2.1. Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей.
Цель: изучение на практическом применении понятий «цветовой контраст», «цветовая гармония», «родственно-контрастная группа цветов».
Задача: изучение возможностей подчинения цветотонального решения композиции замыслу, поиск эмоционально выразительного решения композиции и выделение композиционного центра цветом.
Предлагаемое аудиторное задание: создание живописной композиции с использованием родственно-контрастной группы цветов, несложный сюжет с двумя-тремя фигурами людей, двухплановое пространство на темы: «Школа», «Магазин», «Друзья» или конкурсная.
Задание для самостоятельной работы: исполнение композиционных зарисовок и этюдов интерьера с фигурами людей с различным цветотональным решением.
Год обучения 3 триместр
Раздел 3. Сюжетная композиция (исторический жанр)
3.1. Исполнение мини-серии (диптих, триптих) графических композиций на историческую тематику.
Цель: изучение возможностей создания композиции способами:
• совмещение разновременных событий;
• совмещение переднего и дальнего планов (наплывы);
• сочетание разнонаправленного движения;
• совмещение фигур и групп, переданных в разных ракурсах (наслаивание).
Задача: укрепление навыков отбора материала для развития темы композиции, приобретение опыта работы над серией композиций, связанных общностью темы, формата, техники, стилистики исполнения; изучение роли детали в утверждении достоверности изображения.
Предлагаемое аудиторное задание:
1. Выполнение композиционных зарисовок групп людей с натуры при
различном освещении.
2. Выбор темы и сюжета для разработки композиции.
|
3. Исполнение мини-серии в материале.
Задание для самостоятельной работы: копирование произведений мастеров с целью выявления композиционных схем.
Год обучения
I триместр
Раздел 1. Создание художественного образа в композиции
1.1. Композиционная организация портрета.
Цель: изучение портретного жанра, схемы построения костюмированного портрета и его видов - аллегорического, мифологического, исторического, семейного, жанрового.
Задача: передача изобразительными средствами визуальных характеристик литературного персонажа, эпохи, среды, в которой он жил, через костюм, предметы быта, интерьера. Выявление характера. Психология образа. Выразительность. Сходство. Соотношение человеческой фигуры и пространства.
Предлагаемое аудиторное задание: живописная композиция - портрет литературного героя из русской классики: А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Станционный смотритель»; А.П.Чехов «Хамелеон», И.С. Тургенев «Бирюк», «Хорь и Калиныч» и др.
Задание для самостоятельной работы: анализ работ великих художников (композиционные схемы), наброски и зарисовки костюмов, интерьеров, фигуры человека, головы человека.
Год обучения 2 триместр
1.2. Однофигурная композиция со стаффажем на заднем плане.
Цель: изучение способов создания оригинальной творческой композиции в
определенной методической последовательности.
Задача: создание графической композиции в материале с соблюдением всех подготовительных этапов работы. Выбор точки зрения и источника освещения. Свет как выразительное средство композиции.
|
Предлагаемое аудиторное задание: создание автопортрета в определенном историческом костюмированном образе со стаффажем на заднем плане.
Задание для самостоятельной работы: зарисовки автопортрета, выбор образа, упражнение на выбор техники исполнения.
Год обучения 3 триместр
1.3. Иллюстрации к литературным произведениям.
Цель: закрепление понятий: «целостность цветового решения», «направление основного движения в композиции», «пространство и цвет», «пространство и тон», «композиционная схема», применение основных правил и законов станковой композиции.
Задача: умение выявлять характер персонажа, психологию образа персонажа, добиваться выразительности композиции, соотношения человеческой фигуры и пространства. Работа в выбранной технике.
Предлагаемое аудиторное задание:
1. Анализ произведений великих мастеров с целью выявления композиционной схемы картины («золотое сечение», «соотношение больших масс», «композиционный центр»).
2. Создание творческой композиции по мотивам произведений зарубежных писателей-классиков.
Задание для самостоятельной работы: композиционные зарисовки интерьеров, костюмов, предметов быта, образов персонажей в соответствии с выбранной темой.
Год обучения
I триместр
Раздел 1. Графика
1.2. Графический лист с визуальным эффектом.
Вариант 1. Иллюстрация.
Цель: создание композиции с учетом технических и композиционных особенностей книжной графики: параметры страницы и ее заполнение, взаимодействие чистого пространства листа и изображения. Задача: умение применять оригинальный визуальный эффект, помогающий восприятию литературного произведения.
|
Предлагаемое аудиторное задание: выполнение иллюстрации с разработкой схемы визуального эффекта, трансформирующего форму и вписывающегося в композицию графического листа.
Задание для самостоятельной работы: отбор самого выразительного эпизода литературного произведения для наиболее полного раскрытия его через визуальный эффект. Изучение соответствующей материальной культуры.
Вариант 2. Архитектурная фантазия.
Цель: создание графической конструктивно-пространственной композиции с архитектурными элементами.
Задача: умение создавать визуальный эффект, трансформирующий архитектурные формы на примерах творчества Джованни Батиста Пиранези.
Предлагаемое аудиторное задание: выполнение графического листа с разработкой визуального эффекта. Пространственно-плановое решение композиции.
Задание для самостоятельной работы: изучение архитектурных стилей. Знакомство с современными тенденциями в архитектуре.
Раздел 2. Сюжетная композиция
2.1. Выполнение сюжетной композиции на конкурсную тему.
Цель: создание многофигурной композиции на заданную конкурсную тему.
Задача: Умение создавать композицию с учетом законов композиции.
Пространственно-плановое, тональное и цветовое решение.
Предлагаемое аудиторное задание: выполнение грамотно организованной,
технически законченной композиции.
Задание для самостоятельной работы: сбор натурного материала. Подготовительные наброски и этюды.