Анализ сказки Оскара Уайльда «Соловей и Роза»





Уайльд - одна из трагических и ярких фигур в истории английской литературы.

Уайльд доказывал, что настоящее искусство всегда было искусством лжи. Отказ от красивой лжи, поиск жизненной правды привели к упадку искусства. «Жизнь слишком едкая жидкость, - заявлял Оскар Уайльд, - она разрушает искусство, она, как враг, опустошает его дом».

Эстетические и этические взгляды Оскара Уайльда представляют собой причудливую смесь ницшеанства и культа красоты. В своем творчестве Уайльд пытается иллюстрировать и воплощать эти взгляды, но гораздо чаще он в силу своего таланта и честности вынужден был их опровергать; его художественное творчество оказывалось выше, правдивей и человечней его теоретических положений.

В восьмидесятые годы он создает цикл сказок («Счастливый принц», «Молодой король», «Звездный мальчик» и другие). Красочная, поэтическая форма сочетается в них с серьезным гуманистическим содержанием.

Уайльд стремится выяснить, что важнее для человека - добро или красота. Ответ во всех сказках получается один - добро, служение людям несравненно выше и важнее красоты. Герои уайльдовских сказок - эстеты, как и он сам, страстно влюбленные в красоту. Таков молодой король, способный часами любоваться статуями и картинами и мечтающий о золотой мантии; таков счастливый принц, которому после смерти воздвигли золотую статую в память о его блестящей и безмятежной жизни; таков Звездный мальчик, оттолкнувший от себя свою мать, так как она оказалась безобразной и старой.

Но, столкнувшись с горем и нищетой, герои Уайльда прозревают и в своем стремлении помочь людям жертвуют всем, в том числе и своей жаждой красоты.

Рассматривая сказку «Соловей и Роза», мы в первую очередь обращаем внимание на оригинальную форму и не менее оригинальное содержание. Мы видим ее необычность, отмечаем возвышенность, лиризм стиля и содержания произведения.

Сюжет сказки таков. Студент плачет оттого, что в его саду нет ни одной красной розы, а от этого зависит счастье жизни, любовь. Автор рассказывает о горе Студента, применяя прием градации: сначала Студент только «восклицает», что она не будет танцевать с ним из-за того, что он не принесет розу; затем он плачет («…его прекрасные глаза наполнились слезами»); потом шепчет, что сердце его разорвется от горя; в итоге юноша падает ничком на траву. Соловей, видя его переживания, задумался о таинстве любви. Автор показывает, как внимателен Соловей к происходящему, как волнует его это чудо - любовь. Услышав первый раз о горе студента, Соловей, «удивленный, выглянул из листвы». «Вот он наконец-то, настоящий влюбленный», - сказал он себе, когда увидел его слезы. Испытать любовь на деле, то есть в жизни, всю ее радость и горе - вот следующая мысль Соловья, услышавшего шепот о невыносимости страданий, о том, что, когда любишь, сердце разрывается не только от счастья, но и от горя. Соловью противопоставлены «маленькая» Ящерица, Бабочка, «порхавшая в погоне за солнечным лучом», нежная Маргаритка. Они еще не испытали любви и даже не подозревают о таком чувстве и потому считают его смешным

Большую часть в сказке занимает повествование о том, как Соловей стремится найти розу. Троекратно, как обычно в сказках, он пытается добиться цели. Но оказывается, чтобы чего-то достичь, нужно жертвовать собой. Соловей, не раздумывая, соглашается «сам создать ее /розу/ из звуков песни при лунном сиянии». Он поет всю ночь, прижавшись грудью к шипу. Он понимает, что «смерть - дорогая цена за красную розу, жизнь мила каждому». Но он знает, что «Любовь дороже Жизни», он соглашается на прекрасную смерть. Приняв решение помочь бедному влюбленному, он утешает его и говорит, что поможет ему и просит в награду быть верным своей любви. Но Студент не понял, что говорил Соловей, так как «знал только то, что написано в книгах». В этих словах звучит авторская ирония, которая является началом снижения образа данного героя, свидетельством его неспособности понимать прекрасное, его приземленности и неумении любить по-настоящему. Даже Дуб все понял и опечалился, так как он любил Соловья. Соловей последний раз спел свою песню Дубу. Но Студент уже не слышал песни, он обвинял Соловья в формализме, в том, что искусство лишено практического значения, что Соловей - «мастер формы» - никогда не принесет себя в жертву. Затем автор показывает нам, как быстро Студент перестал думать о своей любви, как снова стал рассуждать на основе прочитанного, но ничего не заметил, что происходит в мире природы и вокруг него на самом деле.

Студент заснул очень быстро, но Соловей пел всю ночь о Любви. Автор великолепно рассказывает о его пении и о том, как лепесток за лепестком распускались розы. Эпитеты и сравнения, использованные им, помогают читателю представить красоту происходящего: «сперва роза была бледная, как легкий туман над рекою, - бледная, как стопы зари, и серебристая, как крылья рассвета». Уайльд не жалеет красок для того, чтобы нарисовать животрепещущую картину. Особенно сильные чувства вызывают повторы, которые показывают, как страдает Соловей: «все крепче и крепче прижимался Соловей к шипу»; «все мучительней и мучительней становилась боль, все громче и громче раздавалась пенье »; а голос Соловья все слабел и слабел». Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами пробуждают жалость в сердце читателя и свидетельствуют об авторском отношении к своему герою: «милый Соловушка, «крылышки его затрепыхались», «глазки заволокло туманом». Все мучения ему удалось преодолеть, потому что он пел «о той Любви, которая не умирает в могиле». Афористические выражения возвышенного характера настраивают читателя на высокий лад, заставляют задуматься о предназначении человека, о прекрасном в жизни и искусстве, что особенно важно для понимания художественного мира Оскара Уайльда, который считал, что прекрасного в жизни мало.

Подтверждением тому является и продолжение данной сказки. Студент, благополучно проснувшись «в полдень», увидел сбывшуюся мечту, опять подумал о том, что читал в книгах - о латинском названии розы - и тут же сорвал ее. Не забыл взять шляпу - еще одна важная мелочь, художественная деталь, свидетельствующая о его практицизме. Когда автор говорит о Студенте и о его возлюбленной, стиль повествования снижается. Несмотря на то, что студент сказал красивые слова, «девушка нахмурилась». Видимо, они не были выстраданы. Но девушка оказалась также недостойна этой розы: она предпочла ей «настоящие каменья», ведь «всякому известно, что каменья дороже цветов». Студент обвинил ее в неблагодарности и бросил розу на землю, где ее и раздавило колесо телеги. В итоге выясняется, что здесь другая система ценностей: здесь важнее «серебряные пряжки на туфлях, как у камергерова племянника». Студент, так и не узнав, что такое настоящая любовь, делает вывод, что в практический век в ней нет смысла и лучше заняться Философией. И снова перед глазами читателя появляется немаловажная деталь - «большая запыленная книга», которую студент принимается читать и которая говорит об оторванности нашего героя от реальной жизни.

Какой же вывод делает прочитавший эту сказку? Он задумывается о том, как прекрасен Соловей, который не пожалел своей жизни ради Любви. Он осуществил в своей жизни то, о чем пел, о чем мечтал. Его ценности - это любовь, самопожертвование, красота, действие. Он хотел ценой своей жизни помочь людям узнать это счастье. Но человек оказался глух к прекрасному, в реальной жизни, оказывается, другие ценности. В итоге погибает Соловей, маленькая серая птичка, которая готова ради настоящего в жизни быть самоотверженной. А люди часто создают систему ложных ценностей, считая их важными, и не заботятся о том, что в мире есть то, что достойно внимания человека. Что же мешает им увидеть Красоту? В сказке есть ответ на этот вопрос. Собственная гордыня, эгоизм, нежелание думать и быть внимательными. Герой остается наедине с пыльными книгами, героиня - с дорогими каменьями, а маленькая птичка становится бессмертной. За что же даруется бессмертие? За то, что ты прожил по-настоящему ради людей и добра и не жалел себя.

Да, искусство пробуждает лучшее в человеке, а человек должен быть способен его услышать. Но, видимо, нельзя ничего иметь за чужой счет. Это в первую очередь касается духовных ценностей. Все нужно понять, пережить. За все нужно заплатить страданиями и преодолением.

Оскар Уайльд жил в то время, когда утверждалось мнение, что в жизни нет ничего ценного для искусства. Он считал, что красота живет в искусстве. Отводя такую высокую роль искусству, он все-таки мечтал о том, чтобы каким-то образом оно влияло на жизнь. Иначе бы не рождались произведения, в которых мы могли бы читать о себе и сравнивать себя с теми героями, которые говорят нам об истинных ценностях. Своим талантом Оскар Уайльд служит людям, как Соловей в этой сказке пытается помочь Студенту.

Сказка имеет название «Соловей и Роза». Часто именно в названии бывает заключен главный смысл произведения, художественная идея повествования, то, ради чего оно написано. Было бы предпочтительнее назвать сказку просто «Соловей», потому что именно он является выразителем авторского замысла, именно через этот образ автор передает свое видение мира, свое отношение к жизни и искусству, он является главным действующим лицом. Слово «роза» в сказке написано с маленькой буквы, обычно неодушевленные персонажи в сказках пишутся с большой, но автор не считает ее персонажем, скорее, это предмет, вещь, деталь, через которую он выражает свои идеи, но предмет очень важный, вероятно поэтому в заголовке это слово пишется с большой буквы.

Образ Студента и д евушки (обратим внимание на маленькую букву) противопоставлены образу Соловья. Студент, может быть, еще проснется, ведь он все-таки мечтал о Любви. А вот девушка сильно заражена духом практицизма. Еще не созрели для прекрасного Бабочка, Маргаритка, Ящерица. Для них красота пока солнечный луч, ползание по земле, однако маленькая Ящерица уже «склонна к цинизму». И только Дуб «очень любил эту малую пташку, которая свила себе гнездышко в его ветвях». Он понял его и очень тосковал, когда Соловья не стало.

Прочитав сказку, начинаешь понимать и ценить произведения Оскара Уайльда за то, что они проникнуты глубокой человечностью и пробуждают в нас мечту о настоящей жизни, где есть место Любви, Мужеству и Красоте. Она пробуждает желание жить, действовать и смотреть на жизнь реально, не обольщаясь и не прячась за свои иллюзии. Умению вглядываться в жизнь учит нас такой загадочный и непонятный на первый взгляд писатель. Мало в жизни хорошего? Но где ж его взять? Вот вам помощник - настоящее искусство, ибо то, о чем оно говорит, выстрадано, выплакано, искуплено кровью сердца. Но не все слышат. А жаль!


 

Счастливый принц

На высокой колонне, над городом, стояла статуя Счастливого Принца.

Принц был покрыт сверху донизу листочками чистого золота. Вместо глаз у него

были сапфиры, и крупный рубин сиял на рукоятке его шпаги.Все восхищались Принцем.- Он прекрасен, как флюгер-петух! - изрек Городской Советник, жаждавшийпрослыть за тонкого ценителя искусств. - Но, конечно, флюгер куда полезнее!- прибавил он тотчас же, опасаясь, что его обвинят в непрактичности; а уж вэтом он не был повинен.- Постарайся быть похожим на Счастливого Принца! - убеждала разумнаямать своего мальчугана, который все плакал, чтобы ему дали луну. -Счастливый Принц никогда не капризничает!- Я рад, что на свете нашелся хоть один счастливец! - пробормоталгонимый судьбой горемыка, взирая на эту прекрасную статую.- Ах, он совсем как ангел! - восхищались Приютские Дети, толпою выходяиз собора в ярко-пунцовых пелеринках и белоснежных передниках.- Откуда вы это знаете? - возразил Учитель Математики. - Ведь ангеловвы никогда не видали.- О, мы их видим во сне! - отозвались Приютские Дети, и УчительМатематики нахмурился и сурово взглянул на них: ему не нравилось, что детивидят сны.Как-то ночью пролетала тем городом Ласточка. Ее подруги вот уже седьмаянеделя как улетели в Египет, а она отстала от них, потому что была влюбленав гибкий красивый Тростник. Еще ранней весной она увидала его, гоняясь зажелтым большим мотыльком, да так и застыла, внезапно прельщенная егостройным станом.- Хочешь, я полюблю тебя? - спросила Ласточка с первого слова, так каклюбила во всем прямоту; и Тростник поклонился ей в ответ.Тогда Ласточка стала кружиться над ним, изредка касаясь воды и оставляяза собой на воде серебристую рябь. Так она выражала любовь. И такпродолжалось все лето.- Что за нелепая связь! - щебетали остальные ласточки. - Ведь уТростника ни гроша за душой и целая куча родственников.Действительно, вся эта речка густо заросла тростниками. Потом наступилаосень, и ласточки улетели.Когда они улетели, Ласточка почувствовала себя сиротою, и этапривязанность к Тростнику показалась ей очень тягостной.- Боже, ведь он как немой, ни слова от него не добьешься, - говорила супреком Ласточка, - и я боюсь, что он очень кокетлив: заигрывает с каждымветерком.И правда, чуть только ветер, Тростник так и гнется, так и кланяется.- Пускай он домосед, но ведь я-то люблю путешествовать, и моему мужу немешало бы тоже любить путешествия.- Ну что же, полетишь ты со мною? - наконец спросила она, но Тростниктолько головой покачал: он был так привязан к дому!- Ах, ты играл моею любовью! - крикнула Ласточка. - Прощай же, я лечу кпирамидам!И она улетела.Целый день летела она и к ночи прибыла в город."Где бы мне здесь остановиться? - задумалась Ласточка. - Надеюсь, городуже приготовился достойно встретить меня?"Тут она увидела статую на высокой колонне.- Вот и отлично. Я здесь и устроюсь: прекрасное место и много свежеговоздуха.И она приютилась у ног Счастливого Принца.- У меня золотая спальня! - разнеженно сказала она, озираясь.И она уже расположилась ко сну и спрятала головку под крыло, как вдругна нее упала тяжелая капля.- Как странно! - удивилась она. - На небе ни облачка. Звезды такиечистые, ясные, - откуда же взяться дождю? Климат на севере Европы простоужасен. Мой Тростник любил дождь, но ведь он такой эгоист.Тут упала другая капля.- Какая же польза от статуи, если она даже от дождя не способна укрыть.Поищу-ка себе пристанища где-нибудь у трубы на крыше. - И Ласточка решилаулететь.Но не успела она расправить крылья, как упала третья капля.Ласточка посмотрела вверх, и что же увидела она!Глаза Счастливого Принца были наполнены слезами. Слезы катились по егозолоченым щекам. И так прекрасно было его лицо в лунном сиянии, что Ласточкапреисполнилась жалостью.- Кто ты такой? - спросила она.- Я Счастливый Принц.- Но зачем же ты плачешь? Ты меня промочил насквозь.- Когда я был жив и у меня было живое человеческое сердце, я не знал,что такое слезы, - ответила статуя. - Я жил во дворце Sans Souci{Беззаботности (фр.).}, куда скорби вход воспрещен. Днем к забавлялся в садус друзьями, а вечером я танцевал в Большом Зале. Сад был окружен высокойстеной, и я ни разу не догадался спросить, что же происходит за ней. Вокругменя все было так прекрасно! "Счастливый Принц" - величали меняприближенные, и вправду, я был счастлив, если только в наслаждениях счастье.Так я жил, так и умер. И вот теперь, когда я уже неживой, меня поставилиздесь, наверху, так высоко, что мне видны все скорби и вся нищета моейстолицы. И хотя сердце теперь у меня оловянное, я не могу удержаться отслез."А, так ты не весь золотой!" - подумала Ласточка, но, конечно, невслух, потому что была достаточно вежлива.- Там, далеко, в узкой улочке, я вижу убогий дом, - продолжала статуятихим мелодическим голосом. - Одно окошко открыто, и мне видна женщина,сидящая у стола. Лицо у нее изможденное, руки огрубевшие и красные, онисплошь исколоты иглой, потому что она швея. Она вышивает страстоцветы нашелковом платье прекраснейшей из фрейлин королевы для ближайшего придворногобала. А в постельке, поближе к углу, ее больное дитя. Ее мальчик лежит влихорадке и просит, чтобы ему дали апельсинов. Но у матери нет ничего,только речная вода. И вот этот мальчик плачет. Ласточка, Ласточка, маленькаяЛасточка! Не снесешь ли ты ей рубин из моей шпаги? Ноги мои прикованы кпьедесталу, и я не в силах сдвинуться с места.- Меня ждут не дождутся в Египте, - ответила Ласточка. - Мои подругикружатся над Нилом и беседуют с пышными лотосами. Скоро они полетят наночлег в усыпальницу Великого Царя. Там почивает он сам, в своем роскошномгробу. Он закутан в желтые ткани и набальзамирован благовонными травами. Шеяу него обвита бледно-зеленой нефритовой цепью, а руки его как осенниелистья.- Ласточка, Ласточка, маленькая Ласточка. Останься здесь на одну тольконочь и будь моей посланницей. Мальчику так хочется пить, а мать его такпечальна.- Не очень-то мне по сердцу мальчики. Прошлым летом, когда я жила надрекою, дети мельника, злые мальчишки, всегда швыряли в меня каменьями.Конечно, где им попасть! Мы, - ласточки, слишком увертливы. К тому же моипредки славились особой ловкостью, но все-таки это было очень непочтительно.Однако Счастливый Принц был так опечален, что Ласточка пожалела его.- Здесь очень холодно, - сказала она, - но ничего, эту ночь я останусьс тобой и выполню твое поручение.- Благодарю тебя, маленькая Ласточка, - молвил Счастливый Принц.И вот Ласточка выклевала большой рубин из шпаги Счастливого Принца иполетела с этим рубином над городскими крышами. Она пролетела надколокольней собора, где стоят беломраморные изваяния ангелов. Она пролетеланад королевским дворцом и слышала звуки музыки. На балкон вышла красиваядевушка, и с нею ее возлюбленный.- Какое чудо эти звезды, - сказал ей возлюбленный, - и как чудеснавласть любви!- Надеюсь, мое платье поспеет к придворному балу, - ответила она. - Явелела на нем вышить страстоцветы, но швеи такие лентяйки.Ласточка пролетела над рекою и увидела огни на корабельных мачтах. Онапролетела над Гетто и увидела старых евреев, заключавших между собою сделкии взвешивавших монеты на медных весах. И наконец она прилетела к убогомудому и заглянула туда. Мальчик метался в жару, а мать его крепко заснула -она так была утомлена. Ласточка пробралась в каморку и положила рубин настол, рядом с наперстком швеи. Потом она стала беззвучно кружиться надмальчиком, навевая на его лицо прохладу.- Как мне стало хорошо! - сказал ребенок. - Значит, я скоро поправлюсь.- И он впал в приятную дремоту.А Ласточка возвратилась к Счастливому Принцу и рассказала ему обо всем.- И странно, - заключила она свой рассказ, - хотя на дворе стужа, мнетеперь нисколько не холодно.- Это потому, что ты сделала доброе дело! - объяснил ей СчастливыйПринц.И Ласточка задумалась над этим, но тотчас же заснула. Стоило ейзадуматься, и она засыпала.На рассвете она полетела на речку купаться.- Странное, необъяснимое явление! - сказал Профессор Орнитологии,проходивший в ту пору по мосту. - Ласточка - среди зимы!И он напечатал об этом пространное письмо в местной газете. Всецитировали это письмо; оно было полно таких слов, которых никто не понимал."Сегодня же ночью - в Египет!" - подумала Ласточка, и сразу ей сталовесело.Она посетила все памятники и долго сидела на шпице соборной колокольни.Куда бы она ни явилась, воробьи принимались чирикать: "Что за чужак! Что зачужак!" - и звали ее знатной иностранкой, что было для нее чрезвычайнолестно.Когда же взошла луна, Ласточка вернулась к Счастливому Принцу.- Нет ли у тебя поручений в Египет? - громко спросила она. - Я сиюминуту улетаю.- Ласточка, Ласточка, маленькая Ласточка! - взмолился Счастливый Принц.- Останься на одну только ночь.- Меня ожидают в Египте, - ответила Ласточка. - Завтра подруги моиполетят на вторые пороги Нила. Там в камышах лежат гиппопотамы, и на великомгранитном престоле восседает там бог Мемнон. Всю ночь он глядит на звезды, акогда засияет денница, он приветствует ее радостным кликом. В полдень желтыельвы сходят к реке на водопой. Глаза их подобны зеленым бериллам, а рев ихгромче, чем рев водопада.- Ласточка, Ласточка, маленькая Ласточка! - сказал ей Счастливый Принц.- Там, далеко, за городом я вижу в мансарде юношу. Он склонился над столом,над бумагами. Перед ним в стакане увядшие фиалки. Его губы алы, как гранаты,его каштановые волосы вьются, а глаза его большие и мечтательные. Онторопится закончить свою пьесу для Директора Театра, но он слишком озяб,огонь догорел у него в очаге, и от голода он вот-вот лишится чувств.- Хорошо, я останусь с тобой до утра! - сказала Ласточка Принцу. У неебыло предоброе сердце. - Где же у тебя другой рубин?- Нет у меня больше рубинов, увы! - молвил Счастливый Принц. - Моиглаза - это все, что осталось. Они сделаны из редкостных сапфиров и тысячулет назад были привезены из Индии. Выклюй один из них и отнеси томучеловеку. Он продаст его ювелиру и купит себе еды и дров и закончит своюпьесу.- Милый Принц, я не могу сделать это! - И Ласточка стала плакать.- Ласточка, Ласточка, маленькая Ласточка! Исполни волю мою!И выклевала Ласточка у Счастливого Принца глаз и полетела к жилищупоэта. Ей было нетрудно проникнуть туда, ибо крыша была дырявая. Сквозь этукрышу и пробралась Ласточка в комнату. Юноша сидел, закрыв лицо руками, и неслыхал трепетания крыльев. Только потом он заметил сапфир в кучке увядшихфиалок.- Однако меня начинают ценить! - радостно воскликнул он. - Это откакого-нибудь знатного поклонника. Теперь-то я могу закончить свою пьесу. -И счастье было на его лице.А утром Ласточка отправилась в гавань. Она села на мачту большогокорабля и стала оттуда смотреть, как матросы вытаскивают на веревках изтрюма какие-то ящики.- Дружнее! Дружнее! - кричали они, когда ящик поднимался наверх.- Я улетаю в Египет! - сообщила им Ласточка, но на нее никто не обратилвнимания.Только вечером, когда взошла луна, Ласточка возвратилась к Принцу.- Я пришла попрощаться с тобой! - издали закричала она.- Ласточка, Ласточка, маленькая Ласточка! - взмолился Счастливый Принц.- Не останешься ли ты до утра?- Теперь зима, - ответила Ласточка, - и скоро здесь пойдет холодныйснег. А в Египте солнце согревает зеленые листья пальм и крокодилывытянулись в тине и лениво глядят по сторонам. Мои подруги вьют уже гнезда вБаальбековом храме, а белые и розовые голуби смотрят на них и воркуют. МилыйПринц, я не могу остаться, но я никогда не забуду тебя, и, когда наступитвесна, я принесу тебе из Египта два драгоценных камня вместо тех, которые тыотдал. Краснее, чем красная роза, будет рубин у тебя, и сапфир голубееморской волны.- Внизу, на площади, - сказал Счастливый Принц, - стоит маленькаядевочка, которая торгует спичками. Она уронила их в канаву, они испортились,и отец ее прибьет, если она возвратится без денег. Она плачет. У нее нибашмаков, ни чулок, и голова у нее непокрыта. Выклюй другой мой глаз, отдайего девочке, и отец не побьет ее.- Я могу остаться с тобою еще одну ночь, - ответила Ласточка, - новыклевать твой глаз не могу. Ведь тогда ты будешь совсем слепой.- Ласточка, Ласточка, маленькая Ласточка, - молвил Счастливый Принц, -исполни волю мою!И она выклевала у Принца второй глаз, и подлетела к девочке, и уронилаей в руку чудесный сапфир.- Какое красивое стеклышко! - воскликнула маленькая девочка и, смеясь,побежала домой. Ласточка возвратилась к Принцу.- Теперь, когда ты слепой, я останусь с тобой навеки.- Нет, моя милая Ласточка, - ответил несчастный Принц, - ты должнаотправиться в Египет.- Я останусь с тобой навеки, - сказала Ласточка и уснула у его ног.С утра целый день просидела она у него на плече и рассказывала ему отом, что видела в далеких краях: о розовых ибисах, которые длинной фалангойстоят на отмелях Нила и клювами вылавливают золотых рыбок; о Сфинксе, старомкак мир, живущем в пустыне и знающем все; о купцах, которые медленношествуют рядом со своими верблюдами и перебирают янтарные четки; о ЦареЛунных гор, который черен, как черное дерево, и поклоняется большому осколкухрусталя; о великом Зеленом Змее, спящем в пальмовом дереве, где двадцатьжрецов кормят его медовыми пряниками; о пигмеях, что плавают по озеру наплоских широких листьях и вечно сражаются с бабочками.- Милая Ласточка, - отозвался Счастливый Принц, - все, о чем тыговоришь, удивительно. Но самое удивительное в мире - это людские страдания.Где ты найдешь им разгадку? Облети же мой город, милая Ласточка, и расскажимне обо всем, что увидишь.И Ласточка пролетела над всем огромным городом, и она видела, как впышных палатах ликуют богатые, а бедные сидя г у их порогов. В темныхзакоулках побывала она и видела бледные лица истощенных детей, печальноглядящих на черную улицу. Под мостом два маленьких мальчика лежалиобнявшись, стараясь согреть друг друга.- Нам хочется есть! - повторяли они.- Здесь не полагается валяться! - закричал Полицейский.И снова они вышли под дождь.Ласточка возвратилась к Принцу и поведала все, что видела.- Я весь позолоченный, - сказал Счастливый Принц. - Сними с менязолото, листок за листком, и раздай его бедным. Люди думают, что в золотесчастье.Листок за листком Ласточка снимала со статуи золото, покуда СчастливыйПринц не сделался тусклым и серым. Листок за листком раздавала она егочистое золото бедным, и детские щеки розовели, и дети начинали смеяться изатевали на улицах игры.- А у нас есть хлеб! - кричали они.Потом выпал снег, а за снегом пришел и мороз. Улицы засеребрились истали сверкать; сосульки, как хрустальные кинжалы, повисли на крышах домов;все закутались в шубы, и мальчики в красных шапочках катались по льду наконьках.Ласточка, бедная, зябла и мерзла, но не хотела покинуть Принца, так какочень любила его. Она украдкой подбирала у булочной крошки и хлопалакрыльями, чтобы согреться. Но наконец она поняла, что настало время умирать.Только и хватило у нее силы - в последний раз взобраться Принцу на плечо.- Прощай, милый Принц! - прошептала она. - Ты позволишь мне поцеловатьтвою руку?- Я рад, что ты наконец улетаешь в Египет, - ответил Счастливый Принц.- Ты слишком долго здесь оставалась; но ты должна поцеловать меня в губы,потому что я люблю тебя.- Не в Египет я улетаю, - ответила Ласточка. - Я улетаю в ОбительСмерти. Смерть и Сон не родные ли братья?И она поцеловала Счастливого Принца в уста и упала мертвая к его ногам.И в ту же минуту странный треск раздался у статуи внутри, словно что-торазорвалось. Это раскололось оловянное сердце. Воистину был жестокий мороз.Рано утром внизу на бульваре гулял Мэр Города, а с ним ГородскиеСоветники. Проходя мимо колонны Принца, Мэр посмотрел на статую.- Боже! Какой стал оборвыш этот Счастливый Принц! - воскликнул Мэр.- Именно, именно оборвыш! - подхватили Городские Советники, которыевсегда во всем соглашались с Мэром. И они приблизились к статуе, чтобыосмотреть ее.- Рубина уже нет в его шпаге, глаза его выпали, и позолота с негосошла, - продолжал Мэр. - Он хуже любого нищего!- Именно хуже нищего! - подтвердили Городские Советники.- А у ног его валяется какая-то мертвая птица. Нам следовало бы издатьпостановление: птицам здесь умирать воспрещается.И Секретарь городского совета тотчас же занес это предложение в книгу.И свергли статую Счастливого Принца.- В нем уже нет красоты, а стало быть, нет и пользы! - говорил вУниверситете Профессор Эстетики.И расплавили статую в горне, и созвал Мэр городской совет, и решили,что делать с металлом.- Сделаем новую статую! - предложил Мэр. - И эта новая статуя пустьизображает меня!- Меня! - сказал каждый советник, и все они стали ссориться.Недавно мне довелось слышать о них: они и сейчас еще ссорятся.- Удивительно! - сказал Главный Литейщик. - Это разбитое оловянноесердце не хочет расплавляться в печи. Мы должны выбросить его прочь.И швырнули его в кучу сора, где лежала мертвая Ласточка. И повелелгосподь ангелу своему:- Принеси мне самое ценное, что ты найдешь в этом городе. И принес емуангел оловянное сердце и мертвую птицу.- Правильно ты выбрал, - сказал господь. - Ибо в моих райских садах этамалая пташка будет петь во веки веков, а в моем сияющем чертоге СчастливыйПринц будет воздавать мне хвалу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: