Задания для самостоятельной проверки




1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Транзактный анализ относится к методам:

1) рациональной психотерапии;

2) поведенческой терапии;

3) экзистенциальной терапии.

2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Основателем транзанктного анализа является:

1) В. Франкл;

2) Э. Берн;

3) Б. Скиннер;

4) Ф. Перлз.

3. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Цель транзактного анализа:

1) восстановление функций Эго-состояний,

2) коррекция невротических форм поведения;

3) формирование более продуктивного жизненного сценария.

4. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Задача психологической работы в технике транзактного
анализа:

1) осознание ролевых позиций в отношениях и формирование более эффективных методов воздействия на собеседника;

2) выход клиента из рамок неосознаваемых неконструктивных форм поведения в процессе их осознания и перестройки когнитивных структур;

3) осознание информационных посланий и коррекция конфликтных вербальных проявлений.

5. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Высказывания типа: «Ты должен», «Ты виноват», «Нельзя это делать» и т. п. являются проявлениями состояния:

1) Родитель;

2) Взрослый;

3) Ребенок.

6. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Высказывания типа: «Я хочу, – не хочу», «Интересно», «Я не смогу» и т. п. являются проявлениями состояния:

1) Родитель;

2) Взрослый;

3) Ребенок.

7. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Высказывания типа: «При каких условиях?», «По моему
мнению», «Каким образом?» и т. п. являются проявлениями состояния:

1) Родитель;

2) Взрослый;

3) Ребенок.

8. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Цель структурного анализа:

1) формирование доминирующей позиции состояния «Взрослый» в системе личности;

2) определение Эго-позиций, восстановление возможности выбора между состояниями личности в соответствии с условиями ситуации;

3) развитие способности к осознанной подстройке к ролевой позиции партнера.

9. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Проявлением какого рода контаминации являются высказывания: «В этом мире никому нельзя верить», «Скромность – главное достоинство женщины», «Жизнь – полоса страданий»:

1) предрассудки;

2) иллюзии;

3) исключение.

10. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Проявлением какого рода контаминации являются высказывания: «Я ни на что не способен без поддержки родных», «Я не интересен другим людям»:

1) предрассудки;

2) иллюзии;

3) исключение.

11. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Транзакции, при которых роли, исходя из которых собеседники организуют общение, соответствуют друг другу, называются:

1) дополнительными;

2) прямыми;

3) смазанными.

12. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Транзакции, при которых послание ориентировано на одно Я-состояние партнера, а реакция исходит из другого Я-состояния, называются:

1) скрытыми;

2) перекрестными,

3) непрямыми.

13. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Для манипулятивного поведения характерны транзакции:

1) непрямые;

2) смазанные;

3) скрытые;

4) перекрестные.

14. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Жизненная позиция определяется:

1) интерпретацией сценарных посланий,

2) ролевой позицией личности;

3) содержанием жизненного сценария.

 

Ключ

№ вопроса                            
вариант ответа                            

 

Рекомендуемая литература

 

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы / Э. Берн. – М.: Университетская книга, 1998. – 398 с.

2. Джеймс М. Рожденный выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями / М. Джеймс, Д. Джонгвард. – М.: Прогресс, 1993. – 336 с.

3. Стьюарт И. Новое введение в транзакциональный анализ / И. Стьюарт, В. Джойнс. – СПб.: Смысл, 1997.

4. Стюард Я. Современный транзактный анализ / В. Стьюарт, В. Джойнс. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – 330 с.


2.6 МЕТОДЫНЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) утвердилось в психологической практике во второй половине ХХ века. НЛП направлено на реконструкцию поведения. Основатели подхода американские психологи Дж. Гриндер и Р. Бендлер определили цель психологического воздействия в достижении личностью качеств преуспевающего человека. Такими качествами авторы считали способность четко определять свои цели, способность к выбору и гибкость поведения, доступ к собственным психологическим ресурсам, восприимчивость сенсорных сигналов и различение невербальной информации.

Практику НЛП нередко определяют как терапию образа. Суть идеи в том, что мы строим свое поведение исходя из своего субъективного образа окружающей действительности. Этот образ строится посредством следующих процессов моделирования: обобщения, исключения и искажения.

Обобщение – результат опыта встречи с определенного типа ситуациями, позволяющий продуктивно действовать в них, не решая каждый раз задачу выбора поведенческих действий. Он же становится препятствием в случае некритического переноса в иного типа ситуации. Например, ребенок, получающий от родителей внимание и заботу путем демонстрации беспомощности и несчастья, реализуя те же паттерны в детском сообществе, рискует получить прямо противоположное отношение.

Исключение – «это процесс, при котором мы избирательно обращаем внимание на одни стороны нашего опыта и пропускаем другие» [16, c. 17]. Исключение - необходимый механизм целенаправленности, фокусировки на определенных аспектах действительности, определяющий достижение. В то же время он может стать ограничением в построении полной картины ситуации, учете условий жизнедеятельности. Например, человек, учитывающий в построении отношений с близкими только свое доброе намерение и чувства, исключающий из опыта собственное поведение (его эффективность и прочтение окружающими), страдает от их отвержения или равнодушия.

Искажение. В отношениях людей искажение проявляется в придании словам или действиям другого смысла, информационного содержания, не подразумеваемого их автором. Например, любое проявление недовольства человек понимает как послание «Ты мне не нравишься» или «Ты плох».

Так на основе обобщения, исключения и искажения формируется индивидуальная картина мира. Смысл поведения человека возможно понять только в соотнесении с его моделью реальности. Неадаптивные модели приводят к невозможности реализации жизненных необходимостей. В концепции нейро-лингвистического программирования проблема не в том, что люди совершают ошибочные действия для достижения цели, а в том, что не обладают достаточно широким репертуаром вариантов выбора. Психологическая работа направлена на изменение восприятия действительности и увеличение возможностей выбора.

Поскольку в результате работы подразумевается достижение определенной модели поведения, формулировке цели придается особое значение. Определяемая цель должна соответствовать следующим требованиям:

1. Цель должна быть сформулирована положительно. Клиент часто формулирует цель в категории отсутствия состояния (не хочу бояться, любить, быть толстой и т. д.). Это делает работу неопределенной. Важно осознать цель, которую человек хочет достичь, а не избегать того, чего он не хочет. Например «Что вы хотите достичь, бросив пить?».

2. Цель должна быть конкретна. Важно определить контекст достижения цели: в каких ситуациях, с кем, в форме какого поведения. Например, уметь постоять за себя – цель абстрактная и не всегда уместная. Определяя контекст, клиент определяет конкретное поведение по отношению к конкретным обстоятельствам.

3. Цель должна относиться к достижениям самого клиента и не зависеть от других людей.

4. Цель должна быть реалистична.

Достижение поставленной цели подразумевает работу по выявлению ограничений в модели мира клиента, психологических оснований ее поддержания, формирование изменений в восприятии мира и поведении. В работе используется ряд лингвистических приемов, называемых мета-модель.

Мета-модель – это описанный набор приемов, предназначенных для сбора лингвистической информации, набор вопросов, позволяющих выявить значение слов клиента и связать его речь с внутренним опытом.

Приемы помогают восполнить ограниченную обобщением, исключением и искажением информацию. Например, фраза «Меня не понимают» не содержит конкретной информации. Используя мета-модель, можно конкретизировать значение, возможно – «Что именно было бы для вас выражением понимания?».

Клиент может использовать так называемые номинализации – абстрактные существительные, в которых действия обозначаются абстрактным существительным, словно приобретающим независимость от выбора человека. Преобразование номинализации в глагольную форму помогает человеку понять, что то, что он считал не зависящим от него, является продолжающимся процессом, который можно изменить, например: Клиент: «Я нуждаюсь в их уважении». Консультант: «Какие действия с вашей стороны стоят уважения?», или «Какие действия были бы для вас проявлением их уважения?».

Проявлением внутреннего ограничения является использование в речи клиента так называемых «кванторов общности»: «все», «никогда», «всегда», «никто», «каждый». Приемы конкретизации: намеренное преувеличение обобщения; перечисление конкретных ситуаций или лиц, составляющих общность; вспоминание опыта, противоречащего обобщению.

Мета-модель используется для выявления семантических нарушений в модели мира. Пример часто встречаемого семантического нарушения – ожидание понимания или поддержки от других без обозначения собственных нужд. Психологу важно обратить внимание на ограниченность информации в отношениях («Что вы делаете, чтобы быть понятным для этих людей?», «Как вы даете понять, что нуждаетесь в помощи?»).

Психологу важно использовать мета-сообщения, неосознанно передаваемые невербально. Это позволяет выявить и осознать противоречивость между вербальными и невербальными составляющими поведения. Для указания на неконгруентность во взаимодействии с клиентом существует ряд приемов [16]:

1.Техника “но”. Клиент высказывает некое намерение
(«Я хочу сделать то-то…», «Я намерен перестать делать то-то …»), психолог подчеркивает существование противоположной тенденции: «Но …». Продолжая предложение, клиент осознает противодействующий мотив.

2. Техника комментария. Психолог воспроизводит вербальное содержание и описывает невербальные проявления, обозначая их несогласованность.

3. Техника зеркального повторения. Психолог максимально полно воспроизводит позу, тон голоса, жестикуляцию и слова клиента.

4. Техника прямого вопроса. «Вероятно, есть какая-то внутренняя причина, мешающая вам это сделать?».

Одна из базовых техник НЛП – рефрейминг. Используемые процедуры направлены на переосмысление и перестройку восприятия, мышления, поведения с целью избавления от неконструктивных психических шаблонов. Метод основан на концепции подсознания как ресурса достижения жизненных целей. Сознание, блокируя содержание бессознательного, мешает в полной мере использовать психологические ресурсы. Когда человек пытается избавиться от «плохого» поведения и терпит неудачу, скорее всего это происходит от того, что он игнорирует не осознаваемую «вторичную выгоду» такой поведенческой модели. Например, женщина, считающая, что полнота мешает ее личной жизни и никак не ограничивающая себя в питании, неосознанно избегает самой возможности строить отношения с противоположным полом, так как опасается боли или чувства унижения в случае расставания. Поэтому задача консультанта - выяснить, в чем заключается положительная мотивация этого поведения, и найти иной, более эффективный способ удовлетворения намерения.

Дж. Гриндер и Р. Бендлер отмечают: «Мы заметили у человеческих существ одну интересную черту, если они замечают, что какой-то результат действия, которое они имеют производить, не дает результатов, они все равно повторяют его» [17, c. 13]. Среди основополагающих положений НЛП – заключение о том, что смысл взаимодействия в отклике, который мы получаем от другого. То есть важно не то, на что было первоначально направлено сообщение, а то, какую реакцию вызвало оно у собеседника. Важно видеть в неудаче информацию о том, как нужно откорректировать свои действия. Правило успеха в НЛП: если действие не дает результат, это всего лишь знак того, что нужно поступить по-другому. Для этого человеку приходится выйти за рамки ограничивающих представлений о себе как о неспособном сделать что-либо. Позиция терапевтического воздействия в НЛП – у каждого человека есть все ресурсы, необходимые для достижения его целей. Важно актуализировать этот ресурс и открыть доступ к нему в беспокоящей ситуации.

Для того чтобы получить доступ к ресурсам, существующим в опыте клиента, ему предлагается вспомнить (или вообразить) ситуацию, когда он проявил желаемое поведение. Человек психологически находится внутри ситуации, переживает ее. Таким образом достигается ассоциированность восприятия. Ассоциация – это восприятие себя субъектом, а ситуации - объектом действия. Важно восстановить полный контакт с ощущениями, поступающими по всем сенсорным каналам (репрезентативным системам), полное проживание эмоций в данной ситуации [13].

Важный принцип работы в системе НЛП – недопущение переживания вновь того, что причинило страдание. Работа с отрицательными, нересурсными состояниями осуществляется в состоянии диссоциации. Диссоциация – восприятие себя в ситуации как объект наблюдения, видение, слышание себя в ситуации со стороны (фокусировка внимания на одной или двух репрезентативных системах; отсутствие информации, поступающей по кинестетической репрезентативной системе) [13]. Будучи в состоянии стороннего наблюдателя, клиент дистанцируется от неприятной ситуации, осознает, что она в прошлом. Эта позиция позволяет получить более объективное видение событий и, кроме того, делает процесс менее болезненным.

Открытие ресурсов в ассоциированном состоянии и моделирование поведения в проблемной ситуации, но уже с обогащенным опытом клиента, позволяет последнему открыть новые возможности решения жизненной задачи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: