Итак, я перехожу к эмпирической части курсовой работы.




СЛАЙД

Представление (ФИО, тема, научный руководитель).

СЛАЙД

Цель исследования: выявить особенности влияния компьютерных игр на проявления агрессивности подростков.

Объект исследования: агрессивность в подростковом возрасте.

Предмет исследования: агрессивность подростков, увлечённых компьютерными играми.

Гипотеза: уровень агрессивности детей подросткового возраста, играющих в компьютерные игры выше, чем уровень агрессивности подростков, которые не играют в агрессивные компьютерные игры.

Зависимая переменная: агрессивность подростков.

Независимая переменная: степень агрессивности компьютерной игры.

1 переменная – агрессивная компьютерная игра;

2 переменная – не агрессивная компьютерная игра.

СЛАЙД

ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ

Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленной цели поставлены задачи, я назову основные:

1) проанализировать теоретические подходы к изучению феномена агрессивности человека;

2) изучить специфику агрессии у подростков;

3) исследовать и проанализировать влияние компьютерных игр на проявление агрессивности, различия в степени агрессивности между подростками, играющими и не играющими в компьютерные игры.

 

Сегодня проблема агрессии является одной из самых острых в научном мире. Тревожным симптомом является рост числа агрессивных подростков.

Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков.

В своей курсовой работе я рассматриваю именно влияние компьютерных игр на проявление агрессивности подростков. Количество компьютерных фанатов стремительно пополняется. Исследователи Сингапурского университета считают, что дети и подростки, играющие в агрессивные компьютерные и видеоигры, больше склонны к жестокости и асоциальному поведению. К таким компьютерным играм относятся, в первую очередь, игры, состоящие из боевых сцен, драк и перестрелок.

Следует отметить, что практически на сегодняшний день отсутствует психологическая классификация компьютерных игр, в основе которой лежали бы психические функции, включённые в процесс игры. Но Шмелев выделил игры следующих классов: класс формально-логических, комбинаторного мышления; класс азартных игр; военные игры и игры-единоборства; игры типа преследование-избегание; авантюрные игры; игры-тренажёры; игры-стратегии.

Исследования М.Иванова показали устойчивые отклонения от нормы показателей психического состояния у игроков- снижение настроения, самочувствия, активности. Он отмечает завышенный по отношению к нормальному уровень личностной тревожности.

Это свидетельствует о дезадаптации, неадекватном восприятии себя и окружающего мира. Нарастание диссонанса между «Я виртуальный», который бессмертен и может все в виртуальном мире и «Я реальном», который является простым смертным человеком. Тревога служит катализатором формирования зависимости – с увеличением зависимости растёт тревога и наоборот.

Механизм формирования игровой зависимости основан на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях: уход от реальности и принятие роли. Эти механизмы работают независимо от сознания человека и характера мотивации игровой деятельности.

Надо признать, что в области психологического изучения игровой деятельности, опосредствованной компьютерными программами, никакие выводы позитивного или негативного характера не могут считаться окончательно установленными – как из-за ограниченности научного знания, так и ввиду ускоренного развития самих игр.

СЛАЙД

Сделав теоретический обзор проблемы агрессивности в подростковом возрасте, я пришла к выводу, что психика и личность подростков находятся на стадии становления, а многие компьютерные игры могут вызвать агрессивный настрой. Компьютерные игры являются одним из фактором проявлений различных форм агрессии у подростков.

СЛАЙД

Итак, я перехожу к эмпирической части курсовой работы.

Данное исследование проводилось с целью изучения особенностей влияния компьютерных игр на проявления агрессивности подростков.

Исследование было проведено в МОУ СШ №8 города Снежное, во время основных занятий, в котором приняли участие учащиеся 8 класса в количестве 15 человек, из них 7 мальчиков и 8 девочек. Подбор испытуемых был осуществлён без предварительного тестирования.

Полученные данные были проанализированы и наглядным образом представлены в виде таблиц и с помощью диаграмм.

Для определения количества подростков, играющих в компьютерные игры и изучения влияния этих игр на агрессивность подростков, была подготовлена анкета «Компьютерные игры в твоей жизни». Для исследования агрессии испытуемых был подготовлен и проведен комплекс диагностических методик: опросник Басса-Дарки, ДМО Собчик, проективная методика «Несуществующее животное».

В результате обработки данных анкет, были сформированы две группы подростков: агрессивных и неагрессивных.

СЛАЙД

Для выявления уровня агрессии у детей мною были использованы следующие методики: опросник Басса-Дарки, метод диагностики межличностных отношений Л.Н.Собчик, проективная методика «Несуществующее животное».

СЛАЙД

При обработке результатов опросника Басса-Дарки мы получили средние значения форм агрессивных и враждебных реакций по двум группам испытуемых группы А и группы Б,которые представлены на графике.(График на слайде). Анализируя результаты исследования можно констатировать, что у испытуемых группы А средние показатели всех форм агрессивных и враждебных реакций выше, чем у испытуемых группы Б, за исключением показателя вины. Это говорит о том, что агрессивные подростки нередко бывают неуравновешенными и чрезмерно жесткими по отношению к другим людям. Они надеются добиться успеха, жертвуя интересами домашних, окружающих. Наиболее ярко выражена вербальная агрессия у испытуемых группы А, она имеет наивысший средний показатель, подростки выражают негативные чувства как через форму, так и через содержание словесных ответов. Следует отметить, что средний показатель раздражения группы А один из высоких. Показатели негативизма и раздражения имеют меньший разрыв в показателях у испытуемых группы А и группы Б.

СЛАЙД

При обработке данных диагностики межличностных отношений Л.И.Собчик испытуемых группы А и группы Б, были получены результаты межличностного поведения подростков в классе по восьми октантам, по показателям которых были выведены средние значения и представлены в диаграммах. (Диаграмма группы А и группы Б вместе).

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что показатели испытуемых группы А по 1 октанте - властный-лидирующий и 3 октанте - прямолинейный-агрессивный значительно отличаются от показателей группы Б. Для подростков группы А характерен дидактический стиль высказывания, в процессе взаимодействия они проявляют по отношению к окружающим уверенность, независимость, желание соперничать, несдержанность и вспыльчивость, проявляется потребность командовать другими, испытуемые нетерпимы к критике. Подростки группы Б выявляют уверенность в себе, умеют быть хорошими наставниками и организаторами, непосредственны, прямолинейны, настойчивы в отношениях, в достижение цели.

СЛАЙД

Для того, чтобы выявить достоверны ли полученные значения, используем U-критерий Манна-Уитни. Данные расчёта по методике Басса-Дарки испытуемых группы А и группы Б представлены в таблице 2.7. В таблице 2.8 представлены данные по ДМО Л.Н.Собчик.

(Вставка таблиц 2.7 и 2.8). Басса-Дарки -Показатели физической агрессии, вербальной и косвенной агрессии, раздражения и подозрительности являются значимыми на 1% уровне. Показатель негативизма значим на 5% уровне. Это говорит о том, что уровень агрессивности подростков группы А и группы Б –различен. А показатели факторов обиды и чувства вины не значимы.

СЛАЙД

ДМО-Собчик - По методике ДМО являются значимыми такие октанты, как властный-лидирующий и прямолинейный-агрессивный на 1% уровне, это указывает на то, что межличностные отношения испытуемых группы А и группы Б различны. Показатели остальных шести октант не значимы.

СЛАЙД И 12 СЛАЙДЫ

Для проверки взаимосвязей агрессивных и враждебных реакций и межличностных отношений был проведен корреляционный анализ результаты которого позволили получить и проинтерпретировать ряд корреляционных связей. В таблице 2.9 и 2.10 отражены корреляционные связи показателей методики Басса-Дарки и ДМО Л.Н.Собчик группы А и группы Б.

СЛАЙД

Последней методикой, которую я использовала в своей курсовой работе –это проективная методика-«Несуществующее животное».

На слайде, я представила 2 рисунка испытуемых группы А, в которых подтверждается агрессивность подростков.

Рисунок 1. Несуществующее животное Кривоклюв.

Рисунок по положению на листе бумаги незначительно смещён влево, что говорит об адекватной самооценке. Голова направлена вправо, пропорциональна ко всему телу и мы делаем вывод, что это больше человек действия, ориентированный на практическую деятельность, человек решительный, реализующий свои планы. Обращаем внимание на глаза, точнее, один глаз, так как рисунок выполнен в профиль животного.

Мы видим мощный острый клюв, плотно сомкнутый, что говорит о скрытой агрессии. Да и название животного указывает на преимущество мощного клюва - Кривоклюв.

Прорисовка лап чёткая, животное уверенно стоит на них, опираясь на широко раскрытые когти, что может свидетельствовать о спонтанной агрессии. Лапы короткие, это говорит об импульсивности. Передние лапы скрещены, этим подчёркивается закрытость и настороженность автора. Условно это животное можно отнести к угрожающему, готовому к нападению. Широко расправленные крылья говорят об уверенности в себе, “самораспространении” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих.

Фигура животного вся закрашена, хорошо прорисована, с хорошим нажимом, это подчёркивает уверенность, некоторую авторитарность. Хвост направлен влево и опущен вниз, это может показывать негативное отношение к мыслям и возможностям, проявление демонстративности, часто сожалеет о сказанном или сделанном.

Рисунок 2. Несуществующее животное Гаршистый медван.

Рисунок по положению на листе бумаги находится в центре рисунка. Положение головы - в анфас, это трактуется как эгоцентризм. Рот приоткрыт с явным присутствием зубов, что свидетельствует о вербальной агрессии. Также следует отметить на голове рога, что также подчёркивает агрессию испытуемого.

Части тела пропорциональны. Имеются крылья, которые слабо прорисованы в отличии от основного животного, что говорит об уверенности в себе, “самораспространении” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, что подогревает агрессию. На теле мы наблюдаем колючки или шипы, что явно свидетельствует об агрессии.

Нажим в рисунке сильный, уверенный - это говорит также о наличии агрессии по отношению к другим. Данное животное можно отнести к угрожающим.

Эти два примера данной методики являются ярким подтверждением того, что на рисунках несуществующих животных подростков, увлечённые компьютерными играми, действительно прослеживается проявления агрессивности

.

СЛАЙД

Заключение. Итак в ходе курсовой работы было выявлено, что у подростков с низким и средним уровнем увлеченности компьютерными играми показания методик, находятся в пределах возрастной нормы, а у подростков с высоким уровнем увлеченности компьютерными играми в некоторых случаях зафиксированы данные повышенной агрессивности.

Был сделан итоговый вывод: у подростков, увлекающихся компьютерными играми и часто проводящих время за ними зафиксирован более высокий уровень агрессивности по сравнению с подростками не увлекающимися компьютерными играми.

Итак, гипотеза доказана, задачи исследования решены, цели достигнуты. Значит, проведенная работа является эффективной. Актуальность полученных данных имеет место быть, потому что современным подросткам расти и жить в мире с компьютерным бумом, с компьютерными играми. Искусственные ограничения со стороны учителей, родителей не дадут желаемого результата, поэтому необходимо проводить работу по просвещению подростков, расширению их представлений о пользе и вреде компьютерных игр. Необходимо прививать любовь к спорту, пению, танцам, книгам.

СЛАЙД

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: