Специальное и профессиональное образование... это форма инвестиций в человеческий капитал, абсолютно аналогичная вкладыванию денег в оборудование, здания и прочие неодушевлённые формы капитала. Функция такой инвестиции заключается в том, чтобы повысить экономическую продуктивность человека. Если инвестиция достигает этого результата, общество свободного предпринимательства вознаграждает человека более высокой оплатой его услуг. Это различие в выручке является экономическим стимулом для инвестиций капитала в форме машины или в форме человека. В обоих случаях дополнительная выручка должна соизмеряться с затратами, понесёнными для её получения. Когда речь идёт о специальном образовании, главные затраты состоят в доходе, упущенном в период обучения, в процентах на прибыль, упущенных в связи с откладыванием заработка, и в специфических расходах на приобретение образования, таких как плата за обучение и затраты на учебники и оборудование...
Инвестиции в человеческий капитал нельзя финансировать на тех же условиях и с такой же лёгкостью, как инвестиции в капитал физический. Нетрудно понять, почему так происходит. Когда даётся долгосрочная ссуда на финансирование инвестиций в физический капитал, кредитор способен заручиться обеспечением в виде недвижимого имущества или оставшейся части требований на сами материальные активы и в случае неуплаты может рассчитывать на реализацию хотя бы части своих капиталовложений путём продажи материальных активов. Если он даёт аналогичную ссуду на увеличение доходности человека, ему, очевидно, невозможно заручиться аналогичным обеспечением... Такие инвестиции неизбежно связаны с большим риском. Средняя ожидаемая прибыль может быть высока, но отклонения от средней величины бывают весьма велики. Одна очевидная причина отклонений - это смерть или утрата трудоспособности, но куда важнее, видимо, различия в способностях, энергичности и удачливости. Вследствие этого, если предоставлять долгосрочные ссуды, обеспечением которых будет один лишь ожидаемый будущий заработок, значительная пропорция их не будет возвращена...
Какие бы ни были тому причины, изъяны рынка привели к недостатку инвестиций в человеческий капитал. Поэтому государственное вмешательство можно обосновать как «технической монополией» (поскольку распространение таких капиталовложений наталкивается наадминистративные расходы), так и необходимостью выправить ситуацию на рынке (поскольку рынок в данном случае не выказал гибкости).
(М. Фридмен)
Задания к тексту:
1. Какая функция профессионального образования названа автором? Что является экономическим стимулом для инвестиций в профессиональное образование? Какие специфические расходы на приобретение образования необходимо учитывать при определении эффективности инвестиций?
2. Какие факторы, порождающие риски инвестиций в человеческий капитал, рассмотрел автор? Используя текст, укажите три фактора риска. Укажите любой другой фактор, не упомянутый в тексте.
3. Почему в современной экономике существенно возросло значение человеческого капитала? Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения.
4. Почему, по мнению автора, необходимо государственное вмешательство в сферу профессионального образования? Какие меры в сфере профессионального образования в условиях рынка может предпринять государство? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите три меры.
Ответы к тексту:
1. В правильном ответе должны быть указаны:
Функция: повысить экономическую продуктивность человека.
Экономический стимул: общество вознаграждает человека более высокой оплатой его услуг.
Специфические расходы: - плата за обучение и затраты на учебники и оборудование
2. Могут быть указаны следующие факторы риска:
1) невозможно заручиться обеспечением в виде материальных активов;
2) смерть человека или утрата им трудоспособности;
3) различия в способностях, трудолюбии, удачливости.
3. Могут быть приведены следующие объяснения:
1) человеческий капитал - это интенсивный фактор экономического развития, обеспечивающий модернизацию экономики и общества в целом;
2) в современной экономике велико значение интеллектуальной деятельности человека, которая становится основным фактором производства;
3) профессионализм сотрудников - это одно из конкурентных преимуществ фирмы в условиях рынка.
4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: изъяны (несовершенства) рынка привели к недостатку инвестиций в человеческий капитал;
2) меры, например:
- финансирование отдельных учреждений профессионального образования;
- выдача студентам льготных образовательных кредитов;
- осуществление программ по техническому переоснащению учреждений профессионального образования.