Развитие речи, мышления и ориентировки в окружающем




Воспитание детей раннего возраста


Н. М. Аксарина. "Воспитание детей раннего возраста"
Изд-во «Медицина», М., 1977 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

В учебнике содержатся данные о развитии высшей нервной деятельности и психическом развитии детей раннего возраста, задачи и методы их воспитания в различных условиях — в семье и в детских учреждениях различного типа. Кратко изложено также и воспитание детей от 3 до 7 лет. В учебнике детально освещается роль медицинской сестры-воспитательницы, содержание и формы ее работы в поликлинике, яслях, больнице, а также излагаются методы контроля за развитием и поведением детей.
Учебник написан по программе, утвержденной Министерством здравоохранения СССР и предназначен для учащихся медицинских училищ отделений медицинских сестер детских учреждений и одногодичных курсов сестер-воспитательниц яслей, домов ребенка и младших групп яслей и садов.

Предисловие
Краткая история общественного воспитания детей раннего возраста
Основные этапы развития высшей нервной деятельности
Образование условных рефлексов
Внешнее торможение
Внутреннее торможение
Развитие условно рефлекторной деятельности
Образование динамического стереотипа
Развитие второй сигнальной системы
Обоснование необходимости воспитания детей с первых месяцев жизни
Особенности периода раннего детства
Особенности высшей нервной деятельности
Физическое воспитание детей раннего возраста
Режим дня
Значение правильного режима дня
Организация режима дня в детском учреждении
Организация и методика проведения кормления, туалета, сна и др.
Воспитательное значение процессов для психического развития
Воспитательные приемы
Организация условий для физического развития
Обеспечение уравновешенного поведения детей
Сенсорное развитие
Развитие речи, мышления и ориентировки в окружающем
Значение и функции речи
Основные факторы и предпосылки для развития речи
Развитие эмоций
Игра и другие виды деятельности
Условия развития игры
Значение и основные правила проведения занятий и организованных игр с детьми
Нравственно-трудовое воспитание ребенка
Эстетическое воспитание ребенка
Особенности развития и воспитания детей 1-го года жизни
Основные положения по воспитанию детей 1-го года жизни
Характеристика ребенка от рождения до 2 1/2 — 3 месяцев
Задачи и организация воспитания детей от рождения до 2 1/2 — 3 месяцев
Характеристика ребенка от 2 1/2 — 3 до 5 - 6 месяцев
Задачи и организация воспитания детей от 2 1/2 — 3 до 5 - 6 месяцев
Характеристика ребенка в возрасте от 5—6 до 9—10 месяцев
Задачи и организация воспитания детей в возрасте от 5—6 до 9—10 месяцев
Характеристика ребенка в возрасте от 9—10 месяцев до 1 года
Задачи и организация воспитания детей в возрасте от 9—10 месяцев до 1 года
Характеристика развития ребенка от 1 года до 1 года 5—6 месяцев
Характеристика развития ребенка от 1 года 6 месяцев до 2 лет
Развитие движений в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев
Развитие движений у детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет
Умственное воспитание детей 2-го года
Развитие предметной деятельности и сенсорное развитие детей в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев
Развитие предметной деятельности и сенсорное развитие детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет
Игра и ее организация
Роль воспитательницы в игре
Общение детей со взрослыми
Развитие речи, мышления и ориентировки в окружающем
Нравственное и эстетическое воспитание на 2-м году жизни
Характеристика развития ребенка от 2 до 3 лет
Физическое воспитание ребенка от 2 до 3 лет
Умственное воспитание ребенка от 2 до 3 лет
Развитие игры и других видов деятельности детей 3-го года жизни
Нравственное и трудовое воспитание детей 3-го года жизни
Эстетическое воспитание детей 3-го года жизни
Воспитание и развитие детей от 3 до 7 лет
Физическое воспитание детей от 3 до 7 лет
Умственное воспитание детей от 3 до 7 лет
Нравственное воспитание детей от 3 до 7 лет
Эстетическое воспитание детей от 3 до 7 лет
Характер адаптации детей к изменениям условий их жизни
Причины нарушения уравновешенного поведения детей
Причины нарушения возбудимости
Признаки утомления
Причины утомления детей
Особенности воспитания детей и роль медсестры в различных детских учреждениях
Особенности воспитательной работы в детской больнице
Контроль за развитием и воспитанием детей


Н. М. Аксарина. "Воспитание детей раннего возраста"
Изд-во «Медицина», М., 1977 г.

Развитие речи, мышления и ориентировки в окружающем

 

Развитие речи и мышления тесно связано между собой. Своевременное и правильное развитие речи является основой умственного развития ребенка.
На 1-м году жизни происходит развитие основных предпосылок развития речи — артикуляции, речевого слуха, способности понимания названий предметов, действий, подражания слышимым слогам, а затем и словам.
Первые голосовые реакции ребенка возникают в результате эмоционального общения со взрослыми. При условии сочетания слова, обозначающего воспринимаемый ребенком предмет или действие, у ребенка развивается и понимание речи.
К концу 1-го года ребенок понимает словесное обозначение многих предметов, действий и произносит около 10 слов. Развивается и способность на основе слова (сначала понимаемого, а позже и произносимого) обобщать предметы, т. е. одним словом объединять однородные предметы независимо от их разных внешних качеств.
Способность обобщения является одной из начальных форм мышления, свойственного только человеку.
На протяжении 2-го и 3-го года жизни в процессе наблюдения за окружающим, действий ребенка с различными предметами, под влиянием развивающейся речи и общения со взрослым происходит развитие мышления.
Все первичные мыслительные операции (установление сходства с предметами, сравнение их, установление связей между ними, обобщение, формирование первичных понятий, умозаключения) осуществляются в процессе деятельности и при помощи речи.
Мышление ребенка раннего возраста носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер, так как ребенок мыслит главным образом о предметах и явлениях, которые он воспринимает и которыми он действует в данный момент (А. В. Запорожец).

Значение и функции речи

Речь — основное средство общения между людьми. При помощи речи очень рано устанавливаются различные взаимоотношения между детьми и взрослыми. Без соответствующего уровня развития речи нельзя воспитать положительных взаимоотношений между детьми.
Речь оказывает большое влияние на развитие психических процессов. Прежде всего под влиянием речи изменяется восприятие ребенка.
Ребенок 1-го года (в доречевой период) воспринимает внешние качества предметов (цвет, величина, форма), т. е. у него сенсорный тип восприятия. Ребенок, начавший понимать значение слов, а тем более умеющий сам говорить, воспринимает предмет или действие не только по внешним качествам, но как предмет в целом (понимает смысл, значение его), т. е. восприятие становится предметным, обобщенным.
Понимание названий предметов помогает лучшему восприятию, различению и узнаванию их.
С возникновением речи происходят и изменения в памяти. У ребенка, не владеющего речью, воспоминания появляются лишь при наличии конкретной ситуации.
Например, увидел портфель отца и вспомнил, что в нем отец всегда приносит что-нибудь приятное. У говорящего ребенка это воспоминание может возникнуть уже на слова: «А что папа принес», и он, не видя портфеля, ищет его.
Под влиянием речи и мышления очень существенно изменяется деятельность ребенка. Дети 1-го, частично 2-го года начинают ту или иную игру под влиянием непосредственных зрительных, слуховых или других раздражений. Увидев куклу, ребенок берет ее и на основании прошлого опыта производит с ней разученные ранее действия.
У ребенка, владеющего речью, игра уже часто возникает на основе прошлого опыта, закрепленного в виде представлений, понятий и по предварительному замыслу. Прежде чем действовать, ребенок заранее определяет свои действия.
Этому способствуют и приемы воспитателя. Например, на вопрос воспитательницы «А что ты будешь строить?» ребенок, начиная что-то делать, заявляет: «Я буду мост строить, машинка будет ехать». Под влиянием развития речи сюжетная игра переходит на качественно новую, высшую ступень развития — возникает ролевая игра, в которой ребенок выполняет предварительно взятую на себя роль.
Например, обращаясь к другому, он говорит: «Зина, давай я буду папа, а ты будешь мама», «Поедем на трамвае на работу». Качественно новым в этой игре является то, что ребенок в своих действиях пользуется каким-то обобщенным понятием, образовавшимся под влиянием речи. Переход на ролевую игру возможен лишь при участии речи, и она недоступна детям с плохим развитием речи.
В начале 3-го года речь становится и средством познания. При помощи речи взрослого можно сделать доступным пониманию ребенка элементарные события, явления, ранее и не бывших в опыте ребенка.
С развитием речи детей повышается роль речи взрослого как средства воспитания. Словом можно изменить эмоциональное состояние ребенка. Слова одобрения («ты хороший, молодец») активизируют ребенка и, наоборот, порицающие слова («плохой, нехороший») угнетают психику. При помощи речи воспитателя в большой степени происходит усложнение детских игр, воспитание навыков, формирование знаний об окружающих предметах, явлениях.
Признавая большое значение речи в умственном воспитании, развитие речи детей надо считать весьма ответственной задачей. Темп развития речи детей больше, чем все остальное, зависит от условий воспитания и главным образом от непосредственных воздействий взрослых.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: