Сфера духовной культуры
Отличие духовной сферы от других сфер общества:
1.Она имеет сложную структуру.
Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) – сфера, которая включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т.е. духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.
Духовные ценности отличаются от ценностей материальных особой долговечностью.
Потребности людей в духовных ценностях безграничны.
2.Созданием, сохранением, распространением ценностей духовной культуры непосредственно занято немало людей различных профессий
3. Достижения духовной культуры создаются, сохраняются, распространяются и потребляются при посредстве многочисленных специализированных учреждений.
Виды культуры личности:
1. Внешняя культура - проявляется в с возданных человеческими руками неодушевлённых предметов
2. Внутрення культура – превращается в достояние и богатство человека.
Мораль
Мораль – особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.
Или, мораль – это совокупность особых духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде.
Особенность морали – мораль регулирует отношения человека к другому человеку с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости.
Добро – всё хорошее, полезное, что помогает жить, защищает жизнь
Моральные качества: милосердие, честность, трудолюбие, справедливость и т.д.
Нравственность – это совокупность людских правил поведения.
Безнравственный – так говорят о человек, который совершает дурные поступки, не соблюдает правила поведения в обществе: лжёт, оскорбляет людей и др.
Отличие морали от нравственности:
- мораль – это мысли, идеи о том, как нужно правильно, по-доброму поступать,
- нравственность – это уже практические поступки людей.
Общечеловеческие духовные ценности, главные моральные нормы: не делай другому того, чего себе не желаешь («золотое правило морали»); почитай старших; не убивай, не развратничай, не воруй, не лги, не завидуй, не посягай на чужое.
Моральный идеал:
– человечность, гуманизм (гуманизм – человечность, признание достоинства и самоценности личности, её свободы и права на счастье и вместе с тем обязанность их соблюдать). Библия: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
- гражданственность (гражданственность – моральная ценность, которая выражает политическое и правовое положение человека, а также его моральную обязанность по отношению к Отечеству) и патриотизм (патриотизм – моральная ценность, в которой выражено чувство любви к Отечеству, забота о его интересах и готовность защищать от врагов).
§6.Долг и совесть
Моральный долг: искра Божья (верующие), врождённый закон (учёные).
Долг связывает человека с другими людьми:
- во-первых, вступая в отношения с окружающими, мы приобретаем тем самым определённые объективные (независимые от нашего личного желания)обязанности;
- во-вторых, на человека ложится ответственность – объективная необходимость эти обязанности выполнять.
Виды долга:
1. Общественный долг – это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять Часто общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер.
2. Моральный долг – это когда человек превращает требования морали в личную задачу. Он сам знает о моральных требованиях, сам себе эти требования предъявляет и практически следует им в жизни без подсказок и принуждения.
Совесть - внутренний моральный самоконтроль, придирчиво проверяющий, как мы выполняем свой моральный долг.
Моральный выбор – это ответственность
Моральный выбор – это когда человек не только внутренне выбирает своё моральное (доброе или злое) отношение, но и действует в соответствии со своим выбором.. Или, моральный выбор – это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям.
Моральная ответственность – ответственность перед собственной совестью.
Свобода – возможность и способность делать сознательный выбор, поступать по своему усмотрению и нести полную ответственность за последствия своих поступков.
Суть морали – высокая требовательность к себе.
Библия: «Воздастся каждому по делам его».
Образование
Образование – процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям человеческого общества.
Ст.1 Закона «Об образовании»: «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной », т.е. образование имеет преобладающее значение.
Основные элементы системы образования в РФ (согласно Закона «Об образовании»):
- Общеобразовательная:
1) дошкольное образование (до 6 лет)
2) начальное образование (1-4 кл.)
3) общее основное образование (9 кл.)
4) среднее (полное) общее образование (11 кл.)
- Профессиональная:
1) начальное профобразование (училища, лицеи)
2) среднее профобразование (техникумы, колледжи)
3) высшее профобразование (институты, университеты, академии)
4) послевузовское профобразование (аспирантура, академии и т.д.).
Требования времени – непрерывность образования (непрерывное образование – процесс образования, охватывающий всю жизнь человека от детства до старости), самообразование (чтение, изучение литературы).