Психофизиология подростков.




Подростковый возраст.

Дерзкие и замкнутые, открытые и стеснительные, напористые и робкие, протестующие и сотрудничающие, грубые и очень чуткие, наглые и ранимые, чёрствые и сентиментальные, жестокие и нежные, независимые и нуждающиеся в поддержке. И часто всё это одновременно. Это подростки.

План лекции:

1. Возрастные рамки подросткового возраста и причины раннего взросления.

2. Данидинский эксперимент.

3. Психофизиология подростков.

4. Подросток и творчество.

5. Основные проблемы подросткового периода.

6. Советы по работе с подростками.

7. Тематика постановок для подросткового возраста.

8. Работа с родителями с позиции старшего.

9-10 лет«кризис потери детства», ранняя подростковость. Детям необходимо смириться с потерей детской безмятежности и беспечности, они страдают неведомым ранее недовольством собой. Защитной реакцией может быть отторжение детства: «Я уже не маленький!», «Мультики смотрят только дураки», «Не буду писать в тетради с машинкой».

Особенно у девочек идет изменение тела, появляются вторичные половые признаки.

Теории раннего взросления:

1.«Пищевая».

2. Интеллектуальная.

3. Социальная (обсуждение взрослых проблем, материальные и денежные ценности, ты – глава семьи, ранняя сексуализация, интернет, отсутствие должного контроля со стороны взрослых).

 

Мозг подростка – незаконченное творение. Лобная доля, которая отвечает за самоконтроль и рассудительность, перестраивается в последнюю очередь.

Психофизиология подростков.

Особенность психологического состояния подросткового возраста связана с двумя «переломными» моментами:

  • психофизиологическим – половым созреванием (внутренними гормональными, физиологическими и эмоционально-чувственными переменами, влекущими за собой телесные изменения, половое влечение)
  • созреванием социальным, проявляющийся в тенденции к обособлению и от мира детства, и от мира взрослых, к созданию своего собственного мира сверстников.

С точки зрения физиологии, особенностью этого периода является интенсивность и неравномерность развития и роста организма — «пубертатный скачок», что определяет значительную индивидуальную вариативность темпов развития.

11 – 12 лет – период повышенной активности, значительного роста энергии. Но также это и период повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Чрезвычайно трудны для подростков ситуации монотонии.

Если у взрослого человека выраженное падение работоспособности вследствие выполнения однообразных, но профессионально необходимых действий составляет примерно 40 – 50 минут, то у подростков оно наблюдается через 8 – 10 минут.

 

Происходящие в моторной сфере изменения: интенсивный рост, достигающий 4 – 7 см в год, увеличение объема мышц и мышечной силы, изменения пропорции тела приводят к временным нарушениям координации крупных и мелких движений.

В то же время, подростковый возраст – период, когда многие функции активно формируются и развиваются. Это наиболее благоприятное время для овладения многими наиболее сложными движениями, видами спорта, трудовой деятельности.

Для подростков характерен рост критичности мышления, стремление самим оценить те или иные явления действительности, найти доводы проверки того, что говорят взрослые. Происходит дальнейшее развитие самосознания,специфическую черту которого составляет размышление индивида над самим собой, над своими качествами и свойствами. Меняется понятие ребенка о себе. В его основу ложится самооценка, которая зависит от внешней оценки, но не совпадает с ней по содержанию.

В подростковом возрасте совершенствуются восприятие и различные представления. Осуществляется переход от непроизвольной к произвольной памяти. Увеличивается быстрота и объем запоминания.

Восприятие в это время характеризуется избирательностью и целенаправленностью, внимание – устойчивостью. Формируется способность к интеллектуальной деятельности. Происходит постепенный переход от конкретного к абстрактному мышлению, в основе которого лежит образование понятий. Это вызывает развитие самовосприятия, самонаблюдения, интенсивное познание внутренней действительности, мира собственных переживаний.

В подростковом возрасте, когда в связи с умственным развитием формируются и временные представления, изменяется жизненная перспектива ребенка. У него усиливается потребность в достижении конкретных результатов, а также в признании, что, в свою очередь, приводит к формированию важнейших психических новообразований подросткового возраста – чувства собственного достоинства и чувства взрослости. Чувство взрослости, в свою очередь, выражается в стремлении к независимости, в утверждении своего личного достоинства.

Большое значение в этом возрасте имеет и становление половой идентичности, которое предполагает осознание подростком своей половой принадлежности, усвоение соответствующих норм и стиля поведения.

Большое внимание уделяется своему внешнему виду. При этом многие подростки элементарно не соблюдают гигиену.

 

В подростковом возрасте интенсивно проявляется и реакция группирования со сверстниками. Подросток стремится понять себя, свои возможности и индивидуальные особенности, выяснить свое сходство с другими людьми и свое отличие от них, чаще всего это происходит среди равных. Подражание друг другу в одежду, в манере поведения дает подросткам ощущение уверенности, стабильности и безопасности.

В отличие от детей младшего школьного возраста, где отношения только устанавливаются и оформляются, у подростков уже существует значительно более зрелый коллектив с накопленным опытом отношений, с достаточно высокими моральными требованиями и сложившимся общественным мнением, с которым подростки считаются. Факт нахождения в той группе, ценности которой значимы для ребенка и мнение которой о его личных качествах ценно, очень важен в этот период.

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других часто появляется чувство одиночества, поэтому растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.

В свое время общение было определено Д.Б. Элькониным, как специфическая новая деятельность подростков, в отличие от предметной деятельности, игры, учения и труда. Предметом этой деятельности является другой человек, прежде всего другой подросток как человек.

Иерархия мотивов становится более устойчиво. Происходят кардинальные изменения в мотивационной сфере. И к концу данного периода должна сложиться постоянная и осознанная иерархическая структура, в которой ведущими выступают потребности, ставшие ценными для подростка.

Подросток и творчество.

Как утверждают исследователи, что особенность подросткового периода заключается в получении удовольствия от самого процесса творчества, а не только от его результата.

Творчество, так же как и рефлексия, непосредственно связаны с развитием личности, с появляющимся и все более осознанным стремлением к самоактуализации.

Младший школьник не скрывает своей игры, подросток же прячет от других свои фантазии. С помощью воображения подросток воплощает в творческих образах свои эмоции, свои влечения.

 

Подросток охотно и легко овладевает не только многообразными способами профессиональной деятельности взрослых, но и художественными стилями, способами собственного отображения мира в искусстве. В этом специфически проявляется свойственная подростковому возрасту потребность во «взрослости», всегда связанная с попытками действовать, как взрослый.

Авторство в подростковом возрасте проявляется в необходимости самовыражения в творчестве, связанное с самопознанием, со стремлением к постоянному обогащению внутреннего мира, с осознанием собственной индивидуальности, со стремлением к самобытному, оригинальному подходу к деятельности.

Основные проблемы данного возрастного периода:

  • особенности физического и психического развития
  • сильная загруженность, часто заорганизованность
  • отсутствие загруженности, неорганизованность
  • загруженность не тем, чем они должны быть реально заняты для развития их личности именно в этом временном промежутке
  • отсутствие к ним доверия в совокупности с высокими требованиями
  • стадный инстинкт.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: