Совокупность приспособлений, палубных машин и механизмов, обеспечивающих различные потребности судна носят название судовых устройств. Различаются общесудовые и специальные устройства. К общесудовым относятся:
· рулевое устройство
· якорное устройство
· швартовное устройство
· буксирное устройство
· леерное и др.
Рулевое устройство маломерных судов |
Рулевое устройство (рис. 32) служит для управления судном на ходу, обеспечивает поворотливость судна и его устойчивость на курсе.
![]() ![]() |
|
Якорное устройство маломерного судна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Якорное устройствопредназначено для постановки суднана якорь, обеспечения его стоянки на акватории и снятия с якоря. В состав якорного устройства в общем случае входят: якорь, якорная цепь (канат), клюз, стопор, цепной ящик.
Якорь- специальной формы кованая, литая или сварная конструкция, опускаемая на дно и осуществляющая непосредственно удержание судна через якорную цепь или канат. Коренная смычка якорной цепи (якорный канат) крепится к килю через устройство для быстрой отдачи якоря в натянутом состоянии цепи, называемое жвака - галсом. Усилие, которое якорь воспринимает не перемещаясь и не выходя из грунта, называется держащей силой. Основой конструкции якоря является продольный стержень - веретено, в верхней части которого имеется якорная скоба для крепления якоря к цепи (канату), а в нижней - лапы и рога, прикрепленные к веретену неподвижно (узел крепления носит название тренд) или на шарнире в коробке. Некоторые якоря имеют в верхней части шток - стержень поперек веретена для увеличения держащей силы. Существует большое количество наименований и типов якорей - якорь Терещенко, якорь Роджерса, Сайкса, Смита и т.д., но наибольшее применение на судах нашли якоря адмиралтейский (с неподвижными лапами), Матросова и Холла (с поворотными лапами) (рис. 33)
![]()
Примечание: 1. В случав применения литых якорных целей (вместо сварных) их калибр может быть уменьшен на 12%;
Якорные цепи могут заменяться стальными, синтетическими или пеньковыми канатами при условиях: канаты равнопрочны цепям требуемого калибра, пеньковые канаты должны быть смольными. Клюз - отверстие в палубе или в борту, окантованное прутком или отливкой, служащее для пропускания швартовного каната (или якорной цепи) и уменьшен» трения. В зависимости от расположения называется якорныи или швартовным клюзом. Конструкция якорного клюза должна обеспечивать свободное втягивание веретена якоря, а псе травлении (отдаче) - свободный выход якоря только под действием его массы. Стопор якорного устройства - приспособление, удерживающее якорнуе цепь за одно из звеньев и передающее натяжение цепи на корпус судна (рис. 34). Рис. 34. Стопор якорного устройства, а - винтовой; б - с заклад, палом
Как правило, приваривается к палубе. Состоит из отливки с желобом, соответствующим форме и размеру звеньев якорной цепи и фиксирующего элемента в виде винтового зажима или штыря. Могут использоваться цепные стопора, когда один конец такелажной цепи крепится к палубе судна, а другой имеет захватывающее якорь-цепь устройство. Цепной ящик - объем для хранения якорной цепи (каната) в походном положении. Может иметь различную форму, в зависимости от проекта судна, крепится, как правило, к набору. Плавучий якорь (рис. 35) - приспособление для замедления дрейфа судна в штормовых условиях. Рис. 35. Плавучий якорь
Изготовляется из парусины в виде конуса, от вершины вдоль конуса прошиваются концы, которые соединяются в общий огон. Спущенный за борт плавучий якорь удерживает судно носом или кормой к ветру (в зависимости от места спуска). Для упрощения процесса выборки к вершине конуса закрепляется отдельный трос. |