Модели трансформации исламских обществ.




Мир ислама, Турция и арабские страны, включая Египет, т. е. страны, испытавшие сравнительно длительное воздействие колониализма. Природные ресурсы (если не считать поздно открытых запасов нефти) средние, даже ниже средних; уровень развития средний. Сила ислама и исламского государства (Османской империи) огромна. Случай и стечение обстоятельств скорее в пользу государства, чем против него. Эффект колониализма заметен, но не одинаков: очень силен в Египте, наиболее слаб в Турции. Общий расклад сил: колониализм против ислама и сильного исламского государства. В случае с Ираном расклад тот же, но в еще более жесткой форме противостояния. В случае с Афганистаном примерно то же, но при более низком уровне развития страны и народа и более жестких и неблагоприятных природных условиях, что на пользу традиции и объективно против колониализма. Примерно это же касается и отсталых арабских стран Аравии.

Мусульманские торговцы всегда были хорошо известны на средневековом Востоке. Именно за счет их усилий далекие товары, а с ними и идеи ислама проникали в Юго-Восточную Азию еще до появления там европейских колонизаторов. Торговле покровительствует и Коран, что вполне естественно, если принять во внимание обстоятельства появления этой книги, происхождение пророка Мухаммеда, выросшего на торговом пути вдоль Аравии и в молодости бывшего торговцем. Но средневековая торговля, которой арабы активно занимались на всем Востоке, включая Африку, была традиционной и вписывалась в нормы ислама. Между тем именно сильное государство было чуть ли не неотъемлемым атрибутом развитого исламского общества.

Упадок исламской государственности (кризис Османской империи, а затем и шиитского Ирана) способствовал колонизации стран Магриба и установлению английского протектората в Египте в XIX в. Он же привел к колонизации арабских государств или к превращению этих государств в зависимые в XX в., а также к вмешательству держав в дела Турции и особенно Ирана и Афганистана.

Эффект колониализма в общем виде примерно таков. В отсталых странах, где влияние колониализма было сравнительно недолгим (Аравия, Афганистан, часть арабских стран Африки), трансформация вообще почти не была заметной. Исламское традиционное большинство продолжало жить по привычным нормам и активно сопротивлялось нововведениям. Примерно та же картина была и в странах, где влияние колонизаторов или их давление сказывалось долго и где первоначальный уровень развития был более высоким (Турция, Египет, Иран, Пакистан и Бангладеш). Сходство в том, что подавляющее большинство продолжало жить по нормам ислама и сопротивлялось чуждым влияниям, а также в том, что элементы колониальнокапиталистической структуры, равно как и институты буржуазной демократии, вносились преимущественно за счет усилий колониалистов, хотя в Турции это происходило иначе и шло от европеизировавшихся руководителей страны (это реформы и революционные преобразования). Но длительное давление извне (в Турции и Иране) вело к постепенному внедрению в традиционную структуру элементов иной, капиталистической.

Государственная экономика была альтернативой частнокапиталистической европейского типа. Практически наиболее ощутимые элементы капиталистической структуры фиксируются лишь в Турции и Египте. В Иране они были менее заметны, а попытки шаха искусственно форсировать процесс капиталистической модернизации при ведущей роли государственной экономики привели к революции 1978 г.

В целом мир ислама с его усилившейся после деколонизации государственностью настроен едва ли не наиболее непримиримо по отношению к еврокапиталистической структуре и соответствующим институтам, включая элементы цивилизации и буржуазной демократии. Здесь наиболее часты (если не считать Тропическую Африку) военные перевороты, свидетельствующие о слабости и внешней чуждости институтов буржуазной демократии; здесь наиболее воинственно подчеркивают приверженность к собственной религии и санкционированным ею социальным, моральным и духовным ценностям и стандартам (кроме Турции, едва ли не все исламские государства официально провозгласили ислам государственной религией); здесь наибольшее (опять таки если не считать Тропическую Африку) значение имеет сектор государственной экономики и, пусть не везде, достаточно слаб сектор частнокапиталистический. Даже приток нефтедолларов не изменил сущность; структуры, хотя и резко изменил уровень жизни в богатых исламских странах. Словом, внутренние потенции для трансформации по еврокапиталистическому стандарту в мире ислама едва ли не наименьшие из трех моделей, о которых идет речь. И не только слабы потенции трансформации, но необычайно сильны противостоящие им силы противодействия, сопротивления трансформации.

Модернизация в Турции.

В ноябре 1945 года новый президент Турции Исмет Инёню выступал за отказ от однопартийной системы. Были приняты законы, открывавшие путь к многопартийности. В течение нескольких послевоенных лет возникло около 30 партий. Однако именно Демократическая партия стала наиболее влиятельной. В 1947 году Турция была включена в сферу действий доктрины Трумэна, а потом и Плана Маршалла. Во время Корейской войны Турция напрвила в Корею, 5 тысяч человек. В 1952 году Турция была принята в НАТО. В мае 1950 года на парламентских выборах победу одержала Демократическая партия, а премьер-министром стал Аднан Мендерес. Президентом был избран Джеляль Байяр. Демократическая партия находилась у власти 10 лет. В своей экономической политике она стремилась развивать частный сектор, но ограничить государственный сектор ей так и не удалось. После 1957 года стала нарастать внешняя задолженность Турции. В стране активизировалась деятельность мусульманского духовенства. 27 апреля 1960 года студент стамбульского университета выступил против исламизации общества. Начались массовые беспорядки, которые привели к тому, что 27 мая 1960 года генерал Джемаль Гюрсель совершил военный переворот. Власть перешла в руки Комитета национального единства. Был наложен запрет на деятельность политических партий, в сентябре 1961 года был казнен премьер-министр. Началась выработка новой конституции. По новой Конституции 1961 года военным был предоставлен особый статус. Они получили право вмешиваться в политическую жизнь. Президентом страны стал Джемаль Гюрсель (1961-1966). В 60-е годы развивает левое социалистическое движение. На конец 70-х годов приходится всплеск политической активности.

Преемницей Демократической партии стала Партия Справедливости. В основу экономической политики партии легла идея экономического либерализма. Это обеспечило успех на выборах 1965 и 1969 годов. Лидером ПС стал Сулейман Демирель.В марте 1971 года военные попросили его подать в отставку, но в этот раз они не отменили Конституцию, а лишь внесли в нее поправки. Но Демирель сумел вернуться к власти в рамках коалиционного правительства. Правительство возглавлял Сулейман Демирель. Однако чаща терпения военных переполнилась и 12 сентября 1980 года был совершен переворот.

Премьер-министром стал Бюлент Улусу (1980-1983). В октябре 1981 года был принят закон о запрете политических партий. В 1982 году была одобрена новая Конституция. В апреле 1983 был принят закон о политических партиях, по которому старые партии запрещались, а их лидерам запрещалось участвовать в политической жизни на срок от 5 до 10 лет. Был резко ослаблен контроль над экономикой. В 1984 году началась приватизация государственного сектора, был принят закон о поощрении экспортного производства. Сразу же эти преобразования сказались на показателях в экономике, наметился рост ВНП. Однако выросла и инфляция, усилилось социальное расслоение. Началось создание новых политических партий. На выборах 1987 года победила партия «Отечество», а премьер-министром стал Тургут Озал. В ноябре 1989 года он стал президентом.

В 1991 году на новых выборах победила партия «Верного пути», и было создано коалиционное правительство, которое возглавил Сулейман Демирель. Он сумел оживить экономику. Выросла роль Турции как региональной державы.

В 1983 году в стране восстановлена парламентская система. В период с 1983 по 1996 год правили коалиционные правительства разного состава, в 1996-1997 годах старшим партнером по коалиции стала считавшаяся оплотом исламизма партия «Рефах», но военные добились развала коалиции и запрещения самой партии. «Рефах», однако, просто перегруппировалась на умеренной политической платформе и под названием «Партия справедливости и развития» выиграла выборы 2002 и 2007 годов.Проживающие на территории Турции курды активно борются за свою независимость. Неоднократные восстания, партизанские войны и терроризм оказывают влияние на внутреннюю политику Турции и ее государственное устройство.

В августе 2002 года программу реформ утвердил парламент Турции, и в октябре 2004года Еврокомиссия рекомендовала начать переговоры о вступлении Турции в ЕС.

21 сентября 2012 года: Суд в Турции приговорил троих генералов в отставке к 20 годам заключения за попытку совершения государственного переворота в 2003 году. Участники так называемого «плана Кувалда» ставили целью свержение правительстваРеджепа Тайипа Эрдогана. Различные тюремные сроки по этому делу получили еще 319 человек, среди которых офицеры и крупные военачальники.30 сентября 2012 года: Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что его Партия справедливости и развития стала примером для подражания для всех мусульман на съезде этой консервативной исламской партии. Эрдоган переизбран лидером правящей партии.

4 октября 2012: Турецкий парламент одобрил проведение военной операции за пределами страны. Совбез призвал официальный Дамаск уважать территориальную целостность близлежащих стран и обеспечить «немедленное прекращение нарушений международного права и их недопущение в будущем». В мае 2013 года в Турции начались антиправительственные выступления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: