Художественная культура первобытного общества




Святки

На святки принято было гадать. Если девушки надеялись увидеть своего будущего мужа, то хлеборобы гадали на новый урожай. Каждому крестьянину хотелось узнать, какой высоты вырастит хлеб, как скоро «нальется колос», будут ли идти дожди. Гадали так же и на здоровье. Орудия труда были самыми примитивными, поэтому крестьяне полагались только на собственные силы. Люди считали, что души умерших, пришедшие на землю, могли рассказать живым об их будущем, например, какие болезни ожидают селение в грядущем году, кто умрет, а кто будет жить и работать еще много лет, будет ли новый год урожайным.

Масленица

В конце февраля – начале марта (за 50 дней до Пасхи) праздновали проводы зимы – Масленицу. Это торжество длилось целую неделю. На Масленицу пекли блины, катали зажженные колеса, жгли костры – все это символизировало солнце, набирающее силу. На Масленицу молодожены катались по селу в расписных санях, целовались на глазах у всех – их молодая и горячая любовь должна была наполнить жизненной силой всю природу. Ту же магическую цель преследовал и весь масленичный ритуал – обильные пиры, веселые игры, катание с гор. В последний день праздника устраивал проводы Масленицы –соломенной куклы в женском костюме, которую сначала величали, потом разрывали и разбрасывали по полям, чтобы урожай был богатым.

Семик и Семечиха….

Это — имена ритуальных кукол, которые пришли к нам из язычества. Их изготавливали для праздника: седьмая неделя после праздника Пасхи, канун Троицы, называлась семиковой. В день Семика девушки шли в лес, завивали косы на берёзе, перевязывали их цветными нитками, ленточками. В некоторых районах существовал обычай делать куклу­ кукушку. Это — символическая кукла, которую девушки­ подружки наряжали и затем над ней давали клятву в верной дружбе хотя бы в течение года. После чего куклу­кукушку хоронили. Весь год каждая из подружек не должна была водить дружбу с другими. На следующий год кукушку шли откапывать.

Иван Купала (Иванов день)

Следующий праздник земледельцев приходился на день Ивана Купалы. Люди выходили в лес, разводили большой костер и прыгали через него. Крестьяне были уверены, что от высоты прыжка будет зависеть высота хлеба. Каждый пытался прыгнуть как можно выше. Когда огонь становился менее высоким, вокруг него водили обрядовые хороводы и пели песни. Как и другие праздники, посвященные солнцу, на Ивана Купалу катали горящие колоса. В этот день избавлялись от всякой скверны. Жгли сорочки больных детей, чтобы уничтожить болезнь, умывались росой, чтобы хворь не приставала, разжигали костры и прыгали через них, чтобы священный огонь очистил человека от всякой порчи. Девушки в купальную ночь гадали о суженом: плели венки, ставили в них несколько зажженных свечей и пускали по воде – по народному поверью, в середине венка должно привидеться лицо жениха.

 

Художественная культура первобытного общества

Вместе с мифологией и религиозными верованиями у первобытного человека сформировалась способность к художественно-образному восприятию и отображению действительности. Ряд исследователей считает, что худ.творчество первобытных людей можно было бы точнее назвать "предыскусством", так как оно в большей степени имело магическое, символическое значение.

 

Художественная деятельность также носила синкретический характер и не делилась на роды, жанры, виды. Все ее результаты имели прикладной, утилитарный характер, но при этом у них сохранялось и ритуально-магическое значение.

 

1. Исторически первым художественно-образным выражением представлений человека о мире стало примитивное изобразительное искусство. Наиболее значительное его проявление - наскальная живопись. Рисунки состояли из композиций военной борьбы, охоты, загона скота и т.п. Пещерные росписи пытаются передать движение, динамику.

 

Пещера Ласко. Франция

 

 

В эпоху неолита начало складываться оценочное отношение к действительности и к человеческой жизни, в том числе с эстетической точки зрения. Люди стали создавать предметы повседневной жизни по законам красоты. Изображение связанных сцен, схематизм, геометризм, условность - все это свидетельствовало об усиливающейся способности человека к абстрактному мышлению. Человек составил представление о прямоугольнике, круге, о симметрии, заметил повторяемость сходных форм в природе. Так развивалось прикладное искусство, где утилитарная конструкция предмета, изображение и узор представляли единое целое.

 

2. Обработка глины. Первоначально посуда была простой и практичной, затем появилась керамика, расписанная охрой с простейшим орнаментом, потом с более сложными узорами.

 

В неолитической керамике обнаруживаются символические изображения из земледельческих культов, благодаря которым появилась ритуальная посуда: антропоморфная (изображения человеческих фигур) и зооморфная (изображения животных). Глина стала основой для развития зодчества.

 

3. Палеолитические Венеры - это небольшие скульптурки женщин, которые изображались с ярко выраженными признаками пола: большой грудью, выпуклым животом, мощным тазом. Это даёт основание сделать вывод о их связи с древним культом плодородия, о их роли как культовых предметов.

 

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОЛЛЕДЖ
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»

Экономико-правового отделения

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: