Любовь – совокупность совершенства.




О Любви

Вступление

Что такое боги? Разве есть в природе что-нибудь выше человека? Человек знает много существ ниже себя: сперва животное, затем растение, еще ниже камень. А может быть есть и выше? Камень переходит в растение. Растение становится животным. Животное развивается в человека. А человек - а может быть следующая ступень это - божественное существо или духовное существо?

Читая свою книгу жизни, человек учится мечтать. Это великое качество, ибо оно наполняет сердце лучшими, мощными огнями. Этими огнями сердца людей познают, как различать, где истина. Истина не познается расчетами, лишь язык сердца знает, где живет великая Правда, которая, несмотря ни на что, ведет человечество к восхождению. Разве легенды не есть гирлянда лучших цветов? О малом, о незначительном и жалком, человечество не слагает легенд. Часто даже в кажущихся отрицательными мифах заключено уважение к потенциалу внутренней мощи.

Только безумный возьмется объяснять, что такое счастье, что такое нежность, что такое любовь!..

Скажите, пожалуйста. Вы могли бы передать словами самые высокие и яркие душевные переживания? Попробуйте! Затрудняетесь? Вот и для меня это очень тяжело.

Любовь – единственная из всех сфер человеческого общения, которая представляет собой удивительное сплетение духовного и физического наслаждения и дает ощущения наполненности жизни смыслом и счастьем.

Прекрасно, когда она основана на межличностной эмоциональной гармонии, на стремлении доставить радость другому. Но природа ее такова, что в ней непрерывно соединено психологическое и физиологическое. Не так уж часто встретишь семейную пару, в которой идеально сочетаются истинная душевная нежность с абсолютной гармонией интимных отношений. Безусловно, секрет отношений любой счастливой пары лежит в сфере эмоционально‑психологической. И как бывает обидно, когда два любящих существа вдруг обнаруживают некоторые проблемы, омрачающие прекрасные минуты физической близости.

Они могут безмерно разрастаться в сознании человека, проникать во все другие сферы его жизни. Тогда "догоняют" болезни, особенно остро воспринимаются неприятности на работе, ухудшаются отношения с другими людьми. Между тем, часто подобные "комплексы" связаны с простой неосведомленностью, незнанием своего тела, биологической природы функционирования мужского и женского организма.

К сожалению, нам не дано узнать всего, что накопило человечество во многих областях науки и культуры. Человеческий мозг не настолько совершенен, чтобы в течение короткой земной жизни постигнуть и упомнить все, что запечатлено в миллиардах томов, хранящихся в библиотеках мира. Но есть знания, без которых не обойтись ни одному из нас.

Очень редко, например, мужчины догадываются сопоставлять сексуальную активность женщины с определенными фазами менструального цикла. И довольно часто незначительное нарушение потенции принимают за катастрофу, закрепляя таким образом патологический условный рефлекс. Мнимые сексуальные расстройства у мужчин и женщин, возникающие в результате каких‑либо внешних однократных или хронических психотравмирующих воздействий, часто закрепляются по принципу невроза – ожидания неудачи. При последующих попытках полового сношения возникает установка на скорейшее достижение полового удовлетворения у партнера или у себя, которая сопровождается тревогой относительно возможного безуспешного окончания. При этом возникает тягостная напряженность, препятствующая свободной реализации полового рефлекса.

И если по какой‑нибудь причине у одного из супругов появилось снижение потенции, влечения, переживания оргазма, что тогда? Конец семье?

Развод? Поиск нового партнера? Измены? Часто сопутствующие им "постыдные" болезни? Глубокие чувства супружеского долга, любви, уважения, привязанности в такой кризисной ситуации должны предупредить от поспешных выводов и поступков.

Ну а самое лучшее лечение, это то, без которого можно обойтись. Нет болезней "неприличных". Есть болезни тяжкие и неизлечимые, когда они запущены. Не напрасно ведь нашему организму дано отправлять такие акты как пищеварение, дефекация, мочеиспускание. Но самый таинственный, загадочный, прекрасный и не изученный до конца еще ни одним ученым – половой акт.

Единственный акт, который человек не может совершить в одиночку. Так заложено природой: мужчина и женщина нужны друг другу. Частенько люди бросаются в крайности и превращают этот великий дар либо в разгул, либо пренебрегают им, исполняя супружеские обязанности исключительно из желания сохранить семью, удовлетворяя потребности супруга, забывая о том, что это всегда прекрасно и здорово, если в этом процессе участвуют и душа, и тело. Индусы считают, что каждому человеку полагается съесть определенное количество пищи. И чем быстрее он это сделает, тем раньше умрет. Японские ученые утверждают, что количество половых актов для мужчины тоже определено.

Можно израсходовать за 3 года все "мужские" силы и вкатиться в глубочайшую форму импотенции, из которой уже не вытащат никакие специалисты.

Не стоит забывать, что любовные отношения всегда возникают между двумя людьми, каждый из которых обладает индивидуальным гормональным балансом, собственной половой конституцией, неразрывно связанной с телосложением и темпераментом, определенными психосексуальными установками.

Также, как на почве неудачных попыток сексуального сближения происходят некоторые из самых конфузливых, разочаровывающих и печальных событий нашей жизни, так и самые прекрасные и потрясающие из них ассоциируются с радостным гармоничным общением.

И только от нас зависит, каким оно будет.

Любовь и здоровье, счастье и здоровье, верность и здоровье, все это связано в единой цепи нашей жизни. Все, что может укрепить, удлинить эту цепь, должно быть использовано.

Любовь сопровождает человека от рождения до последнего дня, без нее меркнут краски, гаснут звуки. Идут годы, меняется палитра ощущений в любви, но, чтобы гармония не нарушилась, необходимо умело протянуть нить любви через всю жизнь.

У человека есть три главные органические потребности, три кита его биохимической жизни. Это потребность в еде (утоление голода), потребность в питье (утоление жажды), половая (сексуальная) потребность, желание, страсть (либидо). Все они заложены в глубинах человеческого организма и все – благо по своей природной сути, потому что они поддерживают жизнь, наполняют ее радостью, дают человеку биологическую и нервную энергию основу его физической и эмоционально‑духовной силы.

Сексуальное благополучие организма невероятно важно для общего состояния человека, это один из главных наших биологических двигателей.

Если он работает плохо, хуже работают все другие системы. Как голод ввергает человека в дистрофию, парализует его духовную жизнь, заставляет думать только о еде, так и «секс‑голод» смещает всю систему ценностей, ведет к духовной дистрофии, к болезням.

Как переедание ведет к жировому перерождению клеток, так и «секс‑обжорство» калечит человека, ломает его физическую и духовную жизнь.

Закон "горя и радости" гласит: "горестные, отрицательные чувства замедляют время, радостные, утверждающие – убыстряют его". Вместо того, чтобы медленно выпивать секунды радости, мы опрокидываем их залпом, и отрава горя медленно сочится в нас.

Физиологи установили, что странное течение горя и радости рождено самой природой. В минуты радости в человеке царят процессы возбуждения, они ускоряют все ритмы нашего организма и время от этого бежит быстрее. В минуты горя возбуждение погашено, преобладают тормозные процессы, ритмы организма замедляются, и время идет медленно. В такие моменты происходит "отравление" организма, и душевная боль, испытываемая человеком, способствует выбросу в кровь большого количества адреналина, который дает гнетущую физическую тяжесть и усиливает душевные муки. Человеку необходимо научиться снимать "адреналиновую тоску".

Мир любви неисчерпаем потому, что каждый человек любит по‑своему и каждая любовь, хотя и похожа на остальные, но все же неповторима. Говорят, что раны у победителей заживают быстрее, чем у побежденных; что солдаты и влюбленные не болеют. Вероятно, происходит это потому, что организм влюбленных работает с невиданной силой и энергия их куда сильнее, чем у обычных людей. Может быть, любовь действует как вдохновение, мобилизует дремлющие силы человека, пробуждает их, резко вводит в действие?

Появляется необычное, нестандартное видение окружающего мира. Усиливается острота ощущений, повышается наблюдательность и внимание.

В идеале человек всегда должен быть таким, как в любви, ни грамма его энергии не должно дремать, цепенеть в сонном состоянии, улетать в пустоту. Человек без любви – это не естественно, а противоестественно.

По мнению современных ученых, продолжительность человеческой жизни может быть значительно больше. То же самое можно сказать и о любви. Любовь сейчас намного короче, чем она должна быть: жизненные тяготы и состояние нашего здоровья мешают ей и приглушают ее силы. В благоприятном будущем время любви увеличится. И люди поймут, что это за чувство, почему оно так глубоко меняет жизнь человека.

Учиться жить в любви необходимо. К сожалению, этому не учат нигде.

Познание любви идет индивидуально: нельзя "остаться" на повторный курс, пересдать "двойку" (боль, страдание, обиду) на "пятерку" (счастье, радость, блаженство). Главное в любви – быть счастливым и сделать таким того, кого мы любим, и кто любит нас.

Любовь – живая. Она рождается, растет, расцветает[1]. Может заболеть от отсутствия внимания, ласки, нежности, сопереживания. С определенными из этих чувств мы рождаемся, некоторые необходимо воспитывать в себе.

В одном из родильных домов был проведен эксперимент: пятьдесят мальчиков и девочек трех дней от роду разместили в двух разных палатах, включив магнитофонную запись плача младенца. Мальчишки под этот крик дружно спали, и только несколько из них кряхтели и тревожно сопели.

Девочки же дружно орали даже тогда, когда отключали магнитофон. Чувство сострадания, сопереживания, сочувствия уже было у новорожденных девочек, которые прожили всего три дня. А вот нашим рыцарям и будущим мужьям все это еще надо будет воспитать в себе. Иначе любовь их никогда не окрасится яркими красками, не будет нежной, самоотверженной.

Столетиями пишут о любви поэты, философы, ученые, воспевая ее красоту, нежность, необходимость. А о том, что должно способствовать здоровой любви, что может лечить ее, предупредить осложнения или снять их смертельную опасность, написано мало.

Природа мудра, и в ней предусмотрено все, что может быть необходимым, полезным человеку.

Природа прекрасна и гармонична с рассветами и закатами, красками юной весны и чарующей прелестью золотой осени, нежной чистой красотой цветов – все это должно стать эликсиром для любви.

Истину[2] знают все, но понять ее, принять, осознать должен каждый сам. Истина эта заключается в том, что самая большая ценность на земле - быть здоровым. Мы научились лечить сердце, кровеносные сосуды, печень, легкие. Умеем вырезать, отрезать, вынимать из нашего организма "лишнее", по мнению хирургов, "делать" новые сосуды, суставы, клапаны… Но не научились сохранять здоровье. Нет у нас врачей "по здоровью". А когда случается с нами беда, тогда мы ищем "светил", таланты, врачей "от Бога", экстрасенсов, колдунов… Во имя здоровья отдаем им не только то, что заработали, но и то, что взяли в долг. Только бы опять мир приобрел свои краски, звуки, и мы радовались тому, что живем и ощущаем красоту жизни.

В поликлинику можно попасть на прием к врачу урологу, нефрологу, гинекологу, сексопатологу и даже психоаналитику. Только нет такого врача, к которому можно было бы прийти и получить действенную помощь, совет по самой интимной (сексуальной) части жизни. Она невероятно хрупкая, ранимая, в ней одним неосторожным словом можно непоправимо все испортить. В эту сферу человеческих отношений вовлечены, как правило, родители, дети, близкие люди, потери которых невозможно пережить.

Нарушения в интимной жизни, как медленно действующий яд, не дают о себе знать сразу: становится тяжело, неинтересно жить, затем – все болит, но ничего определенно не беспокоит, и только потом уже так плохо, что дом, работа, отношения в семье, состояние здоровья превращаются в абсолютно неразрешимые проблемы. Из жизни уходит радость, страшит день с его делами.

Прежде всего необходимо знать особенности мужского и женского организма, физическое и духовное различия.

Терпение – это фундамент многоэтажного здания семьи. Забота, теплота, нежность в отношениях – этажи дома. Кем и чем заселить наш дом – семью, зависит только от нас. Но, несомненно, перекрытия между этажами – здоровье его обитателей.

Для разминки мышления представляю на Ваш суд небольшую игру: - найдите одно, но существенное отличие между…! Видео №1 и Видео №2

Воплощение даётся душе для того, чтобы человек научился Любить… [3]

На обложке репродукции картин художника М.К. Чюрлёниса (1875 — 1911) «Сказка королей» и нашего современника Гилберта Уильямса (Gilbert Williams, р. в 1950 г., живёт в Калифорнии) «Рождение».

Художников разделяет столетие, и вряд ли Г. Уильямс видел картины М.К. Чюрлёниса, однако в основе картин обоих лежит одна и та же матрица не реализованных человечеством благих возможностей.

 

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЛЮБОВЬ ИСКУССТВОМ?

Является ли любовь искусством? Если да, то она требует знания и усилия. Или, может быть, любовь - это приятное чувство, испытать которое - дело случая, нечто такое, что выпадает человеку в случае удачи.

Не то чтобы люди считали любовь делом неважным. Они ее жаждут, они смотрят бессчетное количество фильмов о счастливых и несчастливых любовных историях, они слушают сотни глупых песенок о любви, но едва ли кто-нибудь действительно думает, что существует какая-то необходимость учиться любви. Эта особая установка основывается на нескольких предпосылках, которые порознь и в сочетании имеют тенденцию способствовать ее сохранению.

Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтоб любить, уметь любить. Значит, сущность проблемы для них в том, чтобы их любили, чтобы они возбуждали чувство любви к себе. К достижению этой цели они идут несколькими путями:

1. Путь, которым обычно пользуются мужчины, заключается в том, чтобы стать удачливым, стать сильным и богатым настолько, насколько позволяет социальная ситуация.

2. Путь, используемый обычно женщинами, состоит в том, чтобы сделать себя привлекательной, тщательно следя за своим телом, одеждой и т. д.

3. Иные пути обретения собственной привлекательности, используемые и мужчинами, и женщинами, состоят в том, чтобы выработать хорошие манеры, умение вести интересную беседу, готовность прийти на помощь, скромность, непритязательность. Многие пути обретения способности возбуждать любовь к себе являются теми же самыми путями, которые используются для достижения удачливости, для обретения полезных друзей и влиятельных связей. Очевидно, что для большинства людей нашей культуры умение возбуждать любовь это, в сущности, соединение симпатичности и сексуальной привлекательности.

Вторая предпосылка отношения к любви как к чему-то, не требующему обучения, состоит в допущении, что проблема любви - это проблема объекта, а не проблема способности. Люди думают, что любить просто, а вот найти подлинный объект любви, - или оказаться любимым этим объектом, - трудно. Эта установка имеет несколько причин, коренящихся в развитии современного общества. Одна причина в большой перемене, произошедшей в двадцатом веке в отношении выбора «объекта любви».

В старую (викторианскую) эпоху, как и во многих традиционных культурах, любовь не была в большинстве случаев спонтанным, личным переживанием, которое затем должно было вести к браку. Напротив, брак основывался на соглашении - то ли между семьями, то ли между посредниками в делах брака (свахи), то ли без помощи таких посредников; он заключался на основе учета социальных условий, а любовь, как полагали, начнет развиваться с того времени, как брак будет заключен. В течение нескольких последних поколений всеобщим стало в современном мире понятие романтической любви. Сейчас большинство людей ищут романтической любви, личного переживания любви, которое затем должно повести к браку. Это новое понимание свободы любви должно было в значительной мере повысить значение объекта в ущерб значению функции (предназначения).

С этим фактором тесно связана другая характерная черта современной культуры.

Вся наша культура основана на жажде покупать, на идее взаимовыгодного обмена. Счастье современного человека состоит в радостном волнении, которое он испытывает, глядя на витрины магазина и покупая все, что он может позволить себе купить или за наличные или в рассрочку. Он (или она) и на людей глядят подобным образом. Для мужчины привлекательная женщина - для женщины привлекательный мужчина - это добыча, которой они являются друг для друга. Привлекательность обычно означает красивую упаковку свойств, которые популярны и искомы на личностном рынке. Что особенно делает человека привлекательным - это зависит от моды данного времени, как физической, так и духовной. В двадцатых годах XX века привлекательной считалась умеющая пить и курить, разбитная и сексуальная женщина, а сегодня мода требует больше домовитости и скромности. В конце девятнадцатого и в начале двадцатого века мужчина, чтобы стать привлекательным «товаром», должен был быть агрессивным и честолюбивым, сегодня он должен быть общительным и терпимым.

Третье заблуждение, ведущее к убежденности, что в любви ничему не надо учиться, состоит в смешении первоначального чувства влюбленности с перманентным (вяло текущим) состоянием пребывания в любви. Если двое чужих друг другу людей, какими все мы являемся, вдруг позволят разделяющей их стене рухнуть, этот момент единства станет одним из самых волнующих переживаний в жизни. В нем все наиболее прекрасное и чудодейственное для людей, которые были прежде разобщены, изолированы, лишены любви.

Любовь – это ответ на проблему человеческого существования.

Любая теория любви должна начинаться с теории человека, человеческого существования. Хотя мы обнаруживаем любовь, вернее эквивалент любви, уже у животных, их привязанности являются, в основном, частью их инстинктивной природы; у человека же действуют лишь остатки этих инстинктов. Что действительно существенно в существовании человека так это то, что он вышел из животного царства, из сферы инстинктивной адаптации, переступил пределы природы.

Когда человек родится - как весь человеческий род, так и отдельный индивидуум - он оказывается перенесенным из ситуации, которая была определенной в утробе матери. Как определенны инстинкты, в ситуацию, которая неопределенна, неясна, открыта (самостоятельность в социуме). Ясность существует только относительно прошлого - а относительно будущего ясно только, что когда-нибудь наступит смерть.

Во все времена во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как преодолеть отделенность, как достичь единства, как выйти за пределы своей собственной индивидуальной жизни и обрести единение?

Очень широко распространено ложное мнение, что давать - это значит отказаться от чего-то, стать лишенным чего-то, жертвование. Именно так воспринимается «акт давания» человеком, чей характер не развился выше уровня «рецептивной» ориентации, ориентации на эксплуатацию или накопление. Торгашеский характер готов давать только в обмен на что-либо. Давать, ничего не получая взамен, это для него значит быть обманутым! Люди, чья главная ориентация по жизни не продуктивна, воспринимают «давание» как обеднение. Поэтому большинство индивидов этого типа отказываются давать. Некоторые делают добродетель из «давания» в смысле пожертвования. Они считают, что именно потому, что давать мучительно, человек должен давать; добродетель «давания» для них заключена в самом акте принесения жертвы. Что давать лучше, чем брать - эта норма для них означала бы, что испытывать лишения лучше, чем переживать радость. Все это попахивает неким мазохизмом.

Для продуктивного характера «давание» имеет совершенно иное значение. «Давание» - это высшее проявление силы. В каждом акте «давания» я осуществляю свою силу, свое богатство, свою власть. Такое переживание высокой жизнеспособности и силы наполняет меня радостью.

Я чувствую себя уверенным, способным на большие затраты сил, полным жизни и потому радостным. Давать - более радостно, чем брать не потому, что это лишение, а потому, что в этом акте «давания» проявляется выражение моей жизнеспособности.

Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви - к ответственности. Сегодня ответственность часто понимается как налагаемая обязанность, как что-то навязанное извне. Но ответственность в ее истинном смысле это от начала до конца добровольный акт. Это мой ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть «ответственным» значит быть в состоянии и готовности отвечать». Иона не чувствовал ответственности за жителей Ниневии. Он, подобно Каину, мог спросить: «Разве сторож я брату моему?». Любящий человек чувствует себя ответственным. Жизнь его брата это не только дело самого брата, но и его дело. Он чувствует ответственность за всех ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. Эта ответственность в случае матери и ребенка побуждает ее к заботе, главным образом, о его физических потребностях. В любви между взрослыми людьми она касается, главным образом, психических потребностей другого человека.

Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было компонента любви: уважения. Уважение - это не страх и благоговение; оно означает в соответствии с корнем слова (геspicere = to look at) способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение означает желание, чтобы другой человек рос и развивался таким, каков он есть. Уважение, таким образом, предполагает отсутствие эксплуатации. Я хочу, чтобы любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы чтоб он был, в качестве средства для моих целей. Ясно, что уважение возможно, только если я сам достиг независимости, если я могу стоять на своих ногах без посторонней помощи, без потребности властвовать над кем-то и использовать кого-то. Уважение существует только на основе свободы: l'amor est l'enfant de la liberte- как говорится в старой французской песне, любовь дитя свободы и никогда - господства.

Уважать человека невозможно, не зная его; забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание. Знание было бы пустым, если бы его мотивом не было заинтересованность. Есть много видов знания; знание, которое является элементом любви, не ограничивается поверхностным уровнем, а проникает в самую сущность. Это возможно только тогда, когда я могу переступить пределы собственного интереса и увидеть другого человека в его собственном проявлении. Я могу знать, например, что человек раздражен, даже если он и не проявляет это открыто; но я могу знать его еще более глубоко: я могу знать, что он встревожен и обеспокоен, чувствует себя одиноким, чувствует себя виноватым. Тогда я знаю, что его раздражение - это проявление чего-то более глубинного, и я смотрю на него как на встревоженного и обеспокоенного, а это значит - как на страдающего человека, а не только как на раздраженного.

Знание имеет еще одно, и более основательное, отношение к проблеме любви. Фундаментальная потребность в соединении с другим человеком таким образом, чтобы мочь освободиться из темницы собственной изоляции, тесно связана с другим специфическим человеческим желанием, желанием познать «тайну человека». Хотя жизнь уже и в самих биологических аспектах является чудом и тайной, человек, в его именно человеческих аспектах, является непостижимой тайной для себя самого - и для своих ближних. Мы знаем себя, и, все же несмотря на все наши усилия, мы не знаем себя. Мы знаем своего ближнего; и все же мы не знаем его, потому что мы не вещь и наш ближний - не вещь. Чем глубже мы проникаем в глубины нашего существа или какого-либо иного существа, тем более цель познания удаляется от нас. И все же мы не можем избавиться от желания проникнуть в тайну человеческой души, в то сокровеннейшие ядро, которое и есть «он».

Есть один, отчаянный, путь познать тайну: это путь полного господства над другим человеком, господства, которое сделает его таким, как мы хотим, заставит чувствовать то, что мы хотим; превратит его в вещь, нашу вещь, собственность[4]. Высшая степень такой попытки познания обнаруживается в крайностях садизма, в желании и способности причинять страдания человеческому существу; пытать его, мучениями заставить выдать свою тайну. В этой жажде проникновения в тайну человека, его - и соответственно - нашу собственную тайну, состоит сущностная мотивация глубокой и напряженной жестокости и разрушительности. В очень лаконичной форме эта идея была выражена Исааком Бабелем. Он приводит слова офицера времен русской гражданской войны, который конем затоптал своего бывшего хозяина. «Стрельбой, - я так выскажу, -от человека только отделаться можно: стрельба - это ему помилование, а себе гнусная легкость, стрельбой до души не дойдешь, где она у человека есть и как она показывается. Но я, бывает, себя не жалею, я, бывает, врага час топчу или более часу, мне желательно жизнь узнать, какая она у нас есть...»

Мы часто видим этот путь познания в явной его форме у детей. Ребенок берет какую-либо вещь и разбивает ее ради того, чтобы познать; или он берет живое существо, жестоко обрывает крылья бабочке, чтобы познать ее, выведать ее тайну. Жестокость сама по себе мотивируется чем-то более глубинным: желанием познать тайну вещей и жизни.

Другой путь познания «тайны» - это любовь. Любовь представляет собой активное проникновение в другого человека, проникновение, в котором мое желание познания удовлетворяется благодаря единению. В акте слияния я познаю тебя, я познаю себя, я познаю всех - и я «не знаю» ничего. Я обретаю таким путем - благодаря переживанию единства - знание о том, чем человек жив и на что способен, но это знание невозможно получить благодаря мысли. Садизм мотивирован желанием познать тайну, и все же я остаюсь таким несведущим, каким был и прежде. Я расчленил другое существо на части, и все, чего я достиг - это разрушил его. Любовь - единственный путь познания, который в акте единения отвечает на мой вопрос. В акте любви, отдавания себя, в акте проникновения вглубь другого человека, я нахожу себя, я открываю себя, я открываю нас обоих, я открываю человека.

Страстное желание узнать самих себя и узнать наших ближних выражено в дельфийском призыве «Познай себя». Это основная пружина всей психологии. Но ввиду того, что желание это заключает в себе познание всего человека, его сокровеннейшей тайны, то это желание никогда не может быть полностью удовлетворено познанием обычного рода, познанием только посредством мысли. Даже если бы мы знали о себе в тысячу раз больше, то и тогда мы никогда не достигли бы самой СУТИ. Мы все же продолжали бы оставаться загадкой для самих себя, а также и наши ближние продолжали бы оставаться загадкой для нас. Единственный путь полного знания, это акт любви: этот акт выходит за пределы мысли, выходит за пределы слова. Это смелое погружение в переживание единства. Однако познание мыслью, т. е. психологические знания, это необходимое условие для полного знания в акте любви

Проблема познания человека аналогична религиозной проблеме познания Бога.

Забота, ответственность, уважение и знание взаимозависимы. Они представляют собой набор установок, которые должны быть заложены в зрелом человеке, т. е. в человеке, который развивает свои созидательные силы, который хочет иметь лишь то, что он сам создал, который отказывается от нарциссистских мечтаний о всезнании и всемогуществе, который обрел смирение, основанное на внутренней силе, которую может дать только истинно созидательная деятельность.

Женско-мужская полярность также является основой для межличностного созидания. Это очевидно проявляется в биологическом отношении, где единство спермотозоидов и яйцеклетки дает основу для рождения ребенка. Но и в чисто психической сфере дело обстоит не иначе; в любви между мужчиной и женщиной каждый из них рождается заново. (Гомосексуальное отклонение - это неспособность достижения поляризованного единства, и следовательно гомосексуалист страдает от непреодолимого одиночества; этой беде подвержен и гетеросексуалист, неспособный к любви).

Та же самая полярность мужского и женского начал существует и в природе; не только как нечто очевидное в животных и растениях, но также и в полярности двух основных функций, функции получения и функции проникновения вглубь. Есть полярность земли и дождя, реки и океана, ночи и дня, тьмы и света, материи и духа. Эта идея прекрасно выражена великим исламским поэтом и мистиком Руми (1207-1273):

Никогда влюбленный не ищет один,

не будучи иском своей возлюбленной.

Когда молния любви ударяет в сердце,

Знай, что в этом сердце уже есть любовь.

 

Когда любовь к богу взрастает в твоем сердце,

То, без сомнения, бог полюбил тебя.

Звуки рукоплесканий не в силах

Произвести одна рука без другой.

 

Божественная мудрость все предвидела

И она велит нам любить друг друга.

Потому что назначение каждой части мира

В том, чтобы образовать пару со своим суженым.

 

В глазах мудрецов Небо - мужчина, а Земля - женщина,

Земля хранит то, что изливается с Неба.

Когда Земле не хватает тепла,

Небо его посылает.

 

Когда она утрачивает свою свежесть,

Небо ее возвращает и обновляет Землю.

Небо кружится по своим орбитам,

Как муж, заботящийся о благе жены своей.

 

И Земля занята работой вместе с хозяйками,

Помогает при родах и присматривает за младенцами.

Уважай Землю и Небо как наделенных мудростью,

Ибо они исполняют работу мудрецов.

 

Если двое не доставляют наслаждения друг другу,

Почему они льнут друг к другу подобно влюбленным?

Без Земли как зацветет цветок и дерево,

Но разве и Небо не дало им свое тепло и воду?

 

Как бог вложил желание в мужчину и женщину,

Чтобы продолжать мир от их союза,

Так внушил он каждой части существования,

Чтобы она желала другой части.

 

День и Ночь по виду враги,

Однако оба служат одной цели.

Любят друг друга ради совершения общего дела

Без Ночи природа человека не получала бы того

Богатства, которое тратит День.

 

Проблема женско-мужской полярности требует дальнейшего рассмотрения темы любви и пола. Ошибался Фрейд, который видел в любви исключительно выражение - или сублимацию - полового инстинкта вместо того, чтобы признать, что половое желание лишь проявление потребности в любви и единстве. Но ошибка Фрейда лежит глубже. В соответствии со своим физиологическим материализмом он видит в половом инстинкте, заданного химическими процессами, напряжение в теле, причиняющего боль и ищущего облегчения. Цель полового желания состоит в устранении этого болезненного напряжения; половое удовлетворение состоит в достижении такого устранения. Этот взгляд имеет основание в том смысле, что половое желание действует тем же путем, что и голод или жажда, когда организм не получает достаточного питания. Половое желание, согласно данной концепции, это страстное томление, а половое удовлетворение устраняет это томление. На деле же, если принять эту концепцию сексуальности, то идеалом полового удовлетворения окажется мастурбация.

Фрейд достаточно парадоксально игнорирует психо-биологический аспект сексуальности, женско-мужскую полярность и желание преодолеть эту полярность путем единения. Этой странной ошибке, вероятно, содействовал крайний патриархат Фрейда, который вел его к допущению, что сексуальность сама по себе является мужской, и следовательно, заставлял его игнорировать специфически женскую сексуальность. Он выразил эту идею в работе «Три взгляда на теорию пола», говоря, что либидо имеет, как правило, мужскую природу, независимо от того, где либидо проявляется, в мужчине или женщине. Та же идея, в рационализированной форме, выражена в фрейдовской теории, где маленький мальчик воспринимает женщину как кастрированного мужчину, и что сама она для себя ищет различных компенсаций отсутствия мужских гениталий. Но женщина это не кастрированный мужчина, и ее сексуальность специфически женская и не относится к «мужской природе».

Половое влечение между полами только отчасти мотивировано необходимостью устранения напряженности, основу же ее составляет необходимость единства с другим полом. На деле эротическое влечение выражается не только в половом влечении. Мужественность и женственность наличествуют в характере также, как и в половой функции.

Моя критика теории Фрейда строится не на том, что он преувеличивал значение секса, а на том, что секс был понят им недостаточно глубоко. Он сделал первый шаг в открытии того значения, какое имеют страсти в межличностных отношениях, в согласии со своими философскими предпосылками он объяснил их физиологически. При дальнейшем развитии психоанализа возникает необходимость откорректировать и углубить «фрейдовскую» теорию, перенося внимание из физиологического измерения в биологическое и экзистенциальное (сущностное, настоящее без всего наностного) измерения.

Мысль, тоже что и любовь - это мечта или ориентация, которая направлена на все, а не на что-то одно. Настоящая сущность любви не основана на идее о том, что в природе нет различия между разными типами любви, зависимых от видов любимого объекта. На самом деле для более глубоко понимания такого сложного понятия как «Любовь[5]» мы можем разделить его на несколько направлений: материнская любовь, братская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу.

1. Братская любовь.

Наиболее фундаментальный вид любви, составляющий основу всех типов любви, это братская любовь. Под ней я разумею ответственность, заботу, уважение, знание какого-либо другого человеческого существа, желание продлить его жизнь. Об этом виде любви идет речь в Библии, когда говорится: «возлюби ближнего своего, как самого себя». Братская любовь - это любовь ко всем человеческим существам; ее характеризует полное отсутствие предпочтения. Если я развил в себе способность любви, я не могу не любить своих братьев. В братской любви наличествует переживание единства со всеми людьми, человеческой солидарности, человеческого единения. Братская любовь основывается на чувстве, что все мы - одно. Различия в талантах, образовании, знании не принимаются в расчет, главное здесь - идентичность человеческой сущности, общей всем людям.

Чтобы испытать чувство идентичности, необходимо проникнуть вглубь - от периферии к центру. Если я постиг другого человека лишь поверхностно, я постиг только различия, которые разделяют нас. Если я проник в суть, я постиг нашу идентичность, факт нашего братства. Это связь центра с центром - а не периферии с периферией.

Братская любовь - это любовь между равными; но даже равные не всегда "равны". Как люди, все мы нуждаемся в помощи. Сегодня я, а завтра ты. Но потребность в помощи не означает, что один беспомощен, а другой всесилен.

2. Материнская любовь.

Материнская любовь з


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: