Формирование первых феодальных государств в Европе.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Ивангородский гуманитарно-технический институт (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ЗАЩИЩЕНА С ОЦЕНКОЙ

 

РУКОВОДИТЕЛЬ

______________ ______ _______ Зайцев И.Н

должность, уч.степень, звание подпись инициалы, фамилия

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

 

тема: «Вариант 3»

 

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ

СТУДЕНТ гр. Z331 K _______________ Азаков Шамил

подпись инициалы, фамилия

г. Ивангород

 

Древняя Спарта. Законы Ликурга.

 

Древняя Спарта.

Спарта была не только консервативным государством. Это был очаг политической реакции Эллады, ее граждане были заражены милитаризмом. Правители Спарты втянули свой народ в грандиозные военные мероприятия, что требовало огромных средств и людских ресурсов и в конце концов стало причиной быстрого упадка спартанской «общины равных».
Во второй половине V в. до н.э. Спарта, опираясь на свою военную мощь, поставила своей целью стать гегемоном в Элладе. В Пелопоннесской войне (431-404 гг. до н. э.) правители Спарты объявили, что спартанцы ведут войну якобы за освобождение греков от власти Афин. Побежденные Афины приняли все условия, продиктованные Спартой, в том числе отменили свой режим демократии и организовали государство по образу и подобий Спарты - олигархию. Став победителем, Спарта получила большую контрибуцию. Но результаты победы в Пелопоннесской войне ухудшили ее положение. Много спартанцев погибло. Страна оказалась истощенной. Высокомерие, грубость спартанских правителей и военачальников вызывали недовольство, ненависть населения подвластных полисов.
Для Спарты победа в Пелопоннесской войне означала конец самоизоляции, началось втягивание в общегреческие товарно-денежные отношения. Снова появились золотые и серебряные монеты. По словам Плутарха, в этот период все спартанцы «были охвачены стремлением к обогащению, словно влечением к чему-то почетному и великому». Особенно обогащались военачальнэки.
По закону Эфора Эпитадея спартанцы могли продавать, покупать, дарить, завещать свои клеры. Число опустившихся, потерявших землю, имущество - гипомейонов - росло, а число сотрапезников в сесситиях уменьшалось. Спартанская «община равных» двигалась к закату, ее политическая и общественная структура не выдержала напора товарно-денежных отношений. В 480 г. до н. э. полноправных спартанцев-воинов насчитывалось 8 тыс., то в 418 г. дон. э.- только 4 тыс. А к концу IV в. до н. э. их оставалось меньше одной тысячи. Большинство спартанцев погибло, их наделы стали объектом купли и продажи. Спарта утратила свою самостоятельность,

Законы Ликурга

Законы Ликурга в Древней Спарте «Раздираемое внутренними распрями, слабое государство неминуемо должно было стать добычей воинственных соседей или распасться на более мелкие тирании. Такою нашёл Спарту Ликург; неясность границ между властью народа и властью царей, неравномерное распределение достатка среди граждан, отсутствие согласия и стремления к общему благу и полное политическое бессилие были теми недугами, которые в первую очередь предстали взору законодателя и которым он поэтому в составленных им законах уделил преимущественное внимание. В день, избранный Ликургом для обнародования этих законов, он велел тридцати наиболее знатным согражданам, которых расположил в пользу своего плана, собраться в полном вооружении на рыночной площади, дабы нагнать страху на тех, кто стал бы противиться его предложениям. Царь Харилай полагал, что эти приготовления направлены против него, и, страшась их, укрылся в храме Минервы. Но его успокоили, объяснив суть дела, и он настолько восхитился планом Ликурга, что в дальнейшем оказывал ему деятельную поддержку. Первое постановление законодателя касалось государственного устройства. Чтобы раз навсегда воспрепятствовать республике метаться от царской тирании к анархической демократии, Ликург поставил между ними, в качестве противовеса и той и другой, некую третью силу: он учредил сенат. Сенаторы - их было всего двадцать восемь, а вместе с царями тридцать - обязаны были в тех случаях, когда цари злоупотребляли своей властью, вступаться за народ; когда же, напротив, власть народа становилась чрезмерной, им вменялось в обязанность брать под свою защиту царей. Это было превосходное нововведение, и благодаря ему Спарта навеки избавилась от тяжких междоусобиц, потрясавших её до того времени. Благодаря ему ни одна из сторон теперь не могла попирать другую; против сената, действовавшего совместно с народом, цари были бессильны; равным образом и народ не мог сохранить за собой перевес, если сенат действовал совместно с царями. […] Намного опаснее и решительнее был второй закон, установленный Ликургом. Согласно этому закону вся земля была разделена между гражданами поровну, дабы навсегда уничтожить различие между богатыми и бедными. Вся Лакония была поделена на тридцать тысяч полей, а земли вокруг города Спарты - на девять тысяч, причем каждое поле было таких размеров, чтобы обеспечить живущей на нем семье достаток. Спарта приобрела чудесный, цветущий облик, и сам Ликург пришел в восторг от открывшегося его взору зрелища, когда впоследствии объехал страну. «Вся Лакония, - вскричал он, - подобна полю, которое братья по-братски поделили между собой!» Не менее охотно, чем землю, поделил бы Ликург и движимое имущество, но это его намерение столкнулось с неодолимыми трудностями. Он попытался, однако, добиться осуществления своей цели окольным путем: то, чего он не мог достигнуть приказом, должно было, по его мысли, пасть само собой. Он начал с того, что запретил золотую и серебряную монету и ввёл вместо неё железную, в то же время присвоив большому, тяжелому куску железа ничтожную ценность в денежном выражении; поэтому для хранения небольшой суммы требовалось обширное помещение, а для перевозки её - множество лошадей. Вдобавок, чтобы пресечь попытки ценить монету по годности железа для иного употребления и ради этого накоплять его, он предписал назначенное для изготовления денег железо раскаливать докрасна, а затем охлаждать в уксусе; закалённое таким образом, оно становилось непригодным ко всякому иному использованию. Кто же стал бы при таком положении дел воровать, или соблазняться подкупом, или тщиться копить сокровища, когда даже малый барыш нельзя было ни сохранить, ни использовать? Отняв этим путём у своих сограждан средства к поддержанию роскоши, Ликург сверх того убрал с их глаз и всё то, что могло ввести их в соблазн. Ни одному иноземному купцу не была нужна спартанская железная монета, а другой у жителей Спарты не было. Всем, кто работал на роскошь, пришлось покинуть Лаконию; ни один чужестранный корабль не входил теперь в её гавани, ни один искатель приключений не являлся в поисках счастья в эту страну, ни один купец не заглядывал в эти края, чтобы взимать дань с суетности и наслаждения, ибо отсюда они могли вывезти лишь железные деньги, во всех других странах не имевшие никакой ценности. Роскоши не стало, ибо не было никого, кто мог бы способствовать её сохранению. Ликург решил бороться с роскошью ещё и другим способом. Он повелел всем гражданам Спарты питаться за общим столом в общественном месте и всем потреблять одну и ту же, законом предписанную пищу. Далее было запрещено предаваться у себя дома изнеженности и приготовлять на собственной кухне дорогостоящие блюда. Каждому вменялось в обязанность ежемесячно вносить известное количество съестных припасов для общественных трапез, взамен чего государство отпускало ему пищу. Обычно за каждым столом собиралось пятнадцать граждан; чтобы быть принятым в число сотрапезников, требовалось согласие всех остальных. Никто не смел уклоняться от этой трапезы, не имея на то уважительных причин; это правило выполнялось столь неукоснительно, что даже Агий, один из последующих спартанских царей, выразивший по возвращении с победоносной войны желание поесть наедине со своею женой, столкнулся с решительным отказом эфоров. Среди кушаний, принятых у спартанцев, особая известность выпала на долю чёрной похлебки. В похвалу ей говорили, что спартанцам нетрудно быть храбрыми, ибо не таково уж зло умереть, если питаешься их чёрной похлебкой. Приправой к еде служили веселье и шутки, ибо Ликург и сам был таким другом застольного остроумия, что воздвиг в своем доме алтарь богу смеха. […] Другой закон воспрещал кому бы то ни было покрывать свой дом кровлей, сооружённой с помощью каких-либо орудий сверх топора, а двери должны были изготовляться только пилой. В такой жалкой лачуге никому не пришло бы в голову обзаводиться хорошей утварью - ведь всем частностям подобает гармонично сочетаться с целым. […] Всякий новорождённый принадлежал государству - для матери и отца он был потерян. Ребёнка осматривали старейшины, и если он был крепок и хорошо сложен, его тотчас передавали няне; если, напротив, он был слаб и увечен, его сбрасывали с Тайгетской горы в пропасть. Благодаря суровому воспитанию, которое они давали своим питомцам, спартанские няни славились по всей Греции, и их выписывали в далекие края. Как только мальчику исполнялось семь лет, его отбирали от няни. Теперь его содержали, кормили и воспитывали вместе со сверстниками. С раннего детства приучали его преодолевать трудности и при помощи телесных упражнений приобретать власть над своим телом. Достигнув юношеского возраста, лучшие из них могли надеяться приобрести друзей среди взрослых, эта дружба была пронизана одухотворенной любовью. Игры юношей происходили в присутствии стариков, которые зорко наблюдали за первыми проявлениями их способностей, похвалой и порицанием разжигая юное честолюбие. Когда молодые люди хотели поесть вволю, им приходилось добывать съестное воровством; тех, кто попадался с поличным, ожидало суровое наказание и позор. Ликург избрал это средство, чтобы смолоду развить в них изворотливость и хитрость - качества, которые он в воине - а ведь он воспитывал их для ратного дела - ставил так же высоко, как телесную силу и храбрость. Мы уже видели, как мало Ликург считался с нравственными устоями, когда дело шло о достижении государственных целей. Впрочем, следует принять во внимание, что ни осквернение брака, ни эти вынужденные кражи не могли причинить спартанскому государству того ущерба, который они неминуемо причинили бы всякому другому. Поскольку государство взяло воспитание детей на себя, это воспитание нисколько не зависело от того, счастливы ли браки родителей и не запятнала ли их супружеская измена; а поскольку в Спарте почти всё имущество было общим и собственности там не придавали большого значения, то и охрана её не была делом первостепенной важности, как и посягательство на неё,- в особенности, когда само государство поощряло его в определённых целях, - не было преступлением против гражданского права. Молодым спартанцам было запрещено наряжаться, кроме тех случаев, когда они шли в сражение или навстречу другой великой опасности. В этом случае им дозволялось делать себе затейливую причёску, надевать праздничную одежду, а также украшать свое оружие. Волосы, говорил Ликург, красят тех, кто красив, а некрасивых превращают в уродов. И бесспорно - законодатель поступил весьма прозорливо, связав представление об опасности с тем, что радостно и торжественно, и лишив её тем самым устрашающих свойств. Он пошёл ещё дальше. На войне допускалось некоторое послабление дисциплины: жизнь становилась вольготнее, и проступки наказывались не так сурово. Отсюда проистекало, что война для спартанцев была единственным отдыхом, и они приветствовали её, как радостное событие. Когда приближался неприятель, спартанский царь отдавал приказание затягивать песнь в честь Кастора, и воины, под звуки флейт, сомкнутым строем шли на врага; бодро и бесстрашно устремлялись они, в такт музыке, навстречу опасности»

 

 

Формирование первых феодальных государств в Европе.

Феодальное государство - один из исторических типов эксплуататорского государства; организация политического господства экономически господствующего класса землевладельцев-крепостников для подавления и эксплуатации крепостных крестьян. «Для удержания своего господства, для сохранения своей власти помещик должен был иметь аппарат, который бы объединил в подчинении ему громадное количество людей, подчинил их известным законам, правилам,–и все эти законы сводились в основном к одному – удержать власть помещика: над крепостным крестьянином. Это и было крепостническое государство...”

Ф. г. есть политическая надстройка в феодальном обществе, при котором основой производственных отношений является собственность феодала на средства производства и неполная собственность на работника производства – крепостного, которого феодал не может убить, но которого он может продать, купить.

Феодальное общество и государство в разных странах возникли в различных исторических условиях. В одних случаях феодальное общество образовалось в результате разложения рабовладельческого строя и революции рабов (Древний Рим, Византия), в других – при разложении первобытно-общинного строя (у древних славян, германцев, кельтов в у многих народов Азии).

При феодальной системе общественных отношений создаётся соответствующий ей тип Ф. г., которое сохраняет свою сущность на различных стадиях развития феодализма. На всех этапах своего существования Ф. г. имело своим служебным назначением, как и вся феодальная надстройка, в целом, обслуживание своего базиса, его охрану и укрепление. Выполняя это своё назначение, Ф. г. жесток» подавляло многочисленные восстания крестьян и ремесленников. Типичной чертой Ф. г. является связь между владением землёй и политической властью, выражающаяся в том, что землевладельцы-феодалы обладают в большей ищи меньшей степени политической властью над населением принадлежащей им земли.

В качестве важнейших особенностей феодального общества и государства классики марксизма-ленинизма отмечают иерархическую структуру земельной собственности, в связи с которой складывается феодальная лестница внутри господствующего класса, и сословный строй, при котором господствующий класс в целом и каждая его часть в отдельности (духовенство, дворянство) представляли собой более или менее замкнутые группы людей, наследственно наделённые закреплёнными в законе привилегиями. Феодальная иерархия, связывающая членов господствующего класса более или менее прочными узами вассалитета и сюзеренитета (см.), облегчала задачу подавления крестьян, поскольку с ней была связана вся система феодального ополчения и феодальных дружин. Сословный строй означал для господствующего класса!, помимо исключительных прав на владение землёй и крепостными, монополию на участие в политической жизни, из которой были безусловно исключены крестьяне и к которой лишь отчасти, и то после упорной борьбы, были допущены горожане. Сословное деление, будучи, таким образом, выражением фактического и формального неравенства, царившего в феодальном обществе, сопровождашось, по словам В. И. Ленина, «...установлением особого юридического места в государстве для каждого класса» (Соч., т. 6, стр. 97).

Две функции характеризуют Ф. г.: внутренняя (главная) и внешняя (неглавная), которые, будучи порождены в конечном итоге экономическим строем феодального общества, определялись сущностью и задачами Ф. г.

Главной функцией Ф. г. являлась внутренняя функция – функция подавления эксплуатируемого большинства., так как сущностью Ф. г. было господство феодалов-землевладельцев различных рангов над крепостными крестьянами и другими трудящимися. Эта функция была направлена на то, чтобы держать в узде эксплуатируемое большинство крестьян, находящихся в крепостной зависимости, и ремесленников. Хотя феодальная эксплуатация и отличается от рабовладельческой тем, что феодал имеет неполную собственность на работника производства, всё же последний не имеет экономической заинтересованности в работе на феодала. Это обстоятельство обусловливает необходимость внеэкономического принуждения и при феодализме для того, чтобы заставить работника производства трудиться на феодала и отбывать в его пользу всякие повинности. Таким образом, само внеэкономическое принуждение было обусловлено экономическими причинами, собственностью помещиков на землю, являющейся основой феодализма.

Осуществление внутренней функция Ф. г. неоднократно встречайте противодействие трудящихся масс, принимавшее самые острые формы. В истории Ф. г. известны крупные крестьянские восстания (Жакерия– во Франции в 1358 г.; Уота Тайлера – в Англии в 1381 г.; крестьянская война в Германии – в 1525 г.; восстание Степана Разина в 1670–71 гг. и Емельяиа Пугачёва в 1773–75 гг. в России и др.). Эти восстания жестоко подавлялись феодалами.

В истории Ф. г. известны также факты острой борьбы городов против феодалов, в результате которой в ряде случаев возникали самостоятельные городские республики.

Внешняя (не главная) функция Ф. г., будучи функцией грабежа и захвата чужих земель и народов, имела значительное своеобразие и особенности в период наивысшего расцвета феодальных отношений (10–13 вв.) в странах Западной и Восточной Европы. Это своеобразие было вызвано чрезвычайной слабостью центральной власти1 и, наоборот, усилением и независимостью отдельных феодалов, разрешавших себе войиы не только против низших и равных, но даже против самого короля, а также отчасти неопределённостью гос. границ, сложностью и запутанностью вассальных отношений (при которых, напр., король Англии был вассалом короля Франции по землям, находившимся в пределах последней, или существовали сеньоры Германии, имевшие вассалов Германии по землям, лежавшим во Франции, и т. д.). Всё это вполне соответствует Ф. г. этого периода как конгломерату сеньорий, бывших, каждая в отдельности, полунезависимыми и даже независимыми государствами, роль и значение которых определялись в первую очередь их военной способностью.

Механизм Ф. г. менялся в своей структуре на различных стадиях развития Ф. г., сущность же оставалась той же – обеспечение господства крепостников-помещиков. Его постоянными элементами были: армия, полиция, суд и другие органы власти. Большое значение в механизме Ф. г. играла церковь и различные корпорации (рыцарские ордена, гильдии, цехи и пр.). Изменения в механизме Ф. г. выражаются в том, что с обравованием централизованного государства и абсолютных монархий происходит переход от дворцово-вотчмнной системы управления к бюрократической, а феодальная система ополчения заменяется постоянной армией. Но при всех этих изменениях в механизме Ф. г. остаются неизменными его эксплуататорская сущность и его функции.

Типичной и безусловно преобладающей формой Ф. г. являлась монархия. Феодальная республика характерна для тех средневековых городов, которые сумели освободиться от сеньоров и стать совершенно самостоятельными, для некоторых городских общин Северной Италии (Флоренция, Венеция, Пиза и др.), сложившихся в независимые государства в силу специфических условий итальянской истории, и Герма-кии (Ганза). В России примером феодальной республики могут служить Новгород и Псков. В городах происходила в. свою очередь острая борьба между различными группами городского населения. В зависимости от результатов этой борьбы господство в городах захватывала либо торговая аристократия (Венеция), либо богатые ремесленные цехи (Флоренция).

Выросши и окрепнув в борьбе с феодалами, выражая интересы средневекового сословия горожан, складывавшегося постепенно в класс буржуазии, городские республики подтачивали устои феодализма, но в условиях феодальной системы сохраняли и в своей организации феодальные черты, выступая в качестве коллективных феодалов.


Ф. г. прошло в своём наиболее полном развитии следующие стадии: ране-феодальная монархия; она словно-представительная монархия; абсолютная монархия.

Эти стадии развития Ф. г. были обусловлены состоянием базиса феодального общества.

Ранне-феодальная монархия характеризуется тем, что первоначально эта форма отражает в себе процесс образования феодального общества и наличие в нём пережитков первобытно-общинного строя. Таковы, напр., государство Меровингов и Каролингов у франков, империя Рюриковичей и т. п. Попытка в некоторых случаях создать централизованное государство кончалась неудачей, так как для этого не было необходимой экономической базы (напр., государство Каролиягов). В условиях господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений страна сравнительно скоро распадается на отдельные почти самостоятельные области (герцогства, княжества, уделы и т. п.), которые в свою очередь состоят из более мелких единиц, во главе которых стоят обладающие различной степенью власти феодалы.

Так наступает феодальная раздроблённость. Во главе всего этого пёстрого конгломерата феодальных владений обычно стоят монархи, обладающие номинальной властью и носящие различные титулы (короли, императоры, великие князья, цари, халифы, султаны, магараджи, богдыханы, сегуны и т. п.). Некоторое хотя бы формальное единство Ф. г. под номинальной властью этих монархов необходимо для осуществления внутренней и внешней функций Ф. г.

По мере развития товарно-денежных отношений в феодальном обществе и роста городов, зарождения буржуазных производственных отношений и класса буржуазии возникает необходимость в преодолении феодальной раздроблённости и создании централизованного государства. В этих условиях возникает сословно-представительная монархия (см.), характерной чертой которой является возникновение сословно-представительных учреждений от всей страны (Генеральные штаты во Франции, парламент б Англии, Земские соборы в России и т. п.). В период сословно-представительной монархии ещё не преодолена феодальная раздроблённость, но представители нарождающейся в городах буржуазии оказывают поддержку монархам в их борьбе с феодалами. В Московской Руси цари опираются в своей борьбе с боярами гл. обр. на средних и мелких феодалов (дворянство).

Последней стадией в развитии Ф. г. является абсолютная монархия (см. Абсолютизм), которая возникает в условиях разложения феодализма, развития в недрах феодального общества капиталистического уклада, формировании буржуазии и пролетаризации ремесленников и крестьян. В этот период в централизации государства заинтересованы как буржуазия, которой необходимо преодоление последних остатков феодальной раздроблённости, так и большинство феодалов, которым для борьбы с буржуазией и крестьянством необходимо крепкое и централизованное государство.

Своеобразный путь развития прошло Ф. г. на Востоке (в Китае, Японии, Арабском халифате, Индии, Турции и др.), где оно обладало многими особенностями, не изменявшими, однако, общих и главных черт, присущих феодализму. Ф. г. и по сей день сохранилось в значительной части Индии и в странах Среднего Востока.

С развитием капиталистического уклада в недрах феодального общества феодальные производственные отношения перестают соответствовать наличным производительным силам, и становится неизбежным их низвержение. Крушение в результате социальной революции феодального экономического строя обусловило крушение всей феодальной надстройки, в том числе и Феодального государства.

Список использованной литературы:


1.Фридрих Шиллер, Законодательство Ликурга и Солона / Собрание сочинений в 7-ми томах, Том 5, М., «Государственное издательство художественной литературы», 1957 г., с. 412-418.

 

2. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М, 1997. – 643с.

 

3. Всеобщая история государства и права // Под ред. Батыра Н.И. М., 1995. – 584с.

 

4. Ковалев С.И. История Западной Европы. Курс лекций. Спб., 1986. – 177с.

 

5. Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права. Учебное пособие. Спб., 2000. – 415с.

 

6. История государства и права зарубежных стран. Ч.1 // Под ред. Н.Р.Крашенинниковой и О.А. Жидкова. М., 1996. – 496с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: