Методические указания и контрольные задания разработаны д.т.н., профессором Шутовым В.А., д.т.н., профессором Миренковым В.Е. и к.т.н., доцентом Полуэктовым В.А.
Методические указания составлены для студентов специальностей
270100.62 –АРХИТЕКТУРА, 270900.62- ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, – 270300.62 – ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ, Содержат перечень тем, изучаемых в курсе, критерии оценки текущей успеваемости студента, список литературы, задания к контрольным работам и примеры их выполнения.
Утверждены методической комиссией НГАХА ………..12 г.
Рецензенты: к.т.н., профессор, зав. кафедрой строительного производства НГАХА Семикин П.В., к.т.н., д.т.н., профессором кафедры строительного производства НГАХА Шафраем С.Д.
Новосибирск, НГАХА, 2012
Цели освоение дисциплины
Цель курса – дать будущему архитектору представление о механике, являющейся научной основой многих прикладных наук, в которых ее общие законы движения и взаимодействия тел находят применение при исследовании каких-либо частных случаев. Цель курса включает в себя развитие навыков расчетов при выборе материала и таких пропорций конструкции, которые гарантировали бы ее несущую способность, соблюдение нормативных условий строительства и эксплуатации.
В соответствии с целями курс “Строительная механика” предполагает решение задачи формирования у обучаемых знаний о классических и современных методах расчета конструкций и их элементов на прочность, жесткость и устойчивость при статическом действии нагрузки с учетом требований надежности и экономичности с одной стороны и архитектурной оригинальности – с другой. Окончательный расчет конструкции проводит специалист, но архитектор сам должен быть способен придумать ее, придав правильные пропорции. Лишь в этом случае она будет долговечной и, возможно, прекрасной.
|
Указанной цели можно достичь развивая соответствующую интуицию, для чего, в свою очередь, необходимо изучить основные понятия и методы расчетов, прорешать ряд простейших задач как по теоретической механике, так и по сопротивлению материалов и строительной механике, научиться понимать работу отдельных элементов и конструкций в целом, оценивать рациональность того или иного конструктивного решения с точки зрения прочности и надежности сооружения.
2. Содержание курса «теоретическая механика» и количество часов аудиторных занятий на рассмотрение его тем ( л–лекции, п –практические занятия)
1. Введение. Предмет и содержание раздела «статика» курса строительной механики и его значение в образовании архитектора-инженера (л-0.5 часа);
2. Основные понятия и аксиомы раздела «статика» курса теоретической механики. Абсолютно твердое тело, материальная точка, система тел. Сила, система сил, свободное тело, степень свободы. Аксиомы статики, идеальные связи и их реакции (л-1.5ч.);
3. Система сходящихся сил. Геометрический способ сложения и разложения сил. Проекция силы на ось. Условия равновесия системы сходящихся сил в геометрической и аналитической формах. Теорема о трех силах. Примеры решения задач (л-2ч., п-1ч.);
4. Момент силы. Момент силы относительно точки. Момент силы относительно оси. Примеры решения задач. Пара сил. Пара сил, момент пары. Сложение пар сил, условия эквивалентности и равновесия системы пар сил (л-2ч., п-1ч.);
|
5. Произвольная система сил. Лемма Пуансо. Главный вектор и главный момент системы сил. Теорема Пуансо, условие равновесия произвольной системы сил (л-1ч., п-1ч.);
6. Система параллельных сил. Центр параллельных сил. Центр тяжести тела и методы его определения (л-1ч., п-1ч.);
7. Плоская система сил. Три формы условия равновесия плоской системы сил. Определение реакций связей в балках и рамах. Примеры решения задач (л-2ч., п-4ч.);
8. Расчет ферм. Основные понятия о фермах. Определение внутренних усилий в стержнях плоской фермы. Графический способ определения усилий в ферме. Примеры решения задач (л-2ч.,п-3ч.);
9. Трение. Законы трения скольжения. Равновесие тел при наличии трения. Кинематика точки. Примеры решения задач (л-2ч.,п-2);
10. Простейшие виды движения тела. Динамика материальной точки. Примеры решения задач (л-2ч., п-2ч.);
Распределение нагрузки в часах по неделям 2-го семестра
№ Нед | |||||||||||||||||||
Лек | |||||||||||||||||||
пр-к | |||||||||||||||||||
С.р. | |||||||||||||||||||
ВСЕГО |
3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов включает в себя учебно-методическую литературу: учебники, методические указания к контрльным работам, учебные пособия.
|
3.1 Рекомендуемая литература (основная)
1. Бабанов В.В. Теоретическая механика для архитекторов т.1. М.: Академия, 2008.
2. Тарг С.М. Краткий курс теоретической механики. Изд. 7-е (и все следующие издания), “Наука”.- 1970.
3.2 Рекомендуемая литература (дополнительная)
1. Миренков.В.Е., Шутов В.А. Теоретическая механика (учебное пособие). Н.: НГАХА.-2003.
2. Шутов В.А, Миренков.В.Е., Полуэктов В.А. Теоретическая механика (Методические указания и задания к контрольным работам). Н.: НГАХА.-2012.
3. Миренков.В.Е., Шутов В.А. Контрольные задачи-тесты по теоретической механике. Н.: НГАХА.-2007.
4. Гернет М.М. Курс теоретической механики. М.: Высшая школа, 1987.
5. Тимошенко С., Юнг Д. Инженерная механика. М.: Машгиз, 1960.
6. Мещерский И.В. Сборник задач по теоретической механике. М.: Высшая школа, 1976.Сборник задач для курсовых работ по теоретической механике. Под ред. Яблонского А.А.. М.: Высшая школа, 1985.
7. Сборник коротких задач по теоретической механике. Под ред. Кепе О.Э. М.: Высшая школа, 1989.