Информация о количестве учебных часов




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

(9 КЛАСС)

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориента­ции, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др);

· использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

• формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и мировой литературы;

• обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинам произведений зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

• формирование умений сопоставлять произведения, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;

• развитие и совершенствование устной и письменной речи.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

· Образовательная программа ГБОУ СОШ № 348 и учебный план на 20018-2019 уч. год

· Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

· Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);

 

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

· Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе примерной программы по литературе для основной школы, подготовленной Коровиной В. Я., Журавлевым В. П., Коровиным В. И., Беляевой Н.В..М.: Просвещение, 2011

Используемые учебники:

· Литература. 9 класс - учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях/В. Я.Коровина -М.: «Просвещение». 2010

 

Литература для учителя

· Касперская О. В. Анализ художественного текста. Русский язык 5-11 классы- Волгоград: «Учитель», 2010

· Амфилохиева М. В.. Традиции и инновации в преподавании литературы 9-11 классы – СПб: «Паритет», 2003

Обоснование выбора программы, определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся

Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

В системе школьного образования учебный предмет «Литература» занимает особое место: как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5-9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной деятельности.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая владеет техникой чтения и более подготовлена к толкованию прочитанного. Именно поэтому на занятиях с первой группой важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различного вида пересказам (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т.д.)

В учебной работе со второй группой необходимо активировать умения анализировать художественные произведения, воплощая результаты этой работы в филологически грамотные устные и письменные высказывания.

Курсы литературы в 5-8 классах строятся на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература 18 века – литература первой половины 19 века), который будет продолжен в старшей школе.

В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идет углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определенную филологическую направленность получает проектная деятельность учащихся.

Содержание каждого курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в человеке и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.)

 

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем:

· В 5 классе – внимание к книге

· В 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев

· В 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы

· В 8 классе – взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе)

· В 9 классе – начало курса на историко-литературной основе

 

В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

1. Устное народное творчество

2. Древнерусская литература

3. Русская литература 18 века

4. Русская литература 19 века

5. Русская литература 20 века

6. Литература народов России

7. Зарубежная литература

8. Обзоры

9. Сведения по теории и истории литературы

 

В разделах 1-8 для каждого класса даются:

  • Перечень произведений художественной литературы
  • Краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие
  • Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя

Информация о количестве учебных часов

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования. в IХ классе – 102 часа (3 часа в неделю). Всего 34 учебные недели..

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: