Добров Дмитрий ФК2-2
Рыбакова Мария ФК2-2
Орехова Наталья ФК2-2
Сущность и классификация теорий мотивации
Мотивация – это часть процесса управления, которая направлена на стимулированиеготовности работника приложить значительные усилия для достижения целей организации и удовлетворить за счет этого определенные индивидуальные потребности
Три основных элемента:
v Усилия (мера интенсивности, настойчивости)
v Организационные цели
v Потребности индивидуума
Принципы мотивации
v Установление четких целей и задач
v Увязка целей и вознаграждения, определение критериев оценки
v Гласность. Наличие обратной связи
v Создание благоприятных условий для эффективной работы
v Единство моральных и материальных методов стимулирования
v Учет личных качеств работников
v Использование преимущественно положительных стимулов
Содержательные теории мотивации
Иерархия потребностей Маслоу
Суть теории: по мере удовлетворения в основном каждой потребности, доминирующей становится следующая в иерархии потребность, и индивид продвигается вверх по иерархической лестнице потребностей. Согласно теории, если Вы хотите мотивировать кого-то к труду, необходимо определить, на какой ступени находится человек, и стараться удовлетворять эти потребности.
Мотивационно-гигиеническая теория Герцберга
Теория, согласно которой внутренние факторы связаны с удовлетворенностью человека работой и его мотивацией к труду, а внешние факторы – с неудовлетворенностью работой.
|

|


Суть теории: менеджеры, которые стремятся устранить факторы, порождающие неудовлетворенность их подчиненных работой, могут достичь полной гармонии для работников, но при этом не обязательно обеспечат их мотивацию к эффективному труду. Необходимо в то же время уделять внимание мотивирующим факторам.
Два вида факторов:
1. Гигиенические – факторы, которые приводят только к снижению неудовлетворенности работника, не мотивируют служащих
2. Мотиваторы – факторы, повышающие степень удовлетворенности человека своей работой, мотивируют служащих.
Теория высших потребностей МакКлелланда
Суть теории: существует три основных мотива (потребности), которые проявляются в рабочих ситуациях:
v Причастность: стремление к дружественным и близким межличностным отношениям
v Власть: побуждение других вести себя так, как они не стали бы вести без принуждения
v Успех: достижение целей, борьба за преуспевание и опережение других
Теория мотивации Альдерфа
Суть теории: людей заботят только три потребности — потребность существовать, потребность общаться с другими и потребность своего роста и развития. Теория имеет принципиальное отличие от теории Маслоу — движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз в том случае, если не удовлетворяется потребность верхнего уровня.
![]() | |||
![]() | |||

3. Процессуальные теории мотивации. Теория ожиданий. Теория справедливости. Сопоставительный анализ теорий мотивации.
Теория ожидания Врума
Мотивация деятельности человека М складывается из трех сомножителей: М ОР ЮВ Ц, где ОР -оценка работником собственных возможностей выполнить требуемую работу в установленные сроки, т.е. ожидаемый результат работы; ЮВ - оценка степени доверия к обещанию получить вознаграждение; Ц - ценность для человека обещанного вознаграждения