Программа социального партнерства
С родителями.
Содержание
1. Пояснительная записка...................... 3
2. Актуальность......................... 3
3. Цель программы........................ 4
4. Задачи программы....................... 4
5. Формы взаимодействия с родителями 4
6. Принципы партнерского взаимодействия с родителями 5
7. Методика привлечения родителей к деятельности ДОО 6
8. Ожидаемые результаты программы 6
9. План социального партнерства с родителями (законными
представителями) в группе раннего возраста 6
10. Результативность 10
11. Литература 11
Пояснительная записка.
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов ДОО и родителей.
Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Актуальность.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.
Взаимодействие детского сада и семьи является одной из приоритетных задач в работе ДОО. Так как определенная роль в установлении партнерских взаимоотношений принадлежит педагогам, то детский сад не первый год включает задачу по работе с семьей в годовой план. Для родителей и детей проводятся праздники и развлечения, мастер — классы, спортивные соревнования, тренинги. Приобщаем родителей к оказанию помощи в благоустройстве территории, пополнению предметно-развивающей среды, в организации экскурсий,
|
Но, наряду с положительной динамикой, анализ взаимодействия ДОО и семьи показал существенные недостатки в работе:
1. Содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно.
2. При взаимодействии с семьей воспитанника не учитываются возможности и условия конкретных семей, их интересы.
3. Недостаточное количество родителей вовлечено в работу ДОО.
Это свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы мероприятий для активного включения родителей в работу ДОО. Все это позволяет нам рассматривать взаимодействие с родителями в качестве одной из актуальных проблем деятельности ДОО на современном этапе модернизации системы образования.
Практическая значимость программы заключается в том, что педагогические коллективы детских садов должны сами проявлять инициативу при организации взаимодействия в микро- и макро социуме. О чем говорится в федеральном государственном образовательном стандарте: третья часть «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» пункт № 3.2.5,подпункт № 5.
|
Родители и педагоги детского сада — воспитатели одних и тех же детей. Поэтому результат их деятельности может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками.
Это сотрудничество должно осуществляться в рамках стратегии, согласия и заключается в согласовании того, что может сделать семья, а что — коллектив детского сада. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнерства, с помощью которого родители организуют совместную деятельность.
Цель
формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи
• установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
• приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие;
• обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
• привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
• добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
|
• постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
Формы взаимодействия с родителями:
1. Информационно - аналитические:
• Анкетирование
• Тестирование
• Вопросы – ответы
2. Познавательные:
• Родительские собрания
• Круглые столы
• Консультации
• Беседы, дискуссии
• Совместное создание предметно-развивающей среды
3. Наглядно - информационные:
• Папки-передвижки
• Родительский уголок
• Фотовыставки
• Библиотека-передвижка
4. Досуговые:
• Праздники и развлечения
• Дни здоровья
• Выставки, творческие конкурсы
• Выставка семейных коллекций.
Принципы партнерского взаимодействия с родителями.
1. Открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
4. Индивидуальный подход;
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. Динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.