Тема 1. Основы элементарной алгебры.
Лекция 1. Развитие понятия о числе.
№1. Записать в виде десятичной дроби а) б)
в) -3
г)
д)
е)
ж)
№2. Записать в виде обыкновенной дроби а) 0,666… б) 0,2(18) в)1,(45) г) 0,1(2) д) -3, (27) е) -2,3(32)
№3. Вычислить
№4. Определить к какому множеству относится число: а) ()(3+2
) б) (
)(2-3
) в) (
)
г)(5
):
д)(
)2+(
)2
Лекция 2. Приближенные вычисления.
№1. Вычислить относительную и абсолютную погрешность, считая π=3,14159, g=9,81м\с2
а) π≈3,141 б)g≈10 в)π≈3,1415 г)π≈3,1416 д)g≈9,81 е)g≈9,8
№2. Запишите число в стандартном виде а) 735274 б)32465103 в)0,000000011 г)145,67*103
№3. Определите точные и приближенные значения:
а) в классе 36 человек
б) в поселке 1000 жителей
в) ж\д рельс имеет длину 50 метров
г) рабочий получил 10 тыс. рублей
д) в самолете 120 пассажиров
е) Расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом 650 км
ж) Буханка хлеба весит 1 кг и стоит 25 рублей
з) Один ученик сказал, что в школе 1000 учеников, а другой – 950. Кто точнее, если учеников в школе 986?
№4. Построить график функции y=x3. Найти по графику у, при х=1,5 и определить погрешность своего построения.
б) у=2х2+1, х=2,5
№5. Округлить число до десятых и определить погрешность округления.
а) 0,356 б) 0,188 в) 6,55 г) 7,850
№6. В результате измерений получили, что длина карандаша 16 см, а длина комнаты 730 см. Выразите погрешность в процентах и сравните качество измерений.
Контрольные вопросы!
1. Знать формулы сокращенного умножения. Раскрыть скобки (3а+2с)2, (5х-2у)2
2. Уметь работать с дробями. Вычислить . Записать в виде десятичной дроби
. Записать в виде обыкновенной дроби 1,222…
3. Знать понятия множества натуральных чисел, целых, рациональных, иррациональных, действительных чисел.
4. Знать правила округления.
5. Уметь записывать число в стандартном виде. Вычислите на калькуляторе 123453 и запишите в стандартном виде приближенное значение.
6. Уметь вычислить относительную погрешность.
7. Уметь делить столбиком. Разделить (х3-4х2-2х-15) на (х-5), (х5+5х4+8х3+3х2+х) на (х2+3х+1).
8. Уметь выразить х из формулы
9. Представить в виде степеней различных чисел а) 512 б)97 в)4563 г) 14641 д)8 041 е)1729
Лекция 3. Степени и корни.
№1. Вычислить:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
№2. Упростить:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
№3. Вычислить:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19. ()2
20. ()2
21.
22.
23.
Лекция 4. Степень с рациональным показателем.
№1. Вычислить
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18. *
19.
20. +
21.
22.
23.
24.
25.
№2. Найти значение выражения
1. a=0,09
2. b=27
3. b=1,3
4. a=2,7
№3. Представить в виде степени
1.
2.
3.
4.
5.
6.
№4. Вынести общий множитель за скобки
1.
2.
3.
4.
№5. Разложить на множители
как разность квадратов
1.
2.
3.
4.
5. 4
6.
как разность кубов (сумма кубов)
7.
8.
9.
10. 27a+
№6. Упростить
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Лекция 5. Преобразование выражений.
№1. Разложить на множители
а) ax2-2ax-bx2+2bx-b+a
б) by2+4by-cy2-4cy-4c+4b
№2. Доказать а) (x2+y2)3-4x2y2(x2+y2)=(x4+y4)(x2-y2)
ДЗ б)4a2b2(a2+b2)-(a2+b2)3=(b2-a2)(a4-b4)
№3. Упростить
а)
b)
c)
d)
e)
ДЗ f)
ДЗ g)
№4. Представить в виде степени
a)
b)
c)
d)
ДЗ e) f)
g)
№5. Расположить в порядке возрастания
a) ; 4
;
b) ;
; 4
; 0.5
c)
№6. Сократить дробь
a)
b)
c)
Лекция 6. Решение уравнений.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12. 1+
13. 1+
14.
15. (x-3)(x-5)=3(x-5)
16.
17.
Контрольные вопросы!
1. Записать в виде степени числа 2: ,
,
,
2. Вынести за скобки: (); (x+
)
3. Составьте схему по известным вам методам решения уравнений. (линейные уравнения, квадратные уравнения, уравнения более высокого порядка, уравнения содержащие дроби)
Лекция 7. Иррациональные уравнения.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. x+1=
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16. x+
17.
18.
19.
20.
21. x+3=
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
Лекция 8. Иррациональные неравенства.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16. <4
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40. x+8
41.
42. x+1>
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
51. Стрельба ведется по круглой мишени диаметром 1 метр из точки А. На каком расстоянии эта точка должна быть от мишени, чтобы разность расстояний от нее до края мишени и от нее до центра была не больше 2 см.
А О
В
Лекция 9. Системы двух уравнений с двумя неизвестными.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22. На турбазе имеются палатки и домики. Всего их 25. В каждом домике могут жить 4 человека, а в палатке – 2 человека. Сколько на турбазе палаток и сколько домиков, если всего на турбазе может отдыхать 70 человек?
23. Сумма двух чисел равна 137, а их разность 19. Найти эти числа.
24. Турист шел от турбазы до станции со скоростью 6 км/ч. Если бы он шел со скоростью 4 км/ч, то затратил бы на час больше. Чему равно расстояние от турбазы до станции?