в) натуральное хозяйство




4. Территория Польши вошла в состав Российской империи в правление

а) Елизаветы Петровны в) Павла I

б) Екатерины II

5. Самое малочисленное сословие Российской империи

а) крестьянство в) духовенство

б) дворянство

Тестовое задание 2

1. К началу XIX в. наибольшей плотностью населения отли­чалась

а) Центральная Россия

б) Камчатка

в) Западная Сибирь

2. Самое многочисленное сословие Российской империи в конце XVIII в.

а) дворяне б) горожане в) крестьяне

3. Государственная религия Российской империи

а) ислам в) православие

б) старообрядчество

4. Административно-территориальная единица Российской империи в начале XIX в.

а) ратман б) губерния в) провинция

5. Резкая критика крепостничества содержалась в произве­дении

а) Н. Карамзина «Бедная Лиза»

б) Д. Фонвизина «Недоросль»

в) А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»

Изучение нового материала

1—2. Приступая к изучению новой темы, учитель предлагает учащимся познакомиться с главным вопросом урока и охарактеризовать императоров, оставивших за­метный след в истории страны (Петр I, Екатерина II и др.).

Характеризуя личность императора Александра I, не­обходимо вспомнить, в каких условиях он рос и воспиты­вался. Учащиеся могут самостоятельно прочитать текст учебника. Вопрос. Каковы истоки либеральных взглядов Александра I?

Учитель расширяет и дополняет ответы учащихся. Александр I получил разностороннее образование и вос­питание. Руководил его воспитанием Ф. Лагарп, респу­бликанец по убеждениям, гуманист, человек высоких нравственных качеств. Он старался привить воспитанни­ку идеи просвещения (веру в добрую природу человека, пагубность самовластия, природное равенство всех лю­дей, благотворности общественных свобод).

Учитель знакомит учащихся с обстоятельствами воца­рения Александра I. Он имел хорошее образование. Его воспитатель, швейцарец Лагарп, разделял идеи француз­ского Просвещения и был республиканцем по своим взглядам. Александр I, пообещав править по заветам сво­ей бабушки Екатерины П, гораздо глубже нее понимал идеи французских просветителей и пытался претворить в жизнь некоторые их положения. Вступив на престол, Александр I отменил наиболее одиозные указы отца и восстановил Жалованные грамоты дворянству и городам, отменил запрет на выезд за границу, на европейскую ли­тературу, возвратил из ссылки офицеров и чиновников. Внимание учащихся обращается к схеме «Внутренняя по­литика Александра I».

Первая половина царствования Александра I ознаме­новалась важными преобразованиями в государственном управлении. Заметным шагом на пути совершенствования государственной структуры управления стал Манифест 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств. Одновре­менно расширялись права Сената, который был объявлен высшей судебной инстанцией, органом надзора за адми­нистрацией и за деятельностью министров.

С деятельностью Негласного комитета учащиеся могут познакомиться самостоятельно (на основе текста учебни­ка). Затем они слушают сообщения о П. А. Строганове, Н. Н. Новосильцеве, А. А. Чарторыйском, В. П. Кочубее. Далее отвечают на вопросы. 1. С какой целью был создан Негласный комитет? 2. Чем был обусловлен выбор импе­ратора членов комитета? 3. Каково значение реформатор­ской деятельности молодого царя в первые годы правле­ния для экономического и политического развития стра­ны? Задание: Докажите, что первые реформы носили либеральный характер. Внимание учащихся обращается на определение этого термина.

Новый виток реформаторской активности Александ­ра I связан с именем М. М. Сперанского. В конце 1808 г. Александр I поручил ему составить общий план государ­ственных преобразований. В начале октября 1809 г. про­ект реформ, названный М. М. Сперанским «Введение к Уложению государственных законов», был закончен. Проект Сперанского предусматривал создание «правиль­ного монархического государства», в котором «все состо­яния государства» свободны и участвуют в законодатель­ной власти; «власть исполнительная принадлежит одному лицу, участвующему в законодательстве и утверждающе­му «всякое законодательное действие»; «есть общее мне­ние, оберегающее закон в исполнении его» »; «есть незави­симое сословие народа» (т. е. законодательное учрежде­ние, основанное на народном избрании), перед которым «исполнители» ответственны; «существует система зако­нов гражданских и уголовных, принятая народом»; «суд не лицом государя отправляется, но избранными от наро­да и им утвержденными исполнителями, кои сами суду подвержены быть могут»; «все действия правительства публичны, кроме некоторых определенных случаев»; су­ществует свобода печати в известных, точно определен­ных границах.

Реформирование предполагало реорганизацию госу­дарственных органов на основе принципа разделения властей. Высшим законодательным органом должна была стать выборная Государственная дума. Ни один закон не мог иметь силы без рассмотрения в Государственной думе.

Исполнительными органами должны были стать ми­нистерства, губернские, окружные и волостные управле­ния, ответственные перед законодательными органами. Высшим органом независимой судебной власти выступал Сенат, которому подчинялись суды. Средоточием всех ветвей власти становился император. Исключительное право законодательной инициативы и утверждения но­вых законов сохранялось за императором, в его руках сос­редоточивалась вся полнота управления страной. При императоре создавался Государственный совет, который координировал работу высших государственных учрежде­ний. Члены Совета назначались императором. Совет, по мысли Сперанского, должен был рассматривать законы до их внесения в Государственную думу.

В соответствии с проектом реформатора политические права принадлежат владельцам собственности — дворян­ству и представителям среднего состояния (купцы, меща­не, все крестьяне, владеющие недвижимой собственно­стью). Помещичьи крестьяне, мастеровые, их работники и домашние слуги, которых Сперанский относил к «низ­шему состоянию», должны иметь общие гражданские права.

Сперанский предполагал реализовать проект так: 1 ян­варя 1810 г. создать Государственный совет, затем назначить выбор депутатов в Государственную думу и открыть ее уже 1 сентября. Однако из всего проекта было реализо­вано только одно положение — создан Государственный совет. Планы Сперанского встретили со стороны высших сановников и дворян противодействие. Например, М. Н. Карамзин в «Записке о древней и новой России», врученной государю 18 марта 1811 г., утверждал, что само­державие — единственная форма правления, приемлемая для России. Аристократия и чиновничество были крайне раздражены выработанными им двумя указами 1809 г.:

1) о придворных званиях и 2) об экзаменах на граждан­ские чины. Указ 3 апреля 1809 г. пресек возможность мо­лодым аристократам занимать высшие государственные должности без необходимой подготовки только из-за знатности рода.

Сперанский участвовал в финансовой реформе 1810 г. Пытаясь ликвидировать дефицит бюджета, он предпола­гал сократить государственные расходы, увеличить пода­ти и налоги, а все находящиеся в обращении ассигнации признать государственным долгом, обеспеченным всем государственным имуществом, новый выпуск ассигнаций был прекращен. Однако расходы 1810 г. были значитель­ными, поэтому повышение налогов вызывало недоволь­ство всех слоев населения и делало фигуру Сперанского непопулярной. Александр I охладел к Сперанскому, кото­рый вскоре был отправлен в ссылку.

В марте 1819 г. Сперанского назначили сибирским генерал-губернатором. В марте 1821 г. он возвратился в Петербург, но деятельностью по преобразованию го­сударственного устройства России больше не занимал­ся.

После рассмотрения первого вопроса учащиеся отве­чают на вопрос: Как события восшествия на престол по­влияли на формирование внутренней политики Алексан­дра I?

Обобщая ответы учащихся, учитель отмечает, что сво­ей последующей политикой Александр I стремился оправ­дать себя не только в глазах общества, но, прежде всего, перед самим собой. Уже первые акты императора свиде­тельствовали, что он восстанавливает порядки и правила времен правления Екатерины II.

Далее учащимся предлагается заполнить таблицу.

 

 

Реформы Александра I

Реформа Основные положения Значение
     

 

Характеризуя указ о «вольных хлебопашцах», который многие ученые называют первым шагом к отмене кре­постного права в России, учитель задает дополнительные вопросы: 1. Как помещики восприняли этот указ? 2. При каких условиях помещики соглашались отпускать своих крепостных на волю, у которых возникало такое жела­ние?

Характеризуя министерскую реформу, учитель отмеча­ет, что изменения в государственном управлении были проведены с целью усиления централизации управления государством. Вопросы. 1. С какой целью Петр I провел реформу государственного управления? Почему создан­ные им центральные органы носили название коллегий?

1. Можно ли утверждать, что в системе государственного управления Российской империи на протяжении XVIII в. укрепилась «коллегиальность» в решении вопросов?

2. Существует ли противоречие между самодержавной формой правления и «коллегиальностью» решения во­просов?

Учитель объясняет, что в отличие от коллегий в мини­стерствах дела решались единолично министром, ответст­венным только перед императором. Введение мини­стерств свидетельствовало о дальнейшей бюрократиза­ции центрального управления и усовершенствовании центрального аппарата. Созданная Александром I мини­стерская система с некоторыми изменениями просущест­вовала до 1917 г.

Далее учитель конкретизирует положение учебника о том, что реформа 1803 г. «сделала образование более доступным для низших слоев населения». В 1803 г. было издано положение об устройстве учебных заведений, ко­торые разделялись на 4 ступени: приходские однокласс­ные школы, уездные училища, гимназии и университеты. В основу системы образования были положены принци­пы бессословности учебных заведений, бесплатности обучения на низших его ступенях и преемственности учебных программ.

В начале XIX в. в России действовал только один Мос­ковский университет. В 1802—1804 гг. были открыты Ви­ленский, Дерптский, Казанский и Харьковский. В 1804 г. в Петербурге был основан Главный педагогический ин­ститут, преобразованный в 1819 г. в университет. В 1811 г. был открыт Царскосельский лицей. В 1804 г. университе­ты получили широкую автономию в решении внутренних вопросов: получили право избирать ректора и профес­соров, иметь свой суд. Полиция и административные власти не имели права вмешиваться в дела университе­тов. Вопрос. Как вы думаете, какое значение для обра­зования и воспитания юношества имели подобные «сво­боды»?

3 —4. Первый вариант изучения вопроса — учащим­ся предлагается вспомнить основные направления внеш­ней политики Павла I и ответить на вопросы. 1. Каковы были причины так называемых Наполеоновских войн в конце XVIII в.? 2. Каковы были итоги Швейцарского и Итальянского походов русской армии под командованием А. В. Суворова? Задания: 1. Назовите членов антинаполе- оновской коалиции. 2. Дайте определение понятия «коа­лиция». Далее внимание учащихся обращается на план урока и карту учебника «Заграничный поход русской ар­мии» или карту, заранее подготовленную учителем.

Учащиеся составляют хронику военных действий по ходу рассказа учителя. Внешняя политика Александра I была обусловлена сложной международной обстановкой в Европе. Сразу после воцарения Александра, в июне 1801 г. с Англией были восстановлены мирные отноше­ния, вскоре был заключен и договор с Францией. Однако отношения с Францией обострились к 1805 г. К этому времени Наполеон, совершив государственный перево­рот, стал пожизненным консулом. В марте 1804 г. был убит герцог Энгиенский, родственник казненного коро­ля. К тому же Наполеон проводил активную внешнюю политику в Европе. Все это вызвало в России протест.

В 1805 г. сложилась новая, третья антинаполеоновская коалиция в составе Англии, Австрии, России и Швеции. Главными целями коалиция объявила установление в Европе мира, освобождение европейских стран от Напо­леона. Однако современные исследователи, в частности Н. А. Троицкий, считают, что истинная цель союзников состояла в территориальном увеличении своих государств и восстановлении монархии во Франции. В сентябре 1805 г. начались военные действия. 2 декабря 1805 г. около деревни Аустерлиц произошла грандиозная битва, завер­шившаяся поражением коалиционных войск. В июне 1807 г. русские войска проиграли сражение под Фридландом. Александр I в этих условиях был вынужден пойти на подписание мирного договора с Наполеоном.

Учащимся предлагается рассмотреть содержание Тиль­зитского мира и определить последствия его заключения для России и Европы.

Следствием Тильзитского мира стала война России со Швецией (1808—1809). Поводом стал отказ Швеции всту­пить в войну против Англии. Русские войска под коман­дованием Багратиона и Кульнева заняли Аландские остро­ва и вступили на территорию Швеции, которая вскоре подписала с Россией Фридрихсгамский договор, по кото­рому Россия получила Финляндию.

Учитель отмечает, что присоединение России к конти­нентальной блокаде пагубно сказывалось на внешней торговле. Александр I стал нарушать условия Тильзитского мирного договора, активно подталкивал австрийцев к но­вой войне против Франции. В России негативно встрети­ли известие о том, что Наполеон восстановил в 1807 г. часть польского государства.

В российском обществе получили распространение идеи начать самим войну с Наполеоном, уничтожить гер­цогство Варшавское, поднять против Франции Германию и в конечном счете свергнуть Наполеона. В высшем свете были недовольны Тильзитским миром и политикой Александра по отношению к Наполеону. И уже с 1810 г. Россия и Франция начали подготовку к войне.

Далее учитель обращает внимание на юго-восточное направление внешней политики Российского государст­ва. Учащимся предлагается вспомнить и показать по кар­те территории, присоединенные к России по Кючук-Кай- нарджийскому (1774) и Ясскому (1791) договорам.

Противоречия между Россией и Турцией привели к новой войне 1806—1812 гг. Россия победила и подписала в Бухаресте мирный договор, по которому приняла в свой состав Бессарабию и значительный участок Черномор­ского побережья Кавказа. Также Россия добилась автоно­мии для Валахии и Сербии.

В 1804 г. вспыхнула русско-иранская война, по оконча­нии которой в 1813 г. в состав Российской империи вошли территории Северного Азербайджана и Дагестана.

Зада­ния: 1. На основе текста учебника составить в тетради хронику русско-иранской войны. 2. Покажите по карте территориальные приобретения России в результате этой войны.

Второй вариант изучения вопроса — учащимся пред­лагается самостоятельно поработать с текстом учебника и заполнить таблицу.

Направления внешней политики Российской империи в начале XIX в.

Направление Даты Действия Договоры Территориальные изменения
         

 

Условия Тильзитского мира изучаются также с опорой на тексты документов. По окончании урока учащимся предлагается в игровой форме («Историческая эстафета») у доски, используя карту и свои записи в тетради, «пробе­жать дистанцию», повторив изученное.

Закрепление материала

1. С какой целью Александр I провел административ­ную реформу 1802 г. и 1810 г.? Можно ли считать, что в ос­нове этой реформы лежал принцип разделения властей, столь популярный в то время в Европе?

2. Прочитайте эпиграмму неизвестного автора на М. М. Сперанского, написанную в 1809 г. Как выдумаете, что вызывало раздражение автора? Какие действия Сперанского вызывали неприятие в российском высшем обществе?

Велики чудеса Сперанский нам явил,

Науками он вдруг дворян всех задавил.

Сперанский выдумал учить и стариков,

И хочет делать он из мухи пауков.

Велик он стал теперь, хотя и сын поповский;

Но, к сожалению, в нем разум не отцовский:

Громаду света он возмнил переменить,

Чтоб в хаосе таком навек себя затмить.

3. В чем заключались внешнеполитические противоре­чия между Россией и Францией? Назовите в хронологическом порядке военные события в Европе, в которых приняла участие Россия.

4. Каковы причины заключения Тильзитского мира со стороны Франции и России? Определите внешнеполити­ческие последствия этого договора.

5. Какие войны пришлось вести России на Кавказе? Как в их результате изменилась карта Российской импе­рии?

6. На первых заседаниях Негласного комитета получи­ли преобладание мирные принципы внешней политики. Чем же было вызвано участие России в войнах начала XIX в.? Некоторые ученые считают, что Тильзитский мир был непрочным и рано или поздно между Францией и Россией обострились бы отношения. Подтвердите или опровергните это утверждение.

Домашнее задание: § 3, вопросы и задания в конце параграфа. Дополнительные вопросы: подготовка проек­та на тему «Негласный комитет: реформы и последст­вия». По желанию учащиеся могут подготовить сообще­ния о М. Б. Барклае де Толли, М. И. Кутузове, П. И. Багра­тионе, Л. Л. Бенигсене или о морском сражении при Афоне

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: