало для выживания в Париже. Художнику приходилось часто менять квартиры. Иногда он даже оставлял свои произведения в квартирах, когда был вынужден уходить из очередного пристанища, так как не мог оплатить квартиру. Весной 1907 года Модильяни поселился в особняке, который сдавал молодым художникам доктор Поль Александр. Молодой врач стал первым покровителем Модильяни, их дружба продлилась семь лет. Александр покупал рисунки и картины Модильяни (в его коллекции оказались 25 живописных и 450 графических работ). В том же году состоялась первая выставка картин начинающего художника в «Осеннем салоне». Начиная с 1908 года, его выставки регулярно проходили с «Салоне независимых» (Основателями Общества Независимых художников были Альбер Дюбуа-Пилле, Одилон Редон, Жорж Сёра и Поль Синьяк. Начиная со времён Второй империи во Франции те художники, творчество которых не пользовалось поддержкой Королевской Академии живописи и скульптуры или которые выказывали политические взгляды, оппозиционные официальной власти, практически не имели возможности экспонировать свои работы и таким образом завоевать признание общества. Количество произведений искусства, отвергнутых Парижскими салонами, с каждым годом увеличивалось. В виде реакции на такое к себе отношение художники начали самоорганизовываться — так, что в 1884 году возникает Группа Независимых художников, получивших разрешение от официальных властей на проведение выставки, для которой парижская городская администрация должна была выделить помещение. В период с 15 мая по 15 июня 1884 на этой первой свободной выставке посетители смогли увидеть не менее 5 000 современных полотен более чем 400 художников. Объединение Общество Независимых художников, возникшее 29 июня 1884 года, не ставило перед собой задач оценки художественных произведений или присуждения наград за наиболее из них выдающиеся, рассчитывая на то, что публика сама по достоинству оценит увиденное. Начиная с 1920 года Салон Независимых получает для своих выставок парижский Большой дворец. Салон независимых художников существует как активно действующая организация до сих пор и регулярно организует различные выставки произведений искусства).

В 1914 году разразилась Первая мировая война. Модильяни, вопреки его желанию, не взяли на военную службу ввиду плохого здоровья, поэтому он провёл военные годы вместе с небольшой группой художников, оставшихся в Париже. Талант Модильяни-живописца наиболее полно раскрылся в жанре портрета. Художник никогда не брал заказов на написание своих портретов и изображал только хорошо знакомых ему людей, словно воссоздавая собственный образ модели. Часто ему приходилось расплачиваться своими работами за еду и выпивку, и трактирщики при этом считали, что кормят его даром, потому что кому эти странные рисунки и картины нужны… Успеха при жизни он не дождался, но были коллекционеры, которые чувствовали, что он создает нечто особенное. Среди его меценатов – Поль Александр, Поль Гийом, Леопольд Зборовский. Через Моисея Кислинга Амедео Модильяни познакомился с польским поэтом Леопольдом Зборовским, который вместе с женой Анной (Ханкой) взял художника под покровительство. «Збо» поселил подопечного в своей квартире, давал ему деньги на карманные расходы и оплачивал расходные материалы. По заказу Зборовского в период 1916—1917 годов были написаны около 30 полотен в жанре ню. Зборовскому даже удалось в декабре 1917 года в галерее Берты Вейль организовать выставку Модильяни. Продлилась она часа два, после чего полиция потребовала снять картины и закрыть выставку по причине ее непристойности. Наследие Модильяни составляют главным образом картины и эскизы, однако с 1909 по 1914 годы он занимался в основном скульптурами. Как на полотнах, так и в скульптуре, основным мотивом Модильяни являлся человек. Помимо этого, сохранились несколько пейзажей; натюрморты и картины жанрового характера не интересовали художника. Амедео Модильяни по праву считается певцом красоты обнажённого женского тела. Он одним из первых начал изображать ню более реалистично в эмоциональном плане. Именно это обстоятельство в своё время привело к молниеносному закрытию его первой персональной выставки в Париже. Обнажённая натура в творчестве Модильяни — это не абстрактные, рафинированные образы, а реальные портретные изображения. Техника и тёплая световая гамма в картинах Модильяни «оживляет» его полотна. Картины Амедео, выполненные в жанре ню, считаются жемчужиной его творческого наследия. В работах Модильяни сочетаются чистота и утонченность стиля, символизм и гуманизм, языческое чувство полноты жизни. Он жил и работал неистово, «творить как Бог, владеть, как король, работать как невольник» говорил он, заполняя свои тетради бесчисленными рисунками.

Личная жизнь.

При рассмотрении автопортрета Модильяни сложно сказать, был ли автор хорош собой. Но сохранившиеся фото подтверждают, что иначе и быть не могло. Никто не мог соперничать по части элегантности с неотразимым Амедео Модильяни. Фото художника, которые дошли до наших дней, как нельзя лучше передают его удивительную красоту и утонченность.

Амедео Модильяни.

Привлекательный мужчина пользовался вниманием дам, и его личная жизнь всегда была окутана романтическим флером. Несмотря на бедность, Модильяни был невероятно чистоплотен и элегантен. Утонченный художник с этюдником в руках привлекал взоры красавиц, и его обаяние не оставляло спокойным ни одно сердце. Независимый и непризнанный, Модильяни манил многих. В том числе ему приписывают короткий роман с Анной Ахматовой. В 1910 году в знаменитом кафе «Ротонда», он увидел изящную, хрупкую женщину, поразившую его необычной и царственной красотой. Это была Анна Ахматова. Она тоже, конечно, обратила внимание на божественно красивого итальянца.

«У него была голова греческого Бога и глаза с золотыми искрами – он был не похож ни на кого на свете. Я знала его нищим, и было непонятно чем - он живет. Как художник он не имел ни тени признания. Вероятно, мы оба не понимали одну существенную вещь: все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его - очень короткой, моей - очень длинной. Дыхание искусства еще не обуглило его. Но будущее, которое бросает свою тень задолго перед тем, как войти стучало в окно. И все божественное в Амадео искрилось сквозь какой-то мрак».

Оба впоследствии стали знаменитыми на весь мир: она – при жизни, он – после смерти.

Мне с тобою пьяным весело.
Смысла нет в твоих рассказах,
Осень ранняя развесила
Флаги желтые на вязах.
Мы хотели муки жалящей,
Вместо счастья безмятежного...
Не покину я товарища,
И беспутного и нежного.

1911, Париж.


Они страстно любили поэзию и самым важным в жизни считали духовную свободу и поиск собственного творческого пути. Их дороги пересеклись в Париже. Они разговаривали на чуждом для обоих французском языке: ведь она была русская, а он – итальянец. Настоящая история их любви долгое время была для всех тайной. Но обоих выдало творчество: ее - стихи о нем и его – рисунки, на которых изображена она царственная, гибкая и нагая. Взаимное притяжение, возникшее между ними, сопровождалось созданием портретов поэтессы, приехавшей в Париж с супругом Николаем Гумилевым. Амедео создал несколько полотен, вдохновившись образом Анны, и среди них наброски обнаженной натуры (рис. 1,2,3), хотя Ахматова отрицала, что они писались с нее.

Рис. 1,2,3.

Амедео Модильяни и Анна Ахматова.

Модильяни родился в Ливорно, Италия, в 1884. Всегда болезненный: сначала был плеврит, затем тиф и, наконец, туберкулез, который убил его, он был все-таки красавицем.

«Мрачно привлекательная внешность молодого Марчелло Мастроянни» пишет биограф Джеффри Мейерс в «Модильяни: Жизнь» Это, и его обаяние и склонность читать стихи, сделали его «неотразимым для женщин».

Джеффри Мейерс в «Модильяни: Жизнь»

Марчелло Мастроянни (28 сентября 1924, Фонтана-Лири, Лацио, Королевство Италия — 19 декабря 1996, Париж, Франция) — итальянский актёр.

В июне 1914 года Модильяни познакомился с талантливой и эксцентричной англичанкой Беатрис Гастингс, которая уже успела попробовать себя на поприще цирковой артистки, журналиста, поэтессы, путешественника и искусствоведа. Беатрис стала спутницей Амедео, его музой и излюбленной моделью — он посвятил ей 14 портретов..Это про нее Анна Ахматова позже напишет: «Еще одна канатная плясунья…».Ходили слухи,что Беатрис была безпамяти влюблена в Амедео, пытаясь его спаси от беспробудного пьянства и нищеты..Также поговаривали, что Беатрис пила намного больше самого художника.. Ходили слухи, что однажды Модильяни вышвырнул Беатрис из окна.
В другой раз, он сам рассказал своему приятелю, скульптору Жаку Липшицу, что Беатрис побила его тряпкой… В архиве Хастингс среди разрозненных записей обнаружена и такая:
«Однажды у нас произошло целое сражение, мы гонялись друг за другом по всему дому, вверх и вниз по лестнице, причем его оружием был цветочный горшок, а моим длинная метла». Описание этой и других подобных сцен обычно заканчивалось словами: «Как я была тогда счастлива в этой хижине на Монмартре!..»
Когда он был в ярости, обычно из-за того, что она обратила внимание на другого мужчину.. Амедео овладевали беспокойство, гнев, ужас, Беатрис говорила ему: «Модильяни, не забывайте, что вы джентльмен, ваша мать — дама высшего общества». Эти слова действовали на него как заклинание, и он умолкал, стихал. Впервые с ней Модильяни ощутил, что «чувственность в живописи так же необходима, как кисть и краски, без нее портреты получаются вялыми и безжизненными». О своем отношении к творчеству Модильяни она написала в журнале Нью Эйдж (New Age) в 1915 году: «У меня есть каменная голова работы Модильяни, с которой я не согласилась бы расстаться и за сотню фунтов, несмотря на нынешний всеобщий денежный кризис… Эта голова с покойной улыбкой воплощает мудрость и безумие, глубокое милосердие и легкую чувствительность, оцепенение и сладострастие, иллюзии и разочарование, замкнув все это в себе как предмет вечного размышления. Этот камень читается так же ясно, как Экклезиаст, только его язык утешительный, потому что нет мрачной безнадежности в этой чуждой всякой угрозы светлой улыбке мудрого равновесия».
Беатрис сбежала от Модильяни в 1916 году. С тех пор они больше не виделись. Связь с Беатрис продлилась более двух лет.

Портреты Беатрис Гастингс (Модильяни). Фото Беатрис Гастингс.

 

Но главной женщиной в жизни Модильяни была Жанна Эбютерн. В 1917 Модильяни, в то время уже очень больной и склонный к алкоголизму, познакомился с Жанной Эбютерн, ставшей его спутницей в последние годы жизни. Ему было 33 года, ей – 19. Жанна – художница, и очень неплохая. Она училась в школе при Академии Коларосси. Она была безумно в него влюблена. Он тоже испытывал к ней нежные чувства. Настолько нежные, что готов был жениться. А ещё он написал несколько десятков ее портретов. И среди них ни одного Ню. И как обычно это бывает у Модильяни, ее портреты не очень похожи на реальный образ. Но характер её читается. Спокойная, рассудительная, бесконечно любящая. Голубоглазая и с косичками, «она была в основном беременна большую часть своего времени, которую они прожили вместе». Ее родители в ужасе от того, что ее избранник был не только алкоголик, но и еврей, отреклись от дочери. Амедео, хоть и был душой компании, с близкими людьми вёл себя несколько иначе. Выпивка, гашиш — это полдела. Он мог и вспылить, будучи пьяным. Жанна с этим легко справлялась, своими словами и жестами успокаивая разъярённого возлюбленного. Чем отличалась Жанна, его главная любовь, мать его ребенка, последовавшая за ним в могилу, от прочих женщин в жизни Модильяни? Пожалуй, тем, что безоговорочно его принимала. Она не мечтала его переделать, а ясно видела, каков он, – и оставалась рядом. Любовь Жанны, рождение ребенка ничего не изменило в беспорядочной жизни художника. Никакого уюта, никакого быта в промозглой и холодной мастерской, состоящей из двух узких комнат, покрашенных художником оранжевой краской.Он уходил, а она оставалась дома одна. С маленьким ребенком. Без денег. Но никогда ни слова упрека. А он как одержимый без конца писал Жанну, писал ее портреты один за другим. Дела Моди никак не хотели поправляться – все та же нищета, все то же невнимание критиков и все то же отчаянье. Жизнь стремительно катилась к финалу. Наступила роковая зима 1919 года. В это время Моди стал уже пугающе худ и слаб, кашлял, но лечится отказывался наотрез. советы немедленно уехать в какой-то санаторий, оставались безрезультатными. Пил он теперь отчаянно, и к себе никого не подпускал. Возвращаясь из кафе в подпитии с друзьями, Модильяни расстегнул пальто. И простудился. На другой день ему стало совсем плохо, и он слег. Навестившие Моди соседи по мастерской увидели его лежащим в горячке в постели. Беременная Жанна примостилась тут же рядом. В комнате было ужасно холодно. На мольберте просыхала его последняя работа. Бросились за врачом. Положение все ухудшалось. Он был уже без сознания. В бреду он повторял только два слова: «Care Italia, care Italia» («Милая Италия, милая Италия»). 24 января 1920 года в больнице для бедных Модильяни умер от туберкулезного менингита. На следующий день, придя в больницу, Жанна долго всматривалась в лицо Амедео, а потом вышла, так и не повернувшись к нему спиной.Есть легенда о том, что Жанна однажды сказала Зборовскому: «Моди обязательно нужно умереть. Он гений и ангел. Когда он умрет, все это поймут». Так и вышло. В день похорон Модильяни проводить его в последний путь, кажется, вышел весь Монпарнас. Еще несколько дней назад над ним насмехались и гнали его отовсюду. А теперь цены на его картины стремительно росли – в буквальном смысле с каждым шагом шествовавших за гробом… А Жанна была слишком молода и влюблена. Она не дала себе время оправиться от потери. Отец побоялся оставить ее одну, и забрал к себе домой. Она не плакала, все время молчала. Наступила ночь, все разошлись по комнатам. Брат несколько раз заходил к ней в комнату, и всякий раз заставал у открытого окна. Под утро задремал, разбудил его стук открывающегося окна. На рассвете в четыре часа утра беременная Жанна выбросилась из окна шестого этажа и разбилась насмерть. Их первую дочь взяла на воспитание сестра Модильяни. Повзрослев, она стала биографом своего отца.

Портрет Жанны Эбютерн (Модильяни). Фото Жанны Эбютерн.

Жанна Эбютерн.

Старое кладбище Пер Лашез в Париже. Пройдя мимо надгробий великих писателей, артистов, художников.

На могильной плите Модильяни на кладбище Пер-Лашез две надписи:

Амедео Модильяни, художник.
Родился в Ливорно 12 июля 1884.
Умер в Париже 24 января 1920.
Смерть настигла его на пороге славы.
Жанна Эбютерн.

Родилась и умерла в Париже.

Чуть ниже написано: Хрупкая спутница Амедео Модильяни, не захотевшая жить без него.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: