Меркулова Софья Павловна
Научный руководитель: Бессонова Т.И.
Группа ПСД/с – 19 – 1О
Гуманитарно-педагогический институт
ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ - понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях.
Представление ситуации есть результат сложного процесса общественного мышления. Создаваемый образ ситуации выполняет регуляторную функцию, нацелен на моделирование финала происшествий для обеспечения адекватного поведения личности.
Во многих работах по психологии ситуаций (Л.И. Анцыферова, 1993; Е.Ю. Коржова, 2000; Л.А.Китаев-Смык, 2001; Л.Г.Дикая, А.В. Махнач, 1996 и др.) выделяется, что исследования влияний чрезвычайных ситуаций на жизнь человека сегодня должны быть направлены в основном на изучение внутренних детерминант, которые определяют оценку ситуаций. Для социальных ситуаций представлена выраженность поведения человека его представлениями о данной ситуации. Поэтому и изучение человека в экстремальных условиях предполагает необходимость характеризовать их субъективную значимость. В этом процессе главное значение имеет то, каким образом человек производит дифференциацию событий и стимулов и воспринимает, конструирует и оценивает их в своих когнитивных процессах.
В отечественной науке методологический подход представления был сформулирован Л.С. Выготским, выдвигавшим в качестве единицы рассмотрения ситуации переживание человека – его активное отношение к ситуации.
|
Феномены личностного значения А.Н. Леонтьева, конструкции Д.Н. Узнадзе, важных ситуаций В.Н. Мясищева, концепция диспозиционной регуляции поведения личности В.Ядова, «определения ситуации» Т. Шибутиани, общественного конструирования действительности субъектом Г.А. Балла демонстрируют, что ситуационное восприятие – это личностная особенность, которая может быть использована для описания и классификации индивидов.
Таким образом, метод, с помощью которого ситуации, стимулы и события воспринимаются и структурируются, является значимой характеристикой личности.
Т. Шибутиани говорил: «Определение ситуации совершается посредством придания значения объективной ситуации. Таким образом она становится субъективной». [33, с.56]
Г.А. Балл акцентирует внимание на том, что определение ситуации включает процесс социального конструирования действительности.
В отечественной психологии с таким пониманием ситуации перекликаются изучения личностного смысла, введенного А.Н. Леонтьевым и понимаемого как оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в них; изучения конструкции(Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили), в соответствии с которой реакция индивида, помимо стимула, обуславливается конструкцией - целостным психическим состоянием индивида, формирующимся под влиянием реальности.
В.Н. Мясищев в концепции отношений личности предложил понятие значимой ситуации, подчеркнув незащищенность личности к определенным факторам среды. [21, с.171].
|
Обстановка выступает ровно как некоторый способ организации субъектом явлений внешнего социального мира, признаки и элементы которого практически бесконечны. Человек в собственном представлении отбирает некоторые, значимые с его точки зрения элементы действительности; их последующее формирование в целостное образование (представление ситуации) происходит при наличии актуальной позиции самого субъекта отражения.
Наивный наблюдатель обладает выраженным личностно-ориентированным набором обобщенных убеждений и идей о природе ситуаций, детерминирующих его отношение к ситуации и то значение, которое он ей придает. Как правило, представления о ситуации являются представлениями человека в ситуации, т.е. прообразами, обеспечивающими наблюдателя информацией и ожиданиями относительно наиболее возможного, социально надлежащего вида поведения. В описании ситуации взгляды и оценки проявляются косвенно (в форме специфического выбора стилистически и эмоционально окрашенной лексики). Такие описания являются аккумуляцией биографически детерминированного опыта, приобретенного в похожих ситуациях.
По отношению к результатам ситуаций для личности выделены неблагоприятные (приводящие к травматическим последствиям) типы представлений.
Так, Л.М. Анцыферова выделяет 4 категории иррациональных конструкций: катастрофические, долженствования, обязательной реализации своих потребностей и стремлений, оценочные.
Их возникновение формирует «магическое» мышление, которым человек как бы сам себя гипнотизирует и лишает возможности функционировать свободно. Так же действует концентрация внимания на негативных последствиях переживаемого события, на потерях и угрозах. Кроме того, автор приводит подобные образцы искаженных установок, как персонализация, дихотомическое мышление, выборочное абстрагирование, произвольные умозаключения, сверхгенерализация, преувеличение.
|
В психологии социального познания разработаны представления об образе мира, являющимся многоцелевой формой организации индивидуальных знаний, которая определяет возможность познания и управления собственным поведением. Важной характеристикой модели мира является ее внутренняя абсолютная подлинность. Если рассогласование между действительным и виртуальным миром слишком велико, то человек сталкивается в первую очередь с личностными трудностями.
Особенности функционирования модели мира постоянно обнаруживают отражение в вербальной продукции человека. Единая закономерность процесса социального познания такова: человека подстерегает в жизни целый ряд неожиданностей и противоречий, и это грозит разрушить устоявшуюся картину мира. Попытка противодействовать этому есть поиск такого рода стратегии познания (и поведения), которая помогает понять смысл того, что человека окружает. Ради этого и совершается изменение необычного в обычное, причем такое проектирование действительности есть результат усилий не индивида, а группы: она задает общее видение реальности, которое ориентирует действия ее членов.
Очевидно, что в экстремальных ситуациях преимущества в адекватности действий и стабильности нервной системы будет иметь субъект, образ мира которого более достоверен и реалистичен. Таким образом, характерные черты концепции личных взглядов являются фактором успешности либо неуспешности преодоления как экстремальной ситуации, так и посттравматической симптоматики.
Результатом такого рода включенности является выработка стратегий поведения. В ЭС и ситуациях радикальных преобразований категории не успевают за ходом объективных изменений: человек, по мнению А.Т., вынужден осуществлять «быструю категоризацию», когда категориальные решения принимаются на основе недостаточно сложившегося и продуманного личного опыта. Такие «быстрые» решения действительно нужны для ориентации человека в новых условиях, но получаемая при этом «грубая настройка» недостаточна для выработки соответственной стратегии действия – она может внести ряд слишком уж пристрастных характеристик в построенный образ мира. Весь арсенал психологических процессов, включенных в процесс познания – формирование установок, ценностей, структур психологической защиты, - заявляет о себе в полный голос, еще более осложняя взаимодействия реального мира и его образа, а также опосредования ими поступков людей.
На формирование индивидуальных представлений об ЭС влияют и социальные представления.
Наиболее «выпуклые» для определенной ситуации социальные представления занимают центральное место в семантическом пространстве сознания при регуляции поведения, сцепляясь с иными когнитивными и эмоциональными образованиями (понятиями, оценками, диспозициями, ценностями, мотивами, целями, планами, жизненными смыслами).
Основными социальными функциями представлений обычно считаются: когнитивная (описание, затем классификация, и, наконец, объяснение); функция регуляции поведения; функция адаптации нового к уже привычному.
Целостный подход к личности К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, В.П.Зинченко и др. подразумевает раскрытие процессуальности социальных представлений с точки зрения интегративно-психологических категорий «выбора» и «поступка», с точки зрения принципа творческой самодеятельности С.Л. Рубинштейна. «Как секрет личности кроется не в ее низинах, а на ее вершинах, так и связь поведения и представлений открывается в ситуациях проблемных»,- пишет Л.С.Выготский [33.с.253].
Е.В. Улько пишет: «Ситуация – некоторый способ организации субъектом явлений внешнего социального мира, признаки и элементы которого практически бесконечны» [33,c.253]. Автор полагает, что концепция человека как субъекта жизни, развитая С.Л. Рубинштейном, дает возможность рассматривать социальные представления как проявление способа существования человека и отношения к миру, как отражение не только места субъекта в системе общественных отношений, но и его жизненной стратегии.
Представление ситуации есть продукт сложного процесса общественного мышления. Образ ситуации осуществляет регуляторную функцию, нацелен на прогнозирование исхода событий для обеспечения адекватного поведения личности.
Е.В.Улько выделяет конструкт «субъектная позиция» человека в ситуации (представления о себе как активном, избирающем варианты поведения и принимающем за них ответственность). Автор отмечает активность субъекта отражения, связь отражения с потребностями и мотивами, отношением человека, его когнитивными чертами и способностями. Содержательной противоположностью ей может выступать объектная позиция как непостоянный или динамический компонент самовосприятия личности в конкретной ситуации.
Психосемантические аспекты формирования представлений изучает Е.Ю. Артемьева. В ее работах представлено, каким образом субъект конструирует индивидуальную картину мира в своем сознании. Концепция «образа мира» /А.Н. Леонтьев, 1983 дает возможность понимать образ субъективного мира как интегратор следов взаимодействия человека с объективной действительностью. Е.Ю. «Мир принимается субъектом пристрастно и характеристики этой структурации существенно связаны с опытом прежних деятельностей» [21, С.17]. Артемьева устанавливает, что одной из форм существования отпечатка деятельности является субъективное отношение к объектам, явлениям, ситуациям, допускающее экспериментальную фиксацию в виде оценочного суждения или другой атрибутивной характеристики этих объектов, явлений, ситуаций.
«Схемы, которые прививает нам культура, оказывают огромное влияние на то, что мы замечаем в окружающем мире», - считает Э.Аронсон [7,с.178]. Христианская традиция, экзистенциальная философия, история, гуманистическая психология формируют у значительной доли общества, получившей гуманитарное образование, или исповедующей православие, представление об экстраординарных ситуациях как испытании, призванном проверить крепость духа человека или раскрыть ему новые горизонты бытия.
Е.Ю.Артемьева, исследуя психосемантические аспекты формирования представлений, обнаружила, что имеются значимые связи особенностей семантического оценивания с особенностями личностных проявлений: таким образом, интерналы наиболее предрасположены к использованию измерений «силы» и «активности», экстерналы – больше выбирают оценочные свойства при описании объектов. Знание этих связей может служить для выделения типообразующих характеристик личностных и эвристических проявлений. Семантическая продукция субъекта сравнима с особенностями его манипулятивного статуса (активность принятия задачи и т.п.), при этом классификация свободных ассоциаций коррелирует с разделением на активно принимающих фрустрирующие ситуации и на принимающих их пассивно; также она связана с классификацией по качествам «рисковый – осторожный» и по мотивации достижения – мотивации избегания. Таким образом, допустимо предвидение успешности поведения субъекта в ЭС по его семантическим характеристикам.
В исследовании Л.Р.Правдиной выявлено 3 ключевых вида представлений об ЭС: ЭС как испытание, ЭС как угроза, опасность, ЭС как приключение. Лица, имеющие различные представления об ЭС, демонстрировали различную динамику социально-психологических характеристик: степени осмысленности жизни, самооценки, самочувствия в течение пребывания в экстраординарных условиях приключенческого тура.
На восприятие экстремальной ситуации оказывают большое влияние и социальные представления. Концепция общественных взглядов, развитая в работах С. Московиси, В. Дуаз, Э Дюркгейм, Дж. Поттер, Р. Харре определяет их как специфическую форму познания, знания здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которого социально обусловлены. Здравый смысл, обыденные знания раскрывают прямой доступ к фиксации социальных представлений.
Любой человек ощущает давление внешнего порядка в виде принятых в обществе норм поведения, оценок, образов. Субъект интериоризирует данные социальные конструкты, делает их достоянием своего собственного мира.С. Московиси писал: «Социальное представление имеет тройственную природу: знания об объекте представлений, поле представления (богатство содержания, «визитная карточка» определенной социальной группы), установка, в которой заключено отношение субъекта к объекту представления». [25, с.94].
Представления о ситуациях социально и биографически детерминированны, опосредованы построением личностных моделей, прототипов, схем ситуаций и являются значимым основанием поведения и переживаний человека в ситуации. Уникальное представление ситуации проектируется из фрагментов имеющихся у личности социальных представлений, информации из данного ситуационного дискурса и непосредственного наблюдения, актуализированых фрагментов общего семантического знания. На формирование индивидуальных представлений об ЭС проявляют воздействие социальные представления, основные типы которых можно предположить как следующие: понимание ЭС как бедствия, как приключения и как некоего испытания, которое надо с честью выдержать.