Учебный предмет «Композиция станковая» со сроком обучения 5 лет (программа «Живопись» со сроком обучения 5 лет)
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации | Всего часов | ||||||||||||||
Классы | ||||||||||||||||
Триместры | I | II | III | I | II | III | I | II | III | I | II | III | I | II | III | |
Аудиторные занятия | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа | ||||||||||||||||
Максимальная учебная нагрузка | ||||||||||||||||
Вид промежуточной аттестации | зачёт | зачёт | экзамен | зачёт | зачёт | экзамен | зачёт | зачёт | экзамен | зачёт | зачёт | экзамен | зачёт | зачёт | Итоговая аттестация |
Учебный предмет «Композиция станковая» со сроком обучения 6 лет (программа «Живопись» со сроком обучения 6 лет)
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации | Всего часов | |||||||||||||||||
Классы | |||||||||||||||||||
Триместры | I | II | III | I | II | III | I | II | III | I | II | III | I | II | III | I | II | III | |
Аудиторные занятия | |||||||||||||||||||
Самостоятельна я работа | |||||||||||||||||||
Максимальная учебная нагрузка | |||||||||||||||||||
Вид промежуточной аттестации | зачёт | зачёт | экзамен | зачёт | зачёт | экзамен | зачёт | зачёт | экзамен | зачёт | зачёт | экзамен | зачёт | зачёт | экзамен | зачёт | зачёт | Итоговая аттестация |
|
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Композиция станковая» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Недельная загрузка в часах:
Аудиторные занятия:
1 классы - 2 часа
2 – 6 классы – 3 часа
Самостоятельная работа:
1 – 3 класса – 3 часа
4 – 6 классы – 4 часа
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Композиция станковая» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачами учебного предмета «Композиция станковая» являются:
• развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;
• последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;
• знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;
|
• изучение выразительных возможностей тона и цвета;
• развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;
• обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;
• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
• формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального
обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический;
• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
|
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том числе, в области архитектуры, транспорта, пейзажа, интерьера, портрета, костюма.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по композиции станковой должна быть оснащена удобными столами, мольбертами, компьютером, интерактивной доской.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Композиция станковая» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.
Содержание программы включает следующие разделы и темы:
• основы композиции станковой
• цвет в композиции станковой
• сюжетная композиция
• декоративная композиция
• создание художественного образа в композиции
• графика
• итоговая работа
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | |||||||||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | ||||||||||
1 год обучения 1 триместр | ||||||||||||
Раздел 1. Основы композиции | ||||||||||||
станковой | ||||||||||||
1.1. | Вводная беседа об основных законах и правилах композиции | урок | ||||||||||
1.2. | Равновесие основных элементов композиции в листе | урок | ||||||||||
Просмотр | ||||||||||||
Всего за 1 триместр | ||||||||||||
1 год обучения 2 триместр | ||||||||||||
Раздел 2. Цвет в композиции | ||||||||||||
станковой | ||||||||||||
2.1. | Основные цвета, составные и дополнительные (комплиментарные, оппонентные). Эмоциональная характеристика цвета | урок | ||||||||||
2.2. | Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста. Контраст и нюанс | урок | ||||||||||
Просмотр | ||||||||||||
Всего за 2 триместр | ||||||||||||
1 год обучения 3 триместр | ||||||||||||
Раздел 3. Сюжетная | ||||||||||||
композиция | ||||||||||||
3.1. | Сюжетная композиция по литературному произведению. Понятия «симметрия» и «асимметрия». Палитра в 2 тона | урок | ||||||||||
3.2. | Ритм в композиции станковой | урок | ||||||||||
3.3. | Композиционный центр в композиции станковой | урок | ||||||||||
3.4.. | Выразительные средства композиции станковой | урок | ||||||||||
Всего за 3 триместр | ||||||||||||
Всего за год | ||||||||||||
2 год обучения 1 триместр | ||||||||||||
Раздел 1. Цвет в станковой композиции | ||||||||||||
1.1. | Ограничение цветовой палитры в живописной композиции | урок | ||||||||||
Просмотр | ||||||||||||
Всего за 1 триместр | ||||||||||||
2 год обучения 2 триместр | ||||||||||||
Раздел 2. Сюжетная | ||||||||||||
композиция | ||||||||||||
2.1. | Однофигурная, двухфигурная и многофигурная композиции, варианты построения схем (статичная и динамичная композиции) | урок | ||||||||||
Просмотр | ||||||||||||
Всего за 2 триместр | ||||||||||||
2 год обучения 3 триместр | ||||||||||||
Раздел 3. Декоративная композиция | ||||||||||||
3.1. | Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы ее построения. | урок | ||||||||||
3.2. | Трансформация и стилизация изображения | урок | ||||||||||
3.3. | Декоративная композиция натюрморта | урок | ||||||||||
3.4. | Стилизация изображения животных | урок | ||||||||||
Всего за 3 триместр | ||||||||||||
Всего за год | ||||||||||||
3 год обучения 1 триместр | ||||||||||||
Раздел 1. Сюжетная композиция | ||||||||||||
1.1. | Пейзаж, как жанр станковой композиции | урок | ||||||||||
Просмотр | ||||||||||||
Всего за 1 триместр | ||||||||||||
3 год обучения 2 триместр | ||||||||||||
Раздел 2. Цвет в композиции станковой | ||||||||||||
2.1. | Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей | урок | ||||||||||
Просмотр | ||||||||||||
Всего за 1 триместр | ||||||||||||
3 год обучения 3 триместр | ||||||||||||
Раздел 3. Сюжетная композиция (исторический жанр) | ||||||||||||
3.1. | Исполнение мини-серии (диптих, триптих) графических композиций на историческую тематику. | урок | ||||||||||
Всего за 1 триместр | ||||||||||||
Всего за год | ||||||||||||
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||||||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||||||
4 год обучения 1 триместр | |||||||||
Раздел 1.Создание художественного образа в композиции | |||||||||
1.1. | Композиционная организация портрета | урок | |||||||
Просмотр | |||||||||
Всего за 1 триместр: | |||||||||
4 год обучения 2 триместр | |||||||||
1.2 | Однофигурная композиция со стаффажем на заднем плане | урок | |||||||
Просмотр | |||||||||
Всего за 2 триместр | |||||||||
4 год обучения 3 триместр | |||||||||
1.3 | Иллюстрации к литературным произведениям | урок | |||||||
Всего за 3 триместр | |||||||||
Всего за год | |||||||||
5 год обучения 1 триместр | |||||||||
Раздел 1. Графика | |||||||||
1.2. | Графический лист с визуальным эффектом Вариант 1. Иллюстрация Вариант 2. Архитектурные фантазии | урок | |||||||
. | Раздел 2. Сюжетная композиция | ||||||||
2.1. | Сюжетная композиция на конкурсную тему | урок | |||||||
Просмотр | |||||||||
Всего за 1 триместр: | |||||||||
5 год обучения 2 триместр | |||||||||
Раздел 3. Итоговая работа | |||||||||
3.1. | Выполнение итоговой работы: Вариант 1. Книжная графика. Многофигурная композиция (3 – 4) фигуры. | урок | |||||||
Просмотр | |||||||||
Всего за 2 триместр: | |||||||||
5 год обучения 3 триместр | |||||||||
3.2 | Выполнение итоговой работы: Вариант 2. Сюжетная композиция. Многофигурная композиция (конкурсные задания). Вариант 3. Декоративный натюрморт. | урок | |||||||
Всего за 3 триместр | |||||||||
Всего за год | |||||||||
6 год обучения 1 триместр | |||||||||
Раздел 1. Графика | |||||||||
1.1. | Создание сложной образной графической композиции. Вариант 1. Графический лист «Аллегория» Вариант 2. Основы мультипликации | урок | |||||||
1.2. | Графика малых форм. Вариант 1. Разработка праздничной открытки Вариант 2. Экслибрис | урок | |||||||
Просмотр | |||||||||
Всего за 1 триместр: | |||||||||
6 год обучения 2 триместр | |||||||||
Раздел 2. Сюжетная композиция | |||||||||
2.1 | Сюжетная Композиция. Триптих Вариант 2: сюжетная композиция на конкурсную тему | урок | |||||||
Просмотр | |||||||||
Всего за 2 триместр: | |||||||||
6 год обучения 3 триместр | |||||||||
2.3. | Графическая композиция в городской среде | урок | |||||||
2.4 | Сюжетная многофигурная композиция на основе натурных зарисовок | урок | |||||||
Всего за 3 триместр: | |||||||||
Всего за год: | |||||||||
В данном учебном плане предлагается вариант итоговой работы (итоговая аттестация) при 5-летнем сроке реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись».
Для 6-летнего срока реализации программы образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает содержание и план выполнения итоговой работы, который может быть вариативным от года к году. В разделе «Аттестация: цели, виды, форма, содержание» предложены методические рекомендации по организации и проведению итоговой аттестации учащихся.
Содержание разделов и тем. Годовые требования
Год обучения
Триместр
Раздел 1. Основы композиции станковой
1.1. Вводная беседа об основных законах и правилах композиции, о решающей роли композиции в изобразительном искусстве. Демонстрация репродукций произведений великих художников.
Цель: знакомство с понятиями «композиция», «жанры в композиции». Задача: знакомство с программой по станковой композиции, материалами и техниками, применяемыми при создании композиций.
Самостоятельная работа: просмотр репродукций и видеоматериалов в школьной библиотеке.
1.2. Равновесие основных элементов композиции в листе.
Цель: определение понятий «решение листа как единого целого» и «изображение на картинной плоскости».
Задача: знакомство с форматом как с рабочей плоскостью художника, выбор формата в зависимости от замысла.
Предлагаемые аудиторные задания: исполнение сюжетной композиции на заданную тему («Мои друзья», «Летние игры» и т.п.).
Задание для самостоятельной работы: зарисовки по памяти учащимися летних впечатлений.
Год обучения 2 триместр