Анализ сложившейся ситуации




Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации

 

Хабарова Татьяна Валерьяновна, кандидат педагогических наук,

Доцент, заведующий кафедрой дошкольного, дополнительного,

Специального и инклюзивного образования ГОУДПО «КРИРО»

(г. Сыктывкар, Республика Коми)

 

Анализ сложившейся ситуации

Сегодня достаточно много внимания уделяется рассмотрению вопросов получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (в том числе и в процессе инклюзивного образования). На федеральном уровне уже вышли нормативно-правовые документы, которые регламентируют деятельность образовательных организаций по предоставлению образования детям с особыми образовательными потребностями. Так с 1 сентября 2016 года введены в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 № 1598) и Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599), разработаны Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (2015 год), в реестрпримерных основных общеобразовательных программ включены Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (весь перечень программ размещен в Реестре примерных основных общеобразовательных программ - https://fgosreestr.ru). В конце 2017 года в Реестре был размещен и ряд примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее – ПрАООП дошкольного образования), которые были разработаны в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации7: ▪ПрАООП дошкольного образования для слепых детей раннего и дошкольного возраста ▪ПрАООП дошкольного образования для слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста ▪ПрАООП дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием ▪ПрАООП дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи ▪ПрАООП дошкольного образования для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата ▪ПрАООП дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития ▪ПрАООП дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В ближайшее время в Реестре примерных программ появятся: ПрАООП дошкольного образования для глухих детей раннего и дошкольного возраста, ПрАООП дошкольного образования для слабослышащих и позднооглохших детей раннего и дошкольного возраста, ПрАООП дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития, ПрАООП дошкольного образования для диагностических групп длядиагностических групп детей раннего и дошкольного возраста и ПрАООП дошкольного образования для детей дошкольного возраста после операции по кохлеарной имплантации. Актуальность создания таких программ, как отмечают руководители центра «СУВАГ», была обусловлена необходимостью стратегически обосновать содержание образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на основе ФГОС дошкольного образования. В разработанных программах осуществлен учет лучших мировых практик (Бельгия, Великобритания, Испания, Франция, Хорватия), передового отечественного и зарубежного опыта, а также актуальных научных исследований (L. De Raeve, Н.А. Белая, А.В. Закрепина, Т.С. Овчинникова, Е.В. Севастьянова, Н.А. Хохлова и др.) по образованию детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. В ПрАООП обозначена генеральная линия коррекционно-компенсаторной направленности областей в соответствии с психофизиологическими особенностями каждой нозологической группы. Разработано содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ раннего и дошкольного возраста. На просторах сети Интернет встречается достаточно много материала, в котором звучат такие понятия, как «адаптированная основная общеобразовательная программа», «адаптированная образовательная программа», «индивидуальная программа реабилитации инвалида», «специальная индивидуальная программа развития», достаточно много различных методических рекомендаций по составлению этих видов программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Теория вопроса Понятие «адаптированная основная общеобразовательная программа» ввел Закон об образовании (2012 год), где в п 2. статьи 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» говорится о том, что «общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам. Это означает, что получение общего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья возможно в той организации, которая имеет адаптированную (ые) основную общеобразовательную программу, учитывающую особые образовательные потребности данных обучающихся. Потому что именно в адаптированной основной общеобразовательной программе должны быть прописаны те условия, которые созданы в данной организации для получения образования данной категории обучающимися. О чем свидетельствует также п. 2 статьи 79 Закона об образовании «…В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися». К специальным условиям для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Закон об образовании относит следующие условия (п. 3 ст. 79): «использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»9. Также в пункте 4 статьи 79 Закона об образовании отмечено, что «образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Это означает, что дети с ограниченными возможностями здоровья сегодня могут быть в любой организации, осуществляющей образовательную деятельность. Главное, чтобы в ней для них были созданы условия. Безусловно, легче создать такие условия в отдельных организациях или отдельных группах, классах, которые предназначены только для детей с ограниченными возможностями здоровья. Закон об образовании (п. 5, ст. 79) говорит о том, что: «отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья10». Это означает, что если такие организации или группы, классы созданы, то именно в них и должны, в первую очередь, быть разработаны адаптированные основные общеобразовательные программы. Там же в Законе об образовании в статье 2 вводится определение понятию «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья»: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий11». К категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья относятся дети, которые имеют различные нарушения - слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития, нарушения интеллектуального развития, эмоционально-волевой сферы, комплексные и сложные нарушения развития. Отсюда следует, что основанием для разработки адаптированных основных общеобразовательных программ может служить и заключение психолого-медико-педагогической комиссии, выданное в установленном порядке, где указываются обоснованные выводы о наличии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии, даются рекомендации по определению образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медик-педагогической помощи, специальных условий для получения образования12. Также требуется письменное заявление от родителей (законных представителей) о приеме в образовательную организацию для обучения ребенка по адаптированной образовательной программе соответствующего уровня образования. Так, например, в Порядке приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования отмечено, что «дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (п. 10)»13. Там же в Законе об образовании (2012 год) в статье 2 вводится определение понятию «адаптированная образовательная программа» - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц»14. В Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (2013 год) также вводится понятие адаптированной образовательной программы дошкольного образования, как синоним понятия «адаптированная основная общеобразовательная программа». Это становится понятно из наименования самого документа. В данном документе отмечено, что: «образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность» (п. 13)15 «в группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования» (п. 13). «в группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей» (п. 13) в группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (п. 13)». Это означает, что если в детском саду есть только группы компенсирующей направленности и нет групп иной направленности (раньше такие детские сады называли учреждениями компенсирующего вида), целесообразно разработать адаптированную образовательную программу дошкольного образования образовательной организации для данных групп (или программы, если групп несколько и в них получают дошкольное образование дети с различными образовательными потребностями - согласно п. 2.2 ФГОС ДО, где идет речь о том, что разные группы могут реализовывать разные образовательные программы дошкольного образования). При этом адаптированная образовательная программа дошкольного образования образовательной организации должна логично сочетать базовые принципы и основные положения ФГОС дошкольного образования и задачи коррекционной работы. Помощь в разработке содержания такой программы могут оказать (на данный момент) проекты Примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и различные авторские парциальные образовательные программы дошкольного образования, предназначенные для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. В данном случае адаптированная образовательная программа дошкольного образования образовательной организации выполняет функцию образовательной программы дошкольного образования образовательной организации и имеет ту же структуру, о которой речь шла в первой части наших рекомендаций, т.е. целевой, содержательный и организационный разделы с соответствующим их наполнением определенного рода содержанием. Если в детском саду есть и группы компенсирующей направленности, и группы общеразвивающей или оздоровительной направленности, то должна быть адаптированная образовательная программа (программы) дошкольного образования образовательной организации для групп компенсирующей направленности и образовательная программа дошкольного образования образовательной организации для всех остальных групп. Если в дошкольной образовательной организации нет групп компенсирующей направленности, но наличествуют группы комбинированной и общеразвивающей направленности (или только группы комбинированной направленности), то как быть в данной ситуации на сегодняшний день - мнения у разных авторов разделились: одни авторы считают, что для групп общеразвивающей направленности и для здоровых детей, которые посещают группы комбинированной направленности, необходимо разрабатывать образовательную программу дошкольного образования образовательной организации (причем без включения раздела, посвященного коррекционно-развивающей работе), а вот для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые посещают группы комбинированной направленности, необходимо разрабатывать адаптированные образовательные программы дошкольного образования. Причем, если у каждого ребенка будет своя нозология (свое ограничение по здоровью), то тогда для каждого ребенка необходимо разработать свою индивидуальную адаптированную образовательную программу дошкольного образования. Получается, что по мнению данной группы авторов, в группах комбинированной направленности будут реализовываться две (или более) образовательные программы дошкольного образования – одна (образовательная программа дошкольного образования образовательной организации – для здоровых детей), вторая (третья, четвертая) – для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья (при разной нозологии). Вопросы – насколько это целесообразно, ведь дети находятся все вместе? И всем ли педагогам под силу разработка и реализация такого количества программ? другие авторы считают, что для таких групп (комбинированной направленности), где дошкольное образование получают сверстники в разными возможностями здоровья, целесообразно разработать образовательную программу дошкольного образования образовательной организации, где все направления коррекционной работы, которые реализуются в данном детском саду, указать в разделе «Программа (система) коррекционно-развивающей работы….», не составляя отдельную адаптированную программу дошкольного образования для нескольких детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно положениям ФГОС дошкольного образования данный раздел достаточен для описания системы коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, поскольку в его структуре имеется и описание содержания, методов осуществления квалификационной коррекции нарушений развития, и описание специальных условий реализации образовательной программы дошкольного образования в данной конкретной образовательной организации для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, и взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Безусловно, нам ближе вторая позиция. Одним из условий функционирования групп комбинированной направленности является и количественный состав воспитанников, когда у педагогов, работающих с детьми в таких группах, хватает внимания и заботы на всех детей. Так, например, Санитарные нормы и правила определяют рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (п. 1.12): «до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья; старше 3 лет: - не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом; - не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени; - не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития»16. А что делать ребенку с ограниченными возможностями здоровья, который «вливается» в обычную группу с количественным составом 25 и более детей? Возникает еще один вопрос - какое образование в этом случае осуществляется? Инклюзивное или интегрированное? Инклюзивное образование (инклюзия) – это включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс образовательной организации, который учитывает их особые потребности, способствует развитию и раскрытию их потенциальных возможностей. В случае инклюзивного образования вырабатывается адаптация общеобразовательной системы к потребностям ребенка (в том числе и адаптация содержания образовательной программы, адаптация или создание специальных условий). И, безусловно, при организации инклюзивного образования нужны квалифицированные специалисты, которые знают и умеют работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, могут оказать им квалифицированную помощь и коррекцию их состояния. Интегрированное образование (интеграция) – это вхождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс образовательной организации, где они получают образование в обычных условиях. При интеграции возможна адаптация ребенка к требованиям общеобразовательной системы. В этом случае общеобразовательная система остается неизменной. Ребенок либо адаптируется к системе, либо становится для нее неприемлемым. Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования образовательной организации (для групп компенсирующей направленности) Как было уже отмечено выше, если в образовательной организации имеются группы компенсирующей направленности, то для реализации в них образовательной деятельности целесообразно разработать адаптированную образовательную программу дошкольного образования образовательной организации. Структура данной программы будет аналогична структуре образовательной программы дошкольного образования образовательной организации (целевой раздел, содержательный раздел и организационный раздел), обозначенной во ФГОС дошкольного образования и Примерной основной образовательной программе дошкольного образования. Основные рекомендации по ее написанию также будут аналогичными тем рекомендациям, которые относятся к составлению образовательной программы дошкольного образования образовательной организации. Разработка и утверждение адаптированной образовательной программы дошкольного образования осуществляется в соответствии с порядком, принятым и закрепленным локальным актом данной образовательной организации. Представители института развития образования г. Екатеринбурга в своих методических рекомендациях предлагают следующий вариант разработки адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья17: Целевой раздел адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья включает в себя следующие структурные компоненты: - пояснительная записка, включающая методологические, нормативноправовые основания, цели, задачи, учитывающие особые образовательные потребности дошкольников с ОВЗ, принципы и подходы к построению программы; - характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (описание клиникопсихологических характеристик детей с различными категориями отклонений в развитии) - планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы дошкольного образования, в том числе система оценки достижения планируемых результатов (психолого-педагогическая диагностика; углубленная диагностика развития ребенка специалистами (учитель- логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.)). Содержательный раздел адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, по мнению составителей данных методических рекомендаций, может включать в себя: содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям в соответствии с ФГОС дошкольного образования, основной образовательной программой дошкольного образования, возрастом и учетом особенностей в развитии особого ребенка: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие. Содержание данного блока проектируется в соответствии с теми трудностями, которые испытывают дети с ограниченными возможностями здоровья в различных направлениях развития. направления и содержание работы по коррекции нарушений развития детей (описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей). организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья. Наполнение данного блока может быть разным в зависимости от цели и задач, которые ставятся для детей. Организационный раздел адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья должен содержать: материально-техническое обеспечение; обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; распорядок и /или режим дня; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. При описании специальных условий образования для детей с ограниченными возможностями здоровья следует акцентировать внимание в адаптированной образовательной программе дошкольного образования образовательной организации на кадровое обеспечение, медицинское сопровождение, функциональное использование помещений в дошкольной образовательной организации для организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, на организацию деятельности психолого-медикопедагогического консилиума образовательной организации. При описании функционального использования помещений дошкольной образовательной организации для организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо показать возможности физкультурного зала с необходимым оборудованием, зала лечебной физкультуры, кабинета для организации занятий по изобразительной деятельности, кабинетов учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагога-психолога. Для организации специального лечения необходимо представить перечень оборудования в лечебных кабинетах. Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума организации должна быть представлена в адаптированной образовательнопрограмме с точки зрения создания нормативно-правовой базы, содержания деятельности специалистов. Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребенка с ограниченными возможностями здоровья Немного сложнее вопрос с разработкой адаптированной образовательной программы дошкольного образования для одного ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Анализ имеющейся на сегодняшний день научнометодической литературы позволил нам сделать вывод о том, что структура такой программы абсолютно идентична структуре образовательной программы дошкольного образования образовательной организации, т.е. она включает в себя те же три раздела: целевой, содержательный и организационный. Но прежде чем вести разговор о структуре такой программы, предлагаем разработки специалистов г. Санкт-Петербурга18, которые предлагают этапы разработки и реализации адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья: Первый этап. Аналитический (первичный), в процессе которого, в первую очередь, анализируется вся документация, представленная на ребенка с ограниченными возможностями здоровья (заключение психолого-медикопедагогической комиссии и др.). Затем следует углубленная психологопедагогическая диагностика специалистами и педагогами образовательной организации, результаты которой подвергаются тщательному рассмотрению. На данном этапе важно определить зону актуального и ближайшего развития ребенка, условия, необходимые для реализации образовательной программы Второй этап. Формулировка цели адаптированной образовательной программы дошкольного образования и ее содержания. Цель образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья определяется, исходя из особенностей его психофизического развития и компенсаторных возможностей. На этом же этапе определяется содержание адаптированной образовательной программы, предполагаемые результаты ее освоения ребенком, методы, формы реализации содержания программы, проходит ее согласование с родителями ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: