из первой Песни «Бхагавата-пураны»




Строфа-прославление Будды

 

Синтетическая специфика религий, имеющих своей родиной Древнюю Индию, не вызывает сомнений. Индуизм, джайнизм, буддизм, сикхизм непринужденно обогащают друг друга философскими идеями, деталями ритуалистики и знаменитыми персоналиями. Что касается последних, то здесь взаимообмен представляется особенно интенсивным и важным. Первый патриарх- тиртханкар джайнизма Ришабха принимается как аватара Вишну [1, с. 80], основателя буддийской школы мадхьямака Нагарджуну чтут джайны и индуистские тантрики [2, с. 21], индуистского бога Раму буддисты зачастую считают «своим» [3, с. 692-693], ученика индуса Рамананды – Кабира сикхи вводят в собственный пантеон святых и т.д. и т.п.

Не представляет здесь исключения и монументальная фигура Будды, в вишнуизме (вайшнавизме) он почитается как одно из главных воплощений Вишну или Кришны. Стоит отметить как интересный факт, что и некоторые буддисты (например, Нагарджуна) чтут Кришну на свой лад, считая его защитником учения [2, с. 480].

Будда единожды упоминается в «Рамаяне» [3, с. 656, 857]. Но особенно часто он появляется на страницах классических пуран, исторических мифологических хроник индуизма, среди которых выделяются две главные. Согласно мнению классиков отечественного востоковедения – В.И. Рудого и Е.П. Островской, основные элементы учения «брахманистской религиозной идеологии, нашедшие свое отражение в философском символизме упанишад», явлены «в наиболее законченном виде в пураническойлитературе… Прежде всего в классических источниках индуизма – “Вишну-пуране” и “Бхагавата-пуране”» [4, с. 16].

Настоящая статья посвящена исследованию образа Будды, проявленному на страницах, пожалуй, наиболее влиятельной пураны, а именно «Бхагавата-пураны», или просто «Бхагаваты». «“Бхагавата” – одна из восемнадцати великих пуран; посвящена по преимуществу Вишну-Кришне и его аватарам. Была создана на юге Индии предположительно в IX–X вв. и явилась одним из произведений, обобщивших опыт так называемого южного бхакти… “Бхагавата” получила широкое распространение в общинах североиндийскихбхактов. Кришнаиты считают ее своим священным текстом» [5, с. 91]. Изучение данного образа позволит усмотреть точки возможного взаимопонимания и взаимодействия между буддистами и вишнуитами (вайшнавами).

Среди около восемнадцати тысяч строф «Бхагавата-пураны» упоминания о личности Будды встречаются семь раз. Все они прямо (шесть раз) или косвенно (единожды) провозглашают Будду аватарой Вишну-Кришны. Стоит отметить, что шесть прямых упоминаний Будды неизменно встречаются в списках, в контексте которых перечисляются главные воплощения Вишну-Кришны. При этом в данных списках Будде дважды посвящается по целой строфе и четырежды ему уделяется по строке или даже ее части.

Данное исследование ограничивается анализом первой встречающейся в «Бхагавата-пуране» строфы, прославляющей Будду. Она располагается в первой (из двенадцати) т.н. Песне «Бхагавата-пураны», ее индекс – 1.3.24 (первая Песнь, третья глава, двадцать четвертая строфа). Разбору второй строфы (2.7.37) и построчным упоминаниям Будды будут посвящены отдельные исследования.

Итак, впервые имя Будды встречается в «Бхагавата-пуране» (1.3.24) в списке двадцати двух воплощений Кришны, вводимом рассказчиком Сутой. Однако строфа имеет несколько оригинальных прочтений. Первое из них выглядит следующим образом:

 

tataḥkalausampravṛttesammohāyasura-dviṣām

buddho nāmnā-ajana -sutaḥkīkaṭeṣubhaviṣyati

 

Шридхара (прим. XII-XIII в.), фактически первый комментатор «Бхагавата-пураны», раскладывает сандхи (состыковку слов и их элементов в санскрите) в выражении nāmnājana-sutaḥ именно как «носящий имя “сына Аджаны”» (ajanasyasutaḥ), а потому его перевод текста предстает в следующем виде:

 

«Затем, в самом начале Кали-юги[1] для того, чтобы погрузить в иллюзию (моха) тех, кто ненавидит богов, в Кикате явится Будда, носящий имя “сына Аджаны”» [6, с. 192].

 

Прочтение Шридхары как одно из возможных принимают в своих комментариях Вишванатха (ajanasutaḥ) – XVII-XVIII в., и Гиридхара (ajanasutaiti) – XIX в.

Однако сам же Шридхара, а вместе с ним и издатель текста «Бхагавата-пураны» Кришна ШанкарШастри Джи в подстрочном примечании, вводят еще одно прочтение строфы:

 

tataḥkalausampravṛttesammohāyasura-dviṣām

buddho nāmnā-jina -sutaḥkīkaṭeṣubhaviṣyati

 

«Затем, в самом начале Кали-юги для того, чтобы погрузить в иллюзию (моха) тех, кто ненавидит богов, в Кикате явится Будда, носящий имя “сына Джины”».

 

Такимобразом, патронимическийэпитетБуддыможет принимать,согласно Шридхаре,иноезвучание – «носящийимя “сынаДжины”» (jinasutaitipāṭhe / jino ‘pisaeva). Такой вариант принимают также комментаторы Вирарагхава (jinasyasutobhaviṣyatināmnā buddhaitiprasiddhaḥ) – XIV в., Виджаядхваджа (jinasutaḥjinenasutatvenavṛtaḥbhaviṣyatītyanvayaḥ) – XV в., и Гиридхара (jinasyasutonāmnā cabuddhobhaviṣyatītyanvayaḥ).

Известный вишнуитский мыслитель Мадхва (1238-1317), опиравшийся на особую южноиндийскую редакцию «Бхагаваты», также настаивает на данном имени отца – Джина. Он делает это со ссылкой на другую пурану, а именно «Брахманда-пурану» (jinādyānasūrāṁśakān) [7, с. 116]. Более того, в своем монументальном труде «Махабхарата-татпарья-нирная» («Последовательное изложение сути “Махабхараты”») Мадхва утверждает, что Джина носил и другое имя, а именно Шуддходана, которое полностью совпадает с именем исторического отца Будды Шакьямуни. Однако вместе с тем Мадхва дает Шуддходане весьма нелестную характеристику – в предыдущей жизни он был лидером т.н. трипура-асуров, демонов, живших в трех передвигавшихся по воздуху и становившихся невидимыми городах (yastraipurāṇāṁprathamo ‘trajātaḥ śuddhodanetyevajineticoktaḥ), ранее уничтоженных согласно распространенному пураническому мифу Шивой. Мнения Мадхвы о явлении Будды в роду бывших трипура-асуров (tripuravāsinām) придерживаются Виджаядхваджа и Вамшидхара – XIX в.

Знаменитый толкователь текста «Бхагавата-пураны» Валлабха (1479-1531) тоже принимает вариант «носящий имя “сына Джины”», но добавляет дополнительное истолкование сандхи (jinasyaajinasyavā sutobuddhojātaityartha), в соответствии с которым смысл строфы будет иметь следующий вид:

 

tataḥkalausampravṛttesammohāyasura-dviṣām

buddho nāmnā-ajina -sutaḥkīkaṭeṣubhaviṣyati

 

«Затем, в самом начале Кали-юги для того, чтобы погрузить в иллюзию (моха) тех, кто ненавидит богов, в Кикате явится Будда, носящий имя “сына Аджины”».

 

Вероятность эпитета «носящий имя “сына Аджины”» подтверждает Вишванатха (ajanasuto ‘jinasutaścetipāṭhadvayam) и принимают в качестве единственного Шукадева (ajinasyasutaḥnāmnā buddhobhaviṣyati) и Баладева(ajinasyasutaḥ) –XVIII в.

Однако наиболее оригинальное чтение стиха принимает в своем бенгальском комментарии, содержащем и толкования некоторых предыдущих вышеперечисленных комментаторов, известный вайшнавский ученый Бхактисиддханта Сарасвати (1874-1937).

 

tataḥkalausampravṛttesammohāyasura-dviṣām

buddho nāmnā-añjana -sutaḥkīkaṭeṣubhaviṣyati

 

«Затем, в самом начале Кали-юги для того, чтобы погрузить в иллюзию (моха) тех, кто ненавидит богов, в Кикате явится Будда, носящий имя “сына Анджаны”» [8, с. 185].

 

Ему вторят его последователи – Бхактипраджняна Кешава (1898-1968) в сборнике своих эссе «BeyondNirvana. ThePhilosophyofMayavadism: ALifeHistory», посвященных буддизму и личности Будды, в частности; и Прабхупада (1896-1977) – наиболее известный толкователь «Бхагавата-пураны», переведший ее на английский язык и сделавший ее широкодоступной по всему миру[9, с. 30]. Причем у обоих под именем «Анджана» подразумевается именно мать Будды, хотя использование в строфе мужского рода вроде бы не предполагает этого прочтения.

Известно, что матерью Будды была принцесса Махамайя, но ее отец как раз носил имя «Анджана». Как указывает в своем знаменитом санскритско-английском словаре Моньер-Вилльямс [10], suta(«сын», «ребенок») может означать не только «сын», но и «потомство» (offspring) в принципе,но как это выводит на личность матери – остается не совсем понятным.

Бхактипраджнянаидет далее и заключает на основании этого о существовании двух Будд, происходящих от различных матерей [11, с. 42-49], в подтверждение чему он приводит цитаты из знаменитого индуистского словаря «Амаракоша» и даже буддийской традиционной литературы («Ланкаватара-сутра» и др.):

 

1. Будда Шакьямуни, «сын Махамайи» (VI-V в. до н.э.) – мыслитель, основатель воззрения пустоты (шунья-вада), место рождения – Лумбини (160 км.от совр. Катманду).

2. Будда Аватара, «сын Анджаны» (приходивший примерно на 1000 лет ранее Шакьямуни) – воплощение Вишну-Кришны, проповедовавшее учение о ненасилии (ахимса), место рождения – Киката.

 

Интересно, что мотив прихода Будды ради остановки насилия над животными(прежде всего, над коровами)просматривается и в самих буддийских текстах, например, в «Сутта-нипате», известном сочинении Палийского канона: «Свершилась несправедливость насилия, убиты неповинные коровы, жрецы отпали от Дхаммы! Посрамлено Мудрым это дряхлое и низкое учение»[12, с. 106].

Однако необходимо помнить, что подобное разделение, предложенное Бхактипраджняной, вовсе не является классическим. Так, Мадхвав «Махабхарата-татпарья-нирнае» и Прабхупада в своем комментарии к означенной строфе, очевидно, приписывают оба типа деяний (проповедь учений о пустоте и ненасилии[2]) одному Будде. Предполагается, что

Что касается места рождения Будды, указанного в строфе из «Бхагавата-пураны» – Киката, то такие комментаторы «Бхагаваты» как Шридхара, Вишванатха и Гиридхара проясняют, что Киката в действительности означает Гайю(kīkaṭeṣumadhyegayāpradeśe), или Бодх-Гайю. Напомним, что Бодх-Гайа – место обретения Просветления Буддой Шакьямуни.Виджаядхважда указывает более широко –Магадху (kīkaṭeṣumagadhaviṣayeṣu), современный индийский штат Бихар[9, с. 30], на территории которой и располагается Бодх-Гайя.Вамшидхара, цитируя некое смрити, обозначает оба места. Наиболее конкретно выражается в своем толковании Баладева, он не только, как и многие, указывает на Гайю, но и уточняет, что это произошло в некоем «святом лесе (или роще)» (kīkaṭeṣumadhyegayāpradeśedharmāraṇye).

Таким образом, первая строфа-прославление Будды из «Бхагавата-пураны» имеет, как минимум, четыре прочтения, каждое из которых предлагает вариации вокруг имени отца (или матери) Будды. Предлагаемое Бхактипраджняной усмотрение двух различных Будд, Будды Шакьямуни и аватары Будды, проповедовавших в различное время, представляется весьма интересным, но не очевидным. Место явления Будды, указываемое в «Бхагавата-пуране» – Бодх-Гайя, не совпадает с местом рождения Будды Шакьямуни, но совпадает с местом его Просветления.

 

Библиография

 

1. SrimadBhagavatam (Grantha-Raja).Canto 05 with VariousCommentaries. Commentaries Included: Srila Sridhar Swami's Bhavartha-Dipika, Srila Vamshidhara'sBhavartha-Dipika-Prakash, Sri Radha-Ramana-Goswami'sDipini,SrimadViraraghavacharya'sBhagavat-Chandrika,SrimadVijaydhvajTirtha'sPada-Ratnavali, Srila JivaGoswami'sKrama-Sandarbha, Srila VishwanathChakravartiThakura'sSarartha-Darshini, Sri Shukadev-Acharya'sSiddhanta-Pradipa,SrimadVallabhacharya'sSubodhini, Sri PurushottamcharanGoswami'sSubodhini-Prakash,SriGiridharLalGoswami'sBalprabodhini. Compiler and Publisher: Sri Srimad Krishna Shankar ShastriJi, Ahmedabad. Language: Sanskrit (with some Hindi). Year of Compilation: 1965. – 623 p. https://archive.org/details/SrimadBhagavatamCanto05withMultipleSanskritCommentaries

2. Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны: религиозно-философские трактаты. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. – 799 с.

3. Рамаяна: Кн. 1: Балаканда (Книга о детстве); Кн. 2: Айодхьяканда (Книга об Айодхье) / Изд. подг. П.А. Гринцер. – М.: Ладомир; Наука, 2006. – 890 с.

4. Рудой В.И. Введение в буддизм. Серия «Мир культуры, истории и философии». – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 384 с.

5. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ.ред. М.Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. – М.: Республика, 1996. — 576 с.

6. SrimadBhagavatam (Grantha-Raja).Canto 01 with VariousCommentaries. Commentaries Included: Srila Sridhar Swami's Bhavartha-Dipika, Srila Vamshidhara'sBhavartha-Dipika-Prakash, Sri Radha-Ramana-Goswami'sDipini,SrimadViraraghavacharya'sBhagavat-Chandrika,SrimadVijaydhvajTirtha'sPada-Ratnavali, Srila JivaGoswami'sKrama-Sandarbha, Srila VishwanathChakravartiThakura'sSarartha-Darshini, Sri Shukadev-Acharya'sSiddhanta-Pradipa,SrimadVallabhacharya'sSubodhini, Sri PurushottamcharanGoswami'sSubodhini-Prakash,SriGiridharLalGoswami'sBalprabodhini. Compiler and Publisher: Sri Srimad Krishna Shankar ShastriJi, Ahmedabad. Language: Sanskrit (with some Hindi). Year of Compilation: 1965. – 818 p.https://archive.org/details/SrimadBhagavatamCanto01withMultipleSanskritCommentaries

7. BhagavataPurana: Canto 01: Four commentaries: Madhva, Sridhara, JivaGosvamin and VisvanathaCakrarvartin (BaladevaVidyabhusana). – 538 p. https://grantha.jiva.org/index.php?show=entry&e_no=621

8. SrimadBhagavatamGaudiyaBhasya by Srila BhaktisiddhantaSarasvatiThakura.Canto 1.ChaitanyaGaudiyaMatha. – 579 p. https://archive.org/details/SrimadBhagavatamGaudiyaBhasya/BSST%20SB%20%28Chaitanya%20Gaudiya%20Matha%29%20-%20Canto%201

9. Srimad-Bhagavatam. Canto One to Ten – The Bhaktivedanta Book Trust, translation and elaborate purports His Divine Grace A.C. Bhaktivedanta Swami Prabhupada, 1982. – 2400 p.

10. Monier-Williams, M. (1899). A Sanskrit-English dictionary: Etymologically and philologically arranged with special reference to Cognate indo-european languages. Oxford, The Clarendon Press.https://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/scans/MWScan/2020/web/webtc/indexcaller.php

11. Srila Bhakti PrajnanKesavaGosvami Maharaja.BeyondNirvana. ThePhilosophyofMayavadism: ALifeHistory. Gaudiya Vedanta Publications, Mathura, Uttar Pradesh, India, 2003. – 169 p.

12. Сутта-нипата. Сборник бесед и поучений. Буддийская каноническая книга. – М.: Алетейа, 2001. – 248 с.


[1]Согласно индуистской хронологии Кали-юга, эпоха духовной деградации, началась около 5000 лет назад.

[2]Подразумевается, что именно посредством учений о пустоте и ненасилии происходит погружение«в иллюзию (моха) тех, кто ненавидит богов».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: