Основные задачи, функции, структура и принципы социального управления




Субъект социального управления - это лицо, группа лиц или специально созданный орган, являющийся носителем управленческого воздействия на социальный объект (управляемую подсистему), осуществляющий деятельность, направленную на сохранение качественной специфики, обеспечение его нормального функционирования и успешное движение к заданной цели.

Объект социального управления - это социальная система (страна, регион, отрасль, предприятие, коллектив и т. п.), на которую направлены все виды управленческого воздействия с целью ее совершенствования, повышения качества функций и задач, успешного достижения запланированной цели (целей). Объекты управления можно типологизировать по следующим направлениям:

- по масштабам и уровням управленческого воздействия – государство, регион, отрасль предприятие и др.;

- видам регулируемой деятельности - производственная, социальная, политическая, социокультурная;

- адресату управленческого воздействия - население и все организационные структуры страны, население областных, районных, городских социально-территориальных общностей, персонал министерств и ведомств, предприятий, учреждений, научно-исследовательских институтов, учебных заведений, органов здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, воинских частей и подразделений и др.

В основе любого управления лежит целеполагание и выполнение поставленных задач:

- определение основной цели или целей (для многоуровневой) организации, выработка стратегии действий по ее достижению, формулирование концепции деятельности, развития данной организации;

- формирование корпоративной культуры, что предполагает объединение персонала вокруг общей цели (или целей);

- продуманная, рационально организованная мотивация персонала на достижение цели организации, успешное решение стоящих перед нею проблем;

- формирование в организации системы стабильных, долговременных иерархических связей, стандартов, норм, должностей, зафиксированных документально (устав, положение организации), регулирующих взаимодействия между организациями, подразделениями, людьми как членами организации по поводу осуществления их функций;

- разработка и осуществление технологии изменений, так как эффективность управления определяется способностью к изменениям;

- определение диагностики управления (определение точек наибольшей и наименьшей управляемости, точек неуправляемости); формирование представления о том, какова должна быть реализация управленческого решения;

- разработка системы контроля за выполнением принятого решения (определение, применение стимулов его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, социальных групп, организаций, их подразделений, срывающих выполнение принятых решений). Социальное управление имеет четкую структуру, в которую входят:

- субъект (субъекты) и объект (объекты) управления; - организационная структура управления - совокупность уровней и звеньев управленческой деятельности в единстве с их функциональными областями, расположенными в строгой соподчиненности и обеспечивающими взаимосвязь между управляющей и управляемой системами для эффективного достижения цели;

- механическая структура управления, при которой управленческое воздействие на подчиненных сотрудников осуществляется традиционнобюрократическими методами (инновационные приемы управленческой деятельности, изменения в окружающей среде не учитываются);

- адаптивная структура управления, учитывающая инновационные приемы управленческой деятельности и позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде;

- партисипативная структура управления, основанная на активном включении сотрудников и их представителей в процессы выработки, принятия и реализации управленческих решений (от обмена информацией, консультаций и переговоров до включения представителей сотрудников в наблюдательные и исполнительные советы, их участия в распределении прибылей и в разработке программ совершенствования производства);

- матричная структура управления - симбиоз, конструируемый путем органического совмещения горизонтальной и вертикальной структур, что обусловлено необходимостью координации деятельности, когда она распределяется по своим целям, задачам, содержанию как по горизонтали, так и по вертикали, что имеет место в крупных современных организациях и социальных институтах (автомобильных заводах, в акционерных обществах и др. организациях)

 

Социальное управление носит циклический характер и проходит различные этапы, к которым можно отнести:

- постановку управленческой работы;

- сбор необходимой информации;

- выработку решения;

- принятие решения;

- организацию исполнения принятого решения;

- контроль за исполнением принятого решения.

 

Тактическое социальное управление – это процесс разработки и реализации управленческих решений, рассчитанных, как правило, на период до одного года. Тактические решения обычно подчинены стратегии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: