Субъект социального управления - это лицо, группа лиц или специально созданный орган, являющийся носителем управленческого воздействия на социальный объект (управляемую подсистему), осуществляющий деятельность, направленную на сохранение качественной специфики, обеспечение его нормального функционирования и успешное движение к заданной цели.
Объект социального управления - это социальная система (страна, регион, отрасль, предприятие, коллектив и т. п.), на которую направлены все виды управленческого воздействия с целью ее совершенствования, повышения качества функций и задач, успешного достижения запланированной цели (целей). Объекты управления можно типологизировать по следующим направлениям:
- по масштабам и уровням управленческого воздействия – государство, регион, отрасль предприятие и др.;
- видам регулируемой деятельности - производственная, социальная, политическая, социокультурная;
- адресату управленческого воздействия - население и все организационные структуры страны, население областных, районных, городских социально-территориальных общностей, персонал министерств и ведомств, предприятий, учреждений, научно-исследовательских институтов, учебных заведений, органов здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, воинских частей и подразделений и др.
В основе любого управления лежит целеполагание и выполнение поставленных задач:
- определение основной цели или целей (для многоуровневой) организации, выработка стратегии действий по ее достижению, формулирование концепции деятельности, развития данной организации;
- формирование корпоративной культуры, что предполагает объединение персонала вокруг общей цели (или целей);
- продуманная, рационально организованная мотивация персонала на достижение цели организации, успешное решение стоящих перед нею проблем;
- формирование в организации системы стабильных, долговременных иерархических связей, стандартов, норм, должностей, зафиксированных документально (устав, положение организации), регулирующих взаимодействия между организациями, подразделениями, людьми как членами организации по поводу осуществления их функций;
- разработка и осуществление технологии изменений, так как эффективность управления определяется способностью к изменениям;
- определение диагностики управления (определение точек наибольшей и наименьшей управляемости, точек неуправляемости); формирование представления о том, какова должна быть реализация управленческого решения;
- разработка системы контроля за выполнением принятого решения (определение, применение стимулов его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, социальных групп, организаций, их подразделений, срывающих выполнение принятых решений). Социальное управление имеет четкую структуру, в которую входят:
- субъект (субъекты) и объект (объекты) управления; - организационная структура управления - совокупность уровней и звеньев управленческой деятельности в единстве с их функциональными областями, расположенными в строгой соподчиненности и обеспечивающими взаимосвязь между управляющей и управляемой системами для эффективного достижения цели;
- механическая структура управления, при которой управленческое воздействие на подчиненных сотрудников осуществляется традиционнобюрократическими методами (инновационные приемы управленческой деятельности, изменения в окружающей среде не учитываются);
- адаптивная структура управления, учитывающая инновационные приемы управленческой деятельности и позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде;
- партисипативная структура управления, основанная на активном включении сотрудников и их представителей в процессы выработки, принятия и реализации управленческих решений (от обмена информацией, консультаций и переговоров до включения представителей сотрудников в наблюдательные и исполнительные советы, их участия в распределении прибылей и в разработке программ совершенствования производства);
- матричная структура управления - симбиоз, конструируемый путем органического совмещения горизонтальной и вертикальной структур, что обусловлено необходимостью координации деятельности, когда она распределяется по своим целям, задачам, содержанию как по горизонтали, так и по вертикали, что имеет место в крупных современных организациях и социальных институтах (автомобильных заводах, в акционерных обществах и др. организациях)
Социальное управление носит циклический характер и проходит различные этапы, к которым можно отнести:
- постановку управленческой работы;
- сбор необходимой информации;
- выработку решения;
- принятие решения;
- организацию исполнения принятого решения;
- контроль за исполнением принятого решения.
Тактическое социальное управление – это процесс разработки и реализации управленческих решений, рассчитанных, как правило, на период до одного года. Тактические решения обычно подчинены стратегии.