Развитие речи, мышления и ориентировки в окружающем




При воспитании детей 2-го года жизни наиболее существенное значение имеет развитие речи и мышления. Конкретными задачами в этом возрасте являются:
1) дальнейшее развитие понимания названий предметов, действий, качеств, целых предложений и небольших рассказов;
2) развитие наглядно-действенного мышления, развитие обобщения предметов и действий; развитие ориентировочно-познавательной деятельности;
3) дальнейшее развитие подражания сначала отдельным словам, а затем и предложениям;
4) обогащение активного словаря и воспитание потребности в речевом общении;
5) развитие грамматического строя речи и элементарной выразительности голоса;
6) обучение ребенка внимательно слушать речь взрослого, выполнять словесные поручения, отвечать на его вопросы;
7) расширение ориентировки в окружающем (учить различать и называть окружающие предметы и их основные свойства — цвет, величину, форму, некоторых животных, их отличительные признаки, овощи, различать понятия «мальчик», «девочка», «бабушка», «дедушка» и др.).
Для развития понимания речи, разговаривая с ребенком, нужно устанавливать непосредственную связь слова с предметом или действием. При кормлении следует говорить о еде, при одевании называть части тела, одежды и т. п. Ребенку в возрасте до 1 года 2—3 мес одни и те же предметы нужно называть определенными одинаковыми словами, что облегчает формирование обобщения, например, всех кукол называть Лялей, и только позже присваивать каждой из них собственное имя: «Это Зина», а это «Катя».
На протяжении 2-го года с детьми в основном следует говорить о том, что они непосредственно в данный момент воспринимают. После 1 года 6 мес можно и нужно говорить о том, что ребенок видел на прогулке. Употреблять слова необходимо в разных связях и сочетаниях: «Кошка спит и девочка тоже спит». Это обогащает смысловое содержание слов, помогает сравнивать, обобщать.
Нужно не только развивать понимание, но и обязательно учить ребенка говорить.
Для развития активной речи необходимо совершенствовать у ребенка способность подражать слышимым словам, простым предложениям. Надо воспитывать у него умение слушать и воспроизводить слышимое. Для этого в первом квартале 2-го года следует стимулировать лепет ребенка, устраивая с ним перекличку звуками, вызывать подражание легким звукосочетаниям («топ-топ», «куп-куп») и подговаривание («шу-у, полетели, да-а»), учить его по просьбе взрослого повторять и отвечать «дождик кап-кап». Скажи: «кап-кап, «как часики тикают?». Если ребенок молчит, то дать образец ответа: «скажи: тик-так!». Для того чтобы вызвать у ребенка подражание словам, можно называть ему облегченные слова: «биби» — машина, «куп-куп» — купаться, «ав-ав» — собачка и т. д., но такие слова нужно произносить всегда в сопровождении правильных (например: «Ляля спит — бай-бай»). Как только ребенок начинает подражать облегченным словам (примерно с 1 года 3—4 мес), в общении с ним надо перейти к обычной правильной речи.
К ребенку более старшего возраста нужно обращаться с различными словесными поручениями, давая образец для подражания: «пойди, позови Галю. Скажи: Галя, иди гулять!».
Частое речевое общение взрослого с ребенком по разнообразным поводам вызывает у него потребность обращаться ко взрослому по аналогичным поводам. Любое обращение ребенка должно быть не просто удовлетворено, но обязательно выражено словами и использовано для обучения активной речи. В этом возрасте более эффективной является индивидуально обращенная речь взрослого, рассчитанная на уровень развития ребенка.
Занятия по развитию речи. Для развития речи и расширения ориентировки в окружающем с детьми первого полугодия 2-го года проводят следующие занятия: 1) показ предметов с называнием их; 2) организованное наблюдение за животными, рыбками в аквариуме, рассматривание предметов повседневной обстановки; 3) показ действий с игрушками и показ живых животных; 4) занятия по картинкам, изображающих отдельные предметы, а затем и действия; 5) рассказывание коротких стихов для слушания и подражания типа «гуси-гуси! Га-га-га. Есть хотите? Да! Да! Да!»; 6) положительное значение имеют и такие детские игры, как «послушай и скажи, как лает собачка, тикают часики, плачет Ляля», игра-выполнение поручений («принеси», «найди», «унеси, поставь туда-то»), занятия по развитию подражания речи и др. При проведении занятий по развитию речи большую роль играет эмоциональная выразительность голоса воспитательницы и поддержание интимного контакта с детьми. Она общается с ними взглядом, улыбкой, разделяя их радость, часто обращается, называя по имени. Нужно следить за поведением детей и еще раз повторить то, что очень нравится детям или то, что они не поняли, сократить то, что хорошо уже освоено или оказывается неинтересным.
Содержание занятий меняется в зависимости от возраста детей. Например, на первых занятиях показа предметов или их изображения (1 года—1 года 2—3 мес) следует добиться понимания названия одного предмета.
Показывать игрушки можно, вынимая их из мешочка, и расставляя перед детьми на столе. Для занятий подбирают игрушки, сходные с теми, которыми дети играют, но имеющие другой внешний вид. Игрушки и картинки надо подбирать такие, которые наиболее радуют детей (кукла, машина, зайка, петушок, собачка и т. п.). Для первых занятий игрушки и особенно картинки должны резко различаться по внешнему виду и звучанию их названий. Так, ребенку легче различить по названию и виду, например собачку («ав-ав») и куколку («Ляля») и трудно разобрать такие близкие по звучанию слова, как «баба» (матрешка) и «га-га» (гусь), или отличить петушка от курочки. Число предметов или картинок, показываемых на одном занятии, постепенно, по мере различения их детьми, увеличивается до 10.
Продолжая увеличивать число понимаемых слов и упражнения в умении слушать и смотреть, следует переходить к новым задачам: 1) учить детей узнавать предметы, а также их изображения независимо от внешнего вида (размер, окраска и другие признаки) и 2) развивать обобщение и 3) вызывать подражание звукам и легким простым словам, 4) называть знакомые предметы: «Скажи, кто (или что) это? Как кричит?», т. е. развивать активную речь ребенка.
После нескольких показов тех или других предметов следует привлекать внимание детей к различным действиям с ними. В конце показа надо разрешить детям тут же за столом поиграть этими игрушками. Во время указанных действий воспитательница разговаривает с каждым ребенком, спрашивая, что он нринес или вынул из мешочка, как лает собачка, как кудахчет курочка, предлагает повторить: «скажи: ко-ко».
Примерно к 1 году 4—5 мес дети довольно легко подражают словам взрослого, поэтому на занятиях можно называть и качества предметов (большой, маленький, вкусный). В этот период следует употреблять правильные, а не облегченные слова и стремиться к тому, чтобы дети не только подражали отдельным словам, но уже произносили фразы из 2—3 слов.
Употребление слов, обозначающих действие в связи с разными объектами, помогает ребенку запомнить их правильный, обобщенный смысл.
Воспитывая у детей умение слушать, надо приучать их сидеть спокойно, не разговаривая, когда говорит взрослый. С этой целью разговор с детьми следует перемежать с коротким слушанием: «А теперь, дети, послушайте, что я вам скажу».
Во втором полугодии 2-го года содержание и цель указанных занятий усложняются. Увеличивается количество показываемых объектов и действий, устанавливаются элементарные связи между ними. Детям показывают несложные сюжеты, разыгрываемые с помощью игрушек (например, собачка ушибла лапку, надо ее смазать йодом, завязать; Катя пошла гулять, стала кататься на санках, а собачка за ней бегает, просит покатать). В процессе показа детям предлагают кого-нибудь позвать или что-нибудь сказать по ходу действия.
Становится возможным пересказ по картинке простых сюжетов («Катя в яслях»), коротких стихов («Игрушки» А. Л. Барто), проведение бесед-рассказов без иллюстраций о том, с чем дети много раз встречались в своей жизни (что они только что видели на прогулке, какие игрушки есть дома). Усложняются и занятия с картинками. Например, детям дают парные картинки с изображением одинаковых предметов, но в разных действиях (девочка смеется и девочка плачет) или разного размера (собачка большая и маленькая), предлагают найти соответствующие картинк«, сказать, что на них изображено.
Для развития мышления и ориентировочно-познавательной деятельности следует поддерживать интерес к окружающему, фиксировать внимание на основных свойствах, учить находить сходство предметов (дай такой же), (найди еще такой же), различать предметы по существенным признакам. Развивать способность обобщать предметы и действия сначала в понимаемой речи, для чего в процессе игры, занятий ставить такие задачи: «а где у нас еще киса», «найди еще кубик». Для этого среди игрушек должны быть однородные предметы (мячи, куклы, строительный материал), но отличающиеся по различным внешним качествам (например, куклы разных размеров).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: