Реализация коллективных творческих проектов в детском саду




Проекты в дошкольном образовательном учреждении

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:

Первый этап

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Второй этап

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

Третий этап

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Классификация проектов:

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по седующим признакам:

По тематике

Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.

По составу участников

Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные.

По срокам реализации

По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).

Основные этапы метода проектов:

Выбор цели проекта

Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

Разработка проекта

Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Выполнение проекта

Выполняется практическая часть проекта.

Подведение итогов

Проводится "разбор полетов", оценка результатов и определение задач для новых проектов.

Виды проектов в ДОУ:

Творческие

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Исследовательские

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Игровые

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационные

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

 

Реализация коллективных творческих проектов в детском саду


Реализация коллективных творческих проектов в детском саду

Творчески работающие педагоги, деятельность которых направлена прежде всего на развитие качеств личности, познавательных, творческих способностей детей, находятся в постоянном поиске наиболее эффективных средств и методов развития воспитания. Одним из таких методов является метод проектов, использование которого дает возможность воспитанникам экспериментировать, синтезировать полученные знания, применять их в играх и самостоятельной деятельности, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Поскольку дошкольники в силу возрастных особенностей не могут самостоятельно находить противоречия в окружающем мире, выдвигать гипотезы, формулировать проблему, выступать в роли организатора проектов, проектная деятельность в образовательном процессе детского сада, как правило, носит характер трехстороннего сотрудничества: детей, родителей и педагогов.

В зависимости от тематики, состав участников, сроков выполнения в дошкольной образовательной организации реализуются проекты разных видов.

Детские сады реализую творческие, исследовательские, групповые, игровые и комплексные проекты. Традиционным стал коллективный творческий проект, целью которого является творческое развитие всех участников образовательных отношений.

К основным задачам коллективного творческого проекта относятся:

• Сотрудничество и сотворчество участников образовательных отношений;

• Воспитание культуры общения;

• Развитие у детей воображения, любознательности, исследовательских способностей.

Коллективные творческие проекты реализуются в детском саду в виде:

• Рукотворного конкурса;

• Семейного праздника;

• Мини- музея.

Среди особенностей этих проектов следует отметить в первую очередь их нетрадиционную тематику – «Из жизни». Так, например, с учетом особого интереса воспитанниц к кукле Барби педагоги предложили идею проекта «Модница Барби». Мамы вместе с девочками нарядили кукол и представили их на выставке. Совместная деятельность вызвала массу положительных эмоций у всех участников и превратилась в настоящий праздник.

На приглашение принять участие в конкурсе «Новогоднее окно» в рамках оформления помещений детского сада к Новому году откликнулись дети, их родители и педагоги всех возрастных групп. Данное мероприятие помогло реализовать творческий потенциал всех участников, прошло ярко и зрелищно. Окна в группах были украшены в разной технике исполнения. Главным достижение данного мероприятия стало появление «Новогоднего окна» в каждом доме участников проекта.

Вторая особенность проектов – обязательное участие семей воспитанников для улучшения детско – родительских отношений. Например, в рамках творческо – исследовательского проекта «Русский валенок» решаются воспитательные, познавательные, патриотические задачи. Проект предполагает проведение:

• Выставки «Арт - валенок»;

• Конкурс частушек «Эх, валенки, да не подшиты, стареньки»;

• Семейного праздника «Русский валенок».

Появившиеся в каждой группе самодельные валенки вызвают огромный интерес у детей. Заключительным этапом становится проведение семейного праздника. Данный проект позволяет объединить родителей, детей, педагогов в разных видах деятельности, становится средством воспитания патриотических чувств к семье, России, ее народам и мастерам- умельцам.

Третья особенность творческих коллективных проектов – наглядный результат совместной деятельности участников.

Четвертой особенностью проектов является формирование культуры диалога между их участниками. Так, в ходе проекта «Русский валенок» были организованы детско – родительские творческие мастерские по украшению и оформлению валенок. Дети вместе с родителями за одним столом творили, мастерили, шутили, рассказывали истории по теме проекта. Именно такое естественное общение в ыорме диалога – одно из непременных условий формирования личности ребенка и обогащения детско – родительских отношений.

И пятая особенность проектов – трансформация мотивации воспитанников от материального приза до радости общения со всеми участниками совместной деятельности. Не только воспитанники, но и родители ждут, интересуются следующими проектами, предлагают новые идеи.

Наряду с коллективными творческими проектами педагоги детского сада реализуют индивидуальные исследовательские проекты, которые способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, братьев, сестер) в сферу его интересов.

Так же реализуются исследовательские и групповые проекты по направлениям:

• Физическое развитие – «От стартов дошкольных к стартам олимпийским» (воспитатели, инструктор по физической культуре);

• Социально – личностное развитие;

• Художественно – эстетическое

• Познавательно – речевое развитие.

Таким образом, реализация творческих коллективных проектов в детском саду дает возможность развивать у дошкольников активность, умение узнавать новое, добиваться поставленной цели. В процессе такого личностного обучения создаются естественные условия для формирования у детей основных базисных характеристик личности: самостоятельности, инициативности, компетентности (интеллектуальной, языковой, социальной, творческого отношения к делу, произвольности, свободы поведения, самооценки.

Педагоги благодаря проектам учатся работать в соответствии с современными требованиями, интегрируя образовательное пространство, разные виды детской деятельности. Технология проектирования требует от воспитателей соответствующих знаний и умений. Поэтому повышение профессионального мастерства в рамках проектной деятельности актуально для каждого воспитателя и специалиста.

Родители, участвуя в различных видах совместной деятельности, воссоздавая положительные традиции воспитания, приобретают навыки педагогического сотрудничества с детьми и воспитателями, получают опыт, который позволяет им проникнуться детскими заботами, чтобы в игре стать «равным» ребенку.

Следует отметить, что дошкольные организации успешно внедряют метод проектов в практику работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: