Вологодская область в годы Великой Отечественной войны




Л.М. Сухарева

Да, сделали все, что могли.

Кто мог, сколько мог и как мог.

Б. Слуцкий

Война… Какое страшное, холодное, леденящее сердца людей слово. Великая Отечественная война вошла в каждый город, село, дом, набросила тень разлуки на всю страну. 1418 дней и ночей сыны и дочери нашего Отечества героически сражались с немецко-фашистскими захватчиками на огромной территории от Сталинграда до Берлина, от Баренцева моря до Черного. Многие из них, в том числе воины-вологжане, отдали свои жизни ради Победы над врагом.

С началом войны резко изменился привычный ритм жизни Вологодской области. В планах Гитлера крайним сроком захвата Вологды объявлялся май 1942 года. 22 июня 1941 года, в связи с объявлением военного положения, бюро обкома ВКП (б) приняло постановление «О мероприятиях в связи с нападением на Советский Союз со стороны вооруженных сил фашистской Германии». Уже в первые месяцы войны Вологда оказалась в прифронтовой полосе.

Народ в едином патриотическом порыве встал на защиту Отечества. Начиналась «священная война». В военные годы в Вологде были сформированы партизанский отряд «За Родину», 272-й зенитный артиллерийский дивизион, 34-й стрелковый запасный полк 29-й запасной стрелковой бригады, 111 (24)-я гвардейская стрелковая Евпаторийская дивизия, 103 (65)-я гвардейская танковая бригада и другие соединения.

На долю Вытегорского района Вологодской области выпала особая роль прифронтового района: здесь в течение 990 дней (1941 – 1944г.г.) проходил передний край обороны частей Красной армии – Оштинская оборона. Население района совместно с воинскими подразделениями приняло самое непосредственное участие в борьбе с врагом. Невозможно переоценить значение Оштинской обороны – планы немцев о создании второго кольца блокады, захвата Вытегры и Мариинского водного канала, важных стратегических в военном отношении объектов, были сорваны.

Территория Вологодской области оказалась важнейшей тыловой базой. В сложной обстановке в кратчайшие сроки в области была развернута сеть эвакогоспиталей, организована санитарно-противоэпидемическая служба, расширена сеть медицинских учреждений. Настроения вологжан, оставшихся в тылу, убедительно иллюстрирует резолюция, принятая 1 июля 1941 года на общем собрании трудового коллектива завода «Северный коммунар»: «Пославши на фронт наших сыновей, братьев и отцов, мы, оставшиеся на трудовом посту, отдадим все свои силы на дело оснащения нашей армии и страны всеми теми машинами и механизмами, какие требуются от завода. Мы готовы идти на любые жертвы, если того требуют интересы нашей Родины».

С первых же дней войны из ворот ВПВРЗ прямо на передовую уходили санитарные поезда, ремонтные «летучки», бронепоезда. На заводе «Северный коммунар» было налажено производство минометов, на канифольном заводе - бутылок с зажигательными ампулами, на судоремонтном заводе – котлов для походных кухонь, на мебельной фабрике – лыж, на швейной – обмундирования.

В интересах концентрации всей гражданской и военной власти и установления порядка в городе Вологде и прилегающих районах, представлявших собой ближайшие тыловые районы фронта, 25 октября 1941 года был создан Вологодский комитет обороны. Возглавлял его первый секретарь обкома ВКП (б) П. Т. Комаров. В Вологде было сформировано более 2400 групп противовоздушной обороны, построены многочисленные укрытия. Для защиты края формировалось народное ополчение, готовились резервы для фронта, на дальних подступах к Вологде начали возводиться оборонительные сооружения.

Образ Вологды военной поры, основанный на большом фактическом материале, воссоздает в своих книгах журналист и историк Геннадий Александрович Акиньхов. Обратившись к ним, можно зримо представить жизнь города в это нелегкое время. «Берега речки, которая рассекает весь город, разрыты. Всюду укрытия от воздушных налетов. Деревья на бульваре у драматического театра по улице Октябрьской вырублены. Земля изрезана траншеями. На вокзале толпы людей – ступить негде. Пустынно на ночных улицах. Хождение без пропусков запрещено. Военные патрули проверяют документы редких прохожих. Очереди у магазинов за хлебным пайком. Постоянно отключают свет и воду. Холодно на работе и дома. Раскопаны под картошку все пригодные клочки [земли] и в городе, и в окрестностях. Много военных, эвакуируемых, возвращающихся "с окопов", мобилизованных. Переуплотнены городские квартиры, частные дома. Дикие цены на рынке. Переполнены больницы», – пишет Г. А. Акиньхов в книге «Вологда прифронтовая».

В 1941-1942 годах фашисты неоднократно пытались бомбить Вологодский железнодорожный узел. Небо над Вологдой защищал 740-й истребительный авиационный полк Череповецко-Вологодского дивизионного района ПВО. 29 декабря 1941 года летчик Александр Николаевич Годовиков в районе Кадуя сбил в воздушном бою фашистский бомбардировщик «Юнкерс-88». В январе 1942 года сбитый самолет был доставлен в Вологду и выставлен на всеобщее обозрение на площади Революции. Он призван был символизировать неизбежность победы над фашистской Германией.

Рядовые вологжане ценой неимоверных усилий поддерживали воюющую армию. Многочисленные государственные займы, добровольные пожертвования в Фонд обороны – все это будни военных дней. Жители Вологды внесли свыше 1 миллиарда рублей в общенародную победу над фашизмом. Только в строительстве эскадрильи самолетов «Героическому Ленинграду» доля вологжан составила около 30 миллионов рублей.

В годы войны резко возросло число доноров в области, людей, которые собственную кровь отдавали для спасения жизни раненых воинов. О росте числа доноров говорят следующие данные: если в 1940 году было 311 доноров, то в 1942 году – уже 11 тысяч.

Вологодский военно-санитарный поезд № 312 впоследствии стал широко известным по повести Веры Пановой «Спутники», кинофильмам «На всю оставшуюся жизнь» и «Поезд милосердия». Повесть и кинофильмы правдиво показывают патриотизм и человечность русских людей, их стойкость, ратный подвиг на фронте и самоотверженный труд в тылу. Первый военно-санитарный поезд № 312 вышел в рейс 26 июня 1941 года. В бригаде поезда было 40 медицинских работников и железнодорожников. Поезд совершил десятки рейсов на все фронты, пройдя 200 тысяч километров. За это время поездом было перевезено более 25 тысяч раненых. Коллектив поезда №312 внес десятки рационализаторских предложений по организации перевозки раненых, превратив поезд в образцовое лечебное учреждение. В поезде был оборудован вагон-баня, на крыше стояли ящики с выращиваемой зеленью, под вагонами перевозили кур, содержали поросят, чтобы давать раненым бойцам свежее мясо и яйца. В поезде царил образцовый порядок и чистота. 6 ноября 1942 года коллективу поезда было вручено Переходящее Красное Знамя РЭП-95. (И ни к кому оно уже до самой Победы больше не переходило). ВСП-312 был также награждён грамотой Главного санитарного управления Советской Армии и получил телеграмму из Кремля с благодарностью от И.В.Сталина.

Особая ответственность в годы войны легла на плечи вологодских железнодорожников. Вологодский железнодорожный узел организовывал перевозки военных грузов в Ленинград и на другие фронты. Обратно в тыл эшелоны возвращались с ранеными. Вологда стала одним из важнейших в стране центров по эвакуации раненых и больных, отправке их в глубокий тыл. В Вологде находился распределительный эвакуационный пункт (РЭП-95), в систему которого входили госпитали и транспортные учреждения. В подчинении РЭП-95 в те годы было до 60 эвакогоспиталей (из них в городе Вологде было развернуто девять), в его распоряжении имелось 50 военно-санитарных поездов (ВСП).

Вологда ежедневно принимала по 9-10 санитарных поездов. За всю войну они провезли через Вологду около миллиона раненых. Сотни тысяч из них получили здесь первую помощь, были возвращены в строй или отправлены на лечение.

Однако порою самоотверженность и человеколюбие вологжан оказывались бессильны перед смертью. На Пошехонском кладбище города Вологды покоятся 1048 воинов, умерших от ран в госпиталях города, на Введенском кладбище – 3843 воина.

Вологжане оказали значительную помощь Ленинграду. Нити, связывавшие страну с этим городом, сходились в Вологде. Отсюда весь поток грузов для Ленинграда и Ленинградского фронта шел по Северной железной дороге через Тихвин на Волхов, далее - на Ладогу. Вологодский аэропорт с осени 1941 года приобрел значение первого «воздушного моста», по которому следовали грузы для оказавшегося в блокаде города на Неве. Важную роль сыграла Вологда в эвакуации ленинградцев, которая началась летом 1941 года. Весной 1942 года из Ленинграда было вывезено 554186 человек. Через Вологду прошло 215 эшелонов, в которых проследовали 186287 человек, примерно треть от общего числа эвакуированных ленинградцев. Вологжане делали все возможное, чтобы облегчить тяготы пути эвакуированным – больным, ослабевшим от голода людям. В эти годы 5149 тяжелобольных были сняты с поездов и оставлены на излечение в госпиталях и больницах Вологды. Всех спасти не удалось. В шести эвакогоспиталях, созданных специально для ленинградцев, и двух больницах скончались 1928 человек.

Единство фронта и тыла нашло отражение еще в одном примечательном факте. В знак признания заслуг перед страной в годы войны коллективам Вологодского паровозовагоноремонтного завода и паровозного депо были переданы на вечное хранение Красные знамена Государственного Комитета Обороны. Вологжане героически сражались на фронте и самоотверженно трудились в тылу. 18 из них были удостоены звания Героя Советского Союза, многие – награждены орденами. Около 20 тысяч рабочих, инженерно-технических работников и служащих награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Военно-стратегическое значение Вологды как прифронтового города и его гуманитарная роль, особенно в оказании помощи ленинградцам, хорошо известны. Однако на войне противника не только уничтожают, но и берут в плен. В лагерях, находившихся на территории Вологодской области (в Череповце, Вологде, Соколе...) содержалось не менее 60 тысяч военнопленных солдат вермахта; из них от ран и лишений умерли более шести тысяч человек. В Вологде военнопленные участвовали в строительстве домов. По свидетельствам старожилов, к их числу относятся дома на улицах Беляева (№ 20), Козленская (№ 61), М. Ульяновой (№ 47)... Немцы проложили первые километры новой автогужевой дороги на Ярославль.

Нелегким и мучительно долгим был путь наших дедов и прадедов к Победе. От начала и до конца войны-вологжане шли в этом тяжелом испытании рука об руку со всем многомиллионным советским народом, как верные сыны и дочери своей Родины. Сегодня наша обязанность помнить об этом, знать историю своего Отечества и малой родины, чтить память и подвиг русского народа.

Источники:

1. Вологода в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945) // Вологдв в минувшем тысячелетии: очерки истории города / А.В. Суворов и др.; редкол.: А.С. Якуничев (пред.) и др.; предисл.: Ю.К. Некрасов, Р.П. Биланчук. – Вологда. 2006. – С. 179-184.

2. Область в период Отечественной войны (1941-1945 гг.): [Вологжане на фронтах Великой Отечественной войны; Патриотические и трудовые дела вологжан в тылу] // Очерки по истории края: (Вологодская область) / Т.И. Осьминский, Н.В. Озеринин, И.И. Брусенский. – Вологда, 1960. – Гл. XIV. – С. 366-396.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: