Перевод Анны Дорогавцевой
Русская редакция Наталии Гербеда-Уилсон и Марии Сорокиной
Иногда на встречах Ла Лече Лиги (ЛЛЛ) в обсуждениях отлучения от груди мелькает слово «самоотлучение», но как оказалось, каждая мама вкладывает в это понятие свой уникальный смысл. Что нужно знать лидеру ЛЛЛ о самоотлучении?
Один из пунктов философии Ла Лече Лиги, посвящённый продолжительности грудного вскармливания, гласит «Желательно, чтобы грудное вскармливание продолжалось до тех пор, пока ребёнок в нем нуждается». Это предложение интерпретируется по-разному, в том числе и с позиции отлучения по инициативе самого ребёнка, то есть самоотлучения.
Некоторые считают, что самоотлучение от груди подразумевает, что мама не делает ничего или, по крайней мере, не должна ничего делать, и что только ребёнок решает, когда он откажется от груди. В отношении маленького ребёнка я соглашусь, что только он сам решает как долго и часто ему нужна грудь. И это логично, потому что с каждым новорожденным нам нужно заново учиться понимать его потребности в ласке, комфорте и молоке, поэтому сначала верно положиться на подсказки самого малыша о том, когда ему нужна грудь. Однако по мере того, как ребёнок растёт и развивается, познаёт и расширяет свои возможности, отношения с ним меняются и должны меняться. Мы не только понимаем малыша, но часто можем предугадать его нужды. Мы чувствуем по его поведению, что он голоден, устал, перевозбуждён или скучает. Мы понимаем, когда он хочет на горшок или на ручки, или ему нужно что-то ещё. Я часто знаю, что моему сыну нужно поспать, когда он ещё сам не понял, что устал. В таком случае я ложусь рядом с ним, читаю ему сказку, глажу спинку или прикладываю к груди, и через несколько минут ребёнок, который только что говорил, что не устал, засыпает.
|
Когда мы чувствуем, что ребёнок готов перейти на новую ступеньку развития, мы не должны форсировать события, но можем помочь малышу научиться чему-то новому, когда он приобрёл необходимые для этого умения, и показывает, что готов к переменам. Мы не ждём, что ребёнок абсолютно самостоятельно научится ходить в туалет или кататься на велосипеде. Мы помогаем ему, подбодряем, учим, даём необходимые ему знания и навыки и мягко направляем его. Было бы жестоко бросить беспомощного ребёнка и сказать ему: «Ты самостоятельный и должен учиться всему только сам».
Иногда кто-то полагает, что если мама отвлекает от груди, ограничивает сосание или предлагает замену прикладыванию, то это не учитывает интересы ребёнка. Однако родители, часто сами того не осознавая, создают условия для того, чтобы ребёнок рос и развивался. Мы выкладываем детей на живот, чтобы у них развивались мышцы шеи и спины, чтобы они смогли встать на четвереньки, сесть, поползти и пойти. Мы ставим тарелку с подходящей едой перед малышом, когда видим, что он готов к прикорму. Всё это происходит тогда, когда мы видим, знаем или инстинктивно чувствуем, что ребёнок готов к следующему шагу, при этом, конечно же, учитываются чувства и возможности самих детей.
Понимание и уважительное отношение к чувствам ребёнка не всегда означает, что ему будет позволено делать так, как ему кажется нужным. Это касается как воспитания с любовью и лаской, так и завершения кормления с учётом потребностей ребёнка. Малыш растёт, меняется, и мы начинаем вносить правила и ограничения в целях безопасности, для удобства или из личных предпочтений. Например, мы учим ребёнка, что ножницами можно резать только стоя на полу, но не стоя на табуретке; по детской площадке можно бегать сколько угодно, а когда мы идём по оживленной городской улице, лучше идти рядом с мамой и не бегать. В зависимости от обстоятельств мы иногда делаем исключения, а иногда непреклонно стоим на своем. Ребёнок соглашается с одними правилами и протестует против других, и мы не должны менять правила только потому, что они ему не нравятся.
|
В ЛЛЛ часто можно услышать, что к груди нужно прикладывать без счёта, точно так же, как мама не считает сколько раз она сегодня поцеловала или обняла малыша. Если этот простой принцип работает для младенцев, то для детей постарше он не всегда подходит. Например, если маму раздражают слишком частые прикладывания к груди трёхлетнего ребёнка, она вольна изменить кормления так, чтобы это было приятно не только ребёнку, но и ей самой. Мама может проанализировать, в каких ситуациях кормления учащаются, и избегать их. Например, если ребёнок просит грудь от скуки, возможно, имеет смысл запастись идеями о том, как можно увлечь его другими делами. Отвлечение ребёнка от груди в данном случае не ущемляет его чувства и потребности во внимании и ласке, т.к. мама предложила взамен другую форму общения. Обычно такие способы подходят для детей старше 2-3 лет.