Методики диагностики внимания детей младшего школьного возраста.
Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно – предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.
Виды внимания.
Непроизвольным – называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным. Оно возникает без волевых усилий.
Причины возникновения непроизвольного внимания:
-объективные особенности предметов и явлений;
-структурная организация;
-интенсивность объекта;
-новизна, необычность объекта;
-резкая смена объектов;
-субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему.
Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. Основная функция произвольного внимания – активное регулирование протекания психических процессов.
Послепроизвольное внимание – это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности.
Свойства внимания.
Объем внимания – это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Чем больше объем внимания, тем более эффективной будет деятельность
Устойчивость внимания – его временная характеристика – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности.
Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности.
|
Концентрация внимания – это степень сосредоточения. Сосретодоченность – необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым
Распределение внимания – это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т. е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними.
Переключение внимания – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.
Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на которые оно обращается.
Методики:
«Корректурная проба»
«Красно-черная таблица»
Устойчивость внимания по Риссу
Корректурная проба с кольцами Ландольта
Методика Мюнстерберга (и ее модификации)
Распределение цифр в определенном порядке
«Проставь значки»
«Найди и вычеркни»
«Запомни и расставь точки»
Методика исследования концентрации и устойчивости внимания
Таблицы Шульте
Методика определения продуктивности и концентрации внимания с помощью теста Бурдона в модификации П. А. Рудника
Исследование концентрации внимания. Тест Пьерона-Рузера
Цель исследования: определить уровень концентрации внимания.
Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.
Процедура исследования:Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.
|
Инструкция испытуемому: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".
Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды "Начали!" и "Стоп!"
Обработка и анализ результатов
Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.
Уровень концентрации внимания определяют по таблице.
Число обработанных фигур
Ранг | Уровень концентрации внимания | |
очень высокий | ||
91-99 | высокий | |
80-90 65-79 | 3 4 | средний низкий |
64 и меньше | очень низкий |
За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается.
Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.
При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности). Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.