Самоотлучение и кормление тандемом




Вопрос уважения к чувствам грудного ребёнка старшего возраста встаёт особенно остро во время кормления тандемом (двоих детей разного возраста). Тандемное кормление отличается от кормления одного ребёнка. В зависимости от разницы в возрасте детей, частоты прикладываний и навыков общения у старшего ребёнка, кормление тандемом может существенно облегчать или усложнять воспитание двоих детей. Лидерам, которые никогда не кормили тандемом, или кормили тандемом много лет назад, может быть трудно сопереживать матери, которую обуревают сильные чувства по поводу кормления двоих детей. Это особенно важно помнить во время беседы с мамой, которая в данную минуту старается найти равновесие между своими эмоциональными и физическими возможностями и потребностями новорожденного и ребёнка постарше. Сам этот факт заслуживает похвалы и поощрения.


Внимательно вслушайтесь в то, что говорит женщина, вникните в детали её личной ситуации, не спешите с дежурными рекомендациями. Например, популярный принцип для завершения кормления грудью “не предлагать грудь, но и не отказывать” может сбивать с толку. Иногда подросшего ребёнка легче успокоить, если он упал, устал или расстроен, дав ему грудь. А иногда лучше отказать ему в груди, чтобы мама не сошла с ума или не кипела от ярости.


Когда кормление старшего ребёнка раздражает маму, первая мысль, которая приходит в голову - отлучить его от груди. Грудное вскармливание - гибкий процесс. Это не отношения “всё или ничего”. Есть множество вариантов посередине, которые позволяют и маме, и детям наслаждаться кормлением. Иногда ограничение прикладываний к груди помогает сохранить грудное вскармливание старшего ребёнка. Какое бы решение не приняла мама, важно, чтобы ей было спокойно на душе, чтобы у неё была внутренняя уверенность в том, что она поступает правильно в своей ситуации, тогда и ребёнок будет уверен в том, чего ему ожидать.

В заключение

Каждая мама находит своё решение, когда кормит грудью старшего ребёнка, одного или тандемом вместе с новорожденным. Ла Лече Лига побуждает родителей воспитывать детей с любовью и лаской, принимать детей такими, какими они родились, со всеми их возможностями и способностями, и сопереживать детским чувствам. Замещение кормлений на другие формы общения, ограничение прикладываний по частоте или продолжительности или любые другие компромиссные решения могут учитывать потребности и чувства ребёнка, и сохранять приятные отношения грудного вскармливания, которые устраивают и маму, и ребёнка.

Примечание от русских редакторов. Дословный перевод названия статьи - “Отлучение от груди. Ведёт малыш.”, то есть подразумевается, что инициатива в завершении кормления принадлежит малышу. У нас есть более привычное слово “самоотлучение”, но вместе с ним теряется идея того, что ребёнок не единственный участник грудного вскармливания. Если посмотреть на кормление грудью как прогулку, окажется, что слово " сам оотлучение" передает идею, что ребёнок идёт сам по себе. Когда же мы говорим, что ребёнок является ведущим во время завершения кормления, становится ясно, что задействована и мама, ведь если кто-то ведёт, то есть и кто-то ведомый.

Главная идея самоотлучения в том, чтобы не отлучать ребёнка от груди насильственными способами, когда он к этому не готов. Представьте, что вы гуляете с малышом. Вы держитесь за руки, но иногда ребёнок тянет вас вперёд или назад. Иногда вы поторапливаете его, а иногда наоборот вы притормаживаете. Иногда вы оба стоите на месте, пока кто-то из вас рассматривает букашку или витрину магазина. В то же время, мама не может идти слишком быстро или бежать, потому что маленький ребёнок за ней не поспеет. Ребёнок идёт, и мама подстраивается под его скорость и шаг, но если малыш замешкался, мама может его поторопить. А если малыш торопится и спотыкается, мама может пойти помедленнее, пока он не обретёт уверенность и не перестанет падать. Точно так же строятся отношения кормления грудью. Они не постоянны, но и мама, и малыш прислушиваются друг к другу.

Нам кажется, что эта аналогия более точно передает отношения между мамой и ребёнком во время кормления грудью, в том числе и в период завершения кормления.

 

КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ РЕБЕНКА СТАРШЕ ПОЛУТОРА ЛЕТ
Автор: Ирина Рюхова, консультант АКЕВ, член ILCA – the International Lactation Consultant Association
Статья написана по заказу журнала «Лиза. Мой ребенок».
«Мой малыш уже подрос, а грудь почему-то требует как новорожденный! Не могу больше, сил моих нет, как отлучить?!» Часто с таким вопросом обращаются к консультантам по грудному вскармливанию матери полутора-двухлетних детей.
С одной стороны – это радует, потому что еще несколько лет назад кормление дольше года было явлением редким, а сейчас все-таки большое количество мам налаживает кормление грудью и настраивается именно на длительное кормление. С другой стороны – это очень грустно, потому что кормление грудью, которое сначала приносило радость и удовольствие обеим сторонам, постепенно превращается для мамы в тяжкую обузу, она начинает страдать, мечтать о его прекращении… и давать окружающим понять, что долгое кормление грудью это плохо. Множество матерей кормят грудью долго и счастливо, причем даже друзья семьи иногда могут не знать, что трехлетний малыш еще получает мамину грудь, потому что мама поставила процесс кормления так, чтобы он не напрягал ни ее саму, ни родственников! Зато о негативном опыте обычно узнает очень много людей, и все создают себе не лучшее представление о кормлении детей старше года, рассказывая «жуткие истории» о детях, рвущих на матери одежду и бьющихся в истерике на полу автобуса, «а все потому, что не отлучили вовремя!»
Нет, не потому. Вообще «исправлять» излишне требовательное и капризное поведение ребенка отлучением от груди – то же самое, что лечить головную боль гильотиной: голова-то, может, и перестанет болеть, но организму в целом лучше не будет! Отлучать ребенка есть смысл тогда, когда малыш уже не нуждается в кормлениях грудью, то есть их остается одно-два в сутки. Если же внезапно прекратить кормления, когда они «на пике», то, во-первых, мама обеспечит тяжелый стресс своему ребенку, которому нужно будет неизвестно как справляться с тем, что он не может удовлетворить свою потребность в сосании. А во-вторых, резкое прекращение кормления будет означать сложности и для маминого здоровья: консультанты по кормлению знают, что часто вслед за звонком «хочу отлучить своего часто сосущего ребенка» буквально через несколько дней следует звонок «я все-таки прекратила кормить, и у меня разнесло грудь, температура под 40, всё болит, и что мне теперь делать?!» Отлучение – это очень плавный и длительный процесс, а отлучать за пару дней, «потому что нет больше сил» - примерно то же самое, что спрыгивать с поезда на полном ходу, потому что не дотерпеть, пока остановится сам. Наконец, задумайтесь вот о чем: мать, которая отлучает ребенка просто потому, что не знает, что делать с частым требованием груди, фактически просто перекладывает свою проблему на плечи ребенка. Я, взрослая женщина, не могу или не хочу справиться с этой сложностью, поэтому ты, мой маленький ребенок, справляйся сам как знаешь, а меня это пусть не касается вообще!..
Все дело в том, что слишком частые прикладывания к груди подросшего ребенка – это проблема не грудного вскармливания, а всего лишь одна из граней общей стратегии взаимоотношений мамы и ребенка. Которую достаточно просто выразить следующими словами: мама не играет ведущую роль в отношениях со своим ребенком. Это не со слишком частым кормлением мама не может совладать – мама в общем и целом не знает, как управлять поведением своего ребенка. Задачей мамы является не прекратить кормление, как только оно стало ее напрягать, а привести его в разумные рамки, устраивающие и ее, и малыша.
Очень важно понимать, что мама главнее, чем ребенок. Что правила устанавливает именно мама. Что это дитя зависит от мамы, а не наоборот! Мама не должна быть для ребенка игрушкой, жертвой или «подружкой», с которой можно обращаться как угодно – мама это старший человек, на котором лежит ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Именно мама задает пределы действий, которые ребенок не должен переступать – касается ли это кормления грудью или чего-то другого! Разберем самые характерные обращения…
«Если я не даю своему ребенку грудь, он сразу начинает так громко вопить, что я готова сделать что угодно, лишь бы он замолчал! Но и кормить каждые полчаса сил никаких нет!..»
Сразу встает вопрос – а что именно это «что угодно», которое готова сделать мама, чтобы ребенок не кричал? В данном конкретном случае – это грудь; ребенок начал кричать – мама не хочет давать, но дает, потому что еще больше не хочет, чтобы ребенок кричал. А если ребенок захочет, например, бить посуду, и когда мама запретит - будет кричать? Мама позволит бить посуду? А если ребенок захочет бегать по проезжей части, и когда мама попытается ему запретить – будет кричать?.. В этой ситуации изначально ошибочным является дать ребенку понять, что криком он может добиться всего, чего ему хочется, даже если этого не хочется его матери. И когда мама дает ребенку грудь, не желая этого, лишь бы не кричал – она создает очень далеко идущие последствия. Кстати, если мама думает, что отлучаемый ребенок не будет кричать – конечно же, будет, ведь это уже заданная и поддерживаемая мамой модель поведения в ответ на любую не устраивающую ребенка ситуацию! Это означает, что преодоление детского крика нужно будет проходить в любом случае, отлучаете вы или нет. А если можно не отлучать – зачем отлучать? Нужно просто дать ребенку понять, что криком он не получит всего, что ему хочется. Если вы не хотите давать грудь – просто не давайте. Ребенок расстроился – пожалейте его, обнимите, погладьте; рассердился – поговорите с ним, объясните, что грудь он получит потом (желательно четко обозначить сроки: например, когда будет ложиться спать), но если уж сказали нет – значит нет.
«Мой ребенок сам расстегивает на мне одежду, а во время кормления теребит другую грудь. Раньше это умиляло и забавляло, а теперь очень неприятно, но как это прекратить, я не знаю, малыш вступает со мной в борьбу»
Довольно нелепа сама ситуация, когда ребенок вступает в борьбу со взрослым – не в шутку, а всерьез! И при этом побеждает, к неудовольствию своего «противника»! Как мы понимаем, на самом деле ребенок может «победить» взрослого только в том случае, если взрослый позволяет ему это. Позволять расстегивать на себе одежду, теребить грудь (а также тискать ее, царапать, выкручивать и совершать любые неприятные действия) не нужно изначально. Всегда думайте о перспективе! Как совершенно верно отмечают сами мамы, у полугодовалого малыша это кажется милым, но у полуторагодовалого уже очень неприятно для мамы. Помните о том, что грудь все-таки принадлежит маме, а не ребенку, и что удовольствие при кормлении – как при любом акте любви – должны получать обе стороны! А если удовольствие получает только одна сторона, а вторая страдает, то это уже не любовь, а насилие, и не нужно даже создавать у ребенка модель поведения, при которой он получает удовольствие от насилия! Грудь ребенку всегда дает только мама, ребенок может показать, что грудь ему сейчас нужна, но он не должен расстегивать одежду, задирать и тому подобное.. Если ребенок начинает теребить грудь – для начала пытаемся переключить его на что-то другое (вешаем на грудь крупные яркие бусы, играем в сороку-ворону), если ребенок упорствует – кормление прекращается. Мама спокойно, доброжелательно, но твердо объясняет, что ей не нравится, когда малыш себя так ведет, и грудь он получит только если будет себя вести по-другому. Как правило, ребенок пытается повторить ситуацию, чтобы проверить, действительно ли существует запрет, или это «минутная мамина прихоть» - в этом случае забираем и прячем грудь, спускаем ребенка с рук и снова объясняем все то же самое. Начинает плакать или сердиться – жалеем, разговариваем, убеждаем, но грудь не даем. Соблюдение запретов – важная часть воспитания в общем и целом!
«Мой малыш неожиданно начал просить грудь очень часто, меня это настораживает, да и не очень приятно каждые полчаса доставать грудь. Но я не уверена, а вдруг это ему действительно нужно?»
Разумный подход со стороны мамы, которая готова потерпеть небольшой дискомфорт, если это очень нужно ребенку, но все же хочет уточнить, а насколько это реально необходимо? Все-таки на втором году кормления уже нет никакой необходимости кормить по первому требованию ребенка (собственно, В некоторых случаях ребенок может запротестовать, если хочет гулять больше, чем кормиться грудью, но маме стоит все же поддержать что-то одно. Через некоторое время у ребенка отложится правило «На улице мы не кормимся, мы кормимся дома актуальность «первого требования» распространяется на первые полгода жизни малыша). Если малыш старше года, то грудь не просто можно, но и нужно давать иногда не сразу, когда он просит, но обязательно объясняйте, когда именно он ее получит. Объяснение должно быть простым и понятным для ребенка, например, если просит на прогулке, можно сказать: «Сейчас мы вернемся домой и там я дам тебе грудь». И действительно направляться домой., и потом мама будет избавлена от публичных истерик «Мама, дай титю немедленно прямо сейчас!..» Важная оговорка: если это не просто короткая прогулка рядом с домом, а длинная поездка куда-либо, то лучше все-таки пользоваться слингом и одеждой для кормления - они сделают незаметным процесс кормления, если ребенок объективно не в состоянии дотерпеть до дома, просто потому, что дом очень далеко.
В ситуациях, когда ребенок явно просит грудь только потому, что ему скучно - «не знаю чем бы заняться, а тут мама сидит, ну дай пососу» – нужно обязательно стараться искать другие пути развлечения малыша. Призовите на помощь какие-то увлекательные для малыша занятия, поиграйте с ним, или даже займитесь своими делами, но такими, которые позволяют увлечь малыша: хотя бы та же уборка, когда ребенку выдается собственная тряпочка и он с удовольствием помогает маме вытирать пыль, ведь в этом возрасте детям очень интересно поступать «как взрослый»! Некоторым мамам помогает кормление по четкому ритуалу – особенно если в перспективе мама уже думает об отлучении: например, кормление в строго определенном месте (в кровати или в одном особенном кресле). Тогда через какое-то время ребенок будет дожидаться, чтобы мама пришла в это место, и именно это место будет являться «сигналом готовности к кормлению».
Ситуации, когда не стоит малышу отказывать в получении груди:
если ребенку больно или страшно, то есть случилось какое-то неприятное для него событие;
если ребенку нужно помочь заснуть: кормления на сон и во время сна уходят самыми последними, потому что и малышу, и его маме объективно гораздо проще и легче засыпать с грудью, чем, например, с укачиваниями или тем более «просто так»;
если мамы долго не было: уходила по делам и теперь вернулась, для малыша это способ убедиться, что все в порядке.
«Моему малышу скоро два, и он стал каким-то более вредным, чем раньше: часто скандалит по пустякам, чуть что не по его – сразу скандал, и тут же требует грудь! Я теряюсь: грудь дать не жалко, но не решит ли он, что ему потакают в плохом поведении?»
Конкретно та ситуация, которая описана в вопросе – это прикладывания от стресса. От самого первого вопроса она отличается тем, что в первом случае кормление это цель ребенка и непосредственная причина нежелательного поведения малыша, а в этом случае только средство успокоения из-за расстройства по другому поводу. В возрасте ближе к двум годам ребенок начинает «проверять мир на прочность», в том числе и нарушать уже существующие запреты, вдруг да получится? А не получается – переживает, хотя и знал заранее, что нельзя. В отношении таких требований малышей лично мне как консультанту импонирует тактика, которую советуют некоторые детские психологи: 1/1/1 - из каждых трех случаев примерно один раз уступать, один раз не уступать, один раз находить компромисс. Очень важно учить ребенка договариваться! Если малыш, не получив желаемое, сразу срывается в крик и истерику - утешаем, обнимаем, если сильно переживает - можем грудь дать (для него это действительно сильное переживание!..), во время кормления гладим по головке (это помогает позже перейти уже только к глаженью по головке), но если было твердо сказано нет - значит нет. То есть, действующие запреты нарушаться не должны. Жалеть жалеем, но уступать не уступаем, если уже отказали. Ребенок должен знать, например, что если мама или папа сказали нет - значит нет; сказали да - значит да; предложили обсуждение и начали что-то уточнять - есть шанс договориться. Для ребенка это достаточно важный момент в его миропонимании и мироощущении. А место груди в этом «кризисе двухлетки» - именно просто снять стресс и расслабиться, помочь ребенку спокойнее принимать отказы, чтобы он понимал, что если мама сказала нет - это еще не значит, что она отвергает его в принципе.
Наконец, бывают и такие мамы, у которых действительно дети кормятся часто, а им это нравится, и они не испытывают никакого дискомфорта от частых кормлений. Если это ваш случай и вас все устраивает в ваших нынешних отношениях с малышом – продолжайте кормиться так, как вам удобно, ведь главное – чтобы обе стороны были довольны или по крайней мере приходили к компромиссу!

 

Признаки инволюции. Как лучше провести отлучение.

 

Автор: Цареградская Ж.В., психолог-перинатолог.

Отлучение ребенка от груди, как правило, представляется мамам очень сложным и психологически мучительным действием. Причем сложилось общественное мнение, что чем старше ребенок, тем сложнее отлучить его от груди. Поэтому кормящей маме рекомендуют бросать кормить до года, потому что уже в 1,5 года ребенок ее "не отпустит". Однако в действительности отлучение от груди, произошедшее в физиологические сроки проходит безболезненно как для матери, так и для ребенка.

 

Лактация, как и любой другой процесс в организме, проходит стадию становления, зрелости и увядания, или инволюции. Становление лактации происходит на протяжении 1-3 месяцев после рождения ребенка. В это время молозиво сменяется зрелым молоком, молочная железа адаптируется к процессу лактации и проходят болезненные ощущения при наполнении груди. В период зрелой лактации грудь уже не переполняется молоком - его приходит ровно столько, сколько необходимо ребенку и грудь находится в состоянии равновесия. Зрелую лактацию сменяет инволюция, которая наступает к 1,5 - 2,5 годам. В период инволюции молочной железы значительно меняется состав грудного молока - оно чрезвычайно насыщено биологически активными веществами: иммуноглобулинами, антителами, гормонами, нейромедиаторами и нейростимуляторами. По иммунным свойствам молоко в стадии завершения лактации сопоставимо с молозивом и в этом есть глубокий биологический смысл. Отлученный от груди ребенок лишается иммунной поддержки со стороны матери, поэтому у него должен быть запас устойчивости к инфекциям, который поможет ему выжить. И действительно, малыши, отлученные от груди в стадии инволюции молочной железы, т.е. в 2-3 года, ничем не болеют на протяжении полугода после завершения кормления грудью. При несвоевременном прекращении грудного вскармливания ребенок может тяжело заболеть в течение месяца.

 

По каким признакам на практике можно определить, что наступила инволюция молочной железы.

 

Во-первых, по срокам лактации. Инволюция никогда не наступает раньше, чем ребенку исполнится 1 год и 3 месяца. При нормальной лактации она, как правило, наступает в 1,5-2,5 года, а при наступлении следующей беременности или, когда у матери есть гормональные расстройства, может наступить раньше - в сроки от 9 месяцев до 1 года и 2 месяцев.

 

Во-вторых, по физическому утомлению, которое возникает после кормления. Если мать готова заканчивать лактацию, то во время кормления у нее возникает ощущение, будто ребенок "тянет из нее жилы". После кормления она чувствует слабость и сонливость, иногда не может сразу после кормления встать с кровати, а если встает, то у нее может возникнуть головокружение и даже обморок. Кроме того, возникает болезненность сосков.

 

В-третьих, по высокой сосательной активности ребенка. Это связано с тем, что ребенок уже стал большим, а молока стало значительно меньше. Поэтому малыш пытается стимулировать лактацию чрезвычайно частыми прикладываниями к груди, а также сосанием поочередно то одной, то другой груди в одно кормление. Малыш становится таким же неугомонным сосуном, как новорожденный.

 

В-четвертых, по психологическому утомлению. Из-за неуемной сосательной активности ребенка, которая накладывается на физическое утомление матери и болезненность сосков, у нее постепенно возникает неподдельное желание убежать от своего чада. Однако не следует путать подлинное психологическое утомление женщины с желанием прекратить лактацию в сроки, определенные общественным мнением.

 

Поскольку считается, что кормить нужно только до 1 года, многие женщины начинают чувствовать "психологическую усталость" от грудного вскармливания уже в 1 год и 2 месяца. Им кажется, что они героически кормили дитя гораздо дольше положенного срока и очень утомились от ребенка - теперь пора от него отдохнуть! Поэтому следует предостеречь мам от подобного самообмана и, прежде всего, подумать о здоровье и психологическом комфорте ребенка. Если все вышеперечисленные признаки появились, значит, мать и ребенок готовы прекращению грудного вскармливания.

 

Как лучше провести отлучение, если подошли физиологические сроки?

 

Процесс отлучения от груди, когда и мама, и ребенок к нему готовы, происходит спокойно и без проблем. Начав подготовку к отлучению от груди, мама должна учесть следующие моменты:

 

возраст малыша, он должен быть не младше, чем 1,5 года;

состояние лактации - действительно ли уже некоторое время проявляются признаки инволюции молочной железы? Чтобы это проверить, маме нужно расстаться со своим малышом на сутки, например, оставив его с бабушкой или папой. Если через сутки не наблюдается болезненного наполнения груди, она не стала плотной и горячей, значит женщина готова к отлучению от груди. Если же уже через двенадцать часов мамочка готова бежать к ребенку, чтобы он отсосал молоко из переполненной груди, значит, она не готова к прекращению лактации и подобное насилие над организмом плохо скажется на здоровье матери и ребенка;

продолжительность инволюции - она должна быть не менее 2 месяцев, иначе ребенок не успевает получить достаточное количество антител и иммуноглобулинов для иммунной защиты;

время года - для отлучения больше подходят поздняя осень, зима и ранняя весна, после наступления существенной оттепели и до первых заморозков повышается активность патогенной микрофлоры, более часты кишечные инфекции, поэтому даже врачи не рекомендуют отнимать ребенка в это время;

фазу Луны - этот момент лучше всего согласовать с консультантом по лактации;

состояние ребенка - он должен быть совершенно здоров, у него в данный момент не должно быть обострения диатеза, роста зубов или другого недомогания. Если малыш болел, нужно, чтобы прошло не менее 3 недель после окончания заболевания. Кроме этого, ребенок должен быть способен укладываться спать в отсутствии мамы без груди.

 

Запланировав отлучение от груди, и учтя все нюансы, можно приступать к реали-зации планов. Это можно сделать двумя способами.

 

Первый способ, наиболее физиологичный и естественный, но не всегда доступный. Мама просто уходит из дому на 3-7 дней и появляется уже в новом качестве. Если ребенок в отсутствии матери окружен достаточной заботой папы или бабушки, он обычно не вспоминает о груди и за 2-3 дня привыкает засыпать по-другому. Это может быть вечерняя сказка, или колыбельная песня, или укладывание игрушек и малыша вместе с ними.

 

Никогда не стоит в этой ситуации давать малышу пустышку или бутылку с водой или молоком. Нельзя заменять общение с мамой на общение с предметом. Однако стоит приготовить на случай пробуждения ребенка питье в чашке. После отлучения от груди дети часто во сне испытывают желание пить. Они могут проснуться особенно во время ночного сна, попить и спокойно продолжить свой сон. Поэтому тот, кто остается с ребенком на время разлучения с мамой, должен быть готовым к такой ситуации.

 

После разлуки мама возвращается к малышу уже в новом качестве и говорит, что у нее уже нет молока. Обычно, при твердом поведении мамы малыш забывает от груди и прекращает настаивать на возвращении "си-си" примерно через неделю. Забывание происходит легче при наличии дополнительных положительных эмоций: поход в гости к любимой бабушке, катание в парке на каруселях и т.д.

 

Второй способ - это укладывать ребенка спать без прикладывания к груди. Только это должен делать другой человек, а не мама. Это может сделать бабушка, папа или няня, когда мама днем вышла, например, в магазин или просто по делам. Сначала ребенок обучается укладываться спать без мамы днем, а потом и вечером. С того момента, когда ребенок начал укладываться без груди, он остается спать с папой или бабушкой, а мама отправляется спать на другую постель. Однако совместный сон можно и сохранить. Затем малыш начинает просыпать подутренние кормления и безболезненно расстается с грудью. Такое отлучение происходит примерно в течение месяца.

 

Что происходит при отлучении от груди?

 

Если прекращение лактации вписывается в физиологические сроки, то женщина не нуждается в перевязывании, дополнительных сцеживаниях и каком бы то ни было другом вмешательстве. В течение первых суток после последнего кормления она немножко наполняется, а потом наполненность исчезает. Через неделю после прекращения лактации при надавливании на грудь могут выделиться 1-2 капли прозрачной жидкости, похожей на молозиво, которое выделяется во время беременности. Эта жидкость теперь будет присутствовать в молочной железе довольно долго.

 

Необходимо также учитывать, что прекращение грудного вскармливания сказывается на эмоциональном состоянии женщины. Она остро переживает разлуку с малышом и тот факт, что теперь она не связана с ним столь тесными узами. Очень часто у женщин появляется сентиментальность настроений, плаксивость, когда слезы текут ручьем при малейшем напоминании о ребенке. Это временное явление и настроение обязательно стабилизируется примерно через 1-2 недели. Утешить себя в этой ситуации можно лишь тем, что эта разлука должна была когда-нибудь произойти, что ребенок неизменно взрослеет, становится более самостоятельным и неизменно отдаляется от матери.

 

Довольно часто мамы переносят свои переживания на ребенка буквально. Им кажется, что он страдает так же, как и они. Однако дети в возрасте 2-3 года переносят отлучение от груди легче мам и быстрее забывают о произошедшей перемене.

 

Срочное отлучение от груди.

 

Не всегда жизнь течет благополучно. Иногда складываются ситуации, когда мать вынуждена отлучить ребенка от груди помимо своего желания. Например, когда маме необходимо пройти курс лечения, несовместимого с грудным кормлением, лечь в больницу, срочно уехать и т.д. Такая ситуация далеко не всегда является показанием к прекращению лактации. Если мама вынуждена расстаться с ребенком на 1-3 недели, то вполне можно воспользоваться временным отлучением от груди. Чтобы уберечь себя от неприятностей и сохранить лактацию, необходимо сцеживаться 6 раз в день. Когда мама вернется к ребенку, грудное кормление можно возобновить.

 

Следует сказать, что раннее отлучение ребенка от груди таит опасности, как для матери, так и для малыша. Для матери оно опасно возникновением мастита или абсцесса, мучительными ощущениями переполненной груди, которые длятся не одну неделю. Для ребенка оно опасно тем, что из-за неподготовленности иммунной системы он начинает часто болеть. Решив отлучать малыша, например в 9 месяцев, мамы часто не подозревают, что в результате он может тяжело заболеть не далее как через месяц. Во время тяжелой болезни маленькие дети отказываются от еды и питья и страдают от обезвоживания организма. Именно в это время грудное вскармливание могло бы оказаться для ребенка спасением и средством исцеления, а когда лактация прекращена, мать уже не сможет облегчить его состояние.

 

Если все-таки случилось так, что ситуация безвыходная и лактацию надо прекращать воспользуйтесь следующими рекомендациями:

 

не перевязывайте грудь, это не способствует прекращению лактации, но мо-жет стать причиной мастита;

обратитесь к врачу маммологу или акушеру-геникологу и проведите прекра-щение лактации под его контролем;

не увлекайтесь сцеживаниями, поскольку сцеживания не помогают быстро прекратить лактацию.

 

1 месяц

Вскармливание исключительно грудное, по требованию, хаотичное. Малыш может много времени проводить под грудью, посасывать ее в течение 1-1,5 часов.

Совместный сон с мамой в сочетании с непрерывным посасыванием материнской груди вызывает у ребенка чувство безопасности, необходимое для формирования полноценной уравновешенной психики.

 

2 месяц

Вскармливание исключительно грудное, по требованию ребенка. Малыш пока еще прикладывается к груди хаотично, без выраженного режима. Прикладывания, необходимые малышу для психоэмоционального комфорта, могут происходить до 4 раз в час. В то же время полноценные кормления могут происходить с интервалом 40 минут — 3,5 часа. Из них 3-5 ночных кормлений и 8-20 дневных прикладывании, из которых примерно 5-7 являются полноценными кормлениями. Малыши, как правило, нуждаются в обязательном прикладывании к груди перед засыпанием и во время пробуждения. В этом возрасте малыш чувствует себя единым целым с мамой и стремится к постоянному контакту с ней и много находится на руках. Находясь при маме, ребенок не требует к себе особого внимания, спокойно и терпеливо относится ко всем перемещениям и переменам поз, наблюдая за происходящим вокруг. Он дает о себе знать только тогда, когда почувствует дискомфорт или какую-либо потребность. Освободившись от дискомфорта и удовлетворив свои потребности, он опять освободит внимание взрослого для других дел. Таким образом, находясь постоянно при маме, ребенок получает информацию о внешнем мире.

 

3 месяц

Устанавливается режим кормлений: 6-8 в течение дня и 2-4 ночью. Необходимость в частых прикладываниях появляется реже. Может появиться длительный ночной перерыв в кормлениях до 5 часов, но чаще он составляет 2,5-3,5 часа. К этому возрасту тело младенца как будто округляется. Малыш может немножко подождать, пока мама достанет грудь, возьмет его на руки и т.д. Но терпения ребенка пока еще хватает совсем ненадолго. В этом возрасте наступает момент, когда малыш во время кормления обхватывает ручками материнскую грудь, что для мамы очень приятно.

 

4 месяц

Вскармливание остается исключительно грудным, без введения воды и каких бы то ни было прикормов. Малыш начинает заметно реже прикладываться к груди и у него появляется довольно точный режим кормлений. С этого возраста при особых обстоятельствах возможно введение прикорма. Малыш начинает прижимать материнскую грудь деснами, вызывая болезненные ощущения. Это первое действие ребенка, направленное на отделение своего «я» от матери. Поведение матери в ситуации дискомфорта (даже вскрик) помогают ребенку понять, что мать и он — это не одно и то же: они чувствуют по-разному и по-разному себя ведут. Во время кормления ребенок начинает часто отворачиваться от груди, демонстрируя свою важность: дескать, моя мама, моя грудь — никуда не денется. Этот важный момент в поведении ребенка следует поощрять и не убирать малыша от груди, считая, что он уже наелся.

 

5 месяц

В этом возрасте у малышей бывают 6-8 дневных кормлений и 2-3 ночных. Ребенок, которого мать берет с собой за стол, может начать проявлять активный интерес к воде и пище взрослых: тянется к маминой ложке, тарелке или чашке, настаивает на том, чтобы и ему дали попробовать то, что пьют и едят. Это можно позволить сделать, давая лизнуть те продукты, что употребляют в семье. В этом возрасте дети легко отвлекаются от груди: любой незначительный шорох или движение привлекают внимание ребенка, и он отрывается от груди, сделав буквально 2-3 сосательных движения. Даже если мама, пытаясь организовать спокойное кормление, уединяется, это, как правило, не очень помогает, потому что ребенок все равно находит поводы, чтобы отвлечься. Эту особенность поведения надо просто принять. Такое кормление не мешает ребенку прекрасно набирать в весе и хорошо себя чувствовать.

 

6 месяц

Вскармливание остается грудным, но начинает вводиться педагогический прикорм. Изменяется режим кормлений: наиболее активное сосание смещается на последние 2-3 часа перед пробуждением после ночного сна. Период дневного бодрствования можно условно разделить на два периода: утренний, когда насосавшийся за ночь малыш редко прикладывается к груди, и вечер, когда прикладывания становятся частыми. В общей сложности может быть 6-8 дневных и 3-4 ночных кормления. У малыша появляется активный пищевой интерес, который состоит в желании попробовать взрослую пищу. Если ребенок здоров, хорошо прибавляет в весе и развивается, он пока еще не нуждается в прикормах, ему вполне хватает материнского молока. Проявление активного пищевого интереса не стоит расценивать как свидетельство нехватки молока. Просто у малыша возникла потребность познакомиться с новыми продуктами, которые употребляют в его семье. Во время кормления малыш начинает упираться ручками в маму, будто отталкиваясь от нее (знакомство со своими телесными возможностями и начало отделения от матери).

 

7 месяц

Сохраняется грудное вскармливание с педагогическим прикормом. Малыш активно пробует все со стола взрослых и в течение дня может непрерывно мусолить то баранку, то кусочек яблока. Режим кормлений остается прежним: 5-7 дневных и 2-4 ночных. Наступает очередной этап отделения своего «я» от материнского: малыш начинает во время кормления прикусывать мамину грудь.

 

8 месяц

Поскольку малыш проявляет высокую двигательную активность и очень занят освоением окружающего пространства, в дневное время он забывает приложиться к груди. В связи с этим число дневных кормлений может сократиться до 4-6 раз, и малыш компенсирует их за счет увеличения частоты и продолжительности ночных кормлений (до 2-5 раз). В этом возрасте можно ввести первый прикорм, т.е. дополнить одно из дневных кормлений другой пищей. Такое смешанное вскармливание всегда должно начинаться или заканчиваться прикладыванием к груди. Материнское молоко помогает усвоить инородную пищу, поставляя необходимые для этого ферменты. Малыш может начать щипать мамину грудь, если не делал этого раньше, продолжая процесс отделения от матери. Он делает попытки самостоятельно найти мамину грудь и достать ее, когда у него появляется потребность приложиться.

 

9 месяц

В этом возрасте одно из дневных кормлений можно дополнять другой пищей, как и в предыдущем месяце. Кроме этого у малыша может появиться потребность в постоянном жевании: сейчас у него активно развиваются зубы и челюсти, и им требуется повышенная жевательная нагрузка. Поэтому малышу следует регулярно давать для жевания кусочки твердого яблока, сухарики, сушки и т.д.

 

10 месяц



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: