Цель: закрепление знаний о безопасном поведении и действиях в случае возникновения ЧС природного характера.
Возраст: 10-17 лет
Количество участников: 30 человек
Количество организаторов: 1 человек
Время проведения: 45 минут
Требование к площадке проведения: посадочные места для всех участников, большой стол.
Ход игры:
Участники разбиваются на 4 команды по 7-8 человек и 3 человека счетной комиссии. Каждая команда придумывает название и девиз – 3 мин. Потом презентуют их – 2 мин.
Целью каждой команды будет в ходе игры ответить на максимальное количество вопросов верно и заработать как можно больше баллов.
Все игроки сидят за большим столом. 1 команда на 1 стороне стола, капитан команды получает фишку, с помощью которой будет отмечать путь своей команды на поле (Приложение 2 «Поле игры»). В начале игры все фишки стоят на надписях «старт». Путем жеребьевки между командами определяется порядок хода каждой команды.
Команда в свой ход делает бросок игрального кубика. Количество точек, выпавшее на кубике, соответствует количеству очков, которое заработает команда в случае правильного ответа. Команде, сделавшей ход, задается вопрос. Правильный ответ на него дает возможность переместиться по полю на следующий уровень и заработать выпавшие очки. При неверном ответе команда ничего не получает: ни очков, ни шагов по полю. Остальные команды также могут отвечать на вопрос, только письменно. За это они могут заработать половину очков, выброшенных на кубике и также продвинуться по игровому полю.
Конец игры наступает тогда, когда чья-то фишка достигла уровня 5 или закончились этапы игры. Победа достается команде, набравшей наибольшее количество баллов.
|
Игра проходит максимум в 8 этапов:
I Этап. Бросает кубик первая команда по жребию. Ведущий зачитывает вопрос Этапа №1 из Приложение 1 «Задания и ответы». Время на подготовку ответа – 3 минуты. Команда, чей ход – отвечает устно, остальные по знаку окончания времени сдают счетной комиссии написанные варианты.
Все верно ответившие команды – делают шаг на поле на следующий уровень и получают очки в соответствии с выпавшим числом на кубике (те, кто отвечал устно – полное количество, те, кто письменно – половину). Ход переходит к следующей команде.
II Этап. Бросает кубик вторая команда по жребию. Ведущий зачитывает вопрос Этапа №2 из Приложение 1 «Задания и ответы». время на подготовку ответа – 3 минуты. Команда, чей ход – отвечает устно, остальные по знаку окончания времени сдают счетной комиссии написанные варианты. Ведущий комментирует и дополняет устные ответы (верно/неверно, полно/неполно и пр.)
Все верно ответившие команды – делают шаг на поле на следующий уровень и получают очки в соответствии с выпавшим числом на кубике (те, кто отвечал устно – полное количество, те, кто письменно – половину). Ход переходит к следующей команде.
III Этап. Бросает кубик третья команда по жребию. Ведущий зачитывает вопрос Этапа №3 из Приложение 1 «Задания и ответы». время на подготовку ответа – 3 мин. Команда, чей ход – отвечает устно, остальные по знаку окончания времени сдают счетной комиссии написанные варианты. Ведущий комментирует и дополняет устные ответы (верно/неверно, полно/неполно и пр.)
Все верно ответившие команды – делают шаг на поле на следующий уровень и получают очки в соответствии с выпавшим числом на кубике (те, кто отвечал устно – полное количество, те, кто письменно – половину). Ход переходит к следующей команде.
|
IV Этап. Бросает кубик четвертая команда по жребию. Ведущий зачитывает вопрос Этапа №4 из Приложение 1 «Задания и ответы». время на подготовку ответа – 3 мин. Команда, чей ход – отвечает устно, остальные по знаку окончания времени сдают счетной комиссии написанные варианты. Ведущий комментирует и дополняет устные ответы (верно/неверно, полно/неполно и пр.)
Все верно ответившие команды – делают шаг на поле на следующий уровень и получают очки в соответствии с выпавшим числом на кубике (те, кто отвечал устно – полное количество, те, кто письменно – половину).
V Этап. Бросает кубик первая команда по жребию. Ведущий зачитывает вопрос Этапа №5 из Приложение 1 «Задания и ответы». время на подготовку ответа – 3 мин. Команда, чей ход – отвечает устно, остальные по знаку окончания времени сдают счетной комиссии написанные варианты. Ведущий комментирует и дополняет устные ответы (верно/неверно, полно/неполно и пр.)
Все верно ответившие команды – делают шаг на поле на следующий уровень и получают очки в соответствии с выпавшим числом на кубике (те, кто отвечал устно – полное количество, те, кто письменно – половину).
VI Этап. Бросает кубик вторая команда по жребию. Ведущий зачитывает вопрос Этапа №6 из Приложение 1 «Задания и ответы». время на подготовку ответа – 3 мин. Команда, чей ход – отвечает устно, остальные по знаку окончания времени сдают счетной комиссии написанные варианты. Ведущий комментирует и дополняет устные ответы (верно/неверно, полно/неполно и пр.)
|
Все верно ответившие команды – делают шаг на поле на следующий уровень и получают очки в соответствии с выпавшим числом на кубике (те, кто отвечал устно – полное количество, те, кто письменно – половину).
VII Этап. Бросает кубик третья команда по жребию. Ведущий зачитывает вопрос Этапа №7 из Приложение 1 «Задания и ответы». время на подготовку ответа – 3 мин. Команда, чей ход – отвечает устно, остальные по знаку окончания времени сдают счетной комиссии написанные варианты. Ведущий комментирует и дополняет устные ответы (верно/неверно, полно/неполно и пр.)
Все верно ответившие команды – делают шаг на поле на следующий уровень и получают очки в соответствии с выпавшим числом на кубике (те, кто отвечал устно – полное количество, те, кто письменно – половину).
VIII Этап. Бросает кубик четвертая команда по жребию. Ведущий зачитывает вопрос Этапа №8 из Приложение 1 «Задания и ответы». время на подготовку ответа – 3 мин. Команда, чей ход – отвечает устно, остальные по знаку окончания времени сдают счетной комиссии написанные варианты. Ведущий комментирует и дополняет устные ответы (верно/неверно, полно/неполно и пр.)
Все верно ответившие команды – делают шаг на поле на следующий уровень и получают очки в соответствии с выпавшим числом на кубике (те, кто отвечал устно – полное количество, те, кто письменно – половину).
Подведение итогов – 10 минут: после окончания игры спросите у участников что нового они узнали? Какой факт о поведении в ЧС природного характера их удивил? Был ли кто-то из присутствующих или их знакомых в ЧС природного характера?
Необходимое оборудование и реквизит: распечатанное поле игры формата А2, игровые фишки 4 шт, игровой кубик, листы и пишущие предметы.
Приложение 1 «Задания и ответы»
Этап 1.
Вопрос: какое из приведенных ниже утверждение верно, а какое нет? Фиксируйте ответы в формате «да» или «нет». Ответ засчитывается при правильном ответе на все утверждения.
Пояснения к ответам даны в помощь ведущему для комментария ответов
1. Правда ли, что во время бури или сильного ветра необходимо закрыть все окна и двери, а также наклеить крест-накрест на стекла полоски пластыря? (Да)
2. Правда ли, что вовремя землетрясение внутри зданий лучше перемещаться на лифтах, потому что это быстрее? (Нет, этого делать ни в коем случае нельзя, т.к. они в любую минуту могут перестать работать)
3. Правда ли, что от лавины нужно убегать вниз по склону? (нет, она может развивать скорость до 30 км/ч и в любом случае вас накроет)
Этап 2.
Вопрос: какое из приведенных ниже утверждение верно, а какое нет? Фиксируйте ответы в формате «да» или «нет». Ответ засчитывается при правильном ответе на все утверждения.
1. Чтобы выбраться из-под снега наружу необходимо как можно активнее двигаться. (Нет, если вы не можете пробиться наружу, то, ожидая спасателей, старайтесь экономить кислород: дышите и двигайтесь как можно медленнее).
2. Чтобы укрыться от пожара можно вырыть в мягкой землеяму и укрыться в ней. (Да, так же лучше еще сверху закрыться курткой или одеялом)
3. Во время схода лавины лучше спрятаться в какой-то низине или яме. (Нет, нужно пытаться отбежать с её пути или забраться на высоту: на дерево, скалу или большой камень, чтобы пропустить лавину под собой).
Этап 3.
Вопрос: какое из приведенных ниже утверждение верно, а какое нет? Фиксируйте ответы в формате «да» или «нет». Ответ засчитывается при правильном ответе на все утверждения.
1. Если наводнение застало вас на открытом месте или в лесу, необходимо постараться быстро выйти на возвышенное место (Да, лучше забраться на дерево или попытаться уцепиться за те предметы, которые способны удерживать человека на воде).
2. Относительно безопасными местами во время природного пожара являются вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда. (Да, если вы знаете что они есть рядом или видите их – бегите к ним).
3. Во время наводнения, если вы передвигаетесь в воде лучше взять длинную палку, чтобы измерять глубину. (Да, также палка – это дополнительная опора)
Этап 4.
Вопрос: какое из приведенных ниже утверждение верно, а какое нет? Фиксируйте ответы в формате «да» или «нет». Ответ засчитывается при правильном ответе на все утверждения.
1. Во время урагана или сильного ветра если ветер затих – это значит, что все в порядке и можно возвращаться домой. (Нет, бывает, что прежде чем вступить в решающую стадию, ураган немного стихает (центр урагана уходит вверх). Не обманитесь и не оставайтесь на месте, потому что ветер скоро возобновится, но, с другой стороны).
2. Уходить от огня природного пожара следует по диагонали с его дороги в направлении реки или дороги (Да).
3. Во время наводнения необходимо переходить воду как можно быстрее и идти ровно поперек течения. (нет, идите немного под углом против течения, чтобы оно не сносило вас и, главное, не могло сбить; двигаться следует боком вперёд, отрывая ногу от дна только после того, как плотно поставите другую).
Этап 5.
Вопрос: какое из приведенных ниже утверждение верно, а какое нет? Фиксируйте ответы в формате «да» или «нет». Ответ засчитывается при правильном ответе на все утверждения.
1. В горах никогда не знаешь, когда начнется лавина, т.к. это происходит внезапно. (Нет, Будьте внимательны к первым признакам схода лавин—это звуки трескающегося льда, белая пыль, клубящаяся выше по склону горы, катящиеся вниз снежные комья, отдалённый глухой гул).
2. Во время наводнения необходимо крепко зафиксировать на себе сумку или рюкзак, что бы не уронить и не потерять. (Нет, Приладьте повыше сумку или рюкзак, чтобы не замочить их при переправе; расстегните одну из лямок рюкзака, сумку повесьте за одну ручку, чтобы при необходимости вы быстро от них освободились.
3. Если ураган застиг вас на возвышенном и открытом месте нужно остановится и не двигаться. (Нет, ползите в сторону какого-нибудь укрытия (к скалам, к лесозащитной полосе), которое могло бы погасить силу ветра. Но берегитесь падающих сучьев и веток, тем более деревьев).
Этап 6.
Вопрос: какое из приведенных ниже утверждение верно, а какое нет? Фиксируйте ответы в формате «да» или «нет». Ответ засчитывается при правильном ответе на все утверждения.
1. Правда ли, что вовремя землетрясения нельзя пользоваться спичками, свечками и зажигалками (да, из-за утечки газа из разрушенных или повреждённых коммуникаций может произойти взрыв).
2. Во время бури или сильного ветра лучше отключить электроприборы и внешнюю телеантенну (да, т.к. электричество может замкнуть и стать причиной пожара).
3. Во время землетрясения лучше держаться поближе к окнам, в них если что можно эвакуироваться (Нет, держитесь подальше от окон: они могут не выдерживать вибрации, и вы поранитесь битыми стёклами).
Этап 7.
Вопрос: какое из приведенных ниже утверждение верно, а какое нет? Фиксируйте ответы в формате «да» или «нет». Ответ засчитывается при правильном ответе на все утверждения.
1. Во время схода лавины необходимо все свои вещи беречь и ни в коем случае не бросать, т.к. они могут пригодиться (Нет, освобождайтесь от рюкзака, лыж, палок, так как они будут только мешать, если вы окажетесь под снегом).
2. Если землетрясение застигло вас в помещении, то лучше остаться внутри здания, т.к. это безопаснее. (Нет, если есть возможность постарайтесь как можно скорее покинуть здание и оказаться на улице—желательно подальше от зданий. Если же выбраться из дома по каким-то причинам невозможно (обвалилась лестница, завалило вход и т.п.), укройтесь под прочным столом или под кроватью либо в дверном проёме или в углу, образованном капитальными стенами).
3. На случай урагана или сильного ветра нужно запастись свечами. (Да, может отключиться электричество).
Этап 8.
Вопрос: какое из приведенных ниже утверждение верно, а какое нет? Фиксируйте ответы в формате «да» или «нет». Ответ засчитывается при правильном ответе на все утверждения.
1. Во время лавины, если вас накрыло снегом, то лучше дождаться, когда лавина остановиться и только после этого выбираться. (Нет, соберите все свои силы, чтобы выбраться на поверхность, когда лавина замедлит движение. Потом это сделать будет много труднее, так как снег после остановки обвала быстро твердеет).
2. Во время природного пожара следует избегать бурелома. (Да, сухие деревья и трава вспыхивают моментально).
3. Если вы форсируете реку группой во время наводнения, то лучше пересекать реку в одиночку, так больше шансов, что все доберутся до суши. (Нет, идите группой двигаясь гуськом и держась за плечи товарища, идущего впереди: шагать можно и одновременно, и поочередно, но главное, каждый должен страховать идущего впереди).
Приложение 1 «Поле для игры»