Введение.
План:
1. Сущность и предмет курса «Управление персоналом».
2. Задача и содержание курса «Управление персоналом».
3. Методы и принципы управления персоналом.
4. Связь курса «Управление персоналом» с другими дисциплинами.
Считавшийся прежде второстепенным делом, менеджмент персонала сегодня выдвинулся на первый план и превратился в объект пристального внимания руководителей всех уровней и направлений.
Управление – персоналом | это целенаправленная деятельность руководителей и специалистов кадровой службы, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации. |
Сегодня менеджмент персонала можно условно разбить на три блока:
· управление кадрами – планирование потребности в кадрах; подбор и создание резерва; определение заработной платы и льгот; профессиональная адаптация; разработка программ, организация обучения и повышения квалификации; развитие профессионального опыта и способностей; оценка трудовой деятельности; осуществление внутренних перемещений сотрудников (ротация) и увольнение.
· управление условиями труда – создание организационных проектов подразделений и рабочих мест, разработка нормативов и регламентов деятельности, создание необходимых условий труда; разработка положений о структурных подразделениях, паспортов рабочих мест, графиков работ; правил внутреннего распорядка, требований к сотрудникам, должностных инструкций...
· социальное управление – тесно связанное с утвердившейся в 70-е годы концепцией человеческих ресурсов. Эта концепция признает человека решающим фактором производства и основным источником прибыли, а не «досадной, но необходимой статьей расходов».
|
Философия управления персоналом – философско-понятийное осмысление сущности управления персоналом, его возникновения, связи с другими науками и направлениями науки об управлении, уяснение идей и целей лежащих в основе управления персоналом.
Концепция управления персоналом – система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма её реализации в конкретных условиях функционирования организаций.
Управление персоналом базируется на методах, принципах и процедурах, которые присущи эффективному управлению производства. Вместе с тем управление персоналом имеет свою специфику, свой объект и субъект управления, свою технологию.
Главным объектом в системе управления персоналом – выступают конкретные люди, работники предприятия, их личные, групповые и корпоративные интересы.
Субъектом управления персоналом – выступает управляющая подсистема, т.е. работодатель и его представители – менеджеры, наделенные специальными полномочиями.
Предметом курса«Управления персоналом» – является система знаний, которые связаны с целенаправленным воздействием на персонал предприятия (организации) для обеспечения эффективного функционирования предприятия и удовлетворения потребностей работников, особенно близких интересам трудового коллектива.
|
Содержание курса – составляют принципы и методы управления кадрами предприятия, теоретические и практические проблемы разработки системы управления персоналом, пути реализации кадровой политики, выбор наиболее эффективной технологии, средств и методов кадровой работы применительно к конкретной ситуации, организационные формы реализации системы управления персоналом на предприятии.
Задача курса «Управления персоналом» – состоит в том, чтобы исходя из теоретических положений менеджмента, и обобщения практического опыта раскрыть содержание, организационные формы проведения работы в области управления персоналом предприятия в современных условиях.
Методы и принципы управления персоналом
Методы управление персоналом – это способы и приемы воздействия на персонал для достижения целей организации.
1. По стадиям процесса управления можно выделить: планирование, организацию, учет, анализ, мотивацию, контроль.
2. По характеру управленческого воздействия на персонал выделяются: методы информирования, методы убеждения методы принуждения (основанные на угрозе)
3. По способам воздействия на человека можно выделить: административные, экономические, социально-психологические.
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувств долга, стремление человека трудиться в определенной организаций культура трудовой деятельности. Эти методы воздействия отличав прямой характер воздействий: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
|
Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект.
С помощью экономических методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Они основаны на использовании экономического механизма управления.
Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т. п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.
Принципы (от лат principium – «начало, основа») – это правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом.
В специальной литературе по вопросам управления персоналом различают две группы принципов:
· принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом,
· принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом.
Принципы, определяющие требования к формированию системы управления персоналом:
1) экономичность – предполагает наиболее экономичную организацию системы управления персоналом;
2) перспективность – необходимо учитывать перспективы развития организации;
3) комплексность – необходимо учитывать воздействие на систему управления всех факторов;
4) простота – чем проще устроена система управления, тем лучше она работает;
5) научность – ориентация на современные достижения науки в сфере управления;
6) прозрачность – система должна строиться на единой концепции;
7) автономность – обеспечение оптимальной (рациональной) независимости структур в УП;
8) согласованность – взаимодействие между вертикальными иерархическими звеньями должно быть согласованным;
9) устойчивость – наличие «локальных регуляторов», которые при отклонении от заданной цели организации ставят того или иного работника или подразделение в невыгодное положение;
10) комфортность – максимум удобств для творческих процессов выработки, принятия и реализации решений человеком;
11) многоаспектность – управление персоналом может осуществляться по различным каналам;
12) прогрессивность – соответствие передовым зарубежным и отечественным аналогам.
Принципы, определяющие требования к развитию системы управления персоналом:
1) концентрация – аккумулирование работников отдельной структуры управления персоналом на реализации одной или нескольких задач;
2) специализация – формирование отдельных структур, специализирующихся на выполнении однородных функций;
3) гибкость – приспособляемость системы управления персоналом к изменению состояния объекта;
4) непрерывность – отсутствие перерывов в работе системы;
5) ритмичность – выполнение одинакового объема работ в равные временные сроки;
6) параллельность – одновременное выполнение отдельных управленческих решений.
Междисциплинарные связи – Управление персоналом затрагивает деятельность человека во всем многообразии, исследуя широкую совокупность факторов, которые обуславливают результативность трудовой деятельности работника и коллектива, формируют поведение человека в организации.
Поэтому наука управления персоналом при разработке рекомендаций по использованию человеческого фактора в повышении эффективности производства опирается не только на результаты собственных исследований, но и на знания, которые относятся к другим научным дисциплинам – общественным, естественным, техническим.
Управление персоналом тесно связано:
· с экономикой труда, так как объект ее изучения – трудовой процесс;
· с социологией и прежде всего с социологией труда, которая изучает социальные аспекты трудовой деятельности и закономерности функционирования трудовых коллективов (характер и содержание труда, соотношение различных стимулов и факторов удовлетворенности трудом, социальные аспекты организации труда и трудовой активности работника, профессиональная и социальная адаптация работника);
· ссоциальной психологией, объектом исследования которой являются поведение и деятельность людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп;
· с экономической теорией, как наукой о законах, которые управляют производством, распределением и обменом материальных благ в человеческом обществе; и другими науками.