Самым массовым классом в России конечно оставалось крестьянство(92 млн чел-77% населения)
Правовое положение их меняется:
-право свободного передвижения
-защита интересов своих в суде
-право самоуправления крестьянского и тд
НО все это ограничено временнобязанным положением, сохранением телесных наказаний. Все это делало крестьян как бы условно свободными. В годы контрреформ правовой статус еще более ограничен. Указ 1893 года -досрочно выкупать наделы было фактически запрещено. Запрещены переделы, разделы больших семей, 1889 вводится институт земских начальников -фактически отмена крестьянского самоуправления. «Земские насильники» назначались из дворян, бывших военными.
К тому же крестьянство было обложено теневыми поборами(кулаки - зажиточные крестьяне)
Это если прибавить к тому что, платили налоги и выкупные платежи.
Все это усугублялось неграмотностью. Умножить на проблему малоземелья. В итоге они ощущают себя самым низшим классом. Гражданская неполноправность -этому аграрный вопрос придавал особую остроту.
Плюс дифференциация крестьянства
1. Сельская беднота (меньше 5 десятин имел,без рабочего скота-26,4% это практичестки уже не крестьянин. Значит основным источником их доходов являлся наемный труд)
2. Бедняки = 1-5 десятин,но имеется 1 рабочая лошадь.Все равно такой бедняк вынужден будет дополнять свои бюджет либо отходничеством, либо работой по найму в деревню = 20,3%
3. 2 рабочих лошади,8-10 десятин 40,4% середняки. Иногда в урожайные годы имеет даже излишки в Целом едва сводит концы с концами
4. Сельская буржуазия. = От 10 и больше десятин, рабочих лошадей от 2х и болеее, сеялки, веялки к этому, плюс чаще наемная рабочая сила. 12,9%
|
Почти каждый второй крестьянин-который не мог прожить за счет своего хоз-ва
В плане гражданском все одинаковы.
В плане материальном и культурном бедноту можно называть сельским пролетариатом. Они уже по сути не крестьяне, не могут хозво свое вести.
Маркс -исчезновение крестьянства как класса неизбежно. Мелкое хозяйство не может конкурировать с крупным. Маркс отрицательно относился к крестьянству, считая, что это реакционный класс., будут сопротивляться эк.прогрессу.
Крестьянство конечно будет стремиться к самосохранению.
Примерно этой же позиции придерживались (Струве) и российские социал-демократы (Плеханов)-считал, что пролетариат должен блокироваться с самой буржуазией, а не с крестьянством.
Несколько иной была точка зрения Ленина. После первой русской революции понял, что без поддержки пролетарской борьбы крестьянством в России ничего не выйдет. Двойственность крестьянства: 1-труженник-близок к рабочим, 2-мелкий собственник. И в этом смысле он противостоит пролетариату. Ленин понимал, что крестьянство в россии - от того, на чьей стороне будет крестьянство, зависит исход революции. И в период буржуазно-демократической революции необходимо блокироваться с крестьянством.
Троцкий – «двуликий Янус»(бог римский) называл так крестьянство. Тоже имеет в виду тз Ленина. Но в отличие от ленина. Если ленин в силу традиции, характерной ителлигенциии, понимал. что в крестьянство-носитель национальных начал. Какая то идеализация крестьянства была характерна для народничества. Это повлияло на Ленина. А вот троцкий видел революцию пролетарскую как революцию интернациональную, и национальный фактор он считал будет ослаблять революцию пролетарскую. Поэтому для него крестьянство больше реакционный класс.
|
Близок к этой точке зрения пролетарский писатель Горький. Для него пролетариат-класс, который даже наделен рыцарским благородством, выходит на открытую борьбу. А вот крестьянин в любой момент может предать дело революции, как только получит землю. То есть он видел эту собственническую природу крестьянина! У крестьянина кроме собственного хозяйства интересов не существует!
Точка зрения горького ближе к троцкому.
Диаметрально противоположные взгляды на крестьянство- Толстой Лев. Для него крестьянство-носитель национальных ценностей! Рабочий, ушедший от земли в город его сознание деформируется. Легкий труд городской развращает! Пролетариат считал лишенным связи с родной культурой.
Близки к толстовской тз неонародники. Продолжено в программе эсеров. Идеологом являлся Чернов неонародников, который стал лидером партии эсеров. В трудах Чернова получила обоснование идея о том, что крво -трудовой класс и носитель национального самосознания. Общинное сознание. Земля должна быть общей собственностью. Владение землей обусловлено, что земля является приложением труда. В тоже время тоже говорит о двойственности крестьянства. За ликвидацию частной собти, но опять таки трудовой право -если я вложил в эту землю свой труд.значит она моя.
Пока преобладает стремление к национализации.Но не исключено.что может качнуться в другую сторону.
|
БОЛЬШИНСТВО КРЕСТЬЯН В ГОДЫПЕРВОЙ РУССКОЙ революции выступило за национализацию собти. Даже зажиточные. Это означало. что они еще не слишком увлеклись капитализмом.
Эсеры(социал-революционеры) -пока не упущен исторический момент,надо провести социализацию(нет вообще никакого собственника юридически, собственностью являются все). А (социал-демократы)Ленин-национализация(передача в собть госва. Юридический соб-к,а остальные лишь в пользование,которое может быть закреплено наследственно).
Таким образом мы видим,что современники видели двойственную природу крестьянского сознания. Это соответствовало действительности.
Сторонники неонародничества(Чаянов,Кондратьев) прогресс экономический видели именно в развитии крестьянского хозяйства. Мы видим,что крестьянское мелкое хозво даже более устойчиво к колебаниям,чем крупное. Оно будет существовать во все эпохи(И феодализм,и капитализм)Это межформационный класс. Наделяют крестьянство как класс лучшими чертами,которые присущи нашему народу. КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВА-ЭТО ТИП МОРАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ(у буржуазии цель-получение прибыли,а у крестьянина-прокормить себя.Излишек для того,чтобы обменять на другое).Наш крестьянин был совок)))Мы привыкли к неприхотливому образу жизни. Из-за религии.Ибо это вторично. Отсюда и отношение к труду 1труд-мерило всех ценностей 2но с др стороны крестьянин-не трудоголик. Труд для того.чтобы поддерживать жизненный статус,а душа должна думать о спасении души. Православные праздники. Русский гуляет как и работает от зари до зари. Этого не понимает Ленин, который сам воспитан в протестанских традициях.
(Понимали землю!!!)Крестьяне не любили пахать плугом9глубокая вспашка).Неглубокая вспашка-достижение народной экономии. Плуг-диверсия. Принесло сх больше вреда,чем пользы. Произведен германскими. Академики этого не понимали, а крестьяне на интуитивном уровне знали.
Труд как средство для духовной работы. Праздник души. Сводоба души. Сейчас конечно взгляд другой – сугубо протестанский. Это означает, что наше сознание меняется.
В деревню проникают носители городской культуры в начале 20 века. Одновременно это было и фактором революционализации русской деревни. Первые зимние месяцы революции крестьянство молчит. Лишь с апреля волна стачечного движения в крестьянстве. Они шли не синхронно.
Крестьяне были совершенно аполитичны. С начала 20 века в деревню активно начинает внедряться эсеровская пропаганда.
Завершая характеристику крестьянства, надо сказать, что оно сильно изменилось в нач 20 века. Оставалось еще единым в плане социально-культурном и правовом. А в соц и мат расслоение.