Класс: 2
Тема. Простые песенные формы (трехчастная форма).
Цель: развивать умение различать разновидности форм музыкальных произведений. Ввести детей в мир сказочной музыки Норвегии.
Задачи урока: Воспитывать культуру слушания музыки, умение грамотно высказываться о прослушанных муз. произведений. Учит разбираться в элементах муз. речи.
Тип урока: Обобщение темы
Вид урока: урок – путешествие.
Музыкальный материал:Л.В.Бетховен «Весело. Грустно»
Эдвард Григ - Шествие гномов
Оборудование урока: компьютерная презентация, аудиозапись, ноутбук, проектор, экран, доска.
Ход урока:
1. Организационная часть урока
- Сегодня у нас с вами необычный урок – путешествие. Занимайте места в своих вагончиках (первый вагон – «умники», второй - «хореографы» и третий – «фантазёры»).
2. Первая наша остановка в городе германия: а остановка называется «Музыкальная викторина».
- Сейчас для вас прозвучит музыка, которая, вам уже знакомая.
У. Послушайте и скажите, что это за произведение и кто его автор. В.Бетховен «Весело. Грустно»
1. (Ответы детей) Л.В.Бетховен «Весело. Грустно»
У. СКОЛЬКО НАСТРОЕНИЙ ВЫУСЛЫШАЛИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ?
- Совершенно верно, это произведение называется «весело-грустно» и написал его КАКОЙ КОМПОЗИТОР? (Композитор Л.В.Бетховен)
Людвиг ван Бетховен
Немецкий композитор
«ВЕСЕЛО – ГРУСТНО»
А, композитор в какой стране родился?
У. А что мы выяснили когда слушали произведение «весело грустно»?
Ответы детей(муз бывает 2х частной формы)
У. Садитесь по удобнее, едем дальше,(картинка)
Как вы думаете в какую страну мы сейчас приехали?
У. Я прочитаю стих и вы поймете куда мы приехали
|
1. Основная часть урока
Когда рояль поёт загадочного Грига,
не только музыка, но света тайный звук
рождается движеньем чутких рук
в попытке удержать неповторимость мига.
И кажется - всё чудо бытия:
гармонию и древний хаос чувства,
безмерность сущего и мимолётность «Я»
вместило гения норвежского искусство.
У. И так где же мы сейчас с вами находимся?(В Норвегии)
У. А как вы думаете почему именно сюда приехали? С творчеством какого композитора я хотела вас сегодня познакомить?
Э́двард Григ
норвежскийкомпозитор периода романтизма, пианист, дирижёр. Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.
У. А кто нибудь знает что такое ФОЛЬКЛОР?
-- Совершенно верно. Фольклор – устное народное творчество. Народ Норвегии уже в давние времена сложил легенды, зовущие нас в фантастический мир природы. Любимыми темами композитора была не только родная природа, но и сказочные норвежские герои и именно с ними состоится наше сегодняшнее знакомство.
3.И СТАНЦИЯ НА КОТОРОЙ МЫОСТАНОВИЛИСЬ НАЗЫВАЕТСЯ – «Загадка»:
- Он носит вместо шапки
Весёлый колпачок.
И ростом он всего лишь
С ребячий башмачок.
С фонариком и с песней
Идёт в лесу ночном.
Не ошибёшься, если
Ты скажешь: - Это …. (гном)
А КТО ТАКОЙ ГНОМ?
“Это – маленькие бородатые существа, обитающие глубоко под землёй, в горах, в лесах. В недрах земли они хранят несметные сокровища – золото и драгоценные камни. Несмотря на малый рост, гномы наделены сверхъестественной силой. Они могут выковывать волшебные кольца и мечи. Гномы умеют колдовать. Их колдовство бывает добрым и безобидным. Но если гномы рассердятся, то непременно отомстят обидчику”.
|
У.- В Северной Норвегии – стране озёр, лесов и гор – родился и вырос композитор Эдвард Григ. В своих музыкальных произведениях он отразил образы природы, народные сказания родной страны.
- Будучи ребенком, Эдвард Григ верил, что под крышкой фортепиано живет целая армия гномов и у каждого из них есть свой характер, своя неповторимая внешность.
Сейчас мы послушаем фортепианную пьесу Э.Грига
А ВЫПОДУМАЙТЕ ПОЛУЧИЛОСЬ ЛИ КОМПОЗИТОРУ ИЗОБРАЗИТЬ ГНОМА, И ТАМ БЫЛ ОДИН ГНОМ ИЛИ НЕСКОЛЬКО, ЧТО ОНИ ДЕЛАЛИ?
Слушание: Э.Григ «Шествие гномов».
А КАК БЫВЫНАЗВАЛИ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ?
- Почему композитор назвал пьесу шествием? (Ответы детей)
Беседа о прослушанной музыке: марш – необычный, сказочный. Слышны внезапные, неожиданные акценты, прыжки, ужимки, как будто гномы ковыляют, прихрамывают и даже подтанцовывают.
СЕЙЧАС МЫЕЩЁ РАЗ ПОСЛУШАЕМ ПЬЕСУ «ШЕСТВИЕ ГНОМОВ» НО УЖЕ СЕЙЧАС ПОДУМАЙТЕ
- Какие средства музыкальной выразительности воссоздают характер шествия? Обратите внимание на ритм, регистры, динамику, акценты
И ПОПРОБУЙТЕ ОПРЕДЕЛИТЬ СКОЛЬКО ЧАСТЕЙ В МУЗЫКИ ВЫУСЛЫШАТЕ?
- Сколько было настроений в пьесе? (два)
А НАСТРОЕНИЕ ПОВТОРЯЛОСЬ? В НАЧАЛЕ ИЛИ В КОНЦЕ?
ДА,
ПОЛУЧАЕТСЯ 2 НАСТРОЕНИЯ ОДНО ИЗ НИХ ПОВТОРЯЕТСЯ
(КАК ВЫДУМАЕТЕ - В какой же форме написана пьеса Э. Грига?
Проста́я трёхча́стная фо́рма — музыкальная форма, состоящая из трёх частей, первая из которых является периодом, вторая является неустойчивым построением либо также периодом, а третья — точное или незначительно изменённое повторение первой.
|
Дети, для лучшего освоения материала сейчас мы с вами оформим схему трёхчастной формы (прямоугольники двух цветов, первый и третий – одинаковые, средний прямоугольник – контрастного цвета).
А | В | А |
![]() ![]() ![]() | |||
6. -А теперь – станция «Творческая».
Звучит оркестровый вариант пьесы «Шествие гномов».
Задание
Выбираем группу: «хореографы», «фантазёры» или «умники».
- «хореографы» придумывают пластические движения под музыку «Шествие гномов»,
- «фантазёры» готовят свои рассказы о том, что они «увидели» слушая музыку «Шествие гномов»,
- «умники» отвечают на итоговые вопросы.
- С каким композитором мы познакомились?
- Почему его называют северным волшебником?
- Какие музыкальные пьесы мы слушали?
- О каких сказочных существах мы слушали музыку?
- Что означают понятия «фольклор», «шествие»?
- В чём особенность трёхчастной формы?.
Вокально – хоровая работа.
Сейчас повторим «Песенку о гамме» Г. Струве
"Песенка о гамме"
1.Мы с праздником весенним
Хотим поздравить маму.
Мы выучим все ноты
И пропоём ей гамму.
Мы ДО отыщем дома,
Мы РЕ в реке поймаем,
И у минутки быстрой
Про МИ мы разузнаем.
Припев:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
2.Мы ФА и СОЛЬ в тарелке
Отыщем за обедом.
Проквакают лягушки
Нам ноту ЛЯ дуэтом.
А СИ нам прощебечет
Синица на заборе.
Теперь споём всю гамму
Мы маме в до мажоре.
Припев
- Спасибо всем ребятам. Сегодня мы с вами убедились в том, что можно по-разному рассказать об одном и том же событии, одних и тех же образах.
Мы были сегодня с вами слушателями, исполнителями, художниками, хореографами, фантазёрами. Все вы, безусловно, сегодня заработали отличные оценки.
До свидания, до новых встреч!