Проекты в дошкольном образовательном учреждении
Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:
Первый этап
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Второй этап
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
Третий этап
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Классификация проектов:
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по седующим признакам:
По тематике
Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.
|
По составу участников
Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные.
По срокам реализации
По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).
Основные этапы метода проектов:
Выбор цели проекта
Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.
Разработка проекта
Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.
Выполнение проекта
Выполняется практическая часть проекта.
Подведение итогов
Проводится "разбор полетов", оценка результатов и определение задач для новых проектов.
Виды проектов в ДОУ:
Творческие
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Реализация коллективных творческих проектов в детском саду
|
Реализация коллективных творческих проектов в детском саду
Творчески работающие педагоги, деятельность которых направлена прежде всего на развитие качеств личности, познавательных, творческих способностей детей, находятся в постоянном поиске наиболее эффективных средств и методов развития воспитания. Одним из таких методов является метод проектов, использование которого дает возможность воспитанникам экспериментировать, синтезировать полученные знания, применять их в играх и самостоятельной деятельности, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Поскольку дошкольники в силу возрастных особенностей не могут самостоятельно находить противоречия в окружающем мире, выдвигать гипотезы, формулировать проблему, выступать в роли организатора проектов, проектная деятельность в образовательном процессе детского сада, как правило, носит характер трехстороннего сотрудничества: детей, родителей и педагогов.
В зависимости от тематики, состав участников, сроков выполнения в дошкольной образовательной организации реализуются проекты разных видов.
Детские сады реализую творческие, исследовательские, групповые, игровые и комплексные проекты. Традиционным стал коллективный творческий проект, целью которого является творческое развитие всех участников образовательных отношений.
К основным задачам коллективного творческого проекта относятся:
• Сотрудничество и сотворчество участников образовательных отношений;
• Воспитание культуры общения;
|
• Развитие у детей воображения, любознательности, исследовательских способностей.
Коллективные творческие проекты реализуются в детском саду в виде:
• Рукотворного конкурса;
• Семейного праздника;
• Мини- музея.
Среди особенностей этих проектов следует отметить в первую очередь их нетрадиционную тематику – «Из жизни». Так, например, с учетом особого интереса воспитанниц к кукле Барби педагоги предложили идею проекта «Модница Барби». Мамы вместе с девочками нарядили кукол и представили их на выставке. Совместная деятельность вызвала массу положительных эмоций у всех участников и превратилась в настоящий праздник.
На приглашение принять участие в конкурсе «Новогоднее окно» в рамках оформления помещений детского сада к Новому году откликнулись дети, их родители и педагоги всех возрастных групп. Данное мероприятие помогло реализовать творческий потенциал всех участников, прошло ярко и зрелищно. Окна в группах были украшены в разной технике исполнения. Главным достижение данного мероприятия стало появление «Новогоднего окна» в каждом доме участников проекта.
Вторая особенность проектов – обязательное участие семей воспитанников для улучшения детско – родительских отношений. Например, в рамках творческо – исследовательского проекта «Русский валенок» решаются воспитательные, познавательные, патриотические задачи. Проект предполагает проведение:
• Выставки «Арт - валенок»;
• Конкурс частушек «Эх, валенки, да не подшиты, стареньки»;
• Семейного праздника «Русский валенок».
Появившиеся в каждой группе самодельные валенки вызвают огромный интерес у детей. Заключительным этапом становится проведение семейного праздника. Данный проект позволяет объединить родителей, детей, педагогов в разных видах деятельности, становится средством воспитания патриотических чувств к семье, России, ее народам и мастерам- умельцам.
Третья особенность творческих коллективных проектов – наглядный результат совместной деятельности участников.
Четвертой особенностью проектов является формирование культуры диалога между их участниками. Так, в ходе проекта «Русский валенок» были организованы детско – родительские творческие мастерские по украшению и оформлению валенок. Дети вместе с родителями за одним столом творили, мастерили, шутили, рассказывали истории по теме проекта. Именно такое естественное общение в ыорме диалога – одно из непременных условий формирования личности ребенка и обогащения детско – родительских отношений.
И пятая особенность проектов – трансформация мотивации воспитанников от материального приза до радости общения со всеми участниками совместной деятельности. Не только воспитанники, но и родители ждут, интересуются следующими проектами, предлагают новые идеи.
Наряду с коллективными творческими проектами педагоги детского сада реализуют индивидуальные исследовательские проекты, которые способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, братьев, сестер) в сферу его интересов.
Так же реализуются исследовательские и групповые проекты по направлениям:
• Физическое развитие – «От стартов дошкольных к стартам олимпийским» (воспитатели, инструктор по физической культуре);
• Социально – личностное развитие;
• Художественно – эстетическое
• Познавательно – речевое развитие.
Таким образом, реализация творческих коллективных проектов в детском саду дает возможность развивать у дошкольников активность, умение узнавать новое, добиваться поставленной цели. В процессе такого личностного обучения создаются естественные условия для формирования у детей основных базисных характеристик личности: самостоятельности, инициативности, компетентности (интеллектуальной, языковой, социальной, творческого отношения к делу, произвольности, свободы поведения, самооценки.
Педагоги благодаря проектам учатся работать в соответствии с современными требованиями, интегрируя образовательное пространство, разные виды детской деятельности. Технология проектирования требует от воспитателей соответствующих знаний и умений. Поэтому повышение профессионального мастерства в рамках проектной деятельности актуально для каждого воспитателя и специалиста.
Родители, участвуя в различных видах совместной деятельности, воссоздавая положительные традиции воспитания, приобретают навыки педагогического сотрудничества с детьми и воспитателями, получают опыт, который позволяет им проникнуться детскими заботами, чтобы в игре стать «равным» ребенку.
Следует отметить, что дошкольные организации успешно внедряют метод проектов в практику работы.