I Организационный момент.
Просмотр видео фрагмента исполнения романса «Я помню вальса звук прелестный».
II Проверка знаний учащихся для подготовки к новой теме.
Скажите, что за произведение мы с вами прослушали? (романс)
Что такое романс? (это муз. произв. о любви, о чувствах человека, о природе)
Какие инструменты исполняют романс? (исполняли романс в старину под аккомпанемент лютни, а в 19 веке под гитару и фортепиано)
К какому жанру относится романс по способу исполнения? (жанр вокальной музыки)
В каком ритме написан этот романс?(В ритме вальса).
III Постановка цели занятия перед учащимися.
Эпоха 19 века — это мир чарующих звуков романсов русских композиторов, наполненные человеческими чувствами и переживаниями, прекрасных бальных вечеров, где дамы кружили голову кавалерам, а они посвящали им стихи, поэмы, сочиняли музыкальные произведения, и изображали их образы в картинах.
строки стихотворения Пушкина и его портрет)
Мечта в волшебной сени
Мне милую яви,
Мой свет, мой добрый гений,
Предмет моей любви…
Учитель: О чём на уроке у нас с вами пойдёт речь? (о романсах на стихи А. С. Пушкина, о картинах).
Мы рассмотрим жанр портрета в музыке и живописи.
Тема урока сегодня, ребята, «Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи». Сегодня мы поговорим о прекрасных произведениях искусства М. И. Глинки и А. С. Пушкина и Фёдора Рокотова, о прекрасной эпохе 19 века
IV Первичное усвоение новых знаний.
Одно из своих самых лучших стихотворений «Я помню чудное мгновенье» Пушкин посвятил Анне Петровне Керн---красавице, светской львице, которая в своём доме устраивала литературные и музыкальные салоны, а молодые писатели, поэты и музыканты исполняли свои произведения.(слайд №5 А. П. Керн и салоны)
Учитель: Учебник стр 14, у нас на столах это прекрасное стихотворение. Сейчас мы прочитаем его. Обратите внимание— меняется ли настроение на протяжении всего стихотворения. (3 ученика читают выразительно стихотворение).
Учитель: на сколько разделов можно разбить это стихотворение? (на 3)
Учитель: определите образный строй настроения каждой части (встреча, воспоминание, забвение, новое свидание, порыв вдохновения и счастья).
Учитель: Теперь давайте послушаем романс М. И. Глинки на стихи А.С. Пушкина. Учитель: Какие характеристики можно дать этой музыке? (это исповедь сердца, это скрытая от чужих глаз «дневниковая запись» переживаний, раздумий, отчаяния и восторга)
Учитель: какими чертами обладает мелодия на разных этапах драматургического развития стихотворения?
Как меняется темп, ритм, динамика в каждой части?
(Прослеживая за развитием музыкального и поэтического образов, необходимо обращать внимание на выразительность мелодии – ее оттенки, необычность ритма, ладовой окрас, а также на особенности фортепианного сопровождения.)
Сколько получается частей в этом произведении? (трёхчастная форма)
Учитель: Трехчастная форма, в которой написан романс, имеет свои особенности – реприза в ней не буквальная, а видоизмененная. С чем же связаны эти изменения?
Ученики: Вторая половина репризы – выражение радости, восторга («И сердце бьется в упоенье), кульминация всего романса, обобщение и завершение главной музыкальной мысли. (учащиеся попытаются самостоятельно ответить на такие вопросы)
Учитель: как вы думаете композитор украсил это стихотворение музыкой или всё-таки она здесь лишняя?(ответы детей).
Ученики: Музыка дополняет содержание романса.
«портрет Струйской» Ф. Рокотов и стихотворение Н. Заболоцкого)
Учитель: Скажите, пожалуйста, ребята, а можно нарисовать портрет музыкой?
К какому виду искусства относится портрет? (Портрет – это жанр изобразительного искусства.)
Какое вы подобрали бы произведение к этому портрету? Вспомните –мы с вами перенеслись в прекрасную эпоху 19 века.
Звучит «Вальс-фантазия» Глинки для симфонического оркестра. (музыкальный фрагмент)
Учитель: Скажите—а это произведение созвучно с картиной Рокотова? Знакома ли вам эта музыка?
Ученики: (это вальс)
Учитель: Это «Вальс – фантазия» М.И.Глинки.
портрет Глинка портрет Екатерины Ермолаевны Керн и слова: «Эта музыка напомнит тебе дни любви и младости»)
Учитель: Ребята, постарайтесь ответить на несколько вопросов: 1)почему композитор дал своему произведению название «Вальс-фантазия»?(несколько мелодий как фантазия человека, мысли пролетающие в голове)
В какой обстановке наиболее приемлемо звучание «Вальса-фантазии» - на балу, балетной сцене, в симфоническом концерте? Почему?
Это просто танец, или в музыке Глинки слышится нечто большее?
К какой области музыки можно отнести это сочинение («легкой» или «серьезной»)?