Вызовы и угрозы безопасности стран-участниц СНГ.




Лекция 5.

Военно-политическая интеграция в СНГ.

Как и любое иное проявление интеграции военно-политическая интеграция определяется рядом специфических черт, субъективных и объективных факторов, имеющих как региональное измерение, так и выходящих за пределы пространства Евразии. Выделим их.

1. Национальные интересы подчас носят конъюнктурный характер и определяются узкими интересами национальных элит.

2. Военно-стратегическое пространство в СНГ фрагментировано, оформился геополитический плюрализм, наблюдается отход ряда государств от принципов интеграции.

3. Все отчетливее просматривается стремление ряда государств-участников СНГ получить особый статус в отношениях с НАТО, создать совместные миротворческие подразделения, укрепить военные связи и контакты.

4. Вследствие активного влияния извне на территории ряда государств СНГ активизировали свою деятельность антиправительственные силы, усилились проявления экстремизма и международного терроризма.

5. Государства СНГ, в первую очередь республики Центральной Азии, активно конкурируют между собой за региональное лидерство.

6. Динамично развивается международная конкуренция за доступ к энергетическим ресурсам стран СНГ, что сказывается на их взаимодействии в военно-политической сфере.

7. Продолжают пребывать в замороженном состоянии этнополитические конфликты на пространстве СНГ, появляются новые проявления противоборства как между государствами, так и внутри отдельных из них.

Вызовы и угрозы безопасности стран-участниц СНГ.

Вызовы и угрозы безопасности стран-участниц СНГ можно разделить на несколько уровней:

· Глобальный уровень. Это угрозы, находящиеся за пределами СНГ. К ним относятся: международный терроризм, религиозный экстремизм, организованная преступность, наркоторговля и др. Подобные угрозы влияют на безопасность всех без исключения стран СНГ и в наибольшей степени определяют стремление к развитию системы региональной безопасности, поскольку противостоять таким вызовам в своем большинстве государства региона в одиночку не могут;

· Региональный уровень. Это угрозы, формирующиеся в конкретном субрегионе. К ним относятся: нерешенные территориальные, пограничные проблемы; вооруженные конфликты; противоречия по вопросам связанным с природными ресурсами (например, водными), нелегальная миграция и др. Подобные вызовы также определяют стремление государств обеспечить свою безопасность посредством участия в тех или иных военно-политических структурах;

· Внутренний уровень. Это угрозы, истоки которых находятся внутри самих стран СНГ. К ним относятся: национальный эгоизм правящих элит, слабость политических институтов, неэффективность государственного управления, архаичность экономик, контрабанда оружия и наркотиков, потоки беженцев, рост организованной преступности. Подобные вызовы, как показывает опыт интеграции в СНГ, в меньшей степени воздействуют на желание развивать региональные структуры по безопасности.

Таким образом, угрозы глобального и регионального масштабов побуждают страны СНГ к участию в процессе военно-политической интеграции. В то время как внутригосударственные проблемы, наоборот, поощряют воздерживаться от углубления интеграционного взаимодействия. Поэтому военно-политическая интеграция в СНГ носит во много ограниченный характер.

Тем не менее, создание региональных институтов по безопасности является жизненно важной потребностью для стран Содружества. Её реализация облегчается общей заинтересованностью в объединении усилий по урегулированию вооруженных конфликтов, охране периметра государственных границ, восстановлению эффективного сотрудничества в деле поддержания боеспособности своих вооруженных сил.

Помимо приведенных выше вызовов и угроз, есть и еще ряд обстоятельств, которые направляют усилия стран СНГ к развитию военно-политической интеграции. Выделим следующие:

1. С распадом СССР была разрушена централизованная система материально-технического обеспечения военных потребностей бывших советских республик. Их военно-промышленный комплекс (ВПК) оказался дезинтегрированным. Россия унаследовала от СССР большую часть предприятий бывшей союзной оборонной промышленности, около 75%, и ещё большую часть научно-исследовательских учреждений. И потому в настоящее время из стран СНГ лишь Россия имеет целостный ВПК, позволяющий осуществлять завершенный цикл разработки и производства техники и вооружений, боеприпасов и материально-технических средств.

2. Производить весь спектр вооружения на своих предприятиях другим странам СНГ не позволяет и состояние экономики в целом. В связи с чем самостоятельное же обеспечение же новыми видами вооружения и техники для большинства государств СНГ крайне проблематично. Сказываются и определенные бюджетные ограничения, которые испытывают отдельные страны региона. Даже поддержание жизнедеятельности национальных армий для некоторых превратилось в проблему. Что обуславливает потребность изыскивать возможности обеспечения своей военной безопасности через участие в военно-политической интеграции.

3. Для создания развития военно-политической интеграции и оформления единого оборонного пространства необходим целый ряд факторов. Таких, как: общие стандарты вооружений, боеприпасов, принципы обучения военнослужащих, совместимость систем управления, язык и др.

4. Страны СНГ в силу своих интересов нацелены на участие в разных форматах военно-политической интеграции. Для одних важно именно военное сотрудничество перед лицом общих угроз безопасности, другие намерены взаимодействовать лишь в военно-техническом отношении. Третьи ориентируются на создание объединенной системы ПВО, четвертые заинтересованы в миротворческой деятельности.

Военно-политическая интеграция на постсоветском пространстве ведется посредством создания систем коллективной безопасности в рамках таких структур, как СНГ и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а также через систему двусторонних и многосторонних программ военного сотрудничества. Общие вызовы и угрозы безопасности, а также ограниченные возможности по обеспечению собственной военной безопасности способствуют стремлению стран объединить свои усилия.

Формирование органов военного управления СНГ.

Еще 8 декабря 1991 г. в статьях Беловежского соглашения, касающихся проблем военного строительства и обороны, государства-учредители СНГ зафиксировали свою готовность активно сотрудничать в «обеспечении международного мира и безопасности, осуществления эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов», еще раз подтвердили стремление к «ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем», засвидетельствовали свое уважение партнерам по Соглашению, устремленным «к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства». Также руководители Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины заявили, что «будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием», а также «совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил». Эти положения легли в основу последующих многосторонних договоров и соглашений по военным вопросам в СНГ.

На этом же этапе создаются объединенные органы военного управления СНГ. Решением Совета глав государств СНГ (Республики Армения, Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан) 14 февраля 1992 г.10 были образованы Совет министров обороны (СМО) и Главное командование Объединенных вооруженных сил СНГ (ОВС СНГ). 22 января 1993 г. к данному решению присоединилась Кыргызская Республика. А 20 марта 1992 г. состоялось подписание Соглашения об Объединенных вооруженных силах на переходный период.

Несмотря на намерение сохранить Объединенные силы, в государствах СНГ начинается формирование и развитие национальных армий, что обусловило стихийный раздел Вооруженных сил СССР. Вследствие этого образовались неравные, разные по составу и уровню оснащенности национальные вооруженные силы стран—участниц СНГ.

В мае 1992 г. данный процесс завершился, причем Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и Украина стали обладателями ядерного оружия.

Основная часть инфраструктуры стратегических сил и ядерного комплекса, а также большинство стратегических носителей ядерного оружия оказались на территории России. На Украине в момент распада СССР находились 130 пусковых установок ракет УР-100НУ (SS-19) и 46 шахтных установок ракет РТ-23УТТХ (SS-24). Кроме этого, на территории Украины дислоцировались 19 бомбардировщиков Ту-160, 25 бомбардировщиков Ту-95МС и 2 бомбардировщика Ту-95, в Белоруссии — 81 грунтовый ракетный комплекс «Тополь» (SS-25), в Казахстане — 104 шахтные пусковые установки ракет Р-36МУТТХ/Р-36М2 (SS-18) и 40 бомбардировщиков Ту-95МС. Впоследствии ядерное оружие вывели с территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Украины.

В сентябре 1993 г. Главное командование Объединенных сил СНГ было преобразовано в Штаб по координации военного сотрудничества стран—участниц СНГ (это несколько понизило уровень руководства военным строительством в Содружестве), а Управление стратегическими ядерными силами передано Министерству обороны РФ.

Впоследствии в рамках СНГ были также подписаны Меморандум об «Основных направлениях интеграционного развития СНГ» и «Перспективный план интеграционного развития СНГ» (оба 1994 г.), «Концепция коллективной безопасности» (1995 г.), «Соглашение о создании объединенной системы ПВО» (1995), «Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ» (1996 г.) и др.

Ташкентский договор.

15 мая 1992 г. в Ташкенте руководители Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан подписали Договор о коллективной безопасности (ДКБ). В период 1993—1994 гг. к нему присоединились Республика Беларусь, Грузия и Азербайджанская Республика, после чего он был ратифицирован и вступил в силу. ДКБ состоит из 11 статей.

В статье 1 Договора говорится, что «участники будут воздерживаться от применения силы или угрозы силы в межгосударственных отношениях». Государства также обязуются разрешать разногласия между собой и другими государствами мирными путями. Важно отметить, что на государства-участники накладывается запрет на вступление в военные союзы, а также на участие в каких-либо группировках государств и в действиях, направленных против другого государства- участника. Данная норма создает прочный плацдарм для дальнейшего военнополитического сотрудничества. При этом Договор не исключает возможность участия государств ДКБ в более широких системах коллективной безопасности в Европе и Азии.

Статья 2 ДКБ устанавливает механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций, который незамедлительно срабатывает в случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников либо угрозы международному миру и безопасности государства.

В статье 3 говорится о Совете коллективной безопасности в составе глав государств-участников. Это единственный упомянутый в ДКБ орган. Совет создает свои органы и берет на себя координацию и обеспечение совместной деятельности государств-участников в соответствии с Договором (ст. 5). На основании данной статьи Решениями Совета коллективной безопасности были сформированы Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны и Комитет секретарей советов безопасности, Секретариат.

Главной несущей конструкцией ДКБ является ст. 4, согласно которой агрессия против одной из сторон Договора будет рассматриваться как агрессия против всех участников ДКБ.В научной литературе ст. 4 ДКБ сравнивается с аналогичной ст. 5 Североатлантического договора, которая также рассматривает агрессию против одного государства-участника как агрессию против всего военного блока.

В 1999 г. Азербайджанская Республика, Грузия и Республика Узбекистан отказались продлевать ДКБ на следующие пять лет. Усиливался процесс альтернативной интеграции — без участия России: развивался формат ГУАМ. Учредителями Консультативного форума ГУАМ в октябре 1997 г. становятся Грузия, Украина, Азербайджанская Республика и Республика Молдова. В апреле 1999 г. в ходе встречи президентов государств-участников ГУАМ и Республики Узбекистан форум трансформируется в ГУУАМ. В мае 2005 г. Республика Узбекистан заявила о своем выходе из организации, указав в качестве формального повода «существенное изменение изначально объявленных целей и задач организации». 28 июня 2012 г. Республика Узбекистан направила ноту с уведомлением о приостановлении своего членства в ОДКБ. Это решение вступило в силу 19 декабря 2012 г.

Обеспечение региональной безопасности.

Государства СНГ проводят согласованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, строительства вооруженных сил и поддерживают безопасность в Содружестве, в том числе с помощью групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира.

Поскольку внутренние границы стран СНГ оставались «прозрачными», главное внимание уделялось охране внешних границ Содружества. В 1992 г. были подписаны Соглашение об охране государственных границ и морских экономических зон государств, Соглашение о сотрудничестве государств Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах, Соглашение о статусе Пограничных войск СНГ и другие документы, обеспечивающие неприкосновенность границ. В 1996 г. Совет глав государств принял Концепцию охраны границ государств СНГ с государствами, не входящими в Содружество. Концепция призвана координировать усилия пограничных войск по обеспечению безопасности границ. Этот документ определяет основы пограничной политики, основные направления сотрудничества по обеспечению безопасности границ, а также пути реализации ее положений.

В январе 1996 г. страны СНГ приняли Концепцию предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств Содружества. Она определяет общие принципы стран СНГ в решении вопросов предотвращения и урегулирования конфликтов, разрешении возникающих споров и разногласий. Деятельность государств Содружества в этом направлении содействует предотвращению, урегулированию спорных вопросов, конфликтных ситуаций и сближению точек зрения конфликтующих сторон в целях поиска взаимоприемлемых договоренностей. Характер этой деятельности и выбор средств зависят от масштабов и стадии развития конфликтов. В январе 1996 г. Совет глав государств утвердил Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ. Эти силы представляют собой временное коалиционное формирование, которое создается на период проведения операции по поддержанию мира в целях содействия урегулированию конфликтов на территории любого государства-участника СНГ.

Новый этап в существовании Договора о коллективной безопасности начался после Минской сессии в мае 2000 г., где проявились единая политическая позиция руководителей государств-участников ДКБ, стремление идти по пути наращивания военно-политической интеграции, общность подходов к обеспечению безопасности с учетом развития геополитической обстановки и практического опыта. Признавая крайнюю серьезность новых транснациональных опасностей и рисков, участники Договора о коллективной безопасности приоритетным на данном этапе считали противодействие международному терроризму и экстремизму.

Было решено в 2000 г. приступить к созданию региональных систем коллективной безопасности и соответствующих совместных органов управления. Предполагалось формирование системы коллективной безопасности ДКБ при сочетании многостороннего и двустороннего подходов. Была оформлена структура консультативных органов Совета коллективной безопасности в составе Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и секретарей Советов безопасности в целях координации действий, в первую очередь в борьбе с международным терроризмом, принят ряд договорно-правовых документов, имеющих существенное значение именно для практического развития и функционирования системы коллективной безопасности, например Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества.

Особенно активизировалась деятельность Договора о коллективной безопасности осенью 2001 г., когда практически все постсоветские государства активно включились в борьбу с международным терроризмом. Страны СНГ провели интенсивные двусторонние и многосторонние консультации и договорились о дополнительных совместных шагах по активизации борьбы с терроризмом. Обсуждался вопрос об увеличении численного состава Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона. На внеочередном заседании Комитета секретарей Советов безопасности государств—участников ДКБ 9 октября 2001 г. присутствовали также секретари Советов безопасности Грузии, Молдовы, Украины и Республики Узбекистан, а также руководства Антитеррористического центра СНГ.

Институционализация ОДКБ и создание ШОС.

14 мая 2002 г. на Московском саммите стран—участниц ДКБ было принято решение о трансформации ДКБ в полноценную организацию — ОДКБ, а 7 октября 2002 г. в Кишиневе подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые вступили в силу 18 сентября 2003 г. На Сочинском саммите ОДКБ 16 августа 2006 г. решение о полноправном членстве в организации принял Узбекистан. Целью создания ОДКБ провозглашалась защита территориально-экономического пространства стран-участниц совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф. В задачу ОДКБ входила координация деятельности различных вооруженных формирований: Восточноевропейские союзнические силы (российско-белорусские), Кавказские союзнические силы (российско-армянские), союзнические силы Центрально-Азиатского региона.

В условиях возросшей военно-политической нестабильности в мире и приграничных с зоной ответственности ОДКБ регионах возрастает роль военной составляющей Организации. Ее основу составляют Коллективные силы (войска) ОДКБ, объединяющие двусторонние и многосторонние региональные и коалиционные группировки войск, созданные и создаваемые объединенные системы ПВО, связи и управления, коллективные механизмы военно-технического и военно-экономического сотрудничества. В рамках такого взаимодействия в формате ОДКБ образован и совершенствуется механизм оснащения вооруженных сил и других силовых структур государств-членов современными и совместимыми вооружением, военной и специальной техникой. Предпринимаются практические шаги по развертыванию в государствах-членах производства комплектующих для вооружения и военной техники, ранее производимых за рубежом. В военных вузах государств организована подготовка кадров по широкому спектру специальностей на безвозмездной и льготной основе.

Также формируется Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которая ориентирована на развитие как экономического сотрудничества, так и военнополитического.

ШОС была образована в апреле 1996 г. В настоящее время ее членами являются Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Узбекистан, Республика Таджикистан, Республика Индия и Исламская Республика Пакистан. Статус наблюдателей имеют Исламская Республика Афганистан, Республика Беларусь, Монголия и Исламская Республика Иран. Партнеры по диалогу — Азербайджанская Республика, Республика Армения, Королевство Камбоджа, Непал, Турецкая Республика, Шри-Ланка. Заявки на участие в качестве наблюдателей подали Народная Республика Бангладеш, Арабская Республика Египет, Сирийская Арабская Республика.

Цели в области безопасности у ШОС следующие: совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступности и нелегальной миграцией, взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании. С 2002 г. в рамках ШОС действует Региональная антитеррористическая структура (РАТС). Регулярно проводятся совместные антитеррористические учения. При этом военным союзом ШОС не является.

Углубление интеграции в рамках ОДКБ.

14 июня 2009 г. было подписано Соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, состоящих из десяти батальонов национальных Вооруженных сил (по три от Российской Федерации и Республики Таджикистан, по два от Республики Казахстан и Кыргызской Республики), для защиты территориальной целостности и суверенитета государств-членов ОДКБ, а также для отражения военной агрессии, проведения спецопераций по борьбе с терроризмом и экстремизмом, противодействия транснациональной организованной преступности, наркоторговле и пр.

Масштабные учения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ прошли в октябре 2010 г. на Чебаркульском полигоне в Челябинской области РФ. В них участвовали в общей сложности 1,7 тыс. военных из пяти стран (Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан).

Данные подразделения в мирное время подчиняются исключительно командованиям вооруженных сил своих стран и лишь в случае необходимости выполняют союзнические обязательства. Из-за особой позиции Республики Беларусь документы, подписанные А. Г. Лукашенко, поступили в секретариат ОДКБ 20 октября 2009 г.

В 2014—2016 гг. продолжилась интеграция в рамках ОДКБ. Принято решение Совета коллективной безопасности ОДКБ «О Коллективных авиационных силах ОДКБ» (2014). В мае 2015 г. проводилась внезапная проверка готовности воинских контингентов всех государств-членов КСОР ОДКБ, в ходе которой они были переброшены в Республику Таджикистан для выполнения учебно-боевых задач вблизи таджикско-афганской границы. В 2016 г. принято решение о создании Центра кризисного реагирования ОДКБ, а также утверждена Стратегия коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 г. (2016), которая служит основой планирования развития системы коллективной безопасности ОДКБ. Документ закрепляет ориентиры дальнейшего развития по всем основным направлениям сотрудничества.

Военно-промышленная кооперация.

Восстановление научно-технической и производственной кооперации ВПК стран СНГ — взаимовыгодный проект, позволяющий сократить издержки на производство продукции военного назначения и в полной мере воспользоваться эффектом экономии на масштабах производства. Военно-промышленная кооперация — необходимое дополнение к военно-политической кооперации. Например, в Европе с 2004 г. действует Европейское оборонное агентство, орган общей внешней политики и политики безопасности.

На пространстве СНГ согласно решению Совета глав правительств СНГ от 15 сентября 2004 г. и Совета коллективной безопасности ОДКБ от 23 июня 2005 г. была создана Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству (МКВЭС) стран ОДКБ. Основными направлениями сотрудничества в рамках ОДКБ являются:

■ формирование оптимальной в формате ОДКБ системы совместных предприятий по разработке, производству, модернизации, ремонту и утилизации продукции военного назначения, со всесторонней отработкой механизма их деятельности, в том числе и контроля, как в формате Организации, так и при выходе на внешний рынок вооружений;

■ создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей единые принципы и правила взаимодействия по всем аспектам внешнеэкономического сотрудничества;

■ проведение согласованной политики по унификации и стандартизации образцов вооружения и военной техники;

■ переход к долгосрочному планированию военно-экономического и военно-технического сотрудничества;

■ формирование единого рекламно-выставочного поля в сфере военно-экономического сотрудничества в рамках ОДКБ.

В ходе регулярных заседаний МКВЭС обсуждаются вопросы военно-промышленного сотрудничества, стандартизации оборонной продукции, создания межгосударственной системы каталогизации предметов снабжения вооруженных сил государств—членов ОДКБ, совершенствования механизма поставок продукции военного назначения, развития интеграции предприятий боеприпасных отраслей промышленности и др. Так, на XIV заседании МКВЭС ОДКБ в Душанбе (май 2016 г.) обсуждались возможности использования странами ОДКБ высокоточного сигнала российской системы спутниковой связи ГЛОНАСС.

Выводы.

1. За годы после распада СССР военно-политическая интеграция в формате СНГ себя не оправдала. В настоящее время в формате СНГ действует лишь Объединенная система ПВО, созданная на основе Соглашения, подписанного 10 февраля 1995 г. Ее участниками являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Причем Узбекистан и Украина сотрудничают с Россией на двусторонней основе. Не являются участниками Азербайджан, Грузия и Молдавия.

2. Ослабление военно-политических механизмов СНГ компенсировалось углублением интеграции в рамках ОДКБ, которая развивалась успешнее, но не без проблем. Тем не менее, страны-участницы ОДКБ, развивая военно-политическую интеграцию, превратились в заметную коллективную силу в региональном и международном плане, в весомый фактор безопасности и стабильности.

3. На евразийском пространстве оформился новый тип военно-политической интеграции, специфика которого заключается в ее разноскоростном и разноуровневом характере, опоре на невоенные средства обеспечения безопасности, ненаправленности против конкретных государств или военно-политических объединений, использовании военной силы в качестве фактора сдерживания, акценте на противодействие новым вызовам и угрозам. При этом созданное в рамках ОДКБ союзническое ядро характеризуется общностью стратегических интересов и представляет наиболее продвинутый в регионе СНГ уровень военно-политической интеграции.

4. В ОДКБ закрепляется форма многосторонней военно-политической интеграции с союзническими отношениями, имеющими приоритетный характер по сравнению со связями с третьими странами и организациями, с главенствующей ролью президентского органа – Совета коллективной бзопасности, позволяющего оперативно выходить на крупные решения по продвижению интеграции, с приобретением наднациональных функций некоторыми звеньями Организации.

5. Создаваемая система коллективной безопасности проходит ряд этапов, ведущих к созданию и совершенствованию коалиционных группировок войск, позволяющих отражать возможную агрессию или террористическое нападение. ОДКБ на данном этапе по форме обеспечения безопасности может быть классифицирована как находящаяся между форматами общей, или кооперативной безопасности и коллективной обороны, или военного союза с возможной эволюций к более высокому военно-политическому интеграционному уровню.

6. Создание единого пространства безопасности предполагает формирование единого экономического пространства, создающего материальные предпосылки для интеграции в военно-политической области. Это относится, прежде всего, к сфере производства современных вооружений, префенциальному военно-экономическому и военно-техническому сотрудничеству, способности оказывать необходимую военно-техническую помощь партнерам и союзникам.

7. Противодействие новым вызовам и угрозам предполагает значительное расширение диапазона и набора используемого инструментария коллективной безопасности, включая активизацию внешнеполитического взаимодействия, расширение и углубление связей между силовыми, специальными, правоохранительными, информационными, социальными и финансовыми органами стран-участниц ОДКБ.

8. Акцент на противодействие новым вызовам и угрозам не снижает значения классических угроз независимости и территориальной целостности союзнических государств постсоветского пространства, что требует повышенного внимания к военной составляющей системы коллективной безопасности, ее соответствующей адаптации к современным условиям.

9. Перспектива интеграции во многом будет зависеть от расстановки внутриполитических сил в государствах СНГ и ОДКБ, и прежде всего в России. Она на данном этапе в целом благоприятствует линии на углубление интеграции постсоветского пространства, создание крепкого союзнического ядра под руководством России. Представляется также важным, что ОДКБ, следуя своим основополагающим принципам, не вмешивается, как показали события в Киргизии, во внутренние дела государств-участников.

Таким образом, углубление военно-политической интеграции в постсоветской Евразии – это объективный процесс и долговременный стратегический приоритет России и ее союзников, требующий первостепенного внимания со стороны государственных структур и общественности, политических и материальных вложений, взаимного учета национальных интересов государств-участников и их народов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: