ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
РАБОЧИЙ ЖУРНАЛ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
РАБОЧИЙ ЖУРНАЛ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА
Методические рекомендации
для студентов психологических специальностей
Архангельск
Поморский государственный университет
имени М.В. Ломоносова
Печатается по решению редакционно-
издательской комиссии факультета
психологии
Авторы: Т. Р. Шишигина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова;
И.А. Новикова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологии Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова;
Т.Б. Булыгина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова;
М.Л. Кубышкина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Рецензенты: И.Г. Маракушина, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова;
Э.В. Леус, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры психологии Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Методические рекомендации содержат материалы по производственной, научно-исследовательской и квалификационной практике студентов по специальности «Психология». Они помогут в организации и планировании профессиональной деятельности в ходе практики, в оформлении отчетной документации.
Предназначены для студентов 5 курса психологических специальностей.
© Поморский государственный
университет им. М.В. Ломоносова,
ВВЕДЕНИЕ
Материалы, представленные в данном журнале предназначены для студентов-психологов и составлены в соответствии с требованиями к содержанию производственной, научно-исследовательской и квалификационной практики.
Рабочий журнал ориентирует пользователя в целях и задачах практики, основных видах заданий и отчетности, форме ее представления.
Отличительной особенностью данного пособия является возможность его использования в качестве главного документа по итогам практики.
Все выполняемые виды деятельности оформляются на страницах журнала в соответствии с методическими указаниями.
Раздел 2. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ПРАКТИКА
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
Место практики в системе профессиональной подготовки психологов. Преддипломная практика является важным компонентом в структуре психологического образования на факультете. Как и другие виды практики, она обеспечивает развитие умений и навыков профессиональной психологической деятельности и общения. Преддипломная практика завершает курс подготовки специалиста-психолога и имеет свои специфические цели и задачи.
Цель и задачи практики
Основная цель практики: формирование профессионального опыта психолога-исследователя. Это предполагает решение следующих задач: 1. развитие способности к организации самостоятельной исследовательской деятельности; 2. закрепление теоретических знаний по специальности ''Психология'' и развитие навыков их практического применения при решении исследовательских задач; 3. изучение специфики исследовательской деятельности психолога в учреждениях различного профиля.
Сроки и база практики
Практика проводится в 10 семестре, ее продолжительность 8-10 недель. Базы практики определяются с учетом темы квалификационной (дипломной) работы студента и должны предоставлять оптимальные условия для проведения исследовательской деятельности.
Руководство практикой
Руководство преддипломной практикой осуществляется на трех уровнях: руководитель практики факультета, научные руководители квалификационных работ из числа преподавателей факультета и работники учреждений – баз практики. Все руководители несут ответственность за выполнение программы, подведение итогов и объективную оценку деятельности студентов.
Научный руководитель квалификационной работы оказывает содействие в подборе баз практики, разрабатывает индивидуальную программу исследования для каждого студента, обеспечивает необходимым методическим материалом, проводит индивидуальное консультирование, контролирует ход и выполнение программы.
Руководители практики на местах (работники учреждений) участвуют в согласовании темы, программы и плана исследований с задачами и основными направлениями профессиональной деятельности учреждения (структурного подразделения), оказывают практикантам помощь в организации, условии для проведения плановых исследований (оповещение участников, подготовка рабочих мест, раздаточных материалов), консультируют студентов по вопросам деятельности учреждения, осуществляют руководство видами работ, предусмотренных программой практики, но не связанных с основным исследованием.
Руководитель практики факультета обеспечивает согласованную работу всех участников практики, готовит пакет официальных документов, проводит установочную и итоговую конференции, консультирует студентов и их непосредственных руководителей по всем вопросам организации и проведения практики, оформления и проверки отчетной документации.
Содержание практики
Основное содержание практики составляет научно-исследовательская деятельность по теме квалификационной работы в учреждениях различного профиля. Данная деятельность осуществляется в соответствии с нормами, традициями и этическими принципами проведения исследований в психологии.
Во время практики студент выполняет следующие виды заданий:
1. Составляет характеристику учреждения – базы практики с точки зрения определения проблем, которые нуждаются в целенаправленном психологическом исследовании, и формулирует запросы к средствам исследования.
2. Готовит объяснительную записку к выбору темы НИР с обоснованием ее актуальности, описанием прогнозируемых результатов и их практической значимостью.
3. Осуществляет планирование исследования, в том числе понедельно и раскрывает основные особенности процедуры исследования, и последовательность ее реализации, самостоятельно контролирует выполнение плана.
4. Проводит намеченное исследование, представляет его результаты в адекватной форме ''заказчику'' в лице руководителя практики на местах и ''клиенту'' - участникам исследования.
Дополнительным видом деятельности студента во время преддипломной практики может быть психопрактическая работа, т.е. работа, предусмотренная обязанностями психолога, но не связанная с основным исследованием. Сюда относится психологическое консультирование, просвещение, психодиагностика и коррекция, психопрофилактика. Целесообразность данных видов деятельности, их конкретное содержание и объем устанавливаются по согласованию со всеми руководителями практики в зависимости от специфики учреждения – базы практики.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ВЫБОРУ ТЕМЫНАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
(актуальность, прогнозируемые результаты и их практическая значимость)
Подпись научного руководителя
ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
(объект и предмет исследования, методические приемы,
экспериментально - диагностические процедуры, конкретные методики)
Подпись научного руководителя