Введение
Актуальность. В современных условиях постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата в коллективе. Данная проблема диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Социально-психологический климат – это комплексное эмоционально-психологическое состояние профессионального коллектива, отражающее степень удовлетворенности работников различными факторами жизнедеятельности, выражает общий настрой и степень удовлетворенности работников организацией личного труда, отношениями с другими сотрудниками и общим уровнем организованности в организации или коллективе. Такой настрой сотрудников причинно обусловлен внутриорганизационными, внутрисистемными факторами и относительно нейтрален по отношению к внесистемным влияниям (формам проведения досуга, семейным и бытовым факторам и т.д.) [45, 123 с].
Структура социально-психологического климата определяется системой сложившихся в коллективе отношений между его членами и может быть охарактеризована элементами, представляющими собой синтез общественных и межличностных отношений. Через общественные отношения раскрывается социальное содержание личных отношений людей в коллективе. Это производственные, политические, правовые, этические, эстетические отношения. Межличностные отношения – это организационно-технологические взаимодействия, статусно-ролевая взаимосвязь, административно-психологическое взаимовлияние, эмоционально-логическое взаимопознание. Они возникают на основе предметно-практической деятельности коллектива, задаются материально-техническими, организационно-управленческими и другими условиями его жизнедеятельности. Единство содержания общественных и межличностных отношений, как считает В.В. Бойко, предстает в виде взаимоотношений людей (сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, согласия), а также в виде качеств личности, от которых зависят психологические особенности общения людей в коллективе [8, 89 c].
|
Удовлетворенность взаимоотношениями по горизонтали (с товарищами) и по вертикали (с руководителями) рассматривается как важный показатель социально – психологического климата в трудовом коллективе. Показатели удовлетворенности взаимоотношениями по горизонтали тесно связаны с частотой обсуждения в коллективе вопросов, непосредственно связанных с работой, а также с частотой контактов членов коллектива в свободное от работы время. В самой официальной обстановке между людьми так или иначе складываются личные отношения и они не могут не влиять на общую атмосферу в коллективе, на общий характер, стиль, тон взаимоотношений в группе [11, 77 c].
Проблеме межличностных взаимодействий посвятили труды многие исследователи психологи, среди которых: А.А. Бодалев [6], И.П. Волков [9], Е.С. Кузьмин и О.И. Зотова [43] К.К. Платонов [30], Б.Д. Парыгин [29], А.В. Петровский [33], Л.И. Уманский [46] и другие, что подтверждает актуальность данной темы.
Исходя из выше изложенного, была поставлена цель, выявить взаимосвязь между взаимоотношениями в коллективе и удовлетворенностью работой.
|
Объект исследования: межличностные отношения
Предмет исследования: Взаимосвязь межличностных отношений и удовлетворенности работой в коллективе.
Цель – выявить взаимосвязь между взаимоотношениями в коллективе и удовлетворенностью работой.
Гипотеза. Нами выдвинуто предположение о том, что на удовлетворенность работой оказывают влияние разные факторы, среди которых психологический климат коллектива и межличностные отношения являются определяющими: чем лучше психологическая обстановка и межличностные отношения, тем выше степень удовлетворенности работой;
– между удовлетворенностью работой и взаимоотношениями в коллективе существует тесная взаимосвязь
Задачи исследования:
1) Провести анализ проблемы социально – психологического климата в трудовом коллективе, посредством изучения литературы.
2) Выявить степень удовлетворенности трудом в коллективе.
3) Исследовать особенности психологического климата в трудовом коллективе.
4) Изучить характер взаимосвязи между межличностными отношениями и удовлетворенностью трудом.
5) Выявление факторов и условий формирования благоприятного социально – психологического климата в трудовом коллективе.
База исследования: кафе-бар «Профет Лайн»
Методы:
1. психолого-аналитическое исследование
2. эмпирическое исследование:
1. Экспресс методика по изучению социально психологического климата в трудовом коллективе. (О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыго)
2. Тест-опросник диагностики межличностных отношений Т. Лири в модифицированном варианте Л.Н. Собчик;
3. Социометрия (Дж. Морено)
4. Методика «Удовлетворенность работой и коллективом». (Е.В. Шолоховой. Е.С. Кузьминой)
5. Непараметрический метод «Ранговой корреляции» Спирмена
Структура работы:
В первой части проводится аналитическое изучение психологической литературы по проблеме СПК в трудовом коллективе
Вторая часть – эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи между удовлетворенностью труда и межличностными взаимоотношениями и их отражении на СПК трудового коллектива.
Психологический климат и его определяющие факторы