Глава 2. Сфера духовной культуры




Сфера духовной культуры

 

Отличие духовной сферы от других сфер общества:

1.Она имеет сложную структуру.

Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) – сфера, которая включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т.е. духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.

Духовные ценности отличаются от ценностей материальных особой долговечностью.

Потребности людей в духовных ценностях безграничны.

2.Созданием, сохранением, распространением ценностей духовной культуры непосредственно занято немало людей различных профессий

3. Достижения духовной культуры создаются, сохраняются, распространяются и потребляются при посредстве многочисленных специализированных учреждений.

 

Виды культуры личности:

1. Внешняя культура - проявляется в с возданных человеческими руками неодушевлённых предметов

2. Внутрення культура – превращается в достояние и богатство человека.

 

Мораль

Мораль – особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

Или, мораль – это совокупность особых духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде.

 

Особенность морали – мораль регулирует отношения человека к другому человеку с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости.

Добро – всё хорошее, полезное, что помогает жить, защищает жизнь

 

Моральные качества: милосердие, честность, трудолюбие, справедливость и т.д.

 

Нравственность – это совокупность людских правил поведения.

Безнравственный – так говорят о человек, который совершает дурные поступки, не соблюдает правила поведения в обществе: лжёт, оскорбляет людей и др.

 

Отличие морали от нравственности:

- мораль – это мысли, идеи о том, как нужно правильно, по-доброму поступать,

- нравственность – это уже практические поступки людей.

Общечеловеческие духовные ценности, главные моральные нормы: не делай другому того, чего себе не желаешь («золотое правило морали»); почитай старших; не убивай, не развратничай, не воруй, не лги, не завидуй, не посягай на чужое.

Моральный идеал:

– человечность, гуманизм (гуманизм – человечность, признание достоинства и самоценности личности, её свободы и права на счастье и вместе с тем обязанность их соблюдать). Библия: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

- гражданственность (гражданственность – моральная ценность, которая выражает политическое и правовое положение человека, а также его моральную обязанность по отношению к Отечеству) и патриотизм (патриотизм – моральная ценность, в которой выражено чувство любви к Отечеству, забота о его интересах и готовность защищать от врагов).


§6.Долг и совесть

 

Моральный долг: искра Божья (верующие), врождённый закон (учёные).

Долг связывает человека с другими людьми:

- во-первых, вступая в отношения с окружающими, мы приобретаем тем самым определённые объективные (независимые от нашего личного желания)обязанности;

- во-вторых, на человека ложится ответственность – объективная необходимость эти обязанности выполнять.

 

Виды долга:

1. Общественный долг – это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять Часто общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер.

2. Моральный долг – это когда человек превращает требования морали в личную задачу. Он сам знает о моральных требованиях, сам себе эти требования предъявляет и практически следует им в жизни без подсказок и принуждения.

 

Совесть - внутренний моральный самоконтроль, придирчиво проверяющий, как мы выполняем свой моральный долг.

 

 

Моральный выбор – это ответственность

 

Моральный выбор – это когда человек не только внутренне выбирает своё моральное (доброе или злое) отношение, но и действует в соответствии со своим выбором.. Или, моральный выбор – это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям.

Моральная ответственность – ответственность перед собственной совестью.

 

Свобода – возможность и способность делать сознательный выбор, поступать по своему усмотрению и нести полную ответственность за последствия своих поступков.

 

Суть морали – высокая требовательность к себе.

 

Библия: «Воздастся каждому по делам его».

 

Образование

Образование – процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям человеческого общества.

Ст.1 Закона «Об образовании»: «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной », т.е. образование имеет преобладающее значение.

Основные элементы системы образования в РФ (согласно Закона «Об образовании»):

- Общеобразовательная:

1) дошкольное образование (до 6 лет)

2) начальное образование (1-4 кл.)

3) общее основное образование (9 кл.)

4) среднее (полное) общее образование (11 кл.)

- Профессиональная:

1) начальное профобразование (училища, лицеи)

2) среднее профобразование (техникумы, колледжи)

3) высшее профобразование (институты, университеты, академии)

4) послевузовское профобразование (аспирантура, академии и т.д.).

Требования времени – непрерывность образования (непрерывное образование – процесс образования, охватывающий всю жизнь человека от детства до старости), самообразование (чтение, изучение литературы).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: