ВОПРОС : Стадии псих секс развития по Фрейду




Теория Зигмунда Фрейда.

Другой вариант объяснения природы человека и его потребностей был предложен великим австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Согласно созданному им учению — психоанализу,— в основе человеческого поведения лежат чисто биологические инстинкты и потребности. В первую очередь это сексуальное влечение — либидо, скрытое в подсознательных слоях психики. Общество отличается от природы тем, что уже в древности, у первобытных людей возникли социальные механизмы, которые резко уменьшали возможности удовлетворения сексуальных потребностей. Последние были жестко ограничены всевозможными обы-чаями, традициями, нормами поведения, а с появлением государства — правовыми нормами. В результате возникновения социального контроля сексуальные потребности не могли быть удовлетворены так просто, как это возможно у животных. Сексуальная энергия либидоподвергалась сублимации— т. е. переводилась в другие формы психической энергии. На основе сублимации либидо возникли новые, чисто человеческие группы потребностей — в разумном познании, религии, искусстве, творческом самовыражении.

С точки зрения Фрейда, если бы общество не ограничило удовлетворение сексуальных потребностей, не подвергло их фрустрации, человек так и остался бы в животном состоянии и не смог бы создать культуру. Именно ограничение удовлетворения сексуальных потребностей привело к возникновению потребностей социальных, чисто человеческих.

Учение Фрейда — очень яркая и смелая попытка понять мир человеческих потребностей, практически первая научная концепция сексуального поведения человека. Однако позже психологи, социологи и философы в большинстве своем пришли к выводу, что он сильно преувеличил значение сексуальных влечений. Корректировку его концепции начали уже ближайшие ученики Фрейда — создатели нео-фрейдизма. Дело в том, что, вопреки мнению австрийского психиатра, сексуальные влечения при всей своей значимости — не единственный фактор, определяющий человеческое поведение. Сексуальные потребности даже нельзя признать насущными: многие люди (например, монахи) отказываются от их удовлетворения и благополуч-но доживают до глубокой старости. В то же время отказ от удовлетворения хотя бы на минимальном уровне насущных потребностей (в еде, питье, воздухе, температурном режиме) полностью несовместим с жизнью.

ВОПРОС: Стадии псих секс развития по Фрейду

4 Вопрос: Основные направления критики классической психоаналитической теории. Ограничение применимости теории и практики психоанализа.

Ни одна психологическая теория не была объектом столь пристального изучения и столь жесткой критики, как психоанализ. С любой стороны и по любому мыслимому поводу Фрейд и его теория подвергались нападкам, оскорблениям, насмешкам и клевете.

В последние годы теория Фрейда подвергалась критике за слишком тесную связь с механистическим и детерминистическим научным подходом девятнадцатого века и, следовательно, недостаточную гуманистичность. Сегодня многие считают, что теория эта рисует слишком мрачную картину человека. Феминисты яростно нападали и нападают на размышления Фрейда относительно психологии женщины, в частности, на представление о зависти к пенису.

То, что Фрейд не соблюдал условностей составления научных отчетов, оставляет простор для сомнений относительно научного статуса психоанализа. (Hook, 1960). Не привносил ли Фрейд в анализируемые случаи то, что хотел в них найти? Не были ли его заключения основаны на собственных предубеждениях, а не на самом материале? Были ли свободные ассоциации пациентов действительно свободными или же те говорили то, что хотел услышать Фрейд? Не создал ли Фрейд сложную, претендующую на универсальность теорию личности на основе высказываний относительно малой группы нетипичных пациентов? Сколько надежных данных в реальности добыл Фрейд и могут ли они считаться подкрепляющими его высокопарные рассуждения? Какие стражи хранили его от влияния собственных предрассудков? Вопросы такого рода ставят под сомнение валидность психоаналитической теории.

Выдающийся психоаналитик Лоуренс Куби (Kubie, L.S.) следующим образом обозначил ограниченность психоанализа как фундаментальной науки.

"В целом они (ограничения) могут быть обозначены так: основной план аналитического процесса обладает необходимой научной валидностью, однако трудности в записи и воспроизведении первичных наблюдений, трудности в плане достаточно свободного изучения циркулярной связи между бессознательным и сознательным, трудности количественной оценки многочисленных переменных и, наконец, трудности в определении того, что увеличивает или уменьшает ясность гипотез и валидность предсказаний все это среди основных научных проблем, которые еще не решены" (1953, сс. 143-144).

Другого типа критика направлена на саму теорию, при этом утверждается, что теория "плоха", так как многие ее разделы не имеют и не могут иметь эмпирических следствий. Например, невозможно вывести никакого эмпирического положения из постулата о стремлении к смерти. Это так, "желание погружено в метафизическую тьму" и не имеет значения для науки. Хотя можно использовать "стремление к смерти" для объяснения эмпирических феноменов, таких, как суициды и несчастные случаи, такое объяснение "постфактум" стоит немногого. Хорошая же теория – это такая теория, которая позволяет предсказывать.

Примечательно, что теория Фрейда не располагает набором соотносимых правил, на основе которых возможно было бы точно предсказать, что произойдет, если будут иметь место те или иные явления. Какова в точности природа взаимоотношений между травматическими переживаниями, чувством вины, вытеснением, образованием символов и сновидениями? Что связывает формирование Сверх-Я с Эдиповым комплексом? Эти и тысяча других вопросов все еще нуждаются в ответах, поиск которых приходится вести в запутанном лабиринте понятий и допущений, вызванных к жизни Фрейдом.

Теория хранит молчание и о том, как можно количественно измерить взаимодействие катексиса и антикатексиса. Фактически непонятно, как возможно даже грубое определение количественных различий. Насколько интенсивным должно быть переживание, чтобы оказаться травматическим? Насколько слабым должно быть Я, чтобы его захватил инстинктивный импульс? Как должны взаимодействовать различные величины, чтобы получился данный результат? В конечном анализе все зависит от таких спецификаций. Без них невозможно вывести ни одного закона.

1) Недостаточно эмпирических данных и доказательств

2) Ограниченность подхода

3) Взгляд на человека, как на существо движимое инстинктами и безсознательным

4) Слишком неопределенные для научного диагностирования концепции.

5) Мифологичность, метафоричность отсутствие строгих, формализованных методов исследования

6) Нет статистических данных, трудно проверить.

7) Пессимистичен взгляд на возможности развития за пределами «Подросткового» возраста.

8) Пансексуализм (развитие человека определяется развитием его либидо.

9) Нерепрезентабельность выборки (преимущественно женщины из высшего сословия г.Вены)

10) Раннему опыту придается ведущее значение в дальнейшем развитии на протяжении всей жизни, не существует значимых доказательств, что ранние конфликты (оральные, анальные и др.) надежно предсказывают структуру взрослой личности.

11) Постулируется изначальный конфликт между человеком и обществом

 

Ограничения

Несмотря на уникальные особенности психоанализа, большинство современных профессиональных консультантов не используют этот подход. Причин этому – множество, но среди них можно выделить следующие ограничивающие факторы.

• Подход требует значительных временных и денежных затрат. Человек, обращающийся к психоаналитику, обычно видится с ним от трех до пяти раз в неделю в течение ряда лет Эффективность краткосрочных версий психоанализа оспаривается.

• Подход, по-видимому, не предназначен для применения в работе с пожилыми клиентами. Многие психоаналитики предпочитают не работать с клиентами старше 50 лет.

• Подход был востребован почти исключительно психиатрией, несмотря на то что сам Фрейд иначе видел область его применения Консультанты и психологи без медицинского диплома испытывали трудности при получении углубленного образования в области психоанализа Психоанализ по-прежнему имеет тенденцию оставаться довольно узкой профессией.

• Подход базируется на многих понятиях, которые нелегко пересказать или понять. Ид, Эго и Супер-эго, например, могли бы быть представлены более легкими и понятными способами. Психоаналитическая терминология кажется чрезвычайно сложной.

• Подход является детерминистским. Например, Фрейд считал, что женщинам, вследствие их половой принадлежности, неотъемлемо свойственны некоторые ограничения. Эта спорная сторона его теории осталась в тени из-за влияния Эго-психологии и интерпретации Фрейда учеными-женщинами Однако полезность психоанализа в консультировании женщин продолжает подвергаться сомнению.

• • Подход не соответствует потребностям большинства людей, которые обращаются за профессиональным консультированием. Психоаналитическая модель консультирования стала в основном применяться в работе с людьми, имеющими серьезные трудности саморегуляции, либо с теми, кто испытывает желание или потребность исследовать собственное бессознательное. Однако многие люди обращаются к консультированию в связи с проблемами и расстройствами, которые связаны с конкретной ситуацией или стадией жизненного развития и носят менее разрушительный для личности характер.

8 Вопрос: Архетипы и функции сознания. Типы личности по Юнгу.

 

Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуализации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга: экстравертированных и интровертированных.

Юнгианская психология фокусируется на установлении и формировании связей между процессами сознания и бессознательного. Диалог между сознательными и бессознательными аспектами психики обогащает личность, и Юнг верил, что без этого диалога процессы бессознательного могут ослабить личность и подвергнуть её опасности.

Юнг выдвинув собственную систему, названную им «аналитической психологией». Одним из ее центральных пунктов стало «учение о коллективном бессознательном». Подобно инстинктам животных, у человека, согласно Юнгу, врожденными для различных рас являются архетипы, представляющие не индивидуальное, а коллективное бессознательное. Архетипы – априорные организаторы нашего опыта, невидимый ультрафиолетовый конец психического спектра. Они обнаруживаются в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, психических расстройствах, а также в творениях культуры. В качестве объекта своих спекуляций Юнг выбрал историю алхимии, символы которой, по его мнению, запечатлели стремление к «индивидуализации», выражающей потребность индивидуальной души синтезировать присущее ей коллективно-бессознательное начало с элементами собственного познания.

Юнг предложил достаточно обширную и впечатляющую систему взглядов на природу человеческой психики. Его труды включают глубоко разработанную теорию структуры и динамики психическо - сознательного и бессознательного, обстоятельную теорию психических типов и, что еще важнее, детальное описание универсальных и психических образов, берущих свое начало в глубинных пластах бессознательной психики. Юнг называл эти изначальные образы архетипами коллективного бессознательного.

Понятие архетипов коллективного бессознательного придает аналитической психологии дополнительное измерение по сравнению с другими школами психологии и психотерапии, связывая ее учение со всей историей эволюции человеческой психики во всех ее культурных проявлениях.

Психологические типы личности

Юнг считал исследование психики наукой будущего. Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии. Таким образом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика. Для Юнга этот «решающий фактор» сфокусирован в бессознательной психике, являющейся реальной угрозой; «мир висит на тонкой нити и эта нить - психика человека».

Идея психической энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в аналитической психологии с классификацией «психологических типов». Различаются несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом. Прежде всего следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.

Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту - другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом - что называется «в своей тарелке», - когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми. И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как эгоистические.

Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту, а именно его внутренним реакциям и образам. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт свою собственную компанию, свой «тесный мирок» и немедленно замыкается в больших группах.

Как экстраверт, так и интроверт обнаруживают те или иные свои недостатки в зависимости от выраженности типа, но каждый невольно стремится недооценить другого. Экстраверту интроверт кажется самоцентричным, так сказать, «зацикленным на себе». Интроверту экстраверт кажется мелким пустым приспособленцем или лицемером.

Любой реальный человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая. Как противоположная пара они следуют закону противоположностей. То есть чрезмерное проявление одной установки неизбежно ведет к возникновению другой, ей противоположной. Но противоположная в силу ее недифферинцированности, более слабого проявления, будет осуществляться в неадаптированной - грубой, не зрелой, негативной форме. Так, например, выраженный экстраверт может стать жертвой подчиненной сосредоточенности на самом себе, проявляющейся в негативной форме, в виде депрессий. Крайний интроверт иногда переживает эпизоды вынужденной экстравертности, то есть сосредоточенности на других. Но эта сосредоточенность будет выглядеть грубой, неэффективной и неприспособленной к внешней реальности.

Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения.

В дополнение к ним Юнг выделял четыре функциональных типа,

четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция.

Мышление есть рациональная способность структурировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения. В своей простейшей форме мышление говорит субъекту, что есть присутствующая вещь. Оно дает имя вещи и вводит понятие.

Чувство - функция, определяющая ценность вещей, измеряющая и определяющая человеческие взаимоотношения. Мышление и чувство - функции рациональные, поскольку мышление оценивает вещи под углом зрения «истина – ложь», а чувство – «приемлемо – неприемлемо». Эти функции образуют пару противоположностей, и если человек более совершенен в мышлении, то ему явно не достает чувственности. Каждый член пары стремится замаскировать другого и затормозить. Скажем, вы желаете размышлять бесстрастным образом - научно или философски - что ж, необходимо отбросить все чувства. Объект, рассмотренный с чувственной позиции, будет отличаться в целостном отношении от рассмотрения под углом зрения мыслительной установки. Вечная тема борьбы между чувством и разумом в истории человеческой культуры - очевидное тому подтверждение.

Ощущение - функция, которая говорит человеку, что нечто есть, она не говорит, что это, но лишь свидетельствует, что это нечто присутствует. В ощущении предметы воспринимаются так, как они существуют сами по себе в действительности.

Интуицияопределяется как восприятие через бессознательное, то есть понижение картин и сюжетов действительности, происхождение, которых неясно, смутно, плохо объяснимо. Функции ощущения и интуиции являются иррациональными - внешним и внутренним восприятием, независимым от каких либо оценок.

В свою очередь, рациональные и иррациональные функции действуют взаимоисключающим образом.

Все четыре функции представлены двумя парами противоположностей: мышление - чувство, ощущение - интуиция.

Хотя каждый индивид потенциально располагает всеми четырьмя функциями, на поверку одна из них обычно оказывается наиболее развитой, нежели остальные. Ее называют ведущей. Функция же, которая развита меньше остальных, как правило, пребывает в бессознательном состоянии и оказывается подчиненной.

Зачастую еще одна функция может быть достаточно развита, приближаясь по степени активности к ведущей функции. Очевидно, что она представлена другой парой противоположностей. Эта функция вспомогательная. В соответствии с ведущей функцией мы будем иметь четыре функциональных типа: мыслительный, чувственный, сенсорный, интуитивный.

Мыслительный тип в большей степени соответствует мужчинам. Ментальная жизнь данного типа сводится к созданию интеллектуальных формул и последующей подгонке наличного жизненного опыта под эти формулы. В той степени, в какой этот тип идентифицирует себя с мыслительными процессами и не осознаёт в себе наличия других функций, а попросту подавляет их, его мышление носит автократический характер, интеллектуальные же формулы оказываются своего рода прокрустовым ложем, постоянно сковывающим целостное проявление жизни. В данном случае чувство оказывается функцией подчиненной, следовательно, чувственные оценки субъекта неизбежно пребывают в пренебрежительном запустении. Человеческие взаимоотношения сохраняются и поддерживаются лишь до тех пор, пока они служат и следуют управляющим интеллектуальным формулам, во всех иных случаях они легко приносятся в жертву.

Чувственный тип соответственно больше распространен у женщин. Утверждение и развитие межличностных взаимодействий и отношений партнерства являются здесь главной целью. Чувствительность и отзывчивость к нуждам других являются показательной чертой, основным качеством данного типа. Самое большое удовлетворение здесь встречает переживание эмоционального контакта с другими людьми. В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом, нездоровым любопытством по поводу личных дел других. О таких людях часто говорят: «Вечно он суется не в свои дела».

Сенсорный (ощущающий) - тип характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, к «здесь и сейчас». Он охотно довольствуется жизнью в ее простейших незамысловатых проявлениях, бесхитростных формах, без каких-либо тонкостей, сложного размышления или туманного воображения. Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности «жить» в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым. Глубинное зрение и воображение, способное приглушать это заземленное состояние, - продукты интуиции, выступающей в нашем случае как функция подчиненная. Ощущающий тип фактически подавляет все интуитивные проявления как нереалистические фантазии и таким образом избавляется от обременительных дрожжей внутренней неуклюжести, инертности.

Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых ведений и предчувствий, проистекающих от его внутреннего активного восприятия. Все новое и возможное, непонятное и другое, отличное являются приманкой для данного типа. Интуиция есть некое свидетельство о прошлом и будущем вещей. Данная функция позволяет видеть круглые углы: живя в четырех стенах и выполняя рутинную работу, к интуиции прибегают редко, но она очень нужна, скажем, при охоте в тайге на медведя. Интуитивный тип чаще ухватывает слабые связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми. Его разум работает скачкообразно и быстро, трудно проследить его действие. Если попросить его действовать более медленно, он может раздражаться и посчитать своих собеседников тугодумами и тупицами. Ощущение как психическое свойство у него подчинено и подавленно. В реальной жизни зачастую такой человек остается непонятым окружающими, и его прозрения, если в результате они оказываются конструктивными, должны терпеливо разрабатываться другими людьми.

Обычно развитие вспомогательной функции смягчает и модифицирует остроту проявления описанных выше характеристик. Но и это еще не все, поскольку согласно установленному типу каждая из функций может быть ориентирована либо интровертно, либо экстравертно.

В результате мы имеем восемь возможных типов, впечатляюще описанных в шестом томе собрания сочинений К.Г.Юнга «Психологические типы».

В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями (в расширенном виде восемью) с тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы. К сожалению, в действительности что недостижимо, хотя и остается желанной целью, идеалом, определяя, таким образом, одну из главных задач аналитической психотерапии: привести к сознанию данное положение вещей и помочь в развитии подчиненных, угнетаемых, неразвитых функций с тем, чтобы достичь психической целостности.

 

9 Вопрос: Понятие комплекса у Юнга.

Психологический комплекс это все психические содержания вокруг ядра комплекса. Комплексы забирают нашу психическую энергию и замедляют развитие. Анализируя эти содержания можно ослабить "хватку" комплекса.

Согласно теории Юнга, психика состоит из трех отдельных взаимодействующих между собой структур: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Эго, это то, что находится в сфере сознания-мысли, чувства, воспоминания, ощущения. Личное бессознательное включает в себя воспоминания, конфликты, чувства, которые были когда то раньше, но вытеснены или забыты. Коллективное бессознательное общее для всего человечества. В нем отражены мысли, чувства, знания, духовное наследие всего человечества.

Юнг открыл, что личное бессознательное содержит в себе комплексы чувств, представлений, мотивов и установок, которые были вытеснены из сознания индивидуума и/или из памяти его семьи, рода. Комплекс состоит из группы психических проявлений и чувств, привязанных к этим проявлениям. Комплексы могут быть частично осознаваемы или вытесненными в бессознательное. Комплекс вытесняется в силу душевной боли, связанной с воспоминаниями о травме, в результате которой образовался комплекс или в связи с неприемлемой репрезентацией комплекса. Юнг предположил, что комплексы являются фрагментами психики, осколочными психе. Источником происхождения комплекса является травма, эмоциональный шок или моральный конфликт. Юнг считал, что в ситуации травматического воздействия психика начинает образовывать множество различных комплексов, каждый из которых содержит определенный набор архетипических мотивов или образов в своей сердцевине, которые сформированы более глубокими «пластами» бессознательного, придающими им нуминозный характер. Диссоциация психического на комплексы это способ самосохранения, надежный, но разрывающий связь с реальностью, вплоть до актуализации психотического содержимого бессознательного.

К. Юнг считал, что травма это не просто ситуация или процесс, невыносимый для психики, но нечто, имеющее отношение к ее бессознательному смыслу.

Комплекс обычно подавляется усилием воли, но его существование не подвергается серьезной опасности, и при первой же возможности проявляется с прежней силой. Определенные экспериментальные исследования показывают, что кривая его активности или интенсивности имеет волнообразный характер, с «длиной волны» в несколько часов, дней, или недель»

Иными словами Комплекс – это организованная группа или констелляция чувств, мыслей, воспоминаний, существующая в личном бессознательном. У него есть ядро, действующее как своего рода магнит, притягивающий или "констеллирующий" различные переживания и психические проявления.

Согласно Юнгу, комплексы обладают универсальной тенденцией выражать себя в образах живых существ, динамически взаимодействуя с эго в сновидениях и другом фантазийном материале. Присущая психике символа образующая функция автоматически персонифицирует аффекты в форме узнаваемых образов. Каждый комплекс представляет собой неразрывное единство непрерывных бессознательных психологических изменений и проистекающих из них аффектов, а также формообразующего фактора, выраженного в виде символических образов, делающих комплекс доступным сознанию в виде мысленного образа. Из комплексов состоят персонажи и сюжеты снов, образы видений.

Сами по себе комплексы живут в нашей психике и это нормально. Когда наше поведение захватывает какой-то комплекс, наше поведение выходит за рамки нормы. Юнг утверждал, что личное бессознательное у каждого человека уникально, и, как правило, доступно для осознания. В результате источник возникновения комплекса, сам комплекс или его части, могут быть до некоторой степени осознаны и интегрированы в сознание.

Комплексы, как важные составляющие бессознательного, «подают» сигналы, которые можно распознавать через определенные проявления в характере и внешних проявлениях человека. Комплекс автономен, пока находишься внутри комплекса, влияние комплекса невозможно осознавать, поведение человека автоматическое.

Комплексы проявляют себя по-разному:

- когда мы иррационально чего-то боимся или стесняемся, например, позвонить знакомому, который заведомо будет рад звонку, но мы все равно откладываем звонок;

- когда человек раз за разом повторяет одни и те же ошибки. Эти ошибки его ничему не учат. Такие ошибки могут проявляться как на работе (в повторе одних и тех же рабочих ошибок), так и в личной жизни на стадии выбора партнера и при выстраивании с ним отношений.

- Когда мы чувствуем внутренний конфликт, который можно объяснить или тем, что неосознаваемый комплекс хочет совсем другого, чем сознательное Я, или сражением двух неосознанных комплексов между собой.

- Когда нам отказывают наши когнитивные способности. Мы не можем вспомнить имя другого человека, оговариваемся, слышим совсем не то, что говорилось. В этом случае комплекс искажает наше восприятие, память и внимание.

- комплекс проявляется в измененных состояниях сознания, например, когда в условиях выживания, стеснительный мягкий человек превращается в героя, или, наоборот, из героя в обычной жизни превращается в труса, неспособного к адекватному действию

- комплексы проявляются под воздействием алкоголя или других психоактивных веществ: В этом случае верна поговорка: «Что у трезвого на уме, у пьяного на языке» можно понять так: спрятанный комплекс в измененном состоянии сознания вышел на поверхность и показал себя во всей красе.

- Когда мы ведем себя, как будто в нас вселился другой человек. Когда человек совершает несвойственные ему поступки, за которые ему потом стыдно. Очень часто человек, совершивший массовое убийство, описывается его знакомыми как тот, кто и мыши не обидит. Они бывают, потрясены тем, как за внешностью и поведением обычного и очень тихого обывателя, скрывался жестокий маньяк.

10 Вопрос: Судьбоанализ Зонди.

Генотропизм. Согласно теории Зонди, значение в жизни человека имеют не только доминантные, но и рецессивные гены. Рецессивные гены имеют некоторую силу, но, не имея возможности проявиться напрямую, проявляют себя «обходным путем». В 1939г. Зонди вводит понятие либидотропизма – выбора брачного партнера на основе схожести набора рецессивных генов. На этом этапе либидотропизм считается единственной формой проявления генотропизма. Генотропизм – заложенная в латентно-рецессивных генах сила, которая притягивает друг к другу людей на основе их генетического родства (идентичных или схожих рецессивных генов).

Позже Зонди приходит к выводу, что либидотропизм не является единственной формой проявления генотропизма. Хотя рецессивные гены не проявляются фенотипически, они сохраняют свою силу и влияют на наш выбор в социально значимых сферах жизни.

Зонди постулирует следующие формы генотропизма:

- социотропизм – выбор друзей и окружения

- оперотропизм – выбор профессии

- морботропизм – выбор болезни возможность заболеть только определенным типом заболеваний или конкретным заболеванием, как психическим, так и соматическим, из всей совокупности заболеваний, имеющихся в линии рода)

- танатотропизм – выбор способа смерти (различные причины наступления смерти как повторение судьбы предка)

Родовое бессознательное – своеобразная форма притязаний предка на то, чтобы полностью повториться в жизни своего потомка в той же самой форме экзистенции, в которой один или несколько раз она проявляла себя во всей линии рода. Через родовое бессознательное, через латентно-рецессивные гены, потомку как бы передается судьба предка; родовое бессознательное направляет выбор человека в любви, дружбе, профессии, болезни и смерти таким образом, чтобы повторить судьбу предка.

 

Система побуждений.

В психике каждого человека существуют 4 вектора побуждений, каждый из которых содержит в себе 2 разнонаправленных фактора, находящихся в постоянной диалектической борьбе. Совокупность всех 4 факторов создают личность человека.В каждом человека каждый из факторов представлен в той или иной мере. Разница между нормой и болезнью не в качестве, а в количественной напряженности тенденций.

Сексуальный вектор S: фактор h (стремление к персональной любви или любви к человечеству) и фактор s(стремления к активности, доминированию, жестокости или к пассивности, мягкости)

Пароксизмальный вектор P: фактор e(стремление к доброте или к накоплению злобы) и фактор hy (стремление к демонстративности или к сокрытию себя)

Вектор ЯSch: фактор k (стремление к присвоению, накоплению или к отказу, отрицанию) и фактор p (стремление к инфлятивному расширению Я или к проекции и партиципации с внешним миром)

Вектор контактов C: фактор d(стремление к поиску или к отказу от него) и фактор m(стремление к установлению прочной связи с объектом или к отказу от него)

 

12 Вопрос: Феномен партиципативной связи. Партиципация матери и ребенка.

Партиципация с эрзац-объектами. Духовная, религиозная партиципация.

1) Партиципация - характерная особенность именно мышления.

2) Партиципация необходима для устранения объективных и логических противоречий между мистическими коллективными представлениями и объективной реальностью.

3) Партиципация позволяет человеку адаптироваться к реальной действительности, за счёт снятия противоречий между её явлениями, событиями и объектами.

4) Партиципация представляется как духовная связь и тождества сущностей, мистического единения и сопричастности, сохранение и поддержка которых идёт за счёт множества ритуалов.

5) Партиципация позволяет индивиду ощутить бытийное могущество, за счёт чувства обладания свойствами, качествами и способностями, которых не хватает человеку, «перенесёнными» с другого, более могущественного существа.

6) Партиципация устраняет противопоставление человека окружающей действительности, позволяя чувствовать себя частицей природы, а её – своей частицей.

В современной науке существует множество психологических концепций, среди которых можно выделить три, наиболее полно представляющие феномен партиципации и раскрывающие его: школа Аналитической психологии Карла Густава Юнга, Судьбоанализ Леопольда Зонди и Теория травмы рождения Отто Ранка

В своих работах, посвящённых детским душевным конфликтам, Юнг использует понятие «мистической сопричастности», объясняя тесную связь между бессознательным детей и их родителей. По мнению К.Г. Юнга партиципативная связь с родителями существует у ребёнка, за счёт того, что у него еще слиты понятия "Я" и "Ты", потому что он не может обособить отчетливо свое "Я" из сферы бессознательного. Т.е. первое состояние ребенка есть состояние слитости с родителями, "Как организм ребенка в эмбриональном состоянии есть почти исключительно часть материнского тела, и всецело зависит от состояния этого тела, так и психика раннего детства есть в известном смысле только часть материнской психики, а позже, в следствие общности психологической атмосферы в семье, и отцовской психики"

Судьбоанализ Леопольда Зонди. В рамках данного учения партиципация понимается как "Стремление всех людей к единобытию с матерью, вынашивающей, кормящей и заботящейся о них в едином...безопасном дуальном союзе (Дуал-Юнионе), стремление относить к матери, как к всемогущей, любую силу бытия и участвовать в этом всемогущем дуальном существовании, то есть в партиципации...

Согласно теории Отто Ранка, при рождении человек получает определённую травму, поскольку он выходит из комфортной среды, названной О. Ранком "райской", и попадает в жестокую, холодную и неприятную для него действительность, из которой, согласно этой же теории, он хочет вернуться обратно в место, где ему было наиболее комфортно.

 

На ранних стадиях своего развития ребёнок ещё не умеет верно и равномерно распределять свои интересы, потребности, устремления и собственные ресурсы между "Я" и объектами среды, поэтому он «с одной стороны, как обладатель некоторого потенциала, находясь в партиципативной связи с матерью, переносит часть своей экзистенциальной силы на мать, а с другой стороны, берет недостающую часть этой бытийной мощи от матери. Это происходит при помощи механизма проекции и последующей партиципации. В этом партиципативномединобытии не существует разделения на "Я" и "Ты". Ребенок является неотъемлимой, неотделимой частью матери, а мать есть изначально данная его. Партиципативная связь означает тождество сущностей, поэтому могущество матери — это экзистенциальное могущество ребенка, который своим существом придает могущество матери. Мать и ребенок являются источниками всемогущества друг для друга». Таким образом, создаётся дуальный союз, необходимый обоим и являющийся идеальным для ребёнка, который через этот союз защищён от всех возможных опасностей этого мира и, с точки зрения иерархии ценностей Маслоу, удовлетворяет практически все потребности, если нет факторов, котор



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: