Человеческий капитал как фактор производства




 

Спе­ци­аль­ное и про­фес­си­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние... это форма ин­ве­сти­ций в че­ло­ве­че­ский ка­пи­тал, аб­со­лют­но ана­ло­гич­ная вкла­ды­ва­нию денег в обо­ру­до­ва­ние, зда­ния и про­чие не­оду­шевлённые формы ка­пи­та­ла. Функ­ция такой ин­ве­сти­ции за­клю­ча­ет­ся в том, чтобы по­вы­сить эко­но­ми­че­скую про­дук­тив­ность че­ло­ве­ка. Если ин­ве­сти­ция до­сти­га­ет этого ре­зуль­та­та, об­ще­ство сво­бод­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства воз­на­граж­да­ет че­ло­ве­ка более вы­со­кой опла­той его услуг. Это раз­ли­чие в вы­руч­ке яв­ля­ет­ся эко­но­ми­че­ским сти­му­лом для ин­ве­сти­ций ка­пи­та­ла в форме ма­ши­ны или в форме че­ло­ве­ка. В обоих слу­ча­ях до­пол­ни­тель­ная вы­руч­ка долж­на со­из­ме­рять­ся с за­тра­та­ми, понесёнными для её по­лу­че­ния. Когда речь идёт о спе­ци­аль­ном об­ра­зо­ва­нии, глав­ные за­тра­ты со­сто­ят в до­хо­де, упу­щен­ном в пе­ри­од обу­че­ния, в про­цен­тах на при­быль, упу­щен­ных в связи с от­кла­ды­ва­ни­ем за­ра­бот­ка, и в спе­ци­фи­че­ских рас­хо­дах на при­об­ре­те­ние об­ра­зо­ва­ния, таких как плата за обу­че­ние и за­тра­ты на учеб­ни­ки и обо­ру­до­ва­ние...

Ин­ве­сти­ции в че­ло­ве­че­ский ка­пи­тал нель­зя фи­нан­си­ро­вать на тех же усло­ви­ях и с такой же лёгко­стью, как ин­ве­сти­ции в ка­пи­тал фи­зи­че­ский. Не­труд­но по­нять, по­че­му так про­ис­хо­дит. Когда даётся дол­го­сроч­ная ссуда на фи­нан­си­ро­ва­ние ин­ве­сти­ций в фи­зи­че­ский ка­пи­тал, кре­ди­тор спо­со­бен за­ру­чить­ся обес­пе­че­ни­ем в виде не­дви­жи­мо­го иму­ще­ства или остав­шей­ся части тре­бо­ва­ний на сами ма­те­ри­аль­ные ак­ти­вы и в слу­чае не­упла­ты может рас­счи­ты­вать на ре­а­ли­за­цию хотя бы части своих ка­пи­та­ло­вло­же­ний путём про­да­жи ма­те­ри­аль­ных ак­ти­вов. Если он даёт ана­ло­гич­ную ссуду на уве­ли­че­ние до­ход­но­сти че­ло­ве­ка, ему, оче­вид­но, не­воз­мож­но за­ру­чить­ся ана­ло­гич­ным обес­пе­че­ни­ем... Такие ин­ве­сти­ции не­из­беж­но свя­за­ны с боль­шим риском. Сред­няя ожи­да­е­мая при­быль может быть вы­со­ка, но от­кло­не­ния от сред­ней ве­ли­чи­ны бы­ва­ют весь­ма ве­ли­ки. Одна оче­вид­ная при­чи­на от­кло­не­ний - это смерть или утра­та тру­до­спо­соб­но­сти, но куда важ­нее, ви­ди­мо, раз­ли­чия в спо­соб­но­стях, энер­гич­но­сти и удач­ли­во­сти. Вслед­ствие этого, если предо­став­лять дол­го­сроч­ные ссуды, обес­пе­че­ни­ем ко­то­рых будет один лишь ожи­да­е­мый бу­ду­щий за­ра­бо­ток, зна­чи­тель­ная про­пор­ция их не будет воз­вра­ще­на...

Какие бы ни были тому при­чи­ны, изъ­я­ны рынка при­ве­ли к не­до­стат­ку ин­ве­сти­ций в че­ло­ве­че­ский ка­пи­тал. По­это­му го­су­дар­ствен­ное вме­ша­тель­ство можно обос­но­вать как «тех­ни­че­ской мо­но­по­ли­ей» (по­сколь­ку рас­про­стра­не­ние таких ка­пи­та­ло­вло­же­ний на­тал­ки­ва­ет­ся на­ад­ми­ни­стра­тив­ные рас­хо­ды), так и не­об­хо­ди­мо­стью вы­пра­вить си­ту­а­цию на рынке (по­сколь­ку рынок в дан­ном слу­чае не вы­ка­зал гиб­ко­сти).

 

 

(М. Фрид­мен)

Задания к тексту:
1. Какая функ­ция про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния на­зва­на автором? Что яв­ля­ет­ся эко­но­ми­че­ским сти­му­лом для ин­ве­сти­ций в про­фес­си­о­наль­ное образование? Какие спе­ци­фи­че­ские рас­хо­ды на при­об­ре­те­ние об­ра­зо­ва­ния не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать при опре­де­ле­нии эф­фек­тив­но­сти инвестиций?
2. Какие факторы, порождающие риски инвестиций в человеческий капитал, рассмотрел автор? Используя текст, укажите три фактора риска. Укажите любой другой фактор, не упомянутый в тексте.
3. Почему в современной экономике существенно возросло значение человеческого капитала? Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения.

4. Почему, по мнению автора, необходимо государственное вмешательство в сферу профессионального образования? Какие меры в сфере профессионального образования в условиях рынка может предпринять государство? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите три меры.

 

Ответы к тексту:

 

1. В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны:

Функция: по­вы­сить эко­но­ми­че­скую про­дук­тив­ность человека.

Экономический стимул: об­ще­ство воз­на­граж­да­ет че­ло­ве­ка более вы­со­кой опла­той его услуг.

Специфические расходы: - плата за обу­че­ние и за­тра­ты на учеб­ни­ки и оборудование

 

2. Могут быть указаны следующие факторы риска:

1) невозможно заручиться обеспечением в виде материальных активов;

2) смерть человека или утрата им трудоспособности;

3) различия в способностях, трудолюбии, удачливости.

 

3. Могут быть приведены следующие объяснения:

1) человеческий капитал - это интенсивный фактор экономического развития, обеспечивающий модернизацию экономики и общества в целом;

2) в современной экономике велико значение интеллектуальной деятельности человека, которая становится основным фактором производства;

3) профессионализм сотрудников - это одно из конкурентных преимуществ фирмы в условиях рынка.

 

4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: изъяны (несовершенства) рынка привели к недостатку инвестиций в человеческий капитал;

2) меры, например:

- финансирование отдельных учреждений профессионального образования;

- выдача студентам льготных образовательных кредитов;

- осуществление программ по техническому переоснащению учреждений профессионального образования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: