Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили ее яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики.
Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.
Я решил спасти спрятанного в нем птенчика.
Но как это сделать?
Кто выведет его из яйца?
Кто вскормит?
Я знал неподалеку гнездо чужой птички — пеночки-пересмешки. Она только что отложила свое четвертое яичко.
Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки чисто голубое. Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те — розовые с черными точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот-вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только еще дней через двенадцать.
Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?
Гнездо пересмешки помещалось на березе так невысоко, что я мог достать его рукой.
Когда я подошел к березе, пересмешка слетела с гнезда. Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать ее гнезда.
Я положил голубое яичко к ее малиновым, отошел и спрятался за куст.
Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда, наконец, подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо.
Но все-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приемышем.
Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца?
Когда утром на следующий день я подошел к березе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой — хвост пересмешки.
Сидит!
Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними — голый слепенький птенчик каменки.
Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула ее в рот маленькой каменке.
Теперь я был почти уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша.
Прошло шесть дней. Я каждый раз подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки.
Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить и высиживать свои яйца.
Я скорей отходил прочь, чтоб не мешать ей в этом важном деле. На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост.
Я подумал: «Все кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду».
Но нет, в гнезде лежала живая каменка. Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта.
Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из-под нее розовые яички.
Тогда я догадался, что приемыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тела он грел ее яички — высиживал ее птенцов.
Так оно и было.
Пересмешка кормила приемыша, приемыш высиживал ее птенцов.
Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах.
И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек.
Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов и выкормила их на славу.
Мы уже с вами знакомились с автором -писателем Виталием Бианки.Вспомните о чём писал автор? Кто главные герои его рассказов? Очень часто писатель описывал случаи,которые сам наблюдал.
-Кто главные герои рассказа Бианки "Подкидыш"?
-Какая главная мысль рассказа?
-Чему учит рассказ Бианки "Подкидыш"?
В рассказе "Подкидыш" Виталий Бианки описывает еще один удивительный случай, свидетелем которого ему довелось побывать. Он наблюдал, как пеночка-пересмешка высиживала чужое яйцо и как потом вылупившийся птенец каменки отблагодарил свою приемную мать.
-Кто главные герои рассказа "Подкидыш"?
1. Автор-рассказчик. Натуралист, любитель природы.
2. Пересмешка, пеночка. Маленькая птичка, которая отнеслась к чужому яйцу как к родному
3. Птенец Каменки. Выкормлен пеночкой, и потому согревал яйца пеночки своим тельцем.
Главная мысль рассказа "Подкидыш":
Тут можно вспомнить одну всем известную поговорку, которая лучше всего подходит к этому рассказу: Чужих детей не бывает.
-Чему учит рассказ "Подкидыш":
Рассказ учит любить и беречь природу, не разорять птичьи гнезда и не творить в лесу зла деревьям и прочим лесным обитателям.
Основные мысли рассказа:
1) Чужой беды не бывает.
2) Материнский инстинкт - очень сильная вещь, мать опекает не только родных детей, но не бросит чужих.
3) Нужно уметь быть благодарным и за сделанное тебе добро платить добром.
- Этот урок - мимолетное мгновение в мире жизни. Какие истины преподнесла природа? Какие понятия выдвинула она на первый план?
(Любовь, доброта, помощь, не вредить другим)
- Так давайте будем хорошими учениками природы.
Помнить ее уроки. И пусть в наши города, к нашим окнам,слетаются маленькие дети природы —
Ваше отношение к этому рассказу.