Все Мусоргские, происходившие из дворянского рода, служили по военной части.




Модест Петрович Мусоргский - один из самых крупных новаторов XIX столетия, гениальный композитор, предвосхитивший искусство XX века и оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства.

Цель своего искусства композитор видел в правдивом отображении жизни народа, в психологической достоверности образов, в любви и сострадании к обездоленным людям, что сближало его музыку со многими произведениями современной литературы и живописи. Свой основной творческий принцип – “жизнь, где бы ни сказалась, правда, как бы ни была солона” – он воплощал в различных сочинениях.

Главными жанрами для Мусоргского всегда были опера и камерная вокальная музыка. Именно в них композитор постоянно искал новые средства музыкальной выразительности. Смело экспериментируя, он пришел к синтезу русской крестьянской песенности и характерной декламационности, впитавшей в себя живые интонации разговорной речи, а его новаторские гармонии, тембровое богатство предвосхитили многие открытия русских и европейских композиторов XX века.

СЛАЙД № 2.

Модест Петрович Мусоргский родился 9 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии.

В живописной усадьбе прошли первые десять лет его жизни. Красота и поэтичность природы, простой и неспешный деревенский быт старинной русской семьи, крестьянский труд, народные обычаи и праздники, песни и легенды оставили глубокий след в душе будущего композитора. Впоследствии он вспоминал, что под непосредственным влиянием няни очень рано познакомился с русскими сказками.

Все Мусоргские, происходившие из дворянского рода, служили по военной части.

До 1849 года Модест получал домашнее образование, а затем (слайд 4) вместе с братом поступил в Петропавловскую школу в Санкт-Петербурге, а затем (слайд 6) в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков (1852–1856).

По окончании школы в 1856 году (слайд 7) Мусоргского зачислили офицером в лейб-гвардии Преображенский полк; перед ним открывалась блестящая военная карьера. Тогда же, в 1856 году, Мусоргский познакомился с А.П. Бородиным, который стал его близким другом.

Юный офицер М.Мусоргский, приходя домой, ночи напролет просиживал над книгами. А днем — смотры, разводы, бестолковая армейская жизнь. Результатом борьбы между страстной тягой к творчеству и невозможностью сочетать свое истинное призвание с военной службой становится прошение об отставке, которая и состоялась летом 1858 года. Его звала музыка.

Выйдя в отставку в 1858 году, Мусоргский посвятил себя музыке. Он изучает русскую и европейскую литературу, а также произведения Глинки, Моцарта, Бетховена и современных ему композиторов.

В начале 1860-х годов Мусоргский часто и подолгу жил в деревне. Именно в эти годы он, пристально всматриваясь в трудную, горькую жизнь крестьян, подмечал в них особенности характеров, природный ум и талантливость. В нем укреплялась вера в мудрость народа, его стойкость и доброту, волю к борьбе против зла и несправедливости. Эти наблюдения, постижение крестьянских образов, вслушивание в интонации народной речи и песен затем воплотились в лучших произведениях: "Светик Савишна" "Колыбельная Еремушки", "Гопак", "Семинарист", “Сиротка”, “Озорник”. Все они - своеобразные “народные картинки”, пронизанные состраданием к обездоленным людям.

Вершиной творчества Мусоргского 60-х гг. стала (слайд 15) опера “Борис Годунов (на сюжет драмы А. Пушкина, премьера которой состоялась 27 января 1874 года.

 

ВИДЕО 1 рассказывает о романсах М.П.Мусоргского.

Премьера (слайд 19) прошла с большим успехом, по словам В. В. Стасова, “это было великое торжество Мусоргского”. Однако дальнейшая судьба оперы складывалась трудно, ибо это произведение самым решительным образом разрушало привычные представления об оперном спектакле. Здесь все было новым: и остросоциальная идея непримиримости интересов народа и царской власти, и глубина раскрытия страстей и характеров, и психологическая сложность образа царя-детоубийцы. Непривычным оказался музыкальный язык, о котором сам Мусоргский писал: “Работою над говором человеческим я добрел до мелодии, творимой этим говором, добрел до воплощения речитатива в мелодии”.

 

Летом 1874 г. он создает одно из выдающихся произведений фортепианной литературы – (слайд 22) цикл “Картинки с выставки , посвященный Стасову, которому Мусоргский был бесконечно признателен за участие и поддержку.

Идея написать фортепианный цикл возникла под впечатлением (слайд 23) посмертной выставки произведений художника В. Гартмана в феврале 1874 г. Он был близким другом Мусоргского, и его внезапная кончина глубоко потрясла композитора. Работа возникла как горячий отклик и протекала бурно, интенсивно (всего 3 недели).

 

В последние годы жизни продолжалось отдаление Мусоргского от товарищей-кучкистов. Он тяжело переживал охлаждение дружбы с ними, лишь с Бородиным у него сохранялись теплые и сердечные отношения. Тяжело больной, жестоко страдающий от нужды, одиночества, непризнания, Мусоргский упрямо твердит, что “будет драться до последней капли крови”.

 

Незадолго до кончины, летом 1879 г. он совершает (слайд 27) вместе с известной певицей Д. Леоновой в качестве аккомпаниатора большую концертную поездку по югу России и Украины. Гастроли принесли ему свежие впечатления и артистический успех. В концертах он выступал и как солирующий пианист, исполняя свои фортепианный пьесы и т фрагментов из опер. Но по возвращении в Петербург (слайд 28) на Мусоргского вновь нахлынули жизненные тяготы. Здоровье его продолжало ухудшаться; в феврале 1881 года с ним случился удар. Стараниями друзей Мусоргского поместили в Николаевский военный госпиталь, где через месяц, 16 марта 1881 года, композитор скончался скончался, прожив всего 42 года.

 

Музыку Мусоргского не понимали, и он подвергался жестоким нападкам именно за те произведения, которые по словам Стасова «были самые гениальные, самые значимые». И, несмотря на весь трагизм жизни и музыки М.П.Мусоргского, в его душе жила вера в лучшее будущее своей Родины. С удивительной силой она отражена в оркестровой увертюре «Рассвет на Москве-реке» - вступлении к опере «Хованщина».

 

«Кремль, чудный Кремль, - я подъезжал к нему – с невольным благоговением… Василий Блаженный и Кремлевская стена… - это святая старина. … Москва заставила меня переселиться в другой мир – мир древности…»

Музыка передаёт нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм

В воображении под впечатлением от этой музыки возникают пейзажи весенней природы, восхода солнца, спокойной реки..

Изобразительные приемы развития музыки помогают слушателям представить эту музыку - плавная мелодия, звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно тихо

 

Это музыкальное произведение всегда вызывает у слушателей яркие зримые картины. Таков был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни.

 

Хованщиной называют событие 15-17 мая 1682 года – бунт стрельцов под руководством отца и сына Хованских. Иван Андреевич Хованский начал службу еще в царствование Михаила Федоровича. Был воеводой в Новгороде. В 1680 году он вернулся в Москву и занял весьма влиятельное положение. В это время происходила борьба за власть между Нарышкиными и Милославскими. Князь Хованский стал на сторону Милославских и царевны Софьи. Был назначен начальником стрельцов и от их имени предъявил требование о провозглашении царями обоих братьев Иоанна и Петра, что и произошло 23 мая 1682 года. В тоже время Хованский сблизился с раскольниками и стал играть роль посредника между ними и правительством. Всем русским людям о многом говорят слова: «9 мая. День Победы». В ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об окончании Великой Отечественной войны. От счастья люди не могли спать, они выходили на улицу, чтобы поздравить друг друга. В это время по радио зазвучал «Рассвет на Москве реке». Создавалось впечатление, что М.П.Мусоргский написал не просто утро – начало славных дел Петра I, а именно, рассвет Дня Победы, новой мирной жизни.

 

Слушание «Рассвет на Москве- реке» из оперы «Хованщина».

 

 

В 1881 г. Мусоргский тяжело заболел и вскоре скончался, не успев дописать нескольких своих произведений.Оперу «Хованщина» завершил Римский-Корсаков.

 

ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫУРОКА.

И композитора, и поэта, и писателя, и живописца часто называют художником, мастером, а М.П.Мусоргского называют художником в музыке, мастером музыкального портрета.

В этом мы с вами убедились на сегодняшнем уроке. Композитор не только искренне любил Родину и родную природу, но и в своем творчестве очень точно рисовал ее образы. Музыка М.П.Мусоргского – это чистый образ Родины. Вот она – древняя и вечно юная в лучах восходящего солнца. Несется над Красной площадью колокольный перезвон.… Из прозрачной паутинки звучаний рождается одна из прекраснейших мелодий, и нет предела ее широкому раздолью.

 

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА:

 

1. Кем, по семейной традиции, должен был стать М.П.Мусоргский.

2. Традиции какого композитора продолжает М.П.Мусоргский в вокальной музыке?

3. В чем видел цель своего искусства композитор?

4. Напишите название лирико-трагического вокального цикла, созданного в 1874 году.

5. Какие музыкальные жанры были главными для М.П.Мусоргского всегда?

6. В каком году М.П.Мусоргский вышел в отставку и посвятил себя музыке?

7. Напишите название одной из песен, относящихся к линии «народных картинок».

8. Какое произведение М.П.Мусоргского звучало в ночь на 9 мая 1945 года по радио, когда объявили об окончании Великой Отечественной войны?

9. Была ли музыка М.П.Мусоргского признана, принята и по достоинству оценена при жизни композитора?

10. Напишите даты жизни композитор.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: