Выполнили: Петровская Вика,
Костыря Марина
ученицы 10 «Б» класса
Проверила: Перелыгина Е.М.
Бичура 2013
В 1840 году в Забайкалье, в небольшой городок Селенгинск, были "обращены на поселение" после отбытия каторги на Петровском Заводе декабристы – братья Бестужевы.
Бестужевы были выдающимися личностями среди декабристов; Николай Александрович обучался в Морском корпусе, был знатоком морского дела, знал физику, астрономию и прикладные ремесла. Он владел в совершенстве иностранными языками, бывал во многих странах Западной Европы и был превосходным живописцем. Активный член тайного Северного общества, Николай Бестужев вел деятельную агитацию среди солдат, подготавливая свержение самодержавия. В день восстания вывел на Сенатскую площадь свою роту.
Михаил Александрович Бестужев также получил высшее военное образование. Состоял членом Северного общества, 14 декабря вывел на Сенатскую площадь роты Московского полка и участвовал в отражении атак николаевских конногвардейцев.
Братья Бестужевы были приговорены "к положению головы на плаху" и вечным каторжным работам в Сибири.
Оставшиеся "Воспоминания" и переписка с родными Бестужевых открывает нам славную эпопею их жизни и борьбы за культурное преобразование края, где их поселили, упорное подвижничество ради народа, который жил с ними бок о бок.
Откроем том "Писем из Сибири декабристов Бестужевых", изданный в Иркутске в 1929 году.
"…Если бы, завязав тебе глаза -, пишет Николай Бестужев своей сестре Ольге, - можно было бы вдруг перенести в наш край, ты, жительница бесконечной русской равнины, ахнула бы, да и не один раз, от удивления: горы, горы и еще раз горы, скалы, утесы и величественная река, широкая при разливе, быстрая всегда, как все горные реки, вода чистая, бегущая по мелкому камешку. Климат превосходный, зимою ли то 30 и более градусов мороза или летом…"
|
В каждом месте письме раскрывают Бестужевы и поднимают в глазах родных красоту, своеобразие и богатство края, раскрывают, с каким успехом и рвением начали они заниматься хлебопашеством, огородничеством, косьбой, разведением тонкорунных овец, совершенствуя и облегчая труд оригинальными устройствами, сооруженными своими руками.
Разносторонне талантливые, преуспевающие почти во всех технических отраслях и ремеслах, братья Бестужевы спешат передать свои обширные познания селенгинским бурятам и русскому старожилому населению. Декабристы Бестужевы открывают в Селенгинске слесарную, столярную, часовую, сапожную, портновскую, ювелирную мастерские и успешно обучают в них аборигенов.
Достаточно сказать, что Михаил и Николай Бестужевы (последний был особенно энергичен и деловит) изобретают удобную легкую конную сидейку-двуколку, как ее потом назвали "бестужевку", для разъезда по узким горным дорогам, сооружают печь особого образца, дающую в небольшом размере много тепла. Эти и другие изобретения снискали всеобщее признание в Сибири и даже за ее пределами и повсеместно распространялись.
Николай Бестужев стал изучать историю и этнографию края, место своего поселения. Он оставил нам интересный, не утративший и поныне значение этнографический и биолого-географический очерк "Гусиное озеро", где описывал географические особенности озера, его минеральные богатства, животный и растительный мир, а также показал себя вдумчивым, талантливым наблюдателем и исследователем быта бурят, их религиозных обрядов, хозяйственного уклада.
|
Бестужевы постоянно утверждали, что жизнь тогда интересна, полна смысла и значения, когда она может принести пользу народу. Этот высокий принцип был вполне оправдан всей жизнедеятельностью декабристов. Даже красоту природы, в котором братья черпали силы и вдохновение, они окрашивали этим оптимистическим, светлым подходом.
"…Местоположение и виды здесь живописные и, можно сказать, восхитительные, особенно там, где они оживлены присутствием человека или делом его рук", - пишет Николай Бестужев родным.
Родные Бестужевых скорбят, что братья обречены на страдания в полудиком и холодном крае, сочувствуют им и сокрушаются их тяжкой судьбой. Однако Бестужевы почти в каждом письме стараются с яркой наглядностью убедить близких им людей, что Забайкалье прекрасно. И красота природы, и возможность делом помочь людям составляют счастье теперешней их жизни.
"Климат здесь здоровый и превосходный: чистый, горный воздух, очищаемый быстрою рекою, отсутствие болот и песчаная почва… - устраняет болезни. Мы до сих пор едим дыни и арбузы, выращенные на открытом воздухе". Бестужевы гордятся красотой сибирской природы, ставшей им родной за годы изгнания.
"Представь себе высокую гору, - пишет Николай Бестужев сестре Ольге, - покрытую сверху до низу роскошными саранами почти всех видов, разливающих благоухание… на версту." И в другом письме: "Если бы перенести реку Селенгу в Европу, толпы путешественников непременно прославили бы ее не менее Рейна…"
|
Любуясь красотой ландшафта Селенгинска, Бестужевы всегда подчеркивали, что природа дарит свою щедрость тому, кто принимает ее всем сердцем, кто трудится на ее украшение и берет ее дары разумно, с вниманием и заботой.
Ссыльные декабристы живут будущим своего края, поражаясь обильному плодородию хлебных забайкальских угодий. Ценя и оберегая красоту и пользу байкальской природы, Бестужевы уже в те времена были озабочены проявлением неразумного воздействия на нее человека: "Жадный человек истребил наполовину леса порубками и пожарами, от этого высохли болота и иссякли ручьи, от засух стали уменьшаться покосы".
Образцовым ведением своего хозяйства, применением техники Бестужевы служили примером высокого культурного, прогрессивного отношения к использованию природных богатств края. И, подражая своим ученым- друзьям, местные жители многому научились у них в приемах земледелия и ремесел. Со своей стороны Бестужевы, высоко ценя природные способности бурят, сметливость их ремеслах и их опыт в скотоводстве, охоте, ирригации, кое-что переняли у них.
Доброта, гостеприимство, сердечность коренных их сибиряков постоянно приводили к трогательному удивлению селенгинских ссыльных.
Бестужевы пишут: "… Здесь такие добрые люди, что разве только родные поспорили бы с ними во внимательном попечении, которое мы здесь встречаем на каждом шагу… "
О русских семейских поселениях декабристы отзываются с особым уважением, называя их деревни "цветущие довольством", благодаря великому трудолюбию поселян. В своей статье "Бурятское хозяйство" Бестужевы пишут о своеобразном ведении бурятского хозяйства: "Бурят и плотник, и кузнец, и столяр… Без них было бы здесь плохо. Вся мебель на европейский манер в нашем доме сделана бурятами, дом построен ими…"
И далее Николай Бестужев говорит: "… Образования лица и черепа бурятского резко отделяют его племя от европейского…, что же касается до умственных способностей бурят, по моему мнению, они идут наравне со всеми лучшими племенами человеческого рода".
Благородство, обаятельность, готовность в любую минуту помочь каждому, кто ощущал в том нужду, были так искренни и радушны к ссыльным Бестужевым, что они снискали этим у сибиряков всеобщую симпатию и любовь, и признательность.
Селенгинская бурятка Жигмыт Анаева, жившая у Бестужевых прислугой, вспоминала: "Под вечер любили прогуливаться, прогуливались по деревне и по ее окрестностям. Пойдут гулять – берут с собой сахару, конфет и раздают бурятским ребятишкам. Ребятишки постоянно караулили их… И кормильцы же они были: кто бы ни пришел, накормят, оденут. Бедных одевали с ног до головы. У них была домашняя аптека. Кто бы ни захворал – бурят или русский – все обращались к Михаилу Александровичу. И он давал лекарства у себя дома и в улусе. Если надо было, давал в улус стаканы и серебрянные ложки для приема лекарств…"
Да, декабристы Бестужевы поняли и приняли всем существом своим природу Сибири и ее народ. Она, Сибирь, с ее мужественными, пытливыми сибиряками влила в декабристов вдохновенную силу жизни. Не согнулись, не пали духом сыны Отечества в уготованном им для гибели крае, а поистине воспрянули для борьбы за прогресс этого края и культурного просвещения его народа.
Николай Бестужев, человек с "золотыми руками", большого ума, выдающегося таланта и сердечной отзывчивости, умер в Селенгинске и похоронен на берегу реки Селенги, рядом со своим другом-декабристом К.П. Торсоном. В знак благодарности своему учителю Николаю Бестужеву его ученик Анай Унганов, самоучка-лепщик и скульптор, вытесал из камня постаменты для памятников декабристам, на которых поныне постоянно лежат цветы – знак признательности великим поселенцам.