Задания для самостоятельной проверки




1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Кто впервые в 1930-х годах использовал термин «арт-терапия»?

1) К. Юнг;

2) З. Фрейд;

3) А. Хилл;

4) К. Роджерс.

2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. К функциям арт-терапии относятся все, кроме:

1) катарсистической;

2) регуляторной;

3) обучающей;

4) коммуникативно-рефлексивной.

3. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Основная задача изотерапии:

1) развитие творческого воображения;

2) обучение различным техникам рисования;

3) выявление и осознание трудно вербализуемых проблем;

4) создание высокохудожественных образов.

4. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Отличие изотерапии от уроков рисования заключается:

1) в различии целей и задач;

2) в различии продуктов изобразительной деятельности;

3) в различии мотивов действий ребенка.

5. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Арт-терапия - это:

1) специализированная форма психологической терапии, основанной на искусстве;

2) синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии);

3) совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства для преодоления отклонений в личностном развитии.

6. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Основная цель коррекционной работы в модели арт-терапии состоит в:

1) отреагировании подавляемых чувств;

2) гармонизации личности, ее бессознательных содержаний и осознаваемых, структурированных в Я-концепции качеств;

3) коррекция самооценки.

7. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Основной техникой коррекционного воздействия в арт-терапии является:

1) рисование;

2) активное воображение;

3) выражение чувств средствами искусства.

8. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. К методам арт-терапии относятся:

1) изотерапия, игротерапия, сказкотерапия;

2) музыкотерапия, танцевальная терапия, телесноориентированная терапия;

3) кинотерапия, библиотерапия, психодрама.

 

Ключ

№ вопроса                
вариант ответа                

 

Рекомендуемая литература

 

1. Арт-терапия / сост. и общая редакция А. И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.

2. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы Арт-терапии / М. Бетенски. – М.: Эксмо, 2002. – 256 с.

3. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин. – СПб: Питер, 2002. – 368 с.

4. Практикум по арт-терапии / под ред. А.И. Копытина.– СПб.: Питер, 2001. – 448 с.


ГЛОССАРИЙ

Автономия – способность личности к самоопределению на основании собственных убеждений. Проявляется в независимости человека от давления авторитета другой личности, группы или социального института.

Арт-терапия – совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Ассимиляция – процесс интеграции внешних объектов (людей, предметов, идей, ценностей) и бессознательных содержаний в сознание, процесс приспособления новых идей к уже существующему пониманию мира.

Аутентичность – осознание человеком своих переживаний и чувств, доступность их для него самого и способность проживать, испытывать и выражать их вовне, в общении с другими людьми.

Бессознательное – в психоанализе: не попадающие в поле сознания процессы и состояния психики; система психики человека, по своему объему, содержанию и закономерностям функционирования отличающаяся от системы сознания.

Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.

Вытеснение – защитный механизм, с помощью которого инстинктивные влечения, мысли и представления, неприемлемые для сознания личности, не допускаются до осознания и удерживаются в области бессознательного.

Воздействие (в психологии) – целенаправленный перенос движения, информации от одного участника взаимодействия к другому. Воздействие может быть непосредственным (контактным), когда движение и заключенная в нем информация передаются в форме импульса движения (например, прикосновения или удара), и опосредованным (дистантным), когда информации и заключенный в ней импульс движения передаются в форме комплекса сигналов, несущих сообщение о чем-либо и ориентирующих воспринимающую систему относительно смысла и значения этих сигналов.

Вторичная выгода – преимущества, получаемые от проблемной ситуации. Например, предотвращение конфликта, получение заботы и др.

Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности, являясь средством, ориентирующим активность.

Детерминизм (в психологии) – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.

Диагноз психологический – установление консультантом психологически понятной связи между трудностями клиента, ситуацией и особенностями личности клиента.

Защитный механизм – способ мышления или чувствования, посредством которого неосознанно игнорируется или изменяется информация, которая вызывает ощущение беспокойства или угрозы.

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

Идентичность – чувство тождественности человека самому себе, ощущение целостности, принимаемый им образ себя во всех своих свойствах, качествах и отношениях к окружающему миру.

Идентификация – процесс самоотождествления личности с другим человеком, образцом. В психологии возрастного развития (детской психологии) идентификация представляет собой процесс или результат уподобления поведения ребенка другим людям. В итоге ребенок перенимает типы и формы поведения тех людей, с кем он себя отождествляет.

Имагометод – метод тренировки клиента в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с коррекционной целью. Относится к группе методов коррекции, в основе которых лежит научение адекватному реагированию в трудных жизненных ситуациях, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к воспроизведению образа, мобилизации собственного жизненного опыта.

Имплозия – методика наводнения воображения.

Интеграция личности – 1. общий термин, указывает на организацию, соподчинение, координацию различных черт, реакций, поведенческих диспозиций, мотивов, эмоций, потребностей и др. в нечто целостное, устойчивое и автономное, составляющее то, что определяется в итоге как личность индивида; 2. термин, имеющий отношение к механизмам или процессам, благодаря которым осуществляется интеграция личности.

Интеллектуализация – процесс мыслительной деятельности, подменяющий эмоциональное переживание и препятствующий чувственному восприятию реальности.

Интериоризация – ряд психических процессов, посредством которых взаимоотношения с реальными или воображаемыми объектами преобразуются во внутренние представления и структуры.

Интерпретация – работа мышления, состоящая в раскрытии уровней значения и расшифровке смысла какого-либо явления, события или текста, процесс разъяснения и толкования их.

Интроекция – процесс, посредством которого аспекты внешнего мира (например, ценности родителей) некритично присваиваются индивидом. Ведет к формированию Супер-Эго.

Инсайт – внезапное понимание, «схватывание» отношений и структуры проблемной ситуации.

Катарсис – процесс и результат очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и аффекты.

Каузальность – причинная связь явлений, причинность.

Клиент – конкретный субъект (человек либо организация), с которым непосредственно работает психолог, оказывая ему какой-либо вид психологических услуг. Клиента не следует путать с заказчиком, который формулирует психологу проблему, оплачивает его услуги и выступает посредником между клиентом и психологом.

Комплекс неполноценности – один из видов психологических комплексов, по мнению знаменитого психолога А. Адлера, определяющий стремление человека к развитию, активной деятельности, работе, бизнесу и т. д.

Конгруэнтность – согласованность тех или иных элементов жизни человека, в первую очередь, соответствие внешнего выражения внутреннему содержанию.

Конформность – тенденция допускать влияние на собственное мнение, отношения, действия, изменение отношения или убеждения в результате давления со стороны других.

Куклотерапия – метод, основанный на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный вариант арт-терапии.

Личности интеграция – координация, организация или унификация различных черт, поведенческих диспозиций, мотивов, эмоций и др. составляющих личность человека.

Метамодель – это модель языка, разработанная Дж. Гриндером и Р. Бэндлером, которая выделяет те речевые паттерны, которые делают неясным смысл коммуникации благодаря процессам искажения, упущения и обобщения, и определяет конкретные вопросы, имеющие целью прояснить и поставить под сомнение неточности языка, чтобы восстановить их связь с сенсорным опытом и с глубинной структурой.

Музыкотерапия (терапия музыкальная) – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное, так и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музыцирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Невербальная коммуникация – общий термин, охватывающий все аспекты коммуникации, которые выражаются без использования внешнего, произносимого языка.

Неврозы – группа наиболее сильных расстройств психики, имеющих психогенное, а не телесное происхождение. Неврозы возникают на основе невозможности человека разрешить какой-либо конфликт. Чаще всего основы для неврозов закладываются в детстве, из-за нарушенных отношений с родителями.

Норма – в психологии понятие, характеризующее принятые стандарты относительно того, насколько психика человека соответствует принятым критериям отсутствия отклонений. Выделяют среднестатистическую, функциональную и идеальную нормы.

Отождествление – уподобление себя объектам внешней и внутренней среды, благодаря чему формируется самоидентификация, как чувство «я».

Отреагирование – эмоциональная реакция, сопровождающаяся устранением вытесненных в бессознательное переживаний, связанных с воспоминанием о травмирующих событиях прошлого.

Отыгрывание – 1. Проявление чувств и эмоций, которые до того сдерживались. Такое самовыражение рассматривается как здоровая реакция, имеющая терапевтический эффект. 2. Стиль поведения, в котором человек преодолевает конфликтную или стрессовую ситуацию путем моторных действий, а не рефлексии или переживания.

Перенос – смещение чувств и установок, применяемых для других людей, на консультанта.

Переноса сопротивление – использование переноса для сопротивления чему-то, порождающему тревогу, например, оживлению прошлых событий.

Поведение, нарушение – общий термин, используемый для обозначения любой отклоняющейся от нормы или неадаптивной модели поведения.

Подавление – сознательное предотвращение проявления импульсов, мыслей и желаний, которые воспринимаются индивидом как неприемлемые или болезненные.

Поддерживающая терапия – любая форма терапевтической процедуры, направленной на оказание психологической поддержки, избегающая исследований глубоких конфликтов и имеющая дело в основном с когнитивными и поведенческими аспектами.

Помощь психологическая – сложная система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий раскрытия всех потенциалов психического развития личности и расширения границ взаимодействия с окружающей реальностью.

Проекция – процесс, посредством которого собственные черты, отношения, эмоции и т. д. индивида приписываются им другому.

Психоанализ – одно из самых значительных направлений в психологии, существующее с начала 20 века. Первым психоаналитиком был Зигмунд Фрейд. Психоанализ подчеркивает главную роль бессознательного в психике человека, определяющего все его поведение, активность, любую деятельность и т. д. Впоследствии из психоанализа выделилось множество новых направлений, каждое из которых по-разному понимало роль бессознательного в психике человека.

Психогенный – психологический по своему происхождению. Используется при определении функциональных расстройств, то есть, при которых нет органической дисфункции.

Психологическая защита – система регуляторных механизмов, направленных на устранение травмирующих личность переживаний. Обеспечивает сохранение самооценки личности, ее образа Я и образа мира. Достигается устранением из сознания источников конфликтных переживаний, либо их трансформацией.

Рационализация – процесс логического, рассудочного объяснения человеком собственных мыслей, установок, поступков и действий, позволяющий оправдывать и скрывать истинные их мотивы.

Реактивное образование – реакция человека на вытесненное желание, способ реагирования индивида на амбивалентные чувства, один из защитных механизмов, связанный с изменением в Я.

Регрессия – в общем плане возвращение от более высокой ступени развития к более низкой, в психоаналитическом смысле возвращение к ранее пройденным этапам психосексуального развития, к первоначальным примитивным способам мышления и поведения.

Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Рефрейминг – название группы методик нейролингвистического программирования, процедур переосмысления и перестройки механизмов восприятия, мышления, поведения с целью избавления от неудачных (возможно даже патогенных) психических шаблонов.

Сгущение – один из способов функционирования психики, благодаря которому отдельные элементы, связи и отношения бессознательных процессов воспроизводятся в сжатой, концентрированной форме, способствующей формированию единого представления.

Сопротивление – противодействие тому, чтобы сделать бессознательное сознательным. В частности, противостояние принятию интерпретаций, сделанных консультантом. Вызывается бессознательными факторами.

Субличность – грани личности, психологические образования, программы, которые создаются в подсознании для решения повторяющихся схожих задач, исполнения тех или иных ролей, инструменты, которые используются человеком для более эффективного и гармоничного поведения в конкретной жизненной ситуации.

Фрустрация – 1. Действие – прекращение, вмешательство или прерывание поведения, которое направлено на какую-то цель. 2. Эмоциональное состояние, которое возникает в результате действия в значении 1.

 

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алейникова Т.В. Психоанализ: учебное пособие / Т.В. Алейникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 352 с.

2. Александров А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии / А.А. Александров. – СПб.: Речь, 2000. – 240 с.

3. Андреас К. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП /
К. Андреас, С. Андреас. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – 66 с.

4. Андреас К. Сердце разума. Использование вашей внутренней способности измениться с помощью Нейро-Лингвистического Программирования / К. Андреас, С. Андреас.. – Новосибирск: Экор, 1995. – 365 с.

5. Арт-терапия / сост. и общая редакция А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.

6. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники / Р. Асаджиоли. – М.: Захаров, 2007. – 384 с.

7. Балашова С.В. Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии: пособие для самостоятельной работы для студентов факультета клинической психологии, для клинических психологов / С.В. Балашова. – Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2009. – 39 c.

8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы / Э. Берн. – М.: Университетская книга, 1998. – 398 с.

9. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы Арт-терапии / М. Бетенски. – М.: Эксмо, 2002. – 256 с.

10. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальттерапии /
И.Д. Булюбаш. – М.: Институт психотерапии и клинической психологии, 2011. – 768 с.

11. Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова. – М.: Академия, 2002. – 416 с.

12. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь. – СПб.: Питер, 2001. – 294 с.

13. Виль-Вильямс Е.И. Базовые модели применения НЛП в психотерапии / Е.И Виль-Вильямс [Электронный ресурс] URL: https://www.nlp.ru/rus/win/articles/base.htm.

14. Гингер С. Гештальт: исскуство контакта / С. Гингер. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 320 с.

15. Гордон У. Гештальттерапия постмодерна. За пределами индивидуализма / У. Гордон. – М.: Смысл, 2011. – 464 с.

16. Гриндер Д. Структура магии / Д. Гриндер, Р. Бендлер. – Одесса: Альян, 2001. – 452 с.

17. Гриндер Д. Из лягушек в принцы / Д. Гриндер, Р. Бендлер. – Воронеж: МОДЭК, 1993. – 208 с.

18. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа / Р. Гринсон. – Воронеж: МОДЭК, 1994.- 491 с.

19. Джеймс М. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями / М. Джеймс, Д. Джонгвард. – М.: Прогресс, 1993. – 336 с.

20. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники /О.Н. Истратова. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 349 с.

21. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов / П.Ф. Келлерман. – М.: Класс, 1998. – 240 с.

22. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама / Д. Киппер. – М.: Класс,1993. – 224 с.

23. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин. – СПб: Питер, 2002. – 368 с.

24. Копытин А.И. Системная арт-терапия / А.И. Копытин. – СПб.: Питер. – 2001.– 224 с.

25. Кочюнас Р. Психологическое консультирование: учебное пособие для вузов / Р. Кочюнас. – М.: Академический Проект, Трикса, 2015.– 224 c.

26. Лейбин В.М. Психоанализ: учебник / В.М. Лейбин. – СПб.: Питер, 2002. – 576 с.

27. Лебедева Н.М. Путешествие в гештальт: теория и практика / Н.М. Лебедева, Е.И. Иванова. – СПб.: Речь, 2004. –560 с.

28. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено / Г. Лейтц. – М.: Когито-Центр, 2007. – 384 с.

29. Логинова Л.И. Психологическое консультирование в образовательных учреждениях: учебное пособие / Л.И. Логинова. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2011.– 116 c.

30. Методики и техники практической психологии: учебное пособие / под ред. М.Е. Валиуллиной. – СПб.: Речь, 2007. – 224 с.

31. Морено Я. Психодрама / Я. Морено. – М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 528 с.

32. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.

33. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. Учебник для студ. педвузов / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 394 с.

34. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учебное пособие для студ. психол. фак. университетов / Р. Овчарова. – М.: Академия, 2003. – 448 с.

35. Окдендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер. – М., Класс, 2005. – 336 с.

36. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 512 с.

37. Основные направления современной психотерапии / под ред. А.М. Боковикова. – М.: Когито-Центр, 2000. – 384 с.

38. Перлз Ф. Теория гештальттерапии / Ф. Перлз. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2014. – 320 с.

39. Перлз Ф. Практикум по гештальттерапии / Ф. Перлз, П. Гудман, Р. Хефферлин. – М.: Институт Психотерапии, 2005. – 240 с.

40. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии / Ф. Перлз, П. Гудмен. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 384 с.

41. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия / Ф. Перлз. – М.: Смысл, 2000.- 358 с.

42. Практика психосинтеза: упражнения, направленные на развитие личности и достижение духовного роста / сост. и ред. Дж. Томас. – СПб.: Жизнь, Ферро-логос, 1992. – 32 с.

43. Практикум по арт-терапии / под ред. А.И. Копытина.– СПб.: Питер, 2001. – 448 с.

44. Психодрама: вдохновение и техника / под ред. П. Холмса и М. Карп. – М.: Класс, 1997. – 288 с.

45. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1990. – 492 с.

46. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / под ред. А.А. Бадхена, В.Е. Кагана. – М.: Смысл, 1998. – 296 с.

47. Психосинтез: теория и практика. От душевного кризиса к высшему «Я» / сост. В. Данченко. – К.: PSYLIB, 2002.

48. Слюсарева Е.С. Методы психологической коррекции: учебно-методическое пособие / Е.С. Слюсарева, Г.Ю. Козловская. – Ставрополь: Борцов, 2008. – 240 с.

49. Смолова Л.В. Методы работы с воображением. Основы психосинтеза / Л.В. Смолова. – СПб.: СПбГУ, 2008. – 87 с.

50. Стьюарт И. Новое введение в транзакциональный анализ / И. Стьюарт, В. Джойнс. – СПб.: Смысл, 1997.

51. Стюард Я. Современный транзактный анализ / И. Стьюарт, В. Джойнс. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – 330 с.

52. Уваров Е.А. Теоретические и практические основы психотехник в современной психологии: учебное пособие / Е.А. Уваров. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. – 242 с.

52.53. Феруччи П. Кем мы можем быть/ П. Ферручи / Психосинтез: теория и практика. – Киев: PSYLIB, 2002. – С. 46–146.

53. Фрейд З. Толкование сновидений / З. Фрейд. – СПб.: Азбука, 2015. – 512 с.

54. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции/ З. Фрейд. – СПб.: Питер, 2005. – 384 с.

55. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.

56. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы / З. Фрейд. – М.: Педагогика, 1993. – 144 с.

57. Хайгл-Эверс А. Базисное руководство по психотерапии / А. Хайгл-Эверс [и др.]. – СПб.: Речь, 1998. – 784 с.

58. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2001. – 208 с.


 

Учебное издание

 

Инна В. Абаева

 

ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ
КОРРЕКЦИОННОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ

 

Учебно-методическое пособие

 

 

 

 

Компьютерная верстка: М.А. Ясакова

 

Подписано в печать 25.05.2017. Формат бумаги 84х108 1/32.

Печать на принтере. Бум. ксероксная. Гарнитура шрифта «Times New Roman».

Усл. п.л. 5,56. Тираж 100.

 

Издательство Северо-Осетинского государственного педагогического института.

362003, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. К. Маркса, 36.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: