Самоиспытание и познание греховности




Содержание

Мысли о разных предметах веры.. 1

Самоиспытание и познание греховности. 1

К смущаемым нечистыми помыслами. 2

Возрасты греха. 3

Воспоминание о страшном Суде (Созерцание) 5

Основное чувство нашего сердца – грусть (Из «Писем о христианской жизни») 5

Изложение спасительной веры Христовой в кратких положениях. 6

Мысли о внутренней жизни. 8

Заметки о духовной жизни. 10

Мысли о богоугодной жизни. 10

Испытание Писаний. 12

Мысли о разных предметах веры.. 12

Из Священной истории. 17

Подзаконная религия, как она дана Богом через Моисея народу Израильскому. 17

1. Завет Бога с еврейским народом.. 18

2. Религиозные понятия, соответственные завету. 22

3. Религиозные чувствования. 23

4. Нравственные расположения, или практические чувства. 25

5. Обрядность как средство к образованию и укреплению нравственных расположений. 26

6. Практические правила, как поприще для упражнения по преимуществу нравственных расположений 27

7. Гражданские постановления и вообще все устройство общества применительно к религии подзаконной. 27

8. Как освоился народ с новым порядком и чем укреплялся в хождении по нему. 29

9. Почему религия и церковь явились теперь в таком виде. 33

10. Какой религия подзаконная должна образовать дух в народе?. 36

Как зародилось и созрело дело о смерти Господа Спасителя у врагов его со времени явления им Себя миру, и как относился к этому Сам Господь. 39

Переход Господа на Елеон. 44

Проповеди. 45

Слово в день святой великомученицы Варвары.. 45

Легкое средство к усвоению святой жизни христианской (Поучение в Неделю 23-ю по Пятидесятнице) 46

Что такое «анафема»? Слово в неделю Православия. 48

О внезапной смерти (Слово написано в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка», потерпевшем крушение в Балтийском море в мирное время) 50

О богатом и Лазаре (Беседа в Неделю 22-ю по Пятидесятнице) 51

Слово в день сошествия Святого Духа. 54

Заступление и покров Пресвятой Богородицы.. 56

 

 

 

Мысли о разных предметах веры

 

Самоиспытание и познание греховности

 

Всякий войди в себя самого и займись, преж­де всего, рассмотрением жизни своей и все­го, что в ней было неисправного. Конечно, всякий говорит о себе, что он грешен, и не только говорит, а нередко и чувствует себя таковым; но эта греховность наша представля­ется нам в виде смутном и неопределенном. Этого мало. Истинное покаяние и должная исповедь требуют определенно разъяснить се­бе, что именно в нас нечисто и грешно и в какой мере,— узнать свои грехи ясно и раздельно, как бы численно.

Для этого вот что советуют сделать: по­ставь, с одной стороны, закон Божий, а с другой — собственную жизнь и смотри, в чем они сходны и в чем не сходны. Бери или свои дела и подводи их под закон Божий, чтобы видеть, законны ли они; или бери закон и смотри, исполняется ли он как следует в жизни твоей. Например: ты был оскорблен — и отмстил; так ли велит закон христианский? Видишь погрешности других и осуждаешь; так ли это по заповедям Господним? Сделаешь что доб­рое — и высишься или трубишь пред собою; позволительно ли так делать христианину? Или: закон велит в церковь ходить неленостно и в церкви стоять благоговейно — во внимании и молитве; исполняется ли тобою это? Закон велит не похотствовать, не гневаться, не зави­довать, не присвоять чужого и проч.; исполне­но ли все это?

Чтобы ничего не упустить в этом важном деле самоиспытания, хорошо держаться в нем какого-либо порядка. Например: вообрази себе как можно яснее все обязанности свои — в отношении к Богу, ближним и самому себе; и потом как можно точнее и подробнее про­смотри свою жизнь — по всем этим отношени­ям. Или:перебирай заповеди Десятословия одну за другою, со всеми частными предписа­ниями, содержащимися в них, и смотри, испол­нил ли ты все требуемое ими? Читай также или припоминай Нагорную беседу Спасителя, где Он изъясняет закон, восполняя его духом христианским, или — послания апостольские, где излагаются обязательные для христиан де­ла и расположения, например: Римлянам — с 12-й главы, Ефесянам — с 4-й, Иакова, Иоан­на Богослова и прочих. Смотрись во все это, как в зеркало, и увидишь, где в тебе есть какое пятно и какое безобразие.

Вследствие такого пересмотра жизни от­кроется — в числе наших дел, слов, чувствова­ний, помышлений, желаний — множество или прямо противоположных закону, или полуза­конных, то есть таких, в коих нечисты намере­ния, хоть они внешно сообразны с законом; или опущенных, коим следовало бы быть, но мы не хотели их выполнить; соберется всего этого многое множество, и — может быть — вся жизнь окажется составленною из одних дел недобрых, как непрерывная цепь, или не­прерывный ряд, изделий безобразных и отвра­тительных.

Внешнее в покаянии сделано. Но на этом не должно останавливаться. Надобно идти далее по пути познания своей греховности — вхо­дить глубже в греховное сердце. Под делами и словами, под частными мыслями, желаниями и чувствованиями лежат постоянные располо­жения сердца, служащие для них источником. Совокупность этих расположений составляет «личность» человека и определяет его характер. Их-то потому особенно и надобно определить; труда здесь не очень много: добросовестность наша пред собою не позволит нам скрыть, чем облачается наше сердце и какие обитают в нем властители; а то и осязательно можно указать о том свидетеля, и именно: какие недобрые дела часто нами повторяются и вырываются с такою силою, что мы совладеть с собою не можем?.. Это значит, что они имеют корень в сердце; там, должно быть, скрывается посто­янный их производитель, то есть соответствен­ная им склонность, или страсть. Какая в осо­бенности страсть господствует во мне, препят­ствуя моему покаянию и удерживая в оковах греха? Это можно узнать по следующим при­знакам: все, с чем труднее всего нам расстать­ся, чем наиболее привыкло утешаться наше сердце, о чем наиболее всего мечтаем мы и наяву, и во сне, что особенно стараемся мы скрыть не только от других, но и от самих себя, в чем тяжелее всего признаться пред от­цом духовным, чего особенно не хочется объя­вить на исповеди,— все это очевидно господ­ствует над нами и держит нас в плену; во всем этом скрывается внутренний змий, который отравляет нас своим ядом. Против сего-то именно недуга душевного и должно направить все усилия и всю духовную бдительность. Кто не победит своей господствующей страсти, тот никогда не исправится и не выйдет на свободу от грехов. При всяком порыве вознестись горе господствующая страсть влечет и повергает долу. Итак, какая же во мне господствую­щая страсть?

Известно, что корень всему злу есть само­любие. Из самолюбия выходят гордость, корысть и страсть к наслаждениям, а от них уже и все прочие страсти. Они все есть у всякого, кто грешит, но не у всех в одинаковой степени. У одного гордость преобладает, у дру­гого — корысть, у третьего — страсть к на­слаждениям. И гордый не чужд корыстных видов и наслаждений, но легко приносит их в жертву, когда они могут унизить его. И свое­корыстный готов потешиться, если это ему ничего не стоит, и проч. Так у всякого одна какая-либо страсть господствует, а другие сто­ят как бы в тени. Эту-то господствующую страсть и надобно увидеть и определить, чтобы потом на нее решительнее и действовать мож­но было. Один святой отец говорит: «Господь требует от тебя восстановления целомудрия, а ты милостыню раздаешь да богадельни и часовни строишь,— исправь прежде первое, и второе приятно будет». Легко узнавать и ча­стные пороки, которыми кто страждет. Если, например, кто, указывая на другого, в одном случае скажет: «Смотри, что он делает!», в другом с досадою повторит: «Какая несооб­разность!», а то мину покажет насмешливую, и вообще охотнее и больше говорит о поступках других, и с невыгодной стороны,— тому не­трудно догадаться, что он страдает богопро­тивным пороком осуждения, и т. п.

И еще далее надо идти в познании себя. После всего надобно определить общий дух жизни нашей, или одну отличительную ее чер­ту. Кому мы служим: Господу или себе и гре­ху? Что имеем в виду — себя или Господа — славу Его, угождение Ему? За кого всегда стоим — за имя Божие или за себя? Но ска­зать это может только совесть наша, втайне, пред лицем Господа. Ее и вопросите. Дела же, и добрые, не суть доказательство, что мы слу­жим Господу, ибо можно и их делать себя ради. Эта черта определяет, что мы такое и чего потому ожидать должны. Познанием же этой черты возглавляется, или завершается, са­мопознание. Так, наконец, вообразится вся картина нашей греховности и вся история нашей греховной жизни: дела, чувства, расположения и главный дух жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: