Упражнения для дыхания (дыхательная гимнастика)
1. Вдох носом, выдох через рот (можно добавить движение рук: руки вытянуть вперед, ладони сложить; 1 – развести руки в стороны до отказа с глубоким вдохом через нос; 2 – выдыхая, свести ладони).
2. Вдох, задержка дыхания, выдох;
3. Вдох, выдох по порциям.
4. Полный вдох – на выдохе произнести «ха». Повторить 2-3 раза.
Игровые упражнения:
Задуйте свечу
ü Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.
ü Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.
ü Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек.
ü Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и дуть на воображаемое пламя свечи, чтобы оно легло, но не погасло. Удерживать пламя в таком положении до конца выдоха. Аналогично можно дуть на реальную полоску бумаги. При ровном выдохе полоска должна находиться в одном положении, не дрожать.
Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять)
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
В цветочном магазине
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
Поймай комара
Руки вытянуть вперед, ладони сложить. 1 – развести руки в стороны до отказа с глубоким вдохом через нос; 2 – выдыхая, свести ладони со звуком «з-з-з» медленно, чтобы поймать, но не спугнуть комара.
Сдуваем шарик
Согнуть руки в локтях, соединить ладони перед грудью. 1 – вдох – отвести локти назад, чтобы сошлись лопатки; 2 – выдыхая, свести ладони со звуком «с-с-с» медленно сдуваем шарик.
|
«Топор»
Берем двумя руками «топор». 1 – поднимаем топор над головой; 2 – короткий и полный выдох с наклоном и восклицанием «раз!».
Выдох со счетом
Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.
Использование скороговорки (хором):
Как на горке, на пригорке
Стоят 33 Егорки
(глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка...
(и т. д. до полного выдоха).
Необходимо отметить, что уже после нескольких занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.
«Скакалка»
Подпрыгивать, крутить воображаемую скакалку и говорить слова стих-я
Со скакалкой я скачу
Научиться я хочу
Так владеть дыханием,
Чтобы звук держать оно могло бы
Глубоко, ритмично было
И меня не подводило
Я скачу без передышки
И не чувствую одышки
Голос звучен, льется ровно
И не прыгаю я словно
Раз, два, раз, два, раз, два, раз
Можно прыгать целый час
Кончил прыгать – слышу я
Речь легко звучит моя.
Упражнения для развития четкости произношения, подвижности речевого аппарата и умения управлять голосом
В лифте
Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, потом вниз.
Тренировка в проговаривании слогов. Ба, бо, бу, бы, бэ, би; ва, во, ву, вэ, ви и т.д.
На доску выписываются буквы гласных, а дети по алфавиту подсоединяют к ним буквы согласных. Чтение хором и индивидуально, соревнование по рядам.
|
Тренировка в чтении сочетаний гласных: аоуиэ, аиуоэ; согласных: з-с-ж; ш-ж-с; согласных и гласных: же, че, ща, тра, три.
Работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох, и на выдох читают 15 согласных одного ряда: бкзстрмнвзршлнх жлпфхчшбрптсткл
Чтение согласных с каким-нибудь гласным. Например: первый ряд читает с гласным (а), второй ряд – с гласным (у).
Чтение ряда гласных с ударением на одном из них: а, о, у, ы, и, э.
Чтение скороговорок, чистоговорок, стихотворений с часто повторяющимся звуком
Упражнения для увеличения скорости чтения
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения (лучше по 5 минут три раза в день, чем по 1-1,5 часа бессмысленной работы, отбивающей желание читать).
1. Ежеурочные пятиминутки чтения (монгольский метод). Любой урок начинается с того, что дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, каждый свою любимую книгу.
2. Чтение перед сном. Именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
3. Режим щадящего чтения. Ребенок читает одну-две строки и отдыхает, затем повторяется такое же чтение.
4. Жужжащее чтение. Все ученики в течение 5 минут читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью.
|
5. “Разведчик”
Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
6. “Мнимое слово”
Учитель в ходе чтения некоторые слова читает неправильно, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово верно.
Упражнение «Буксир»
Учитель движет указкой по написанному тексту, а дети читают в заданном темпе. При повторном чтении отрывка темп чтения увеличивается.
8. Упражнение "Эхо" («Чтение за диктором»)
Один ученик читает (смысловые отрезки текста), весь класс повторяет за ним в том же темпе, с теми же интонациями.
9. Чтение с отрывом от текста. При чтении вслух ученикам предлагается поглядеть на доску (дверь, окно, потолок и т.д.), возвращаясь затем к чтению. Это упражнение приучает к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения угла зрения, увеличивается кратковременная память, ученик учится распределять внимание.