Реформирование системы образования в России и развитых странах




Для того чтобы двигать страну вперёд, увеличивать уровень ВВП и качество жизни - необходимы высококвалифицированные, образованные и здравомыслящие люди. Ведь, без них невозможно ни социальное, ни политическое, ни экономическое развитие страны.

 

Сегодня на лицо упадок уровня образования в России, поэтому проведения тех или иных реформ просто необходимо. Так что же произошло?

Так, например, международный коэффициент уровня оценки знаний PISA показал, что

наши школьники в этом исследовании показывают далеко не лучший результат: 27-е место в 2000 году, 32-е в 2003-м, 37-е в 2006-м, 42-е (из 65) в 2009-м – и к сожалению об этом обеспокоились только сейчас. В то время как общественность Германии, когда их дети упали с 4-го места, на 3-е устроили демонстрации, требуя от правительства немедленных действий. Ведь, необходимо помнить, что система образования имеет свою особенность – если в ней что-то менять, то результат будет очевиден не сразу, а только спустя как минимум лет десять. Поэтому важно подходить к реформам своевременно и очень осторожно. Ведь один неточный шаг и всё будущее страны может быть перечёркнуто.

 

Реформирование системы образования РФ осуществляться на двух уровнях:

- ВУЗ

(переход к болонской системе – введение 4-х летнего бакалавриата и плюс к тому двухгодичной-магистратуры) Увеличить длительность обучения это правильное решение, ведь как доказано экспертами один год обучения дает рост ВВП на 10-15%. Только проблема в том, что в магистратуру будут брать не всех и пойдут туда не все, а значит мы потеряем целый год! Что приведет к спаду уровня ВВП на 15%.

В данный момент в ВУЗах учатся студенты, которые учились в школах, где применялись разнообразные стандарты. И если учесть на сколько поступающие дети слабо подготовлены, то реформировать необходимо прежде всего основу – школу.

- Школы

В данный момент, рассматривается проект федерального государственно стандарта общего образования, который предполагает коренную смену системы образования.

Как менеджер скажу, прежде чем что-то реформировать надо понять, что именно нас не устраивает в прошлой системе. Обратимся к советской школе.

 

Советская система образования была создана и развита еще при Сталине и являлась ответом на требования времени - стране было нужно много грамотных инженеров, конструкторов, изобретателей, разработчиков. Свою задачу советское образование блестяще выполнило. Если говорить о начальном и среднем образовании, то не секрет, что советский 10-классник по уровню знания мог переплюнуть американского студента-третьекурсника

Советское образование подарило нам целую плеяду ученых, инженеров, конструкторов, усилиями которых наша страна из отсталой превратилась в передовую индустриальную, научную державу. Именно мы первыми покорили просторы космоса, а построенные при советском союзе заводы, электростанции работают до сих пор.

Так, Рональд Рейган – сороковой президента США, говорил, что "самое мощное оружие русских, это их образование".

К числу несомненных достоинств российской высшей школы, по определению ректора МГУ академика В.А.Садовничего, относятся «научность образования, его фундаментальность, его энциклопедичность».

Общепризнано, что советское математическое и естественнонаучное образование является лучшим в мире. Доказательством этого является то, что многие университеты, научные учреждения, фирмы, корпорации США, Германии, других стран стремятся привлечь наших физиков, математиков и программистов (по данным академика В.Захарова 10-15% математиков и физиков, преподающих в университетах США, приехали из России).

А теперь давайте вспомним из-за чего рухнула советская система. Это произошло в 90-е года. С распадом советского союза страна устремилась в рыночные отношения. Почувствовав всю прелесть демократии – политики с радостью стали рушить все прежние системы. Изменений не смогла миновать и система образования.

Итак, что характерно для российского образования на сегодняшний день?

1) падение престижа образования

2) увеличение количества детей в классах

3) ежегодное переписывание учебников

4) низкая квалификация учителей

5) нежелание детей учиться

6) взаимное неуважение детей и педагогов

7) падение уровня знаний

8) перегрузка учебной программы новыми «институтскими» предметами

9) введение профильных классов

10) старение преподавательского состава

11) снижение заработной платы учителей

12) введение критерия ЕГЭ

13) коррупция

Вот они проблемы. Видим что российская система образования не совершенна.

 

Решает ли их новый образовательный стандарт и что он предлагает?

Предполагается разделить изучаемые предметы на три уровня: Интегрированный-образовательный уровень, базовый уровень и профильный.

Обязательными будут являться предметы:

- ОБЖ, физкультура, «Россия в мире»

Предметы на выбор:

- Русский язык и литература, родной язык и литература

- Иностранный язык (первый иностранный, второй иностранный)

- Общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право)

- Математика и информатика (математика, информатика, алгебра, начала матанализа, геометрия, информатика)

- Естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология)

- Курсы по выбору (искусство или предмет по выбору школы— для национальных республик).

При этом ученик может выбрать один (два) учебных предмета, курса из каждой предметной области (но не более 7 учебных предметов). При этом 3–4 предмета изучаются на профильном уровне, 3–4— на базовом уровне.

Откуда пришла такая идея? Это есть ни что иное как заимствование опыта зарубежных развитых стран.

Так, в Германии, Франции, Великобритании и США происходит дифференциация обучения в 11-12 лет, как по набору дисциплин, так и по глубине обучения. Обязательными для всех профильных потоков являются только четыре основных предмета, обеспечивающих соблюдение минимального образовательного стандарта.

Только вот эти обязательные предметы вовсе не ОБЖ, физкультура и нововыдуманная наука «Россия в мире».

В Германии это: Немецкий язык, математика, история, музыка, физкультура,

Обязательные предметы (8 предметов): французский язык, математика, иностранные языки, физика, химия, биология, география и история (расцениваются как один предмет) и физическое воспитание.

К слову сказать, обучение в Германии является бесплатным как для граждан Германии, так и для граждан иностранных государств, однако в системе немецкого образования представлены и государственные, и частные образовательные учреждения, хотя количество последних незначительно.

Образование во Франции подчиняется следующим нескольким принципам:
1. Обязательность, т.е. все дети в возрасте от 6 до 16 лет должны учиться в школе.
2. Светский характер образования. Это значит, что государственное образование не носит какой-либо религиозной окраски.
3. Бесплатность начального и среднего образования.
4. Государственная монополия на выдачу дипломов и университетских степеней.

В США, Великобритании и Франции: 1) математика, которая как известно «ум в порядок приводит» и развивает логическое мышление да и сам интеллект в целом.

2)Это родной язык страны, потому что язык – это часть исторического наследия и культуры, народ без языка – ничто!

3) история

4) естественные науки

А вот роль физкультуры выполняют разноплановые спортивные секции – от волейбола и плавания до большого тенниса и регби.

 

В настоящее время во многих странах идут реформы высшего образования, поиск новой модели университета, отвечающей вызовам нового столетия, императивам информационного общества, глобальной экономики. В декларации Первой Всемирной конференции «высшее образование в XI веке: подходы и практические меры», проведенной ЮНЕСКО, отмечена необходимость отказаться от подготовки «узких специалистов», которая свойственна многих западным вузам.

Опыт человечества показывает, что люди, сочетающие высокую профессиональную компетентность и широкую образованность, достигают большего и в своей узкой специальности.

Мы же, наоборот, с нашим новым стандартом идём туда, откуда они уходят –там усиливают предметное наполнение, у нас его сужают.

 

А ведь так делать нельзя! Нет ничего хорошего в том, что ученики будут знать 7 предметов, а по оставшимся 8 они не будут иметь даже элементарных базовых знаний. Всё это неизбежно приведет к умственной деградации целого народа.

Так, например, нельзя лишать детей возможности изучать такие произведения русской классики как «Война и мир», «Преступление и наказание», «Герой нашего времени», так мы ставим под угрозу духовно-нравственное воспитание ребенка как личности.

 

Да и науки все взаимосвязаны! Так, современная химия невозможна без физики. Однако если учесть что из каждой предметной области можно будет выбрать лишь 2 предмета, то если вы выберете физику, то не сможете выбрать математику и геометрию. Без математики нельзя сдать ЕГЭ, а без геометрии невозможно изучение многих разделов химии. Ясно, что такой подход рассчитан не на цели просвещения, а на сдачу ЕГЭ, необходимых для поступления в вуз. А может быть, как утверждают многие критики проекта, на фактическое введение платного обучения хочешь быть химиком и знать геометрию – плати.

Таким образом, в результате анализа стандарта, в котором, к слову сказать есть немало орфографических ошибок, сложилось впечатление, что основной мотив его принятия – это экономия денежных средств государства, а вовсе не повышение качества образования.

 

Мэр Москвы Сергей Собянин и не скрывает этого:

1) проект слияния школ; институтов.

«Муниципальных вузов очень много, многие из них по ряду признаков дублируют друг друга. Не уверен, что вузы будут закрывать, все-таки там учатся студенты. Скорее всего, будем сливать друг с другом, вводить режим экономии»

 

2) за счет урезания предметов деньги на зарплаты учителей будут тратить меньше

Уже, в 2010 году в среднем по Москве учительские зарплаты были секвестрированы на 3%. В 2010 году под оптимизацию в Москве попали почти 90 школ, были сокращены ставки около 6 тыс. учителей.

3) предлагает платить заработную плату учителям не по тарифной системе, а по результатам ЕГЭ.

« Учитель должен понимать, что получает заработную плату не за то, сколько уроков он провел в день, а за конкретные знания, которые он дал своим ученикам. А их мы можем оценить лишь по результатам ЕГЭ».

На мой взгляд, должна учитываться как тарифная ставка, так и сами знания. Так как, результат зависит не столько от квалификации педагога, сколько от того на сколько обучаем ученик. Ведь, не секрет, что способные ученики отлично усваивают материал за меньшее время, а двоечники, несмотря на все старания учителя, даже за пару недель не смогут его освоить.

Кроме того, Собянин считает, что зарплата должна выплачиваться учителям по результатам ЕГЭ. Но в таком случае получается, что высокую заработную плату будут получать только учителя выпускных классов! А вот те учителя, которые вложили в детей всю свою душу и силы в предшествующих классах и закладывали детям базу – не получат ничего. Кроме того, если ребенок сам по себе не обучаем, то преподаватель мало может повлиять на результат ЕГЭ.

 

Если уж мы заговорили о финансировании, то давайте сравним как финансируют образование развитые страны.

Однако, этот показатель относительный, т.к. уровень ВВП у каждой страны свой. И в натуральном выражении наблюдается существенная разница.

Так, например, ВВП США = 14 264 600 $, а России = 2 260 907 $

Если посчитаем чему равна сама денежная сумма, то получим, что США ежегодно тратит 756 024 $, а Россия 83 654$.

Тогда возьмём Японию, её процент от ВВП ниже нашего 3,5, но так как ВВП равен 4 354 368, то фактически Япония тратит ежегодно 152 403$, а Россия не смотря на свои огромные размеры, всего лишь 83 654$.

 

ЮНЕСКО рекомендует, чтобы доля финансирования от ВВП была не ниже 6%.

По данным Всемирного банка, в 70-х годах в СССРна образование выделялось 7% от ВВП. В 50-х годах и того больше — 10%. Сейчас только развитые страны могут себе позволить 5–6%. По данным Минобрнауки, сейчас в России — 4,2% от ВВП тратится на образование, а Общественная палата называет другую цифру— 3,5%.

В 2009 году консолидированный бюджет составлял 1 трлн 778 млрд рублей. В 2010 году— 1 трлн 889 млрд рублей. Бюджет, планируемый на 2011 год, составит 2 трлн 1 млрд рублей».

В 2011 году из бюджета Москвы запланировано выделить на образование 188 млрд рублей.

Итак, можно сделать вывод что наша страна во всех отношениях экономит на образовании, а ведь качественное образование – это фундаментальная основа развивающейся экономически и социально страны. Знаний не бывает много. Экономя на них мы рубим сук на котором сидим.

 

Какие же рекомендации мы можем дать?

1) Учитывать положительный опыт зарубежных стран, например отменить ЕГЭ, т.к. в развитых странах он используется как промежуточный оценка результата, а не как конечная. При поступлении в вуз необходимо сдавать обычные экзамены, которые помогут объективно оценить знания.

2) Сделать акцент на фундаментальности знаний

Советская высшая школа, отличающаяся фундаментальным характером общеобразовательных программ и обеспечивающая глубокую общетеоретическую подготовку, ограниченное сочетание учебной и научной деятельности, соответственно, в большей степени, чем западная высшая школа соответствует подготовленности специалиста к профессиональной мобильности в течении всей трудовой жизни, в условиях быстрых технологических сдвигов.

3) Прекратить перенасыщать школьную программу «взрослыми институтскими» предметами

4) Использовать советские учебники, так как в новых и опечаток много и составляют их всё чаще журналисты, а не профессора и доктора наук

5) Поднимать престиж профессии преподаватель и образования в целом

6) Остановить грязь, льющуюся на наших детей из телевизора, журналов и Интернета

7) Не экономить на финансировании сферы образование

 

 

Спасибо за внимание!

 


 

     
Австралия 4,4 4,5
Австрия 5,4 5,9
Бельгия 6,1 m
Великобритания 5,0 4,8
Венгрия 5,0 4,9
Германия 4,4 4,5
Греция 3,9 3,1
Дания 6,8 6,1
Ирландия 4,1 4,7
Испания 4,3 4,5
Италия 4,6 4,7
Мексика 5,1 4,6
Нидерланды 4,6 4,5
Новая Зеландия 5,6 4,8
Норвегия 6,7 6,8
Польша 5,5 5,7
Португалия 5,7 5,3
Словакия 4,0 4,6
США 5,3 5,0
Турция 3,4 2,3
Финляндия 5,9 6,2
Франция 5,7 5,9
Чешская Республика 4,2 4,7
Швейцария 5,7 5,4
Швеция 6,7 6,1
Япония 3,5 3,5
Российская Федерация 3,7 3,2

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: