Эти обстоятельства позволяют отнести транспорт к числу приоритетных отраслей экономики.




Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения.

  • Скорость транспортного сообщения влияет на эффективность экономических связей и подвижность населения.
  • Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволят сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого российского региона.
  • Своевременность (регулярность, ритмичность) транспортного обслуживания в грузовом и пассажирском сообщениях имеет большое экономическое значение. В грузовом сообщении, например, от нее зависят величина страховых запасов продукции на складах грузополучателей, необходимых для поддержания непрерывности производства и снабжения населения, объем необходимых оборотных средств и затраты на хранение грузов.
  • Роль транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России обусловлена ростом требований к мобильности Вооруженных Сил Российской Федерации. Безопасность транспортной системы определяет эффективную работу аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны и специальных служб и определяет условия повышения общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.

Транспорт является одной из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.

 

44. Развитие транспортной сети по регионам России. Проблемы развития транспортных связей с зарубежными странами.

Характеристика системы

Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.

Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта — железнодорожный и трубопроводный. На них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и пригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов. Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством.

Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и износом подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы, а также отсутствием инвестиций для преодоления данных проблем. Важной характеристикой транспортной системы России является тот факт, что, по данным Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье 10 % населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны (не имеет доступа к сети круглогодично эксплуатируемых автодорог и/или не имеет доступа к железнодорожным станциям и аэродромам). Средняя подвижность населения России (на 2011 год) — около 6300 км на душу населения в год (в странах Западной Европы — 15-20 тыс. км, в США, Канаде — 25-30 тыс. км в год). Существенным фактором, обуславливающим территориальную разобщённость страны, является построение её транспортной системы по звездообразному принципу с центром в столице.

 

Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается по регионам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (км пути на 1000 км2 площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую — Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузоперевозок. В районах, где добываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ — велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт и высоко значение трубопроводного, а также в Центральном районе большая часть перевозок осуществляется по железной дороге. Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т. е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья и топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно — пассивный, т. е. ввоз превышает вывоз.

В Центрально-Черноземном районе, на Северном Кавказе, в Поволжье, южных районах Урала, в Сибири и на Дальнем Востоке преимущественное развитие получит местная автодорожная сеть с твердым покрытием, которая в перспективе должна соединить все населенные пункты.

 

В Северо-Западном федеральном округе транспорт играет важнейшую роль в развитии внешнеторговых связей России. В перспективе, по мере роста перевозок по евро-азиатским транспортным направлениям Север - Юг и Восток - Запад, возрастет его роль в обеспечении транзитных перевозок.

Приоритетами развития транспорта в Северо-Западном федеральном округе являются создание и развитие скоростных перевозок пассажиров и грузов железнодорожным и автомобильным транспортом, модернизация и строительство новых портовых комплексов на Балтийском, Белом и Баренцевом морях с увеличением грузооборота к 2030 году портов Северного бассейна в 3,3 раза и портов Балтийского бассейна в 2 раза, развитие железнодорожных, автомобильных и трубопроводных подходов к ним, формирование и устойчивое функционирование транспортных связей Калининградской области с другими регионами России. Развитие транспорта в Республике Коми и Ненецком автономном округе будет ориентировано на обеспечение освоения месторождений полезных ископаемых и повышения доступности транспортных услуг для населения удаленных и труднодоступных районов. Эти регионы, а также Мурманская и Архангельская области имеют наибольшую потребность в развитии социально значимых пассажирских авиаперевозок. Развитие внутреннего водного транспорта будет направлено на использование водных путей, главным образом Волго-Балтийского водного пути, и речных портов для осуществления прямых водных перевозок с использованием судов смешанного плавания в направлении Северной и Западной Европы. Предусматривается комплексное развитие наиболее крупных транспортных узлов округа - Санкт-Петербургского и Мурманского.

 

Центральный федеральный округ имеет развитую транспортную систему, главными задачами развития которой является технологическая модернизация, повышение конкурентоспособности и качества обслуживания населения, обеспечение устойчивой работы транспорта в условиях растущих объемов перевозок грузов и пассажиров. Одной из важнейших проблем округа является развитие Московского транспортного узла - наиболее крупного в России.

Приоритетами развития транспорта в Центральном федеральном округе являются развитие скоростных перевозок пассажиров и грузов железнодорожным и автомобильным транспортом, комплексное развитие Московского транспортного узла и перенос грузовой работы за его пределы с созданием необходимой инфраструктуры, в том числе логистической, в Московской области и сопредельных регионах, повышение пропускной способности автомобильных дорог федерального и регионального значения, комплексное развитие Московского авиаузла с созданием на его базе хаба с системой скоростных автодорог и железнодорожных линий, связывающих аэропорты между собой и с центральной частью города, развитие аэропортов местного значения для осуществления внутрирегиональных авиаперевозок и как запасных для Московского авиаузла, создание транспортно-логистической системы для обслуживания агропромышленного комплекса, прежде всего в Центрально-Черноземном районе, развитие перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом.

 

В Южном федеральном округе транспорт является одной из важнейших отраслей экономики и его развитие осуществляется в целях решения следующих основных задач:

• развитие транспортной системы регионов округа, особенно Чеченской Республики и других республик Северного Кавказа, для повышения темпов их социально-экономического прогресса и увеличения объемов межрегиональных связей;

• транспортное обеспечение растущих объемов внешней торговли страны и международного транзита. Это прежде всего связано с развитием морских и наземных коммуникаций евро-азиатского транспортного направления Север - Юг, увеличением переработки внешнеторговых грузов в российских морских портах Черного и Азовского морей, активизацией международного сотрудничества в рамках ЕврАзЭС и Организации Черноморского экономического сотрудничества;

• развитие рекреационных возможностей региона и подготовка к проведению в 2014 году в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр.

Приоритетными направлениями развития транспорта в Южном федеральном округе являются создание скоростных железнодорожных и автодорожных направлений, повышение пропускной способности всех видов транспорта, включая усиление подходов к морским портам, строительство новых железных и автомобильных дорог и воднотранспортных межбассейновых соединений, а также комплексное развитие крупнейшего Новороссийского транспортного узла и формирующейся агломерации Ростов-на-Дону - Аксай - Батайск - Новочеркасск, создание на территории округа транспортно-логистической инфраструктуры, увеличение мощностей всех морских портов с ростом их грузооборота к 2030 году в 1,9 раза, развитие перевозок пассажиров морским и речным транспортом. Предусматривается развитие аэропорта в г. Ростове-на-Дону в качестве хаба, а также крупных аэропортов в гг. Краснодаре, Волгограде, Минеральные Воды. Для развития местных воздушных перевозок будут развиваться аэропорты центров субъектов Российской Федерации, местные связующие и курортные аэропорты.

 

Развитие транспорта в Приволжском федеральном округе будет определяться, с одной стороны, развитием его экономики - реализацией промышленного и сельскохозяйственного потенциала регионов, ростом потребительского сектора, с другой стороны, повышением значения транспортной системы округа для осуществления перевозок в межрегиональном, внешнеторговом и транзитном сообщениях.

Выгодное транспортно-географическое положение округа на пересечении 2 евро-азиатских транспортных направлений Север - Юг и Восток - Запад оказывает исключительно благоприятное влияние на формирование его производственного комплекса и торговли.

Приоритетными направлениями развития транспорта в Приволжском федеральном округе являются создание скоростных железнодорожных направлений, повышение пропускной способности основных магистральных направлений транспортной сети, включая железнодорожную инфраструктуру, автомобильные дороги федерального и регионального значения, внутренние водные пути, а также создание интегрированной сети транспортно-логистических комплексов, развитие авиатранспортной инфраструктуры с формированием хабов международных и внутренних магистральных перевозок на базе аэропортов гг. Самары и Уфы и строительство метрополитена в г. Уфе.

 

Приоритетными направлениями развития транспорта в Уральском федеральном округе являются строительство новых грузообразующих и технологических железнодорожных линий, главным образом в рамках реализации проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный", организация скоростного железнодорожного сообщения между гг. Екатеринбургом и Челябинском, увеличение пропускной способности магистральной сети железных и автомобильных дорог, развитие транспортных коммуникаций в направлении Республики Казахстан и Китая, создание современной системы транспортно-экспедиционного и логистического обслуживания в пунктах взаимодействия различных видов транспорта, прежде всего в крупнейших транспортных узлах - гг. Екатеринбурге и Челябинске, формирование на базе аэропорта г. Екатеринбурга хаба для международных и внутренних магистральных воздушных перевозок и развитие инфраструктуры региональных авиаперевозок в Ямало-Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, а также строительство метрополитена в г. Челябинске. Рост добычи полезных ископаемых в Ямало-Ненецом автономном округе будет стимулировать использование Северного морского пути.

 

В Сибирском федеральном округе задачи развития транспортной системы значительно отличаются в зависимости от региона и его специализации, уровня экономического и социального развития, а также от географических характеристик.

Приоритетными направлениями развития транспорта в южных районах Сибири, где в наибольшей степени развито промышленное и сельскохозяйственное производство, являются дальнейшее развитие железнодорожных и автодорожных коммуникаций в полосе евро-азиатского транспортного направления Восток - Запад, включая Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали, строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали и новых железнодорожных линий для освоения близлежащих месторождений полезных ископаемых, строительство новых автомобильных дорог к населенным пунктам, реконструкция автодорог на подходах к государственной границе в южной части региона для обеспечения прямых выходов на Китай, ускоренное развитие транспортно-логистических центров, развитие инфраструктуры пассажирских перевозок в связи с повышением мобильности населения и развитием рекреационного потенциала регионов, создание на базе крупнейших аэропортов в гг. Новосибирске и Красноярске хабов для перевозок по международным и внутренним воздушным линиям, строительство метрополитенов в гг. Омске и Красноярске.

Приоритетными направлениями развития транспорта в северных районах Сибири являются строительство и развитие меридиональных и широтных опорных железнодорожных и автодорожных направлений, а также совершенствование коммуникаций Северного морского пути. Для прибрежных и островных арктических районов Сибири морской транспорт останется безальтернативным видом транспорта. Сохранится его роль в вывозе продукции Норильского горно-металлургического комбината, леса из порта г. Игарки на экспорт. Наряду с аэропортами крупных промышленных центров предусматривается развитие инфраструктуры региональных авиаперевозок в Республике Бурятия и Республике Тыва, Красноярском крае, Томской и Иркутской областях.

 

В Дальневосточном федеральном округе главной задачей в области транспорта является крупномасштабное развитие транспортной инфраструктуры в целях обеспечения социально-экономического прогресса регионов округа, повышения транспортной сбалансированности регионов этого округа между собой и с остальной территорией страны, реализации благоприятных возможностей для развития международных торговых и социальных связей прежде всего со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Приоритетными направлениями развития транспорта в Дальневосточном федеральном округе являются завершение формирования опорной магистральной железнодорожной сети путем усиления Транссибирской магистрали, завершения строительства Байкало-Амурской магистрали, Амурско-Якутской магистрали и соединительных линий, строительства новых железнодорожных линий, развитие перевозок по международным транспортным коридорам ("Транссиб", "Приморье-1", "Приморье-2"), продолжение формирования опорной магистральной сети автомобильных дорог, развитие перегрузочных мощностей базовых материковых портов и портов на острове Сахалин с увеличением их суммарного грузооборота к 2030 году в 3,1 раза преимущественно за счет роста экспорта нефтегрузов, развитие международных пограничных переходов, систем транспортно-логистического обслуживания, развитие Якутского речного порта в качестве базового для обеспечения северного завоза в Республике Саха (Якутия), интенсивное развитие сети аэропортов, в том числе инфраструктуры для обеспечения региональных авиаперевозок в Республике Саха (Якутия), Чукотском автономном округе, Камчатском и Хабаровском краях, а также в Магаданской и Сахалинской областях.

 

Россия имеет одно из самых выгодных ЭГП в мире, потому что находится между востоком и западом, но из-за износа транспортных сетей Россия не может воспользоваться это преимущество.

Уровень информатизации транспортных процессов и информационного взаимодействия отрасли транспорта с другими отраслями экономики недостаточен, что мешает ее интеграции в мировую коммуникационную систему.

Проблемы развития транспортных связей с зарубежными странами.

• Несовпадение колеи железных дорог России и других стран

• Отечественные машины не соответствуют стандартам других стран

• Плохое состояние дорог

• парк воздушных судов морально и физически устарел, его основу составляют воздушные суда, отстающие по своим характеристикам от зарубежных аналогов;

• по всем удельным показателям развития сети автомобильных дорог общего пользования Россия значительно уступает зарубежным странам, развитие дорожной сети не соответствует темпам автомобилизации страны;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: