Когда я пишу эти строки, по океанам нашей планеты носится роскошная яхта. Она идёт под флагом, который не принадлежит ни одной из известных стран. На её борту довольно много вооружённой охраны, потому что уже были попытки взломать капитанский сейф; в этом сейфе хранится крайне опасная книга, чтение которой лишает рассудка, и называется она «Экскалибур» («Excalibur»).
Для того чтобы вся эта история стала понятной, надо обратиться к жизни владельца яхты – американца Лафайета Рона Хаббарда и к двум его открытиям – дианетике и сциентологии. Историю Хаббарда принято излагать в юмористическом тоне, как это сделали Мартин Гарднер в «Разоблачённых волшебниках» и я сам в «Посмеёмся вместе с учёными». Но некоторые новые факты, ставшие известными в течение двух последних лет,[2]заставляют признать, что всю эту историю нельзя свести к анекдоту. Я постараюсь изложить её самым нейтральным образом.
Лафайет Рон Хаббард – отважный исследователь и безгранично храбрый офицер Военно-морского флота США, в этом сомнений нет. Он был также одним из лучших американских авторов фантастики и научной фантастики (сейчас он почти не работает в этом жанре). Среди его романов, переведённых на французский язык, назовём «Правую руку смерти».
Лучшие его произведения, если говорить о фантастике и научной фантастике, были написаны до первой мировой войны. Во время войны Хаббард, раненный в бою с японцами, пережил клиническую смерть. Его реанимировали, но, похоже, он не терял сознания, как бывает обычно, и запомнил свои ощущения в состоянии клинической смерти, которые так никогда до конца и не мог объяснить.
После войны Хаббард принялся упорно размышлять о нервной системе человека. И в конце концов создал новую теорию, которую окрестил дианетикой. Он рассказал о ней Джону Кемпбеллу, известному издателю научной фантастики.
|
Дианетика – это разновидность психоанализа, просто созданная для того, чтобы покорить американцев. Ведь они обожают всё, где действует принцип «сделай сам», а дианетика позволяет упражнять свои способности без всякого предварительного обучения.
Общая теория дианетики признаёт, как и Фрейд, существование бессознательного, но если фрейдистское бессознательное чрезвычайно лукаво – оно скопировано с дьявола, – то бессознательное Хаббарда отличается полной тупостью. Оно заставляет нас совершать чудовищные глупости, потому что всё воспринимает буквально, оно не способно выйти за пределы звуковой формы слова и образуется из регистрации или «остаточной возбудимости нервной системы» (Хаббард приписывает этому научному термину смысл, в котором его обычно не употребляют).
Бессознательное, по Хаббарду, формируется очень рано, на стадии эмбрионального развития. И достаточно, опять же по Хаббарду, сказать беременной женщине «Ты всё время забираешь влево», чтобы её ребёнок, став взрослым, без малейших раздумий сделался крайне левым!
Если удаётся освободить мозг от всех «остатков», торжественно провозгласил Хаббард, получается совершенно «чистый» субъект. Этот «чистый» субъект, свободный от всяческих комплексов, с абсолютно здоровым духом станет зародышем нового человеческого существа, близкого к сверхчеловеку. Прийти к этому можно простой беседой с субъектом, с помощью приёмов, которые Хаббард описывает в статьях в «Astounding Scince-Fiction» или в книге «Дианетика», которая, едва появившись, стала бестселлером.
|
Для начала Хаббард испробовал свою методику на жене. Сделавшись «чистой», она немедленно потребовала развода и получила его. Затем Хаббард принялся за одного из своих друзей, который, как только сделался «чистым», убил свою жену и покончил с собой. После этого дианетика приобрела огромную популярность. В 1955 году американцы обращались к дианетике уже тысячами.
Результаты были не такими потрясающими, как в самом начале, но это салонное развлечение очень скоро стало конкурировать с психоанализом.
У психоанализа есть то явное преимущество, что его можно применять к животным. В Соединённых Штатах есть психоаналитики для собак, тогда как приёмов дианетики для собак не существует. Зато у дианетики есть другое преимущество: она быстрая, дешёвая и вместо того, чтобы описывать человеческую психику в сложных терминах, изображает её в схемах вроде тех, при помощи которых вы устанавливаете у себя дома электрический звонок. Это всё-таки утешительно.
Впрочем, психоаналитики тоже подверглись обработке и, не сделавшись абсолютно «чистыми», признали, что это принесло им большую пользу. При чтении Хаббарда не создаётся впечатления, что он больший безумец, чем Рейх или Ференци. Скорее даже наоборот. А в том, что касается воспоминаний, формирующихся на стадии зародыша, Хаббард, похоже, прав. Этот феномен подтверждается клинически и ставит вопрос, на который пока нет ответа: каким образом эмбрион, у которого ещё нет органов слуха, слышит то, что говорят вокруг него? Однако он слышит, теперь это установленнный факт.
|
Как бы там ни было, нельзя сказать, что дианетика так уж сильно отличается от психоанализа. И дианетика, и психоанализ «работают» хуже первобытных шаманов, но «работают». В психике человека заложено такое стремление к равновесию, что любая методика способна на какое-то время привести к положительным результатам.
Улучшение, правда, будет непродолжительным, – по-настоящему действительно вылечить можно лишь с помощью химических препаратов.
Казалось, дианетике суждено было остаться лишь одной из многих любопытных методик, и все её так и воспринимали. Однако история эта только начиналась. Поразмыслив над недостатками дианетики, Хаббард пришёл к заключению, что она излечивает лишь психические шрамы и царапины, полученные в этой, земной жизни, но не может заживить раны, оставшиеся от прошлых жизней. И создал новую науку сциентологию.
Дианетика быстро вспыхнула и погасла, а сциентология, развивавшаяся медленно и постепенно, неуклонно распространялась, так что к 1971 году сциентологическое движение превратилось в мировую силу, встревожившую многих людей. У этого движения много денег, при том неясного происхождения. Доля Хаббарда в деле, принадлежавшая ему изначально, была у него выкуплена за огромную сумму, поговаривают о десятках миллионов долларов.
Хаббард написал и другие книги, в том числе «Сциентологию». И записал для ближайших друзей воспоминания о своих предшествующих существованиях. Эти воспоминания, по его словам, связаны с великой галактической цивилизацией, чьей затерянной колонией мы являемся.
Свои воспоминания он собрал в книгу «Экскалибур», которую дал прочесть нескольким добровольцам. Все они сошли с ума и, насколько мне известно, до сих пор находятся в психиатрических лечебницах.
Ни дианетика, ни психоанализ, ни сциентология, ни даже ни одно из известных лекарств не могут им помочь. Хаббард продолжает бороздить океаны и делать записи, а неизвестные личности тем временем пытаются взломать его сейф, чтобы прочесть «Экскалибур». Развитие сциентологии тем временем продолжается, что вызывает сильную тревогу в мире. Так, Чарльз Мэнсон, убийца Шарон Тейт, объявил себя местным представителем сциентологии. Сами сциентологи это отрицают, а Хаббард утверждает даже, что указал на Мэнсона ФБР как на опасного сатаниста. Сциентологов обвиняют в том, что они манипулируют людьми, контролируют их действия, управляют ими на расстоянии и вообще стремятся установить своё господство над миром.
Те на это спокойно отвечают, что то же самое говорили о первых христианах.
Сциентологи очень многочисленны, хотя точную цифру назвать нельзя. В 1969 году английская ассоциация, боровшаяся за более рационалистическую медицину и за более жёсткие меры против параллельной медицины, выступила с обвинениями в их адрес. Тут же все английские сциентологи стали записываться в ассоциацию и очень быстро образовали в ней большинство. А это означает, что их было достаточно много.
В некоторых странах предлагают запретить сциентологию, но, насколько я знаю, это нигде не было сделано. Огромные денежные средства, которыми располагают сциентологи, позволяют им буквально наводнять мир газетами, журналами и прочей печатной продукцией. Курс обучения сциентологии стоит недорого, и деньги поступают в движение не из этого источника. Правление организации, которая в каждой стране зарегистрирована в соответствии с местными законами, заявляет, что это очень хорошая организация. Но каким образом действует эта замечательная организация – не уточняется.
Один из руководителей английской организации сциентологов объявил в прессе:
«Если кто-нибудь попытается выступить против нас, мы проведём расследование, наверняка раскопаем что-то компрометирующее этого человека и сделаем эти сведения достоянием широкой публики».
Такое и в самом деле случалось, из чего можно заключить, что у сциентологов либо есть своя развитая шпионская сеть, либо они имеют возможность пользоваться услугами лучших частных детективных агентств.
Похоже, что политикой сциентология не занимается, хотя её периодически называют новым нацизмом или, по меньшей мере, разновидносью морального перевооружения.
Доказательств этого вроде бы нет. Но зато совершенно точно установлено, что сциентология перетягивает к себе не только приверженцев маргинальных культов или мелких тайных сект, но и приверженцев таких фундаментальных религий, как христианство и марксизм. Постоянно растет её численность и её могущество. Те, кто смеялся над Хаббардом (в том числе и я сам), может быть, поспешили смеяться. Феномен сциентологии очень любопытен и пока недостаточно хорошо изучен.
Сциентология привлекла многих писателей-фантастов, в частности Ван Вога, который оставил научную фантастику и полностью переключился на сциентологию. Последняя не отрицает дианетики, она обогащает её новым содержанием, которое иначе, как мистическим, не назовёшь. Под видом расчётливого авантюриста и образованного инженера в Хаббарде, по всей вероятности, таится мистик. Вероятно, когда он был в состоянии клинической смерти, его посетило некое видение, и впоследствии это повторялось. К сожалению, он не слишком распространяется о руководстве сциентологии, состоящем как будто из бизнесменов, но, возможно, туда входят и другие люди.
На уровне контактов с публикой и на уровне первоначального сциентологического образования встречаются предельно убеждённые и, судя по всему, искренние люди. Что происходит на высшем уровне, точно сказать трудно. Вслед за философом Максом Вебером влияние одного человека на другого обычно называют «харизматическим эффектом». Сциентология объединяет людей, обладающих очень сильной харизмой.
Как бы там ни было, определённость рядовых членов сциентологической группы к своему руководителю и приверженность делу сциентологии доходят до такого фанатизма, что на эти группы было подано множество жалоб.
В отличие от «Golden Dawn» сциентология стала энергетическим центром, пользующимся достаточно опасной реальной властью. С дианетикой ничего подобного не происходило. Что-то такое было введено в структуру приходящего в упадок движения, которое казалось всего лишь сектой, отколовшейся от психоанализа и упрощающей его, и оно сразу превратилось в орудие, предназначенное для пока не вполне понятных нам целей. Время шуток прошло, пора задуматься, что же такое было привнесено в дианетику, почему она превратилась в такое энергичное движение, как сциентология?
Как и в начале любой религии, и здесь была Книга. С той разницей, что эту книгу, «Экскалибур», не распространяли, а тщательно прятали, словно тайный талисман новой религии. Странное явление, потому что в аналогичных случаях, например у мормонов или бабидов, их главную книгу – книгу Джозефа Смита у мормонов, пророчества Баба у бабидов – широко распространяли. Что касается сциентологии, то здесь мы видим, с одной стороны, современное стремление к пропаганде, а с другой – твёрдое намерение скрывать тайную книгу, которую можно было бы назвать проклятой. Мы толком не знаем, что произошло с людьми, которые её прочли: сошли ли они с ума только от того, что её читали, или же они проделывали над собой какие-то опыты?
(Здесь я отвечаю на вопрос, который мне часто задавали: почему я не попытался преобразовать движение, вышедшее из «Утра магов» и «Планеты», в своего рода парарелигию? При нашем полном невежестве во всём, что касается динамики человеческих группировок, мне представляется крайне опасным основывать новые парарелигиозные организации. В замечательной новелле Кэтрин Мак-Лин «Эффект снежного кома», которую я перевёл на французский язык для второго номера «Новой планеты», изображается компания старых дев в маленьком американском городке, которые занимаются тем, что собирают старые вещи, чинят их и раздают бедным. Неосторожные социологи вводят в эту группу динамическую структуру, которая растёт наподобие снежного кома и притягивает другие группы. В конце концов эта микрогруппка захватывает весь мир… Такой поворот событий, на мой взгляд, вполне возможен, и потому я тщательно пресекал любые попытки создания парарелигии, зарождающейся из движения «Планета».)
На общедоступном уровне сциентологическое образование довольно близко к примитивной дианетике, но больше обращено к разуму. Сциентология, по идее, должна повышать интенсивность сознания у людей и, возможно, действительно в некоторых случаях этого добивается. Однако далеко не всегда. К примеру, американский писатель-фантаст Барри Мальцберг рассказывал в начале 1971 года о том, как, увидев в метро плакаты, пропагандирующие сциентологию, он пошёл на курсы. Ему это ровным счётом ничего не дало, но, может быть, у него не было предрасположенности…
Чему обучали на высшем уровне, я не знаю. В литературе ссылаются на сведения, относящиеся к тем временам, когда Земля ещё была не заброшенной колонией, а составной частью великого потока галактического человечества. Конечно, это очень напоминает научную фантастику, но водородная бомба и полёт на Луну тоже на неё похожи. Надо разобраться получше.
Любопытно, что, по словам сциентологов, сциентологию преследует кто-то, по сути, очень смахивающий на тех, кого я называю «Людьми в чёрном» и чьё существование доказываю в этой книге.
Я не вижу, кто мог бы стоять за сциентологией, кроме самого Хаббарда, который волей или неволей, но, похоже, удалился от дел. Здесь мы сталкиваемся с довольно любопытным парадоксом: почему таким блестящим и подчас гениальным людям, которые входили в «Golden Dawn», не удалось создать энергетический центр, а безвестным деятелям сциентологии это удалось?
Возможно, причины, объясняющие этот парадокс, связаны с динамикой групп. Видимо, нельзя создать группу из людей, каждый из которых обладает мощной индивидуальностью. Вероятно, нужна иерархия, которая, похоже, существует в сциентологии и которой не сумели добиться в «Golden Dawn».
Можно ещё заметить, не без иронии, что Орден «Golden Dawn» был обращён к элите, узкому кругу необыкновенных людей, тогда как сциентология обращена к самым обычным.
Члены сциентологических групп подсказали мне и третью причину: по их мнению, успех сциентологии объясняется её научностью, тогда как в «Golden Dawn» царили суеверия и магические обряды.
С этим объяснением трудно согласиться: чтение документов, распространяемых самими сциентологами, показывает, что речь в них идёт вовсе не о науке, по крайней мере не о науке в общепринятом значении этого слова. Это мистика, довольно близкая к фрейдизму. Точно так же, как во фрейдизме, надо без раздумий соглашаться с утверждениями, не требуя каких-либо доказательств. Более того: в то время как «Golden Dawn», по всей видимости, решил великую тайну «пробуждения», ничего подобного в сциентологии мы не находим. И тем не менее она процветает, и при этом использует схему, похожую на ту, к которой стремился «Golden Dawn».
Как и в «Golden Dawn», здесь тоже делаются попытки воздействия на глубинные и неведомые силы, таящиеся в областях, которых обычная психология, даже усовершенствованная Юнгом, достичь не может и потому отрицает их существование. Для «Golden Dawn» это «высшие уровни» сознания, превосходящие состояние простого бодрствования. Для сциентологии это супер-гипер-бессознательное, уходящее в прошлое на такие глубины, о которых не может дать представления никакой разумный генетический код. Некоторые сциентологические труды говорят о семидесяти двух миллионах лет. Это многовато.
Конечно, легко назвать идеи такого рода заблуждениями, и меня самого одолевает искушение это сделать. Вот только в существовании самого этого феномена сомневаться не приходится, и можно лишь размышлять, до какой степени он способен развиваться.
Марксистское толкование развития истории тоже не имеет под собой никакого научного обоснования, как только что в энный раз доказал нам в книге «Случай и необходимость» нобелевский лауреат Жак Моно. Но это совершенно не мешает тому, что каждый второй человек на планете, если не больше того, живёт при марксистском режиме.
Я слышал, как во время «круглого стола», посвящённого полётам на Луну, один исламский учёный утверждал, будто Луна обитаема. Полёт на Луну опроверг это утверждение, но не поколебал основ ислама.
Как только группа людей под влиянием динамических сил, о которых нам ровным счётом ничего не известно, начинает разрастаться и увеличиваться наподобие снежного кома, становится трудно, а может быть, и невозможно этот процесс остановить. Во всяком случае не исключено, что сциентология даёт определённой части молодёжи то, чего не смогли ей дать гошизм и ЛСД. Надеюсь, нам не доведётся видеть, как её насаждают силой оружия.
Вот почему вопрос о том, что именно написано в «Экскалибуре», и о том, в какой степени тайная доктрина сциентологии, если она существует, исходит от проклятой книги, заслуживает изучения. Не думаю, что можно прояснить вопрос такого рода, ограничившись заявлением, что Бог умер и надо его заменить кем-то или чем-то другим. Химики ведь существовали ещё до открытия атома, и существовала точная теория химии, основанная на волновой механике.
Точно так же я уверен в том, что люди, которые практически занимаются динамикой групп, не способны объяснить, что именно они делают, но добиваются результатов, тогда как средний учёный-социолог не в состоянии добиться, чтобы его избрали депутатом от деревни с пятью десятками жителей.
Я думаю, что Гитлер и Хаббард относятся к тем социологам-непрофессионалам, которые приходят к поразительным результатам чисто эмпирическими методами.
И всё же, на мой взгляд, такие практики могут работать лишь в том случае, если за ними стоит группа организаторов или плановиков. Теперь мы достаточно хорошо знаем, какая группа стояла за спиной Гитлера, но находимся в полном неведении относительно группы, стоящей за Хаббардом, и нам ничего не известно ни об источниках финансирования, ни о конечной цели её действий. Если за Хаббардом действительно кроется проклятая книга, хорошо бы ему сделать с неё побольше фотокопий и разместить их в надёжных местах по всему миру. В противном случае я не удивлюсь, если однажды с его яхтой произойдёт «несчастный случай». Теория Хаббарда почти наверняка ошибочна, но, возможно, она приводит к верным результатам. Такое уже не раз случалось.
Пока не проводили социологических исследований среди людей, которых привлекает сциентология. Дианетика, как и психоанализ, привлекала главным образом сумасшедших. Да и сам Фрейд в начале своей карьеры, похоже, был совершенно помешанным: он занимался нумерологией и был чудовищно суеверен. Говорят, что во второй фазе, подвергнув себя самоанализу, он был уже в здравом уме, но я в этом сомневаюсь.
Как справедливо сказал Г. К. Честертон, «безумен не тот, кто потерял разум, безумен тот, кто потерял всё, кроме разума».
Начинает ли сциентология входить в ту фазу, когда к ней потянутся массы людей, которых можно было бы назвать нормальными? В какой пропорции? Вот это было бы интересно узнать.
И еще: мне очень бы хотелось, на свой страх и риск, хоть одним глазком заглянуть в «Экскалибур».